Дело №5-23/2024
24RS0001-01-2024-000267-34
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
п. Абан 24 апреля 2024 года
Судья Абанского районного суда Красноярского края Фёдорова О.В., при секретаре Хреновой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании протокол и материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении администрации Апано-Ключинского сельсовета Абанского района Красноярского края, юридический адрес: 663760, Красноярский край, Абанский район, с. Апано-Ключи, ул. Советская, д. 50,
У С Т А Н О В И Л:
15 марта 2024 года с 11 час. 00 мин. до 15 час. при проведении плановой выездной проверки Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в отношении администрации Апано-Ключинского сельсовета Абанского района Красноярского края, обнаружено событие административного правонарушения, выразившееся в нарушении использования территории первого пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением санитарно-эпидемиологических требований, а именно на момент проверки установлено, что согласно выписке из реестра муниципального имущества Администрации Апано-Ключинского сельсовета по состоянию на 01 января 2024 года на территории Администрации Апано-Ключинского сельсовета имеется источник водоснабжения (водонапорная башня), расположенная по адресу: <адрес>.
В ходе осмотра установлено, что данный источник водоснабжения представляет собой водозаборную скважину, находящуюся в сооружении водонапорной башни, откуда питьевая вода поступает в резервуар чистой воды и далее, посредством водопроводной сети, распределяется по <адрес>, на которой возле жилого дома по адресу: <адрес>, установлена водоразборная колонка.
Указанный источник водоснабжения используется для питьевого и хозяйственно-бытового централизованного водоснабжения населения.
В нарушение требований п. п. 1.4, 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее СанПиН 2.1.4.1110-02) не представлен (отсутствует) проект зоны санитарной охраны (далее - ЗСО), проект хозяйственно-питьевого водоснабжения на источник водоснабжения.
В нарушение требований и. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект ЗСО источника водоснабжения с планом мероприятий, утвержденный в установленном порядке.
В нарушение требований п. п. 1.6, 1.7, 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 не определены границы зоны первого пояса, не разработан план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, правила и режим хозяйственного использования территории первого пояса, не организована ЗСО первого пояса, не установлен специальный режим и не определен комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды, что является нарушением ст. 11, п.п. 1, 4, 5 ст. 18, п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Действия администрации Апано-Ключинского сельсовета Абанского района Красноярского края квалифицированы по ч. 4 ст. 8.42 - использование территории первого пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением санитарно-эпидемиологических требований.
В судебное заседание представитель администрации Апано-Ключинского сельсовета Абанского района Красноярского края - глава Апано-Ключинского сельсовета Нестерова Т.В. вину признала, прсила назначить штраф, поскольку водокачка является единственным источником воды.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске, надлежаще извещенный, в судебное заседание не явился.
Изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года №10, утверждены Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», которые обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (далее Правила).
В соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В судебном заседание установлено, что в период с 13.03.2024 по 26.03.2024 на основании решения о проведении плановой выездной проверки от 27.02.2024 №861 в рамках государственного контроля (надзора) за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, была проведена проверка в отношении администрации Апано-Ключинского сельсовета Абанского района Красноярского края, в ходе которой установлено:
согласно выписке из реестра муниципального имущества Администрации Апано-Ключинского сельсовета по состоянию на 01 января 2024 года на территории Администрации Апано-Ключинского сельсовета имеется источник водоснабжения (водонапорная башня), расположенная по адресу: <адрес>
В ходе осмотра установлено, что данный источник водоснабжения представляет собой водозаборную скважину, находящуюся в сооружении водонапорной башни, откуда питьевая вода поступает в резервуар чистой воды и далее, посредством водопроводной сети, распределяется по <адрес>, на которой возле жилого дома по адресу: <адрес>, установлена водоразборная колонка.
Указанный источник водоснабжения используется для питьевого и хозяйственно-бытового централизованного водоснабжения населения.
В ходе проведения плановой проверки выявлены нарушения обязательных требований:
В нарушение требований п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, используется при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В нарушение требований п. 77 главы IV Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее СанПиН 2.1.3684-21), п. п. 5, 7 ст. 25 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Федеральный закон от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ) не разработана (не представлена, <данные изъяты> отсутствует) согласованная с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, программа производственного контроля качества питьевой воды из источника централизованного водоснабжения.
В нарушение требований п. 77 главы IV Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения СанПиН 2.1.3684-21, п.п. 2, 4 ст. 25 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ не организован (не осуществляется) производственный контроль за качеством питьевой воды из источника централизованного водоснабжения в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора внутренней и наружной сети, за 2023 год и текущий период 2024 года результаты (протоколы) лабораторных исследований качества питьевой воды не представлены (отсутствуют); договор на проведение производственного контроля с лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды не представлен (отсутствует).
В нарушение требований п. п. 1.4, 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее СанПиН 2.1.4.1110-02) не представлен (отсутствует) проект зоны санитарной охраны (далее - ЗСО), проект хозяйственно-питьевого водоснабжения на источник водоснабжения.
В нарушение требований п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект ЗСО источника водоснабжения с планом мероприятий, утвержденный в установленном порядке.
В нарушение требований п. п. 1.6, 1.7, 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 не определены границы зоны первого пояса, не разработан план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, правила и режим хозяйственного использования территории первого пояса, не организована ЗСО первого пояса, не установлен специальный режим и не определен комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды, что является нарушением ст. 11, п.п. 1, 3, 4, 5 ст. 18, ст. 19, ст. 32, п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В ходе проведения плановой выездной проверки ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске М, с участием специалиста филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» в городе Канске лаборанта отдела отбора и приемки проб (образцов) П проведен отбор проб (образцов) питьевой воды из источника централизованного водоснабжения (водозаборная скважина, резервуар чистой воды) в месте осуществления деятельности Администрации Апано-Ключинского сельсовета по адресам: <адрес>.
По результатам лабораторных испытаний, проведенных ИЛЦ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае в г. Канске» (аттестат аккредитации №, дата внесения сведений в Реестр аккредитованных лиц 17 ноября 2014 года Федеральной службы по аккредитации (РОСАККРЕДИТАЦИЯ) зарегистрирован в Едином Реестре) выдано заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы № 3019 от 25 марта 2024 года Органа инспекции ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае в г. Канске» (аттестат аккредитации Органа инспекции №, дата внесения сведений в Реестр аккредитованных лиц 02 июля 2015 года), согласно которому установлено следующее:
результаты исследованных образцов проб питьевой воды из объектов централизованной системы холодного водоснабжения по микробиологическим, органолептическим и санитарно-химическим показателям соответствуют нормируемым значениям раздела III (таблиц 3.1, 3.5, 3.13) СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее СанПиН 1.2.3685-21), раздела IV п. 75, п. 81 СанПиН 2.1.3684-21, за исключением;
результаты исследованной пробы питьевой воды из объекта централизованной системы холодного водоснабжения (водозаборная скважина с разводящей сетью), отобранная в месте осуществления деятельности Администрации Апано-Ключинского сельсовета по адресу: <адрес>, по санитарно-химическому показателю железо составили 0,91±0,23 мг/дм?, при величине допустимого уровня не более 0,3, что выше нормируемого значения в 3,0 раза, по органолептическому показателю мутность составило 3,7±0,7 мг/дм?, (допустимый уровень не более 1,5), что выше нормируемого значения в 2,5 раза, указанный образец по исследованным показателям не соответствует требованиям главы III таблиц 3.1, 3.13 СанПиН 1.2.3685-21, главы IV п.75, п. п. 75, 81 СанПиН 2.1.3684-21 (протокол исследований (испытаний), измерений № 652-201 от 19.03.2024 года);
результаты исследованной пробы питьевой воды из объекта централизованной системы холодного водоснабжения (резервуар чистой воды), отобранная в месте осуществления деятельности Администрации Апано-Ключинского сельсовета по адресу: <адрес>, по санитарно-химическому показателю железо составили 1,2±0,23 мг/дм?, при величине допустимого уровня не более 0,3, что выше нормируемого значения в 4,0 раза, по органолептическому показателю мутность составило 6,4±1,3 мг/дм3, (допустимый уровень не более 1,5), что выше нормируемого значения в 4,3 раза, указанный образец по исследованным показателям не соответствует требованиям главы III таблиц 3.1, 3.13 СанПиН 1.2.3685-21, главы IV п. 75, п.81 СанПиН 2.1.3684-21 (протокол исследований (испытаний), измерений № 653-201 от 19.03.2024 года);
результаты исследованной пробы питьевой воды из объекта централизованной системы холодного водоснабжения (водоразборная колонка возле жилого дома по адресу: <адрес>), по санитарно-химическому показателю железо составили 1,1±0,23 мг/дм?, при величине допустимого уровня не более 0,3, что выше нормируемого значения в 3,6 раза, по органолептическому показателю мутность составило 6,3±1,3 мг/дм3, (допустимый уровень не более 1,5), что выше нормируемого значения в 4,2 раза, указанный образец по исследованным показателям не соответствует требованиям главы III таблиц 3.1, 3.13 СанПиН 1.2.3685-21, главы IV п.75, п.81 СанПиН 2.1.3684-21 (протокол исследований (испытаний), измерений № 653-201 от 19.03.2024 года).
Данные правонарушения отражены в акте выездной плановой проверки №5394 от 26.03.2024.
Согласно пп. «а» п. 1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия должны выполняться в пределах первого пояса зоны санитарной охраны - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов.
На основании п.п. 14 п. 1 ст. 7 Устава Долгомостовского сельсовета Абанского района Красноярского края, к вопросам местного значения сельсовета относятся организация в границах сельсовета электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Вина администрации Апано-Ключинского сельсовета Абанского района Красноярского края в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается: протоколом об административном правонарушении №5402 от 26.03.2024, выпиской из ЕГРЮЛ от 05.03.2024 в отношении администрации Апано-Ключинского сельсовета Абанского района Красноярского края, Уставом Апано-Ключинского сельсовета Абанского района Красноярского края, решением о регистрации главы Апано-Ключинского сельсовета от 14.09.2020 №22/89, выпиской из реестра муниципального имущества администрации Апано-Ключинского сельсовета по состоянию на 01.01.2024, решением о проведении плановой выездной проверки №861 от 27.02.2024, актом выездной плановой проверки №5394 от 26.03.2024, протоколом осмотра №4441 от 15.03.2024, протоколом отбора проб воды №512 от 15.03.2024, протоколом исследований (испытаний), измерений №652-201 от 19.03.2024, протоколом исследований (испытаний), измерений №653-201 от 19.03.2024, протоколом исследований (испытаний), измерений №654-201 от 19.03.2024, заключением санитарно-эпидемиологической экспертизы №251 от 11.03.2021.
Достоверность и допустимость указанных доказательств сомнений не вызывает.
Частью 4 статьи 8.42 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за использование территории первого пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением санитарно-эпидемиологических требований.
Оценив представленные доказательства, суд находит виновность администрации Апано-Ключинского сельсовета Абанского района Красноярского края в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.42 КоАП РФ, установленной совокупностью собранных и приведённых выше доказательств.
Оснований для освобождения администрации Апано-Ключинского сельсовета Абанского района Красноярского края от административной ответственности, либо для прекращения производства по административному делу, не усматривается.
Обстоятельств, смягчающих, либо отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
При назначении административного наказания, суд учитывает характер совершенного правонарушения, его общественную опасность, и считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа.
Согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3. статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Часть. 4 ст. 8.42 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При определении наказания, суд принимает во внимание, что меры административной ответственности должны не только отвечать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, личности правонарушителя и степени вины, гарантируя адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и сохраняя баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от противоправных посягательств.
Учитывая изложенное, имущественное положение юридического лица администрации Апано-Ключинского сельсовета Абанского района Красноярского края, принимая во внимание, что административный штраф – это мера ответственности, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений, поэтому его размеры должны обладать разумным сдерживающим эффектом, суд полагает возможным назначить наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного ч. 4 статьи 8.42 КоАП РФ, в размере 300 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать администрацию Апано-Ключинского сельсовета Абанского района Красноярского края виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 300000 (триста тысяч) рублей, с зачислением штрафа на <данные изъяты>.
Судом разъясняется, что частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неуплату административного штрафа в установленный срок в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Абанский районный суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья