Дело № 2-406/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Щучанский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Резник Э.В.
при секретаре Щипуновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Щучье Курганской области
25 июня 2015 года гражданское дело по иску прокурора Щучанского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чистовского сельсовета Щучанского района Курганской области о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Щучанского района Курганской области обратился в суд с иском к администрации Чистовского сельсовета Щучанского района Курганской области о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, указав, что 30.04.2015 г. прокуратурой Щучанского района проведена проверка соблюдения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории населенного пункта с. Чистое, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.
Исходя из требований ст. 51 Федерального закона от 10.01.2001 г, №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. №57-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и здоровья населения. В соответствии с п.п. 1.2, 2.2.3, 2.3.3, 2.3.4, 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. Обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы, следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Дворовая уборная должна иметь надземную часть и выгреб. Надземные помещения сооружают из плотно пригнанных материалов (досок, кирпичей, блоков и т.д.). Выгреб должен быть водонепроницаемым, объем которого рассчитывают исходя из численности населения, пользующегося уборной. Глубина выгреба зависит от уровня грунтовых вод, но не должна быть более 3 м. Не допускается наполнение выгреба нечистотами выше чем до 0,35 м от поверхности земли. Выгреб следует очищать по мере его заполнения, но не реже одного раза в полгода.
Согласно п.п. 8.2.4, 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно. Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Между тем, в ходе проведенных надзорных мероприятий, в с. Чистое выявлена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, расположенная на расстоянии около 400 метров от с. Чистое и 100 метров от организованной свалки ТБО.
Таким образом, Администрацией Чистовского сельсовета Щучанского района Курганской области не предпринимаются должные меры по надлежащему сбору и вывозу ТБО на территории населенного пункта с. Чистое.
Нахождение несанкционированной свалки на вышеуказанной территории нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Просит обязать Администрацию Чистовского сельсовета Щучанского района Курганской области ИНН № 4525001851 ОГРН № 1024502023523 ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную на расстоянии около 400 метров от с. Чистое и 100 метров от организованной свалки ТБО.
В судебном заседании представитель прокуратуры Щучанского района Курганской области Бронников А.Ю. на исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что до судебного разбирательства был организован выезд на указанные в иске места нахождения несанкционированной свалки, установлено, что до настоящего времени свалка ответчиком не ликвидирована.
Представитель ответчика администрации Чистовского сельсовета Щучанского района в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело без его участия, не выразив отношение к иску.
Представитель третьего лица территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Щучанском, Шумихинском, Альменевском и Сафакулевском районах в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, дело просил рассмотреть в отсутствие своего представителя.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Из материалов дела видно, что в ходе проведенной проверки 30 апреля 2015 года прокуратурой Щучанского района была выявлена свалку твердых бытовых отходов, расположенная на расстоянии около 400 метров от с. Чистое и 100 метров от организованной свалки ТБО.
Согласно экспертной оценке объекта Центра гигиены и эпидемиологии в Курганской области в Щучанском, Шумихинском, Альменевском и Сафакулевском районах № 34 от 30 апреля 2015 года территория населенного пункта с. Чистое находится в неудовлетворительном санитарно-эпидемиологическом состоянии, наблюдается скопление твердых бытовых отходов, выявлена свалка твердых бытовых отходов, расположенная на расстоянии около 400 метров от с. Чистое и 100 метров от организованной свалки ТБО, что не соответствует п. 2 ст. 21 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1.2, 2.1.1, 2.2.9. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
Оценив имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
Как следует из п.п. 3.1, 3.2, 3.4 СанПиН 42-168-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигающие заводы, а жидкие бытовые отходы – на сливные станции или поля ассенизации.
Пункт 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» предусматривает, что объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01. 2002 «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среды.
Прокурором Щучанского района Курганской области подано заявление в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – населения Муниципального образования - город Щучье, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, и не может рассматриваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.
Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза отходов и мусора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Администрацией Чистовского сельсовета Щучанского района не опровергается установленный факт существования несанкционированной свалки по указанному адресу в с. Чистое, что не может свидетельствовать о надлежащей организации администрацией Чистовского сельсовета сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, целью которой является создание условий, исключающих возникновение стихийных свалок на территории населенного пункта, а не периодическая (как правило, ежегодная, по одним и тем же адресам) ликвидация свалок по обращениям надзорного органа.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, пояснений по представленным доказательствам не дал.
В связи с этим суд находит требования прокурора Щучанского района Курганской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ № 4525001851 ░░░░ № 1024502023523 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 400 ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░ ░ 100 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░