Дело №3а-196/2020 УИД 21OS0000-01-2020-000109-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 августа 2020 года г.Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики под председательством судьи Орловой И.Н., при секретаре судебного заседания Молоковой А.Г.,
при участии представителя административного истца Абубекеровой С.Н. Фроловой В.А.,
представителя административного ответчика представителя Бюджетного учреждения «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьевой А.В.,
представителя административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильева С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Абубекеровой Светланы Николаевны об оспаривании результатов кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
Административный истец Абубекерова С.Н., действуя через представителя Карымова П.А., обратилась в суд с административным иском к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Бюджетному учреждению «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства - жилого дома площадью 266,2 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года - 360 000 рублей, мотивируя свои требования тем, что ей принадлежит на праве собственности указанный жилой дом. По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу здания составила 9058 355 руб. Однако согласно отчету от 30 мая 2020 года №, составленному ИП ФИО1, действительная рыночная стоимость указанного жилого дома по состоянию на 1 января 2018 года составляет 360 000 руб., в связи с чем, нарушены ее права, как плательщика налога.
В судебное заседание административный истец Абубекерова С.Н. не явилась, реализовав процессуальные права через представителя Карымова П.А., который в судебном заседании, поддержал заявленные требования.
Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 09 апреля 2020 года № 305-р заместитель Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики – министр экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Моторин И.Б. уполномочен представлять интересы Кабинета Министров Чувашской Республики в суде по данной категории спора.
Представитель Кабинета Министров Чувашской Республики Маркова Е.В., действующая на основании доверенности, выданной заместителем Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики – министром Моториным И.Б., также представляющая интересы административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, в судебное заседание не явилась, представив в материалы дела письменный отзыв в котором удовлетворение заявленного требования оставлено на усмотрение суда.
Представители административных ответчиков Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильев С.В. и Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьева А.В. удовлетворение заявленного требования оставили на усмотрение суда.
Заинтересованные лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике – Чувашии, администрация города Алатырь Чувашской Республики в судебное заседание не направили своих представителей, удовлетворение заявленного требования оставили на усмотрение суда.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке»), вступившим в силу с 1 января 2017 года.
В силу части 3 статьи 6 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка включает в себя следующие процедуры:
1) принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;
2) определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки;
3) утверждение результатов определения кадастровой стоимости.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 6 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке»).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как видно из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежит объект капитального строительства - жилой дом площадью 266,2 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
В силу пункта 1 статьи 400, пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, налоговая база которых определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Таким образом, установленная кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости затрагивает права и обязанности административного истца.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2016 № 512 принято решение о переходе к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом «О государственной кадастровой оценке» на территории Чувашской Республики с 1 января 2017 года.
Согласно распоряжению Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 18 сентября 2017 года № 913-р принято решение о проведении в 2018 году государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов) на территории Чувашской Республики в соответствии с Федеральным законом «О государственной кадастровой оценке».
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 сентября 2016 года № 391 полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости наделено бюджетное учреждение «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики.
Государственная кадастровая оценка объектов капитального строительства произведена согласно Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утв. приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года № 226 (далее – Методические указания).
В силу пункта 1.3. Методических указаний при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости.
По результатам проведенных данным учреждением работ был составлен отчет об итогах государственной кадастровой оценки от 1 октября 2018 года №.
В соответствии с частью 25 статьи 14 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике – Чувашии проведена проверка отчета об итогах государственной кадастровой оценки и подготовлено уведомление об отсутствии нарушений требований к отчету об итогах государственной кадастровой оценки от 5 октября 2018 года №.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года № 457 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов) на территории Чувашской Республики.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 8 апреля 2020 года № 149 Бюджетное учреждение «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики переименовано в Бюджетное учреждение «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость здания с кадастровым номером № составляет 3818668, 28 руб.
В обоснование заявленного административным истцом требования представлен отчет об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства от 7 мая 2020 года №, изготовленный оценщиком ИП ФИО1, согласно которому рыночная стоимость указанного объекта недвижимости составляет 360000 руб.
Как видно из представленного отчета, определение рыночной стоимости указанных объектов недвижимости произведено в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 297, Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 298, Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3), утв. Приказом МЭРТ РФ от 20 мая 2015 года № 299, Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (ФСО № 7), утв. Приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 № 611 и др.
В соответствии с пунктом 5 ФСО № 3, при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
Оценка рыночной стоимости объекта исследования проведена с применением затратного подхода, по результатам визуального осмотра объекта оценки, и установлено, что указанный объект решением Межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы администрации г.Алатыря от 31.10.2006 № 1041, признан непригодным для проживания, строение уничтожению не подлежит, так как является памятником архитектуры и культурно-исторической ценностью города Алатырь.
Представителем Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьевой А.В. представлены сведения о несоответствии названного отчета требованиями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям Федеральных стандартов оценки (ФСО № 1, ФСО № 2, ФСО № 3, ФСО № 7), в частности: в описании текущего использования здания оценщик описывает результаты обследования из акта обследования помещения от 27.02.2012 (не указано текущее использование объекта оценки); не указана информация о проведенных реконструкциях и капитальных ремонтах в отношении объекта оценки; в информации «наличие аварийности» оценщик описывает результаты межведомственной комиссии, в то время как использование данных 2006 года недопустимо; в информации «близость остановок общественного транспорта» оценщик определил не ближайшую остановку общественного транспорта; в информации «сведения об износе объекта оценки» оценщик величину физического и функционального износа определил в размере 90 % по результатам визуального осмотра, в то время как по Методике определения физического износа гражданских зданий, утв. приказом по Министерству коммунального хозяйства РСФСР от 27 октября 1970 года № 404 подлежит определению техническое состояние – «неудовлетворительное», «ветхое»; в расчете поправок на конструктивные особенности уменьшена стоимость на отсутствия проемов (данные технического паспорта от 20.04.1974), по представленному визуальному осмотру наличие проемов и их обустройство имеется; расчет износа не корректен, в связи с необоснованностью применения очень высоко износа, что по ее мнению свидетельствует о существенных недостатках отчета.
Суд, оценивая представленный отчет, приходит к выводу о том, что оснований не доверять ему не имеется, он содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, и соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости, допустимости.
Выявленные административным ответчиком отдельные нарушения требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, не влияют на определение итоговой величины рыночной стоимости.
В силу положений, закрепленных в части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Доказательств, которые опровергали бы представленную административным истцом рыночную стоимость здания, свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками не представлено, ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы заявлено не было.
В силу части 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, расположенные на территории Чувашской Республики (в результате массовой оценки) применяются с 1 января 2019 года, а заявление об оспаривании установленной кадастровой стоимости в отношении спорного объекта подано 8 июля 2020 года, подлежит установлению кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости в размере рыночной, на период с 1 января 2020 года до даты внесения сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости, определенных по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости либо в случае изменения характеристик указанного объекта недвижимости до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости измененных характеристик.
Руководствуясь ст. 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ 266,2 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ 360 000 (░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 8 ░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ 1 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (603022, ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ 17 «░», ░░░. ░1) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 7 ░░░░░░░ 2020 ░░░░