Судья Бобрович П.В. Дело № 33а-11429
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
16 ноября 2017 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Туктамышевой О.В. и Ровенко П.А.
при секретаре Малявиной В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административный иск прокурора г. Спасск-Дальний к администрации ГО Спасск-Дальний о возложении обязанности организовать ливневую систему водоотведения от многоквартирных домов по апелляционной жалобе администрации ГО Спасск-Дальний на решение Спасского районного суда Приморского края от 15 сентября 2017 года, которым исковое заявление удовлетворено. На администрацию ГО Спасск-Дальний возложена обязанность организовать ливневую систему водоотведения от многоквартирных домов <адрес> Приморского края для вывода (отведения) хозяйственно-бытовых стоков, а также дождевых, талых и дренажных вод в течение года со дня вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., пояснения представителя КГУП «Примтеплоэнерго» Арсенюк А.А., прокурора Кольцовой М.Ю., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор г. Спасск-Дальний обратился в суд с названным административным иском, в обоснование указав, что 7 сентября 2016 года в прокуратуру г. Спасск - Дальний поступило коллективное обращение жителей многоквартирного жилого дома (далее—МКД) <адрес>, по поводу отсутствия ливневой канализации. 4 октября 2016 года административным истцом проведен осмотр состояния общедомового имущества указанного МКД. В ходе обследования подвального помещения МКД <адрес> установлено, что отсутствие системы отвода поверхностных и ливневых вод с территории микрорайона им. 50-летия Спасска, препятствуют свободному доступу в подъезды МКД. Отсутствие ливневой системы способствует подтоплению фундамента жилого дома. Кроме того, согласно акту проверки ТО Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г.Спасск-Дальний № от 28 марта 2016 года следует, что на придомовой территории указанного МКД отсутствуют условия для отвода ливневых и талых вод. В связи с выявленными нарушениями жилищного, санитарно-эпидемиологического законодательства, 6 октября 2016 года на имя главы ГО Спасск-Дальний внесено представление об устранении нарушений. Между тем, в нарушение положений п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.11 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» администрацией городского округа не принимаются меры по организации надлежащего водоотведения (системы ливневой канализации» указанного дома. Просит обязать администрацию городского округа Спасск - Дальний в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать систему ливневой канализации многоквартирного дома <адрес> на очистные сооружения.
В судебном заседании помощник прокурора г.Спасска-Дальнего Скажутина И.О. исковые требования уточнила, просила обязать администрацию городского округа Спасск - Дальний организовать ливневую систему водоотведения от многоквартирных домов <адрес> Приморского края для вывода (отведения) хозяйственно-бытовых стоков, а также дождевых, талых и дренажных вод в течении одного года со дня вступления решения в законную силу.
Представитель ответчика администрации городского округа Спасск-Дальний Рерих Т.В. в судебном заседании исковые требования не признала, суду показала, что водоотведение в г.Спасск-Дальний передано филиалу «Спасский» КГУП «Примтеплоэнерго», в многоквартирном доме <адрес> отсутствуют жилые помещения, принадлежащие городскому округу, в связи с чем собственники жилых помещений в указанном МКД, которым на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок, должны решать указанные вопросы в соответствии с Правилами благоустройства и санитарного содержания территории ГО Спасск-Дальний.
Судом вынесено вышеуказанное решение, с которым не согласилась администрация ГО Спасск-Дальний, в поданной апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке не имеется.
Как следует из материалов дела 4 октября 2016 года административным истцом совместно с представителем ООО УК «Спассктеплоэнерго-АТП», муниципальным жилищным инспектором ГО Спасск-Дальний, проведен осмотр состояния общедомового имущества указанного МКД. В ходе обследования подвального помещения МКД <адрес> установлено, что отсутствие системы отвода поверхностных и ливневых вод с территории микрорайона им. 50-летия Спасска, препятствуют свободному доступу в подъезды МКД. Отсутствие ливневой системы способствует подтоплению фундамента жилого дома.
Согласно акту проверки ТО Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г.Спасск-Дальний № от 28 марта 2016 года следует, что на придомовой территории МКД <адрес> отсутствуют условия для отвода ливневых и талых вод.
Из выкопировки топоплана г. Спасск-Дальний «Схема ливневой канализации микрорайон им. 50 лет Спасска-Дальнего, поселок «Тракторный завод», а также представленного письменного объяснения начальника отдела архитектуры администрации городского округа Спасск-Дальний, следует, что возле многоквартирных домов <адрес> отсутствует централизованная ливневая канализация, слив ливневых вод производится естественным путем по существующему уклону рельефа местности посредством отвода вод в ближайший водоем.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что организация водоснабжения и водоотведения в границах городского округа, организация мероприятий, направленных на устройство, содержание системы ливневой канализации на территории муниципального образования, как и создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения, в силу закона отнесены к компетенции органа местного самоуправления.
Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным, поскольку он основан на верной оценке представленных доказательств и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Исходя из части 1 статьи 34 и части 1 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ, пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ к таким вопросам относится вопрос организации водоснабжения и водоотведения в границах городского округа.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 этого же федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" закреплено, что одними из целей, на достижение которых направлена государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 этого же федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно пунктам 2, 9, 23 и 28 статьи 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Также канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
К вопросам местного значения городского округа также относятся участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, а также организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного характера (пункты 8 и 28 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Сводом правил 104.13330 "Строительные нормы и правила 2.06.15-85 "Инженерная защита территории от затопления и подтопления" подтопление определено, как комплексный гидрогеологический и инженерно-геологический процесс, при котором в результате изменения водного режима и баланса территории происходит повышение уровня подземных вод и/или влажности грунтов, приводящих к нарушению хозяйственной деятельности на данной территории, изменению физических и физико-химических свойств подземных вод и грунтов, видового состава, структуры и продуктивности растительного покрова, трансформации мест обитания животных. Этим же документом инженерная защита территорий, зданий и сооружений определена, как комплекс сооружений и мероприятий, направленных на предупреждение отрицательного воздействия опасных геологических, экологических и других процессов на территорию, здания и сооружения, а также защиту от их последствий.
Исходя из вышеприведенных норм, организация в границах городского округа отведения сточных вод и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, обеспечивающих предотвращение подтопления территории городского округа, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения городского округа, решение которого осуществляется органами местного самоуправления городского округа в пределах своих полномочий.
В силу пункта 2 статьи 2, пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Строительными нормами и правилами 2.06.15-85 "Инженерная защита территории от затопления и подтопления", утвержденными постановлением Госстроя СССР от 19 сентября 1985 года N 154 и зарегистрированными Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 19 июля 2011 года в качестве свода правил 104.13330.2011, было предусмотрено, что при проектировании инженерной защиты территории от затопления и подтопления надлежит разрабатывать комплекс мероприятий, обеспечивающих предотвращение затопления и подтопления территорий, в зависимости от требований их функционального использования и охраны природной среды или устранения отрицательных воздействий затопления и подтопления. В качестве основных средств инженерной защиты следует предусматривать сооружения по регулированию и отводу поверхностного стока, дренажные системы и отдельные дренажи и другие защитные сооружения. Инженерная защита территории от затопления и подтопления должна быть направлена на предотвращение или уменьшение народнохозяйственного, социального и экологического ущерба, который определяется снижением количества и качества продукции различных отраслей народного хозяйства, ухудшением гигиенических и медико-санитарных условий жизни населения, затратами на восстановление надежности объектов на затапливаемых и подтопленных территориях (пункты 1.1, 1.2 и 1.9 указанных строительных норм и правил).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 964-пр утвержден свод правил 104.13330 "Строительные нормы и правила 2.06.15-85 "Инженерная защита территории от затопления и подтопления", с момента введения в действие которого вышеназванные строительные нормы и правила признаны не подлежащими применению. В данном своде правил приведены положения, схожие с вышеназванными положениями (пункты 4.1, 4.1.1, 4.8 и 4.9 этого свода правил).
Согласно ответу и.о. главы администрации ГО Спасск-Дальний А.В. Врадий от 28.03.2016 года, проблема подтопления указанных многоквартирных домов связана с отсутствием в указанном районе ливнево - дренажной системы отвода поверхностного водостока, данные дома расположены ниже близлежащей территории, при строительстве многоквартирных домов не было предусмотрено наличие дренажной и ливневой систем поверхностного водостока, в связи с чем, происходит скопление поверхностных ливневых вод со всей вышерасположенной территории, что приводит к подтоплению подвальных помещений многоквартирных домов (л.д. 27).
Материалами дела подтверждается, что с 2014 года в администрацию ГО Спасск-Дальний поступали обращения граждан по вопросам подтопления придомовых территорий многоквартирных домов <адрес>.
Учитывая, что о существующей проблеме подтопления придомовых территорий многоквартирных домов в связи с отсутствием ливневой канализации органу местного самоуправления было известно, однако на протяжении длительного периода времени надлежащих достаточных мер для устранения указанных нарушений не предпринято, то при таких обстоятельствах, имеется незаконное бездействие администрации ГО Спасск-Дальний по организации ливневой системы водототведения от указанных многоквартирных домов.
В данном случае оспариваемое бездействие администрации, как исполнительно-распорядительного органа, влечет нарушение прав и законных интересов граждан на благоприятные условия для жизни и здоровья, угрозу санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, правильно применив вышеназванные нормы права, обоснованно удовлетворил административные исковые требования прокурора.
Доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку часть жилых помещений в многоквартирных домах являются собственностью граждан, то собственники жилых помещений в указанных МКД, которым на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок, должны самостоятельно решать указанные вопросы в соответствии с Правилами благоустройства и санитарного содержания территории ГО Спасск-Дальний основаны на неверном толковании норм законодательства.
Учитывая, что в силу действующего приведенного выше законодательства организация водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях является осуществлением публичной функции органа местного самоуправления, суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию ГО Спасск-Дальний обязанность организовать ливневую систему водоотведения от многоквартирных домов вне зависимости от наличия в них муниципальной собственности.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании норм материального права, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Спасского районного суда Приморского края от 15 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации ГО Спасск-Дальний - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи