КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Гриценко Н.Н. Дело № 33а-3912/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 сентября 2020 года г. Калининград
Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Мухарычина В.Ю.,
судей Ткач Е.И., Шкуратовой А.В.,
с участием прокурора Чернышовой К.И.,
при секретаре Чика О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-778/2020 по апелляционной жалобе представителя Демидовича В.Д. Сызина С.А., апелляционному представлению прокурора Багратионовского района Калининградской области на решение Багратионовского районного суда Калининградской области от 20 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Демидовича Владимира Дмитриевича к избирательной комиссии МО «Ладушкинский городской округ» об оспаривании решения № 54/203-5 от 07 августа 2020 года «О регистрации Промышляева Сергея Викторовича кандидатом в депутаты окружного Совета депутатом МО «Ладушкинский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 8».
Заслушав доклад судьи Ткач Е.И., объяснения представителя Демидовича В.Д. Сызина С.А. поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора поддержавшего доводы апелляционного представления, возражения представителя Промышляева С.В. Коршунова Е.А., представителя Регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Калининградской области Федорова П.Н., пояснения представителя избирательной комиссии МО «Ладушкинский городской округ» Тугушевой М.А., исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением окружного Совета депутатов МО «Ладушкинский городской округ» № 24 от 22 июня 2020 года назначены выборы депутатов окружного Совета депутатов МО «Ладушкинский городской округ» 5 созыва на 13 сентября 2020 года.
Решением избирательной комиссии МО «Ладушкинский городской округ» (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатным избирательным округам №1-10) № 54/203-5 от 07 августа 2020 года зарегистрирован кандидат в депутаты окружного Совета депутатов МО «Ладушкинский городской округ» по одномандатному избирательному округу №8, выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Калининградской области Промышляев С.В.
Основанием для регистрации явилась выписка из протокола Конференции Регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Калининградской области от 19 июля 2020 года.
Демидович В.Д., выдвинутый избирательным объединением Ладушкинским местным отделением партии «Единая Россия» и зарегистрированный кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов МО «Ладушкинский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 8 обратился в суд с вышеназванным административным иском, указав, что решение избирательной комиссии МО «Ладушкинский городской округ» № 54/203-5 от 07 августа 2020 года о регистрации кандидатом Промышляева С.В. не соответствует требованиям закона, уставу партии, поскольку партией нарушена процедура выдвижения кандидата для участия в местных выборах. Решение о выдвижении Промышляева С.В. принято на Конференции Регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Калининградской области, которая является неуполномоченным органом структурного подразделения партии. Конференция является неправомочной, так как неясно какое местное отделение делегировало делегатов, представители каких местных отделений участвовали в работе данной конференции, и какое количество членов партии присутствующий делегат представлял. Просил суд признать оспариваемое им решение незаконным и отменить.
Решением суда от 20 августа 2020 года отказано в удовлетворении административного иска Демидовича В.Д.
В апелляционной жалобе представителя Демидовича В.Д. Сызина С.А. ставится вопрос об отмене решения районного суда с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на его незаконность и не правильное применение норм материального права.
В апелляционном представлении прокурора ставится вопрос об отмене решения районного суда, как несоответствующего требованиям закона.
В судебном заседании представитель Демидовича В.Д. Сызин С.А. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Прокурор в судебном заседании поддержал доводы апелляционного представления.
Представитель Промышляева С.В. Коршунов Е.А., представитель Регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Калининградской области Федоров П.Н. в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы и апелляционного представления, просили решение районного суда оставить без изменения.
Представитель избирательной комиссии МО «Ладушкинский городской округ» Тугушева М.А. оставила разрешение апелляционных жалобы и представления на усмотрение суда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалобы и представления, судебная коллегия полагает решение районного суда подлежащим отмене с вынесением нового решение об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
На основании пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов может быть отменено судом по заявлению кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно подпункту «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях.
Пунктом 2 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
Согласно пункту 1, подпункту «и» пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее Федеральный закон № 95-ФЗ) политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним. Устав политической партии должен содержать положение, определяющее порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.
В части 2 статьи 25 Федерального закона № 95-ФЗ установлено, что решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Из буквального содержания приведенных норм следует, что данные законоположения непосредственно не наделяют региональное отделение политической партии правом выдвижения кандидатов (списка кандидатов) в депутаты представительных органов местного самоуправления, а лишь определяют уполномоченные органы регионального отделения партии или иного структурного подразделения партии, которые вправе выдвигать кандидатов (список кандидатов) в депутаты представительных органов муниципальных образований при условии отнесения данного вопроса к компетенции регионального отделения политической партии или иного структурного подразделения партии уставом политической партии.
Политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе принимать участие в выборах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после представления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 36 Федерального закона «О политических партиях»).
Таким образом, определение вида отделения партии и конкретного органа отделения партии или иного структурного подразделения партии, которые вправе выдвигать на основных выборах кандидатов (список кандидатов) в депутаты представительных органов муниципальных образований отнесено к исключительному усмотрению политической партии, которая обязана закрепить соответствующие положения в своем уставе.
Уставом политической партии Справедливая Россия следующим образом разграничена компетенция центральных и иных органов партии при осуществлении прав, связанных с проведением основных выборов депутатов в представительные органы муниципальных образований: Президиум Центрального совета Партии в случае отсутствия регионального или местного отделения Партии выдвигает кандидатов, списки кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований, кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления (п.п. 12 п. 3 ст. 19); региональное отделение на территории своей деятельности участвует в выборах в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 26); к компетенции конференции (общего собрания) регионального отделения относится выдвижение тайным голосованием в соответствии с законодательством о выборах Российской Федерации кандидатов и (или) списка кандидатов в депутаты (члены) представительных органов муниципальных образований (п.п. «в» п. 2 ч. 2 ст. 29); к исключительной компетенции Совета регионального отделения относится выдвижение тайным голосованием кандидатов и (или) списка кандидатов в депутаты (члены) представительных органов муниципальных образований в случае отсутствия местного отделения на соответствующей территории (п.п. 3 п. 4 ст. 33); местные отделения на территории своей деятельности участвуют в выборах в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае отсутствия на территории муниципального образования местного отделения, либо в случае, если на территории муниципального образования созданы и действуют более одного местного отделения, в выборах участвует действующее на территории данного муниципального образования региональное отделение или Партия (п. 3 ст. 41), при этом право выдвижения кандидатов и (или) списка кандидатов в депутаты (члены) представительных органов муниципальных образований отнесено к компетенции конференции (общего собрания) местного отделения (п.п. 1 п. 2 ст. 44) и Совета местного отделения (по предварительному согласованию с Советом или Бюро совета регионального отделения) (п.п. 13 п. 2 ст. 48).
Из устава политической партии следует, что право выдвижения кандидатов (списка кандидатов) в депутаты представительных органов муниципальных образований предоставлено местному отделению партии – при условии, что на территории муниципального образования создано одно местное отделение партии, региональному отделению партии – при условии, что на территории муниципального образования отсутствует местное отделение либо имеется несколько местных отделений партии, центральному органу партии – при условии отсутствия регионального или местного отделения партии.
Отсутствие в п.п. «в» п. 2 ст. 29 устава политической партии указания на вышеуказанное условие реализации права регионального отделения партии выдвигать кандидатов (список кандидатов) в депутаты представительных органов муниципальных образований не означает, что такое право может быть реализовано без учета иных положений устава партии, в том числе п. 3 ст. 41 устава партии.
В противном случае ограничения, содержащиеся в п. 3 ст. 41 устава партии, по сути нивелируются, а усмотрение регионального отделения партии при осуществлении прав, связанных с проведением муниципальных выборов, при наличии местного отделения партии может быть не ограниченным в отличие от объема прав центрального органа партии.
Судом установлено, что 19 июля 2020 года Конференцией регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Калининградской области кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов МО «Ладушкинский городской округ» 5 созыва по одномандатному избирательному округу № 8 выдвинут Промышляев С.В.
Решением избирательной комиссии МО «Ладушкинский городской округ» № 54/203-5 от 07 августа 2020 года Промышляев С.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов МО «Ладушкинский городской округ» по одномандатному избирательному округу №8.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований Демидовича В.Д., суд первой инстанции исходил из того, что в силу положений пункта 2 статьи 25 Федерального закона «О политических партиях», статей 28, 29 Устава политической партии Справедливая Россия в Калининградской области, Конференция Регионального отделения партии вправе была выдвинуть кандидата в депутаты на выборах местного уровня, независимо от наличия местного отделения партии.
С таким выводом суда первой инстанции, судебная коллегия согласиться не может, поскольку он сделал на неверном толковании норм закона.
Исходя из вышеприведенных положений закона, устава партии, принимая во внимание обстоятельства, свидетельствующие о том, что при наличии единственного местного отделения партии на территории МО «Ладушкинский городской округ», Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Калининградской области не вправе была принимать решение о выдвижении кандидата на основных выборах представительных органов местного самоуправления, в связи с чем судебная коллегия полагает, что процедура выдвижения Промышляева С.В. партией была нарушена.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия полагает, что имеется основание, предусмотренное подпунктом «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ к отказу в регистрации кандидата, что не было учтено избирательной комиссией и не принято во внимание судом первой инстанции, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решение об удовлетворении заявленных требований Демидовича В.Д.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» № 54/203-5 ░░ 7 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ «░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 8».
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░