32RS0027-01-2018-007538-21
Дело № 2-1010(2019)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 мая 2019 года Советский районный суд города Брянска в составе:
председательствующего Сухоруковой Л.В.
при секретаре Аверкиной О.Н.
с участием истца Лелетко В.Ф., представителя ответчика Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области по доверенности Костромовой Е.В., представителя ответчика Правительства Брянской области по доверенности Чикина Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лелетко В.Ф. к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области, Правительству Брянской области о признании права на получение компенсации, в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на ЧАЭС,
УСТАНОВИЛ:
Лелетко В.Ф. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на отказ Комиссии Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области в выплате истцу компенсации материального ущерба, в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, по причине завышения оценки имущества, исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в Брянской области с учетом степени загрязнения территории.
Считая отказ в выплате компенсации незаконным, истец просит суд признать за ней право на получение компенсации материального ущерба, в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС по <адрес>. Обязать Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области включить истца в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере 837 000 рублей.
Определением суда от 01 марта 2019 года по ходатайству истца по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза. Производство по делу приостановлено.
Определением суда от 07 мая 2019 года производство по делу возобновлено.
Истец Лелетко В.Ф. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила суд иск удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области по доверенности Костромова Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать, полагая, что оценка рыночной стоимости квартиры по заключению судебной экспертизы также завышена. Ходатайств о назначении повторной оценочной экспертизы не заявлено.
Представитель ответчика Правительства Брянской области по доверенности Чикин Е.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в иске отказать, в связи с завышенным размером оценки имущества. Ходатайств о назначении повторной оценочной экспертизы не заявлено.
Представители третьих лиц УФК по Брянской области, Вышковской поселковой администрации Злынковского района Брянской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 6 части 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
Возмещение вреда и меры социальной поддержки указанной категории граждан предусмотрены ст. 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 № 1244-1 (с последующими изменениями и дополнениями) в соответствии с которой указанным гражданам гарантируется, в том числе, единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя стоимость: строений (жилые помещения, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки), имевшихся у граждан по состоянию на 1 января 1994 года; домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевезти его на новое место жительства; всех видов сельскохозяйственных животных, подлежащих вынужденному убою, а также утраченных садово-ягодных насаждений, посевов (п. 4).
Гражданам, имевшим по состоянию на 1 января 1994 года садовые домики, дачи, садово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и гражданам, получившим в этих зонах имущество в порядке наследования, единовременная денежная компенсация в соответствии с настоящим пунктом выплачивается независимо от места их постоянного проживания.
В отношении имущества, за которое была выплачена единовременная денежная компенсация, предусмотренная настоящим пунктом, повторная выплата указанной денежной компенсации не осуществляется.
Порядок выплаты единовременной денежной компенсации устанавливается Правительством Российской Федерации. Стоимость данного имущества определяется в соответствии с федеральными стандартами оценки, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При этом, единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой жилого помещения не может превышать его стоимость, рассчитанную исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в соответствующем субъекте Российской Федерации, определенной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, на момент обращения за указанной денежной компенсацией.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2004 № 869 "Об утверждении Правил выплаты гражданам единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня представления гражданином заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящих Правил, принимает решение о выплате или об отказе в выплате компенсации, о чем информирует заявителя в письменной форме (п. 5). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список граждан на получение компенсации, который подписывается руководителем этого органа, заверяется печатью и представляется в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства (п. 6).
В соответствии с Федеральным законом № 428-ФЗ от 22.12.2014 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочия по предоставлению, в том числе по доставке, гражданам компенсаций и других выплат. Средства на осуществление переданного в соответствии с частью первой настоящей статьи полномочия предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок предоставления субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и бюджету г. Байконура субвенций на осуществление переданного полномочия РФ по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2014 № 1475 «О предоставлении субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и бюджету г. Байконура на осуществление переданного полномочия РФ по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации» перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Указом Губернатора Брянской области от 16 февраля 2018 года №34 «О передаче функций Департамента строительства Брянской области в Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Брянской области» с 16 апреля 2018 года Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области переданы от Департамента строительства Брянской области, в том числе, функции по осуществлению организационно - технического обеспечения деятельности комиссий по вопросам выплаты компенсации за утраченное имущество, расположенное на радиоактивно загрязненной территории, и иным вопросам в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; по организации работы по выплате гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; по выдаче в пределах своей компетенции специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, дающих право на получение мер социальной поддержки.
Судом установлено, что Лелетко В.Ф. является собственником жилого помещения (квартира), общей площадью 31 кв.м., расположенного <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> серии №...
Право собственности возникло на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданное нотариусом Б. <дата> №...; примерного договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от <дата> №....
Из справки от 11.08.2018 г. за исх. №2365, выданной главой Вышковской поселковой администрации следует, что по <адрес> никто не зарегистрирован. Основание: домовая книга.
Согласно справок от 11.09.2018 года, жилая квартира <адрес> расположена на территории с плотностью РЗ 29, 58 ки/км.кв. согласно ст. 20 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 г. отнесенных к зоне отселения.
Указанная жилая квартира в Вышковскую поселковую администрацию по Чернобыльской программе не сдавалась.
Из справки от 05.09.2018 года, выданной Вышковской поселковой администрацией следует, что Лелетко В.Ф. с 26.04.1986 года по 25.12.2017 года зарегистрирована по <адрес>
Согласно справки от 11.09.2018 года, выданной главой Вышковской поселковой администрации Лелетко В.Ф. проживала, была зарегистрирована, оплачивала коммунальные услуги за жилую квартиру, находящуюся по <адрес> с 12.02.1976 г. по 06.03.2012 г., с 25.12.2017 г. по 29.08.2018 г. Данные обстоятельства подтверждаются паспортными данными истца.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 года №1582 данная территория относилась к зоне отселения.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 года №1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, данный населенный пункт отнесен к зоне отселения.
Согласно паспортным данным истца, удостоверения истца серии №... от 21.02.2019 года, ответа на запрос суда Отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Брянску от 21.02.2019 года, рапорта старшего инспектора ОВМ УМВД России по г. Брянску Н. от 20.02.2019 года, объяснений гр. А. от 20.02.2019 года, с 26 ноября 2018 года Лелетко В.Ф. зарегистрирована и проживает по <адрес>.
Таким образом, истец в добровольном порядке выехала из зоны отселения.
По статусу, установленному базовым законом, истец относится к категории лиц, на которых распространяются гарантии, предусмотренные п. 4 ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1.
Право граждан на получение компенсации за утраченное имущество предусмотрено законом. Однако наступление такого права связано непосредственно со сдачей утраченного имущества, т.е. после рассмотрения Комиссией заявления гражданина о выплате соответствующей компенсации на основании представленных гражданином документов и Отчете об оценке имущества.
26 сентября 2018 года Комиссией Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС было принято решение (протокол №7 от 26.09.2018 года) об отказе истцу в выплате компенсации за утраченное имущество, расположенное <адрес>, по причине завышения стоимости одного квадратного метра жилья на территории Брянской области с учетом степени радиоактивного загрязнения территории. Кроме того, согласно свидетельству о праве на наследство по закону, реестровый №..., выданному <дата>, наследство состоит из 1/2 части приватизированной квартиры. Право на компенсацию в данном свидетельстве не определено.
Между тем, согласно вышеприведенным требованиям ст. 17 базового закона, гражданам, получившим на загрязненной радиацией территории имущество в порядке наследования, единовременная денежная компенсация в соответствии с настоящим пунктом выплачивается независимо от места их постоянного проживания.
При этом, закон не связывает право гражданина на получение компенсации за утраченное имущество, с волеизъявлением наследодателя, сделанным и оформленным при его жизни, на получение указанной компенсации.
В связи с чем, мотивы отказа ответчика в выплате истцу спорной компенсации по указанным основаниям, не могут быть признаны судом обоснованными.
Правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей определяет Федеральный закон РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).
Согласно отчета об оценке рыночной стоимости квартиры №016-18 ОЦ от 27.08.2018 года, выполненного СРО «РОО» и представленного истцом, рыночная стоимость квартиры по <адрес> по состоянию на 29 августа 2018 года округленно составляет: 837 000 рублей.
Из акта жилищной комиссии Вышковской поселковой администрации Злынковского района Брянской области по обследованию и приемке домовладений от 18.12.2018 года следует, что комиссией с выходом на место в составе: председателя Ш., членами С.Г., С.О. проведена проверка пригодности квартиры для проживания в случае сдачи, по <адрес>. В ходе проверки установлено: квартира для проживания пригодна, будет принята на баланс администрации, по своему техническому состоянию будет востребована гражданами из числа состоящих в очереди на улучшение жилищных условий. Квартира по Чернобыльской программе не сдавалась.
Согласно судебному экспертному заключению ООО «Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки» от 15 апреля 2019 года №8019 ОЦ, рыночная стоимость квартиры, расположенной <адрес>, с учетом степени радиоактивного загрязнения, составляет, округленно: 642 000 рублей.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47, эксперт не вправе ответить на вопрос о пригодности жилого дома и квартиры в его составе для проживания. Однако возможно принять во внимание проведенные по поставленному вопросу исследования, изложенные в п. 10 настоящего заключения эксперта. Согласно проведенным исследованиям, физический износ жилого дома определен и составляет 44,8 %, что не превышает 70 %, т.е. квартира в составе жилого многоквартирного дома не является ветхой, согласно Постановления Госстроя России от 20.02.2004 г. №10. Степень физического износа определена в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. По данному параметру квартира <адрес> является пригодной для проживания.
Ходатайства о назначении по делу повторной судебной экспертизы ответчиками не заявлены.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, оценив представленные доказательства рыночной стоимости объекта оценки, суд приходит к выводу, что указанное судебное экспертное заключение соответствует ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО №1), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 г. № 256; требованиям ФСО №3 «Требования к отчету об оценке» пункт 4 раздела II «Требования к составлению отчета об оценке», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 г. № 254. Оснований не доверять выводам эксперта, обладающего специальными познаниями и давшего подписку об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, у суда не имеется. Каких-либо неясностей в выводах эксперта судом установлено не было. Заключение носит утвердительный, а не вероятностный характер. Квалификация эксперта подтверждена соответствующими документами, приложенными к экспертному заключению. Эксперт выезжал на исследование объекта оценки в п. Вышков, Злынковского района Брянской области.
В силу ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Исходя из этих конституционных положений, ст. 56 ГПК РФ определяет обязанности сторон и суда в состязательном процессе.
В соответствии со ст. ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки – квартиры <адрес> - составляет 642 000 рублей, указанная в заключении судебной экспертизы, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены вышеуказанными нормативными актами, достоверна и должна быть рекомендована для целей совершения сделки с объектом оценки.
С учетом положений п. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд находит подлежащими частичному удовлетворению требования истца о включении её в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере 642 000 рублей.
В соответствии с п. 1 раздела 3 Порядка оприходования, учета и использования строений, поступивших от граждан в связи с выездом из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, утв. Постановлением администрации Брянской области № 224 от 23 июня 1998 года (в ред. Постановлений администрации Брянской области от 15.04.2004 N 241, от 26.07.2004 N 399) утраченное гражданами имущество принимается под охрану сельскими, поселковыми, городскими администрациями после получения гражданами компенсации за это имущество.
В связи с изложенным, при вынесении решения по делу, суд считает необходимым указать, что при получении компенсации за утраченное имущество истец обязана сдать соответствующее утраченное имущество органу местного самоуправления по месту нахождения такого имущества.
В соответствии со ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Следовательно, после получения истцом компенсации за имущество, утраченное вследствие катастрофы на ЧАЭС, право собственности на это имущество прекращается.
На основании изложенного, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 642 000 ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04.06.2019 ░░░░.