УИД 38RS0031-01-2018-003223-91
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 апреля 2019 года |
г. Иркутск |
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Говоровой А.Н. при секретаре ФИО13
с участием представителя МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае Тарнуевой В.В., представителей Кислицына А.С. – Краснозвездовой А.С., Саенко И.В., третьего лица Шваенко О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№2-167/2019 по иску Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае к Кислицыну Андрею Сергеевичу об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения;
по иску Кислицына ФИО13 к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае о признании права собственности на земельные участки,
с привлечением к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Иркутского районного муниципального образования, федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского», Шваенко ФИО13,
установил:
Определением суда от 16 января 2019 года объединены в одно производство гражданские дела по иску Российской Федерации в лице МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае к Кислицыну А.С. об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения (дело №2-167/2019); по иску Кислицына А.С.
к МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае о признании права собственности на земельные участки (дело №2-600/2019). Объединенному делу присвоен номер 2-167/2019.
Российская Федерация в лице МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае обратилась в суд с иском к Кислицыну А.С., в котором просило истребовать из чужого незаконного владения ответчика в пользу истца земельный участок площадью 1 500 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ....; и земельный участок площадью 1 500 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: .....
В обоснование иска МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае указало, что спорные земельные участки, право собственности на которые зарегистрировано за Кислицыным А.С., расположены на территории земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в собственности Российской Федерации и на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГОУ ВО «Иркутский ГАУ» (ранее именовавшемуся Иркутским сельскохозяйственным институтом). Кроме того, спорные земельные участки образованы на месте земельного участка лесного фонда, переданного в аренду Шваенко О.П. по договору аренды № от **/**/****.
По мнению истца, передавая в частную собственность спорные земельные участки администрация Иркутского районного муниципального образования превысила полномочия и ущемила права Российской Федерации. В связи с тем, что земельные участки незаконно выбыли из владения Российской Федерации помимо ее воли, истец обратился с иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
В судебном заседании представитель МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае Тарнуева В.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, в удовлетворении иска Кислицына А.С. просила отказать.
Кислицын А.С. обратился в суд с иском к МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, в котором просил признать за ним право собственности на земельный участок площадью 1 500 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ....; и земельный участок площадью 1 500 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: .....
В обоснование иска Кислицын А.С. указал, что, поскольку у него право собственности на спорные земельные участки возникло на законных основаниях до 01.01.2016, решением суда земельные участки истребованы из его владения в связи с их нахождением в границах лесничества, то на основании норм Федерального закона от 29.07.2017 №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» за ним может быть признано право собственности на указанные земельные участки.
В судебное заседание Кислицын А.С. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны. В судебном заседании представители Кислицына А.С. – Краснозвездова А.С., Саенко И.В., поддержали иск Кислицына А.С., в удовлетворении иска Российской Федерации просили отказать, оспорили результаты судебной экспертизы, указав на предположительный характер выводов эксперта, получение экспертом доказательств самостоятельно.
Третье лицо администрация Иркутского районного муниципального образования в письменных возражениях на иск Российской Федерации указало, что территориальным управлением не представлено доказательств нахождения спорных земельных участков в собственности Российской Федерации; спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет как земли населенных пунктов, отнесение их к землям лесного фонда не доказано. По мнению третьего лица территориальным управлением пропущен срок исковой давности, поскольку Российская Федерация в лице Западно-Байкальской межрайонной прокуратуры узнало о нарушении своего права в 2014 году. Администрация Иркутского районного муниципального образования полагала, что была вправе распорядиться спорными земельными участками, поскольку при их постановке на кадастровый учет наложение на земли лесного фонда либо на земли, предоставленные ФГОУ ВО «Иркутский ГАУ» или Шваенко О.П., выявлено не было. По мнению третьего лица применение преюдиции судебных актов по делу Иркутского районного суда Иркутской области №2-67/2017 и по делу Арбитражного суда Иркутской области №А19-4450/2012 невозможно в связи с тем, что Кислицын А.С. не являлся лицом, участвовавшим в указанных делах. Третье лицо полагало, что к данной ситуации применим Федеральный закон от 29.07.2017 №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». Представитель администрации Иркутского районного муниципального образования ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Третье лицо Шваенко О.П. в письменных возражениях на иск Российской Федерации указал, что незаконность формирования администрацией Иркутского районного муниципального образования спорных земельный участков, незаконность их предоставления в частную собственность, нахождение спорных земельных участков на землях лесного фонда подтверждены материалами уголовного дела №17241, судебными решениями и заключениями судебных экспертиз по делам Иркутского районного суда Иркутской области с номерами 2-3233/2015, 2-67/2017,
2-69/2017; границы земельного участка, предоставленного в аренду Шваенко О.П. определены в договорах аренды № от **/**/**** и № от **/**/****; участок лесного фонда поставлен на кадастровый учет 16.05.2010 за номером №. Шваенко О.П. указал, что при включении земель лесного фонда в границы населенного пункта п. Молодежный не соблюдена процедура согласования с собственником земель перевода земель лесного фонда в земли населенного пункта, само по себе включение земель в границы населенного пункта не влечет прекращения права собственности Российской Федерации на земли, существует особый порядок безвозмездной передачи земель из государственной в муниципальную собственность, который не был соблюден, в связи с чем администрация распорядилась землями Российской Федерации без ее согласия незаконно. По мнению третьего лица спорные земельные участки находятся в собственности Российской Федерации, выбыли из ее владения незаконно и подлежат возврату. В судебном заседании Шваенко О.П. поддержал доводы письменных возражений, просил удовлетворить иск Российской Федерации, в удовлетворении иска Кислицына А.С. отказать.
Третье лицо ФГОУ ВО «Иркутский ГАУ» письменных возражений на иск не представило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, причины неявки представителя неизвестны.
Суд на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доказательства в соответствии с требованиями процессуального законодательства, суд пришел к следующему.
Одним из принципов земельного законодательства Российской Федерации является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Порядок установления или изменения границ населенных пунктов определен статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования является установлением или изменением границ населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Таким образом, Российская Федерация не лишается права собственности на земельные участки из земель лесного фонда, вошедшие в границы населенного пункта при утверждении генерального плана населенного пункта. Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого земельного участка, в случае включения в границы населенного земель лесного фонда - Российской Федерации в лице соответствующего органа.
Судом установлено, что по данным Единого государственного реестра недвижимости земельный участок площадью 1 500 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ...., поставлен на кадастровый учет 13.09.2013, право собственности Кислицына А.С. зарегистрировано 25.02.2015; земельный участок площадью 1 500 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: .... 5, поставлен на кадастровый учет 13.09.2013, право собственности Кислицына А.С. зарегистрировано 26.02.2015; данные земельные участки имеют категорию земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуальной жилой застройки.
Земельные участки предоставлены администрацией Иркутского районного муниципального образования.
Иркутским областным лесхозом – филиалом областного государственного учреждения «Иркутское управление лесами» на основании протокола № от **/**/**** результатов лесного конкурса, по договору аренды участка лесного фонда № от **/**/**** предоставлен Шваенко О.П. в аренду сроком на 25 лет участок лесного фонда общей площадью 8,4 га, расположенный в лесах 1 группы технического участка №11 Кайского лесничества в квартале 3, выделах 9, 10, 37, 38.
24.10.2008 договор аренды перезаключен, по условиям договора Агентство лесного хозяйства Иркутской области передало в возмездное временное пользование Шваенко О.П. сроком на 25 лет лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, площадью 8,4 га в Иркутском районе Иркутской области в пределах земель лесного фонда Иркутского лесничества Хомутовского участкового лесничества, технический участок №11 (ИРГСХА) ранее (Кайское лесничество), квартал 3, выдел 9, 10, 37, 38.
Согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы №10/2019, выполненной экспертом ООО «Кадастр» кадастровым инженером Стогний Т.А., на момент формирования и предоставления (2013-2015 года) границы земельных участков с кадастровыми номерами №, № входили в границы земель лесного фонда – выделов 9, 10 квартала 3 технического участка №11 (ИРГСХА) Хомутовского участкового лесничества (ранее Кайское лесничество) Иркутского лесничества Иркутского района Иркутской области; и не входили в границы населенного пункта п. Молодежный Молодежного муниципального образования Иркутского района Иркутской области. На момент предоставления и в настоящее время земельные участки с кадастровыми номерами №, № полностью накладываются на земли лесного фонда. Определить расположение земельных участков с кадастровыми номерами №, № на землях предоставленных Иркутскому сельскохозяйственному институту не представляется возможным.
Таким образом, на момент формирования и предоставления спорных земельных участков в частную собственность данные земли относились к федеральной собственности и не являлись землями населенного пункта.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации участки лесного фонда ограничены в обороте.
В пункте 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно пункту 3 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения развития муниципальных образований могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности. При этом безвозмездная передача земельных участков из федеральной собственности в муниципальную осуществляется в порядке, установленном законом.
Доказательств соблюдения порядка передачи земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность не представлено.
Единственным доказательством наличия воли собственника (Российской Федерации) на отчуждение спорных земельных участков будет решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества. Принятие соответствующего решения иными органами, не уполномоченными на распоряжение федеральной собственностью, означает, что воля собственника на отчуждение соответствующего имущества отсутствует.
Российская Федерация не наделяла администрацию Иркутского районного муниципального образования полномочиями распоряжаться земельными участками, находящимися в федеральной собственности, не принимала решения об отчуждении спорных земельных участков. Доказательств обратного Кислицыным А.С., администрацией Иркутского районного муниципального образования не представлено.
Учитывая изложенное, администрация Иркутского районного муниципального образования не имела полномочий на предоставление спорных земельных участков в частную собственность.
Кислицыным А.С. не представлено доказательств предоставления земельный участков с кадастровыми номерами №, № каким-либо уполномоченным Российской Федерацией органом.
Следовательно, земельные участки с кадастровыми номерами №, № перешли в собственность Кислицына А.С. помимо воли собственника и с нарушением установленной законом процедуры, то есть незаконно.
Согласно статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти). Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункты 1, 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 №432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом»).
Следовательно, Российская Федерация в лице полномочного федерального органа исполнительной власти правомерно обратилась в суд с иском об истребовании земельных участков, выбывших из федеральной собственности незаконно, помимо воли собственника, данный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Оспаривая результаты судебной экспертизы, представители Кислицына А.С. – Краснозвездова А.С., Саенко И.В. указали, что экспертом самостоятельно собирались доказательства по делу – сведения из Единого государственного реестра недвижимости, сведения о лесах, экспертом не указана точность определения местоположения земельных участков.
В силу указаний статьи 12 Федерального закона от 13.07.2015
№218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», статьи 5.1 Лесного кодекса Российской Федерации публичные кадастровые карты, информация о лесах являются общедоступной информацией, предназначенной для использования неограниченного круга лиц, доступ граждан и юридических лиц к такой информации не может быть ограничен, данная информация размещается на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Таким образом, данные общедоступные сведения, в том числе о границах земельных участков, эксперт вправе был использовать при проведении судебной экспертизы.
Довод представителей Кислицына А.С. о не указании экспертом точности определения местоположения спорных земельных участков, участка земель лесного фонда, которая составляет от 5 до 12 метров не принимается судом во внимание, поскольку спорные земельные участки находятся в центре земельного участка лесного фонда, расстояние до границ которого более 12 метров.
Кислицын А.С., обращаясь в суд с иском к МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае о признании права собственности на спорные земельные участки, ссылался на изменение нормативного регулирования правоотношений в связи с принятием Федерального закона от 29.07.2017 №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель» (далее – Закон №280-ФЗ).
Федеральный закон от 29.07.2017 №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель» вступил в силу 11.08.2017.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции Закона №280-ФЗ), в случае если в соответствии с государственным лесным реестром (ГЛР) земельный участок относится к категории земель «земли лесного фонда», а в соответствии с Единым государственным реестром недвижимости (ЕГРН) - к землям иной категории и права на такой земельный участок земель иной категории возникли до 01.01.2016, принадлежность к категории земель такого участка определяется в соответствии со сведениями из ЕГРН.
Однако отнесение земельного участка к иной категории земель и выбытие такого участка из владения Российской Федерации вопреки воле правообладателя на основании незаконных актов не уполномоченных государственных, муниципальных органов, недействительных (ничтожных) сделок является основанием для предъявления искового заявления об истребовании земельного участка из незаконного владения добросовестного приобретателя, поскольку положения Закона №280-ФЗ не устанавливают законность возникновения у такого добросовестного приобретателя права собственности на спорный участок.
Принятие данного закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений Единого государственного реестра недвижимости над сведениями государственного лесного реестра.
Тем самым федеральный законодатель установил приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, и исключил возможность произвольного изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Лесной участок Иркутского лесничества поставлен на кадастровый учет 16.05.2010, право собственности Российской Федерации и обременении в виде аренды Шваенко О.П. зарегистрированы 11.01.2011.
Как усматривается из материалов дела, спорные земельные участки не огорожены, без каких-либо строений, покрыты лесом, сформированы в границах лесного участка из категории земель лесного фонда, предоставленного в аренду Шваенко О.П. по результатам лесного конкурса.
При этом право собственности Российской Федерации на лесной участок с указанием обременения и само право аренды были зарегистрированы в ЕГРП с определением категории: земли лесного фонда до формирования и предоставления ответчикам спорных земельных участков.
То обстоятельство, что конкретные границы лесного участка не были внесены в государственный кадастр недвижимости, а право собственности Российской Федерации зарегистрировано на лесной участок с условным номером, не является основанием для применения Федерального закона от 29.07.2017 №280-ФЗ.
Статья 14 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 №280-ФЗ), о применении которой указывается в письме Минэкономразвития России от 15.09.2017 №26268-ВА/Д23и, регулирует отношения, возникающие по поводу отнесения земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории. Нормы этой статьи Федерального закона не лишают приоритета сведений ЕГРН об отнесении земельных участков к категории земель лесного фонда с условным кадастровым номером в случае, когда решается вопрос о правах на такие земельные участки.
Лесной участок, на котором неправомерно сформированы спорные земельные участки, относится к федеральной собственности в силу положений лесного и земельного законодательства, действовавшего на момент регистрации права собственности Российской Федерации и обременения в виде права аренды. Нормы этого законодательства предусматривали возможность регистрации права собственности, и внесения соответствующих сведений в ЕГРН на лесные участки из состава лесного фонда с условным кадастровым номером. Принятие Федерального закона от 29.07.2017 №280-ФЗ не прекращает зарегистрированное право Российской Федерации на лесной участок.
Исходя из положений статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд полагает, что Кислицына А.С. нельзя признать добросовестным приобретателем, поскольку при наличии на спорных земельных участках лесных насаждений он должен был проверить правоустанавливающие документы с указанием земель иной категории (земли населенных пунктов) и убедиться в их правильности, чего сделано не было.
В данном случае, собранными доказательствами подтверждено и судом установлено, что права Российской Федерации как собственника лесного участка, который был включен в гражданский оборот в установленном законом порядке (аренда для рекреационных целей), были нарушены. Заключением судебного эксперта, составленным по результатам исследования материалов лесоустройства, материалов реестровых дел, подтвержден факт незаконного образования спорных земельных участков на земельном участке лесного фонда, категория которого определена в ЕГРН.
Довод администрации Иркутского районного муниципального образования о пропуске Российской Федерацией срока исковой давности по требованиям об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения Кислицына А.С. не принимается судом во внимание, поскольку о применении исковой давности заявлено не стороной в споре, а третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных Кислицыным А.С. исковых требований.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае к ФИО13 об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения – удовлетворить.
Истребовать из чужого незаконного владения Кислицына Андрея Сергеевича земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу: ...., в пользу Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае.
Истребовать из чужого незаконного владения Кислицына Андрея Сергеевича земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу: .... 5, в пользу Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае.
В удовлетворении исковых требований Кислицына Андрея Сергеевича к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае о признании права собственности на указанные земельные участки – отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд Иркутской области.
Судья |
А.Н. Говорова |