Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 декабря 2014 г. г. Миллерово
Миллеровский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Бугаевой Е.А.
при секретаре Жусуеве А.Б.
с участием помощника Миллеровского межрайонного прокурора Ивановой Ю.В.,
представителя ответчика Администрации Миллеровского района Хмелёва И.В., представителя третьего лица МУ Управление образования – Стецуриной М.И., представителя третьего лица МУ «Управление жилищно – коммунального хозяйства, строительства и транспорта Миллеровского района» Ростовской области – Моисеенко Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Миллеровского межрайонного прокурора в интересах Попова В.В. к Администрации Миллеровского района, третьи лица Министерство территориального развития архитектуры и градостроительства Ростовской области, МУ Управление образования Миллеровского района, Администрация Тренёвского сельского поселения, МУ «Управление жилищного-коммунального хозяйства, строительства и транспорта Миллеровского района» Ростовской области, Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, об обязании обеспечить жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
В Миллеровский районный суд обратился Миллеровский межрайонный прокурор с исковым заявление в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, в защиту нарушенных прав Попова В.В. на жилище в муниципальном жилищном фонде, в котором просил суд обязать Администрацию Миллеровского района предоставить Попову В.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В обоснование исковых требований Миллеровский межрайонный прокурор указал, что Попов В.В., ДД.ММ.ГГГГ р., в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1).
Мать Попова В.В. – С.Т.Н. и отец П.В.Н. решением Миллеровского городского суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ. лишены родительских прав Постановлением главы Администрации <данные изъяты> района № от ДД.ММ.ГГГГ. Попов В.В. передан под опеку С.Т.Н. По достижению Поповым В.В. совершеннолетия, опека над ним была снята.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижению ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности по достижению совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Аналогичный порядок обеспечения лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предусмотрен п. 1 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попече6ия родителей (далее Положение), утвержденного постановлением администрации Ростовской области от 07.03.2013г. № 125 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области» от 25.06.2012г. №539.
Родители Попова В.В. собственного жилья не имели, и жильё за несовершеннолетним Поповым В.В. согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не закреплялось.
В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Областным законом Ростовской области, от 22.10.2004 № 165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области» вставшие на льготный жилищный учет дети-сироты обеспечиваются жильем за счет средств областного бюджета.
В силе положений Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, переданы муниципальным районам и городским округам. В связи с чем, Попов В.В. подлежит обеспечению жильем администрацией Миллеровского района.
Положением от 07.03.2013г. № 125, предусмотрено направление средств областного (федерального) бюджета на приобретения муниципальными образованиями жилых помещений и обеспечение им лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Миллеровского районного суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ. за Поповым В.В. признано право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях как лицу, оставшемуся без попечения родителей и право на предоставление жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, предусмотренных для детей, оставшихся без попечения родителей.
МУ «Управление образования Миллеровского района» в установленном порядке направлены соответствующие документы квартирного учёта в адрес Администрации Ростовской области на рассмотрение межведомственной комиссии для принятия решения по вопросу финансирования приобретения жилой площади Попову В.В.
Попов В.В. состоит в общеобластном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с постановлением администрации Тренёвского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. №
В связи с редакцией Федерального закона от 21.12.1996г. (ред. от 29.02.2012г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также в соответствии со вступившим в силу с 01.01.2013г. Федеральным законом от 29.02.2012г. № 15 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Попов В.В. подлежит обеспечению жилым помещением с 08.10.2013г.
Однако, в нарушение ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Областного закона Ростовской области «О социальной поддержке детства в Ростовской области» органами исполнительной власти Попов В.В. не обеспечен жилым помещением во внеочередном порядке по независящим от него обстоятельствам по настоящее время.
Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище. В соответствии с Жилищным кодексом РФ (ч. 3 ст. 1, п.3 ст. 2) органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», судебная защита является одной из мер государственной поддержки как детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, так и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Право обращения за судебной защитой имеют сами дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители и прокурор.
В ходе судебного заседания помощник Миллеровского межрайонного прокурора Иванова Ю.В. поддержала исковые требования Миллеровского межрайонного прокурора и просила суд их удовлетворить в полном объёме. Иванова Ю.В. пояснила суду, что в Миллеровскую межрайонную прокуратуру поступило обращение Попова В.В., согласно которому он просил защитить его права. В ходе проведения проверки было установлено, что в соответствии со 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», он является лицом, оставшимся без попечения родителей, также было установлено, что решением Миллеровского районного суда он был поставлен на квартирный учет. На основании решения суда Администрацией Тренёвского сельского поселения было вынесено постановление о постановке Попова В.В. на учет. Сведения об этом направлены в Министерство общего и профессионального образования. В этом органе принимается решение об обеспечении жилым помещением лиц данной категории с занесением их в областной список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением
Лицо, в защиту чьих интересов подано исковое заявление, Попов В.В. в судебном заседании поддержал исковые требования Миллеровского межрайонного прокурора и просил их удовлетворить. Пояснил суду, что после того, как в судебном порядке он был поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилище, он обратился в Администрацию Тренёвского сельского поселения, предоставил все необходимые документы. Попову В.В. ответили, что необходимо сделать осмотр жилого помещения, в котором он живёт. Попов В.В. ездил в Администрацию Тренёвского сельского поселения несколько раз, но никто не приезжал делать осмотр жилья. После этого Попов В.В. обратился в прокуратуру. У Попова В.В. нет своего жилья. В настоящее время он зарегистрирован в <адрес> в трёхкомнатной квартире, которая принадлежит отцу его жены, но проживает в <адрес>, потому что там работает.
Представитель ответчика Хмелёв И.В. возражал против удовлетворения иска на том основании, что согласно ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Областному закону Ростовской области от 22.10.2004 №165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области», вставшие на льготный жилищный учет дети-сироты обеспечиваются жильем за счет средств областного бюджета. Но Администрация Миллеровского района не обеспечена денежными средствами. Министерство архитектуры и градостроительства Ростовской области, которое представляет Правительство Ростовской области, как главного распорядителя бюджетных средств, деньги не предоставило. Кроме того, в списках на 2015г. на предоставление жилья фамилия Попова В.В. не включена.
Представитель третьего лица Стецурина М.И. полагалась на усмотрение суда при вынесении решения. Также она пояснила, что Попов В.В. состоит в общеобластном списке категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. После вынесения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ. о признании Попова В.В. нуждающимся в жилом помещении, вся документация из Управления образования была передана в прокуратуру для проведения проверки. Также на основании решения Управление образования подали ходатайство в Министерство общего и профессионального образования. После этого из Министерства предоставляются соответствующие списки лиц, которые должны быть обеспечены жильём.
Представитель третьего лица Моисеенко Е.В. пояснил, что Управление работает только по спискам Министерства образования Ростовской области, которые утверждаются заседанием ежемесячной комиссии. Управление ЖКХ приобретает жилые помещения только при наличии денежных средств на текущий год согласно договору №22-РС от ДД.ММ.ГГГГ года. Для приобретения квартиры Попову В.В. на текущий год денежные средства Министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области не были выделены, в связи с чем, приобрести жилое помещение не представляется возможным. О том, что Попов В.В. включён в список на следующий год, информации на сегодняшний день нет.
Третьи лица Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Администрации Тренёвского сельского поселения Миллеровского района о дате и времени проведения судебного заседания были уведомлены надлежаще, однако в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
Суд с учетом мнения сторон считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав помощника Миллеровского межрайонного прокурора, Попова В.В., представителя ответчика, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
В соответствии со ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка. ( в ред. ФЗ от 29.02.2012г. №15).
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Абзац четвертый статьи первой названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Согласно положениям Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, переданы муниципальным районам и городским округам.
В ходе судебного заседания было установлено, что родителями Попова В.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, являются отец П.В.Н. и мать С.Т.Н.(л.д. 10). Мать Попова В.В. – С.Т.Н., и отец П.В.Н. решением Миллеровского городского суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ. лишены родительских прав (л.д. 21). В последующем, Постановлением главы Администрации <данные изъяты> района № от ДД.ММ.ГГГГ. Попов В.В. передан под опеку С.Т.Н. (л.д. 20).
Как следует из постановления Администрации Тренёвского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ. Попов В.В. обращался ДД.ММ.ГГГГ. в Администрацию Тренёвского сельского поселения Миллеровского района Ростовской области с заявлением о постановке его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с нормативно-правовыми документами, которые регламентируют порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей., однако ему было отказано в постановке на жилищный учёт (л.д. 18-19).
На основании решения Миллеровского районного суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ Попов В.В., согласно постановлению Администрации Тренёвского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ. принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо, оставшееся без попечения родителей, составом семьи 2 человека (л.д.13-16, 17).
Согласно сводному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на 2015г., утверждённому и согласованному Министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области и Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, Попов В.В. в этот список не включен (л.д. 55-56).
На момент обращения в суд Миллеровским межрайонным прокурором Попов В.В. подлежал обеспечению жилым помещением в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1203 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой (попечительством) не имеющих закрепленного жилого помещения (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2012 № 1390). Данные Правила определяют порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - субсидии).
Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, подлежащим обеспечению жилыми помещениями (далее - расходные обязательства субъектов Российской Федерации).
Критерием отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий является наличие в субъекте Российской Федерации включенных в список на получение жилого помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет и (или) лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет и старше на начало текущего финансового года.
Согласно абз. 5 ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.
Анализ положений, приведенных выше норм федерального и областного законодательства, позволяет прийти к выводу о том, что предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилого помещения по договору найма, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
В свете изложенного доводы представителя ответчика и представителя МУ «Управления ЖКХ, строительства и транспорта Миллеровского района» о том, что Попов В.В. может быть обеспечен жильем согласно установленному порядку в зависимости от выделения бюджетных средств, суд не принимает во внимание. В судебном заседании нашло свое полное подтверждение, что Попов В.В. относится к указанной категории детей, оставшихся без попечения родителей, право на получение жилого помещения у него возникло в 2013г., которое никем из участвующих в деле лиц не оспаривается, однако до настоящего времени его право на получение жилого помещения не реализовано. Как установлено выше, прямая обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, в данном случае на ответчика- администрацию Миллеровского района.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию Миллеровского района Ростовской области предоставить Попову В.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Миллеровский районный суд Ростовской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Бугаева
решение в окончательной
форме изготовлено 31.12.2014г.