Дело № 2-10112/2021
УИД: 11RS0001-01-2021-020072-66
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Поповой Т.А.,
при секретаре Казаковой Е.Н.,
с участием прокурора Горальник С.А.,
представителя ответчика Шелупановой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 декабря 2021 года гражданское дело по иску Прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара в интересах несовершеннолетнего ... к Министерству здравоохранения Республики Коми об обязании обеспечить лекарственным препаратом
у с т а н о в и л:
Прокурор Эжвинского района г. Сыктывкара в интересах несовершеннолетнего ... М.А.. ..., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Коми об обязании обеспечить истца лекарственным препаратом с международным наименованием «...», дозировкой 25+125 мкг/доза, 120 доз №1 в количестве 1 упаковки по рецепту №..., который поставлен на отсроченное обслуживание, указывая в обоснование, что данный препарат назначен истцу по жизненным показаниям по имеющемуся у него заболеванию «...».
В судебном заседании прокурор требования поддержала.
Ответчик с иском не согласился.
Истец и третьи лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняли.
Заслушав доводы прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела и, оценив в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ все представленные сторонами доказательства, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
... Н.М., ... состоит под наблюдением в ГБУЗ РК «Эжвинская городская больница» с диагнозом «...» и имеет право на льготное лекарственное обеспечение по постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
В связи с имеющимся у истца заболеванием он получает лечение лекарственным препаратом «...» (...).
Лекарственный препарат «...» (...) входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов на 2021 год.
27.09.2021 истцу выписан рецепт № ... на лекарственный препарат «...», дозировкой 25+125 мкг/доза, 120 доз №1 в количестве 1 упаковки за счет средств регионального бюджета, который предъявлен в аптеку в тот же день и поставлен на отсроченное обслуживание.
На дату рассмотрения дела истец лекарственным средством по данному рецепту не обеспечен.
Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, среди которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья положениями пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и пункта 21.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесена среди прочего организация обеспечения лекарственными препаратами.
Министерство здравоохранения Республики Коми является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Коми (Положение о Министерстве).
Одной из основных задач Министерства здравоохранения Республики Коми является разработка и реализация мер по развитию здравоохранения, организации оказания медицинской помощи населению и его лекарственного обеспечения.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. В числе таких гарантий - оказание инвалидам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам вне зависимости от наименования и стоимости препарата. Организация такого обеспечения на территории субъекта Российской Федерации - Республики Коми относится к компетенции Министерства здравоохранения Республики Коми, которое должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами граждан. Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения граждан необходимыми им лекарственными препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.
Принимая во внимание, что истцу лекарственный препарат назначен по жизненным показаниям, однако ... Н.М. им не обеспечен, на ответчика подлежит возложению обязанность устранить допущенное нарушение и обеспечить истца данным лекарственным препаратом в соответствии требованиями статьи 206 ГПК РФ в течение пятнадцати дней со дня вступления решения в законную силу, указанный срок, по мнению суда, с учетом длительности его нахождения на отсроченном обслуживании, необходимости проведения аукционов и закупочных мероприятий, является достаточным и разумным.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Поскольку гарантированное государством право на льготное лекарственное обеспечение истца нарушено, суд в соответствии с положениями статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации находит необходимым взыскать с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу истца компенсацию морального вреда.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", при рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального ущерба, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
В Постановлении Европейского Суда по правам человека от 18 марта 2010 года по делу "Максимов (Maksimov) против России" указано, что задача расчета размера компенсации является сложной. Она особенно трудна в деле, предметом которого является личное страдание, физическое или нравственное. Не существует стандарта, позволяющего измерить в денежных средствах боль, физическое неудобство и нравственное страдание и тоску.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходит из степени вины ответчика, характера и объема, причиненных истцу нравственных и физических страданий, связанных с нарушением его права на своевременное получение жизненно необходимых лекарств.
Принимая во внимание длительность нарушения гарантированного Конституцией Российской Федерации и федеральными законами права истца на охрану здоровья, на получение бесплатных лекарственных препаратов, суд полагает, что заявленная к взысканию компенсация морального вреда в размере 2000 руб. является разумной и справедливой.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ... ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ «...», ░░░░░░░░░░ 25+125 ░░░/░░░░, 120 ░░░ №1 ░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №...
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ..., ░ ░░░░░░░ 2 000 ░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░