Решение по делу № 33-13464/2024 от 02.08.2024

Судья Батальщиков О.В. УИД: 61RS0008-01-2023-006546-61
дело № 33-13464/2024
№ 2-961/2024

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 сентября 2024 года г. Ростов-на-Дону

    Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи Шинкиной М.В.,

    судей Гросс И.Н., Фетинга Н.Н.,

    при секретаре Сукаче И.И.

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к ТСЖ «Соседи», третьи лица Управление Роспотребнадзора по Ростовской области, АО «Ростовводоканал», ООО «Ростовские тепловые сети» об обязании совершить действия, по апелляционному представлению прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону на решение Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 14 мая 2024 года.

    Заслушав доклад судьи Фетинга Н.Н., судебная коллегия

    установила

    прокурор Советского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ТСЖ «Соседи» о возложении обязанности разработать и согласовать программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, указав в обоснование своих требований, что прокуратурой района была проведена проверка производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, которой установлено, что ТСЖ «Соседи», являясь организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕНА, не разработана и не представлена на согласование в Управление Роспотребнадзора по Ростовской области программа производственного контроля качества и безопасности питьевой воды и горячей воды.

    Как указано в иске, ТСЖ «Соседи», являясь исполнителем коммунальных услуг в указанном многоквартирном доме, в процессе осуществления своей деятельности должно точно и неукоснительно соблюдать требования действующего законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Поскольку ответчик эксплуатирует и отвечает за надлежащее состояние общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в состав которого включены внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, то он обязан разработать программу производственного контроля и на основании данной программы проводить лабораторные исследования качества холодной и горячей воды в распределительной сети обслуживающего жилого многоквартирного дома на границе балансовой (эксплуатационной) принадлежности.

    Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, а также на то, что несоблюдение ответчиком требований действующего законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения может повлечь негативные последствия для жизни и здоровья граждан в случае потребления ими коммунальных ресурсов ненадлежащего качества, прокурор Советского района г. Ростова-на-Дону просил суд возложить на ТСЖ «Соседи» обязанность разработать и согласовать в Управлении Роспотребнадзора по Ростовской области программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в многоквартирном доме, находящемся в управлении по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕНА, в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

    Решением Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 14 мая 2024 года отказано в удовлетворении исковых требований прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону к ТСЖ «Соседи» о возложении обязанности разработать и согласовать программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в многоквартирном доме.

    Не согласившись с данным решением, прокурором Советского района г. Ростова-на-Дону подано апелляционное представление, в котором апеллянт просит об отмене решения суда первой инстанции по мотивам его незаконности и необоснованности, принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении исковых требований прокурора.

    В обоснование своей позиции апеллянт приводит доводы, аналогичные изложенным в иске, полагая, что суд первой инстанции не дал им должной правовой оценки. Ссылается на неправильное применение судом норм материального права, регулирующих правоотношения сторон.

    Заявитель апелляционной жалобы настаивает на своих доводах о том, что управляющая организация, осуществляющая подачу коммунального ресурса от централизованных сетей водоснабжения, обязана в силу законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии и санитарных правил осуществлять производственный контроль качестве воды.

    По мнению апеллянта, соответствие качества предоставляемых коммунальных ресурсов является обязательным условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме, в связи с чем управляющая организация обязана разработать и согласовать программу производственного контроля качества воды, в соответствии с которой организовать отбор проб воды и проведение лабораторных исследований и испытаний в соответствии с санитарными правилами (СП 1.1.1058-01). При этом предоставление качественного коммунального ресурса потребителю может быть обеспечено при поддержании в надлежащем состоянии общего имущества многоквартирного дома, инженерных сетей, обеспечивающих доставку ресурса до потребителя.

    Апеллянт полагает ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что управляющая компания не является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение. Ссылается при этом на то, что в отношении собственников помещений в многоквартирном доме управляющая компания является поставщиком коммунальной услуги и лицом, эксплуатирующим внутридомовые системы водоснабжения.

    Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов жалобы, выслушав представителей истца и ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.

    Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст. 1, 12 ГК РФ, Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 января 2015 года № 10, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 и пришел к выводу о том, что законодательно обязанность по разработке и согласованию программы производственного контроля качества питьевой воды и горячей воды возложена на организации, осуществляющие водоснабжение.

    Установив, что ответчик не является организацией, эксплуатирующей централизованные системы водоснабжения, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности, не предусмотренной законом, в связи с чем исковые требования прокурора оставил без удовлетворения.

    Отклоняя доводы истцовой стороны о том, что ответчик осуществляет эксплуатацию систем водоснабжения, суд первой инстанции отметил, что ответчик, являясь управляющей организацией, эксплуатирует и отвечает за надлежащее содержание внутридомовых, а не централизованных сетей, в связи с чем нормативное регулирование, предусмотренное для организаций, осуществляющих эксплуатацию централизованных сетей, в данном случае к ответчику не применимо.

    Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

    Так, в соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.

    Частью 2 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

    Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ч. 5 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

    В силу ч. 6 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды включает в себя перечень показателей, по которым осуществляется контроль; указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, и абонентов; указание частоты отбора проб воды.

    В силу ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.

    В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем).

    Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

    Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (ч. 15 ст. 161 ЖК РФ).

    Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.04.2015 № 307-АД14-5816 по делу № А13-2182/2014, организация, управляя многоквартирными домами и являясь исполнителем коммунальных услуг, обязана обеспечивать предоставление собственникам помещений коммунальных услуг надлежащего качества, в том числе услуги горячего водоснабжения, отвечающие санитарным и техническим требованиям, а также осуществлять контроль, в том числе путем организации производственного контроля качества горячей воды в соответствии с санитарными требованиями и нормативами.

    Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения установлены СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», введенных в действие с 01.03.2021.

    В соответствии с п. 77 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10 и приложениями № 2 - № 4 к Санитарным правилам.

    Согласно п. 1 приложения № 4 к СанПиН 2.1.3684-21, хозяйствующие субъекты, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения и (или) обеспечивающие население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, в соответствии с программой производственного контроля должны постоянно контролировать качество и безопасность воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в местах водоразбора наружной и внутренней распределительных сетей (далее - места водопользования).

    Как следует из пункта 1 СанПиН 2.1.3684-21, настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

    Согласно пунктам 2.3.1, 2.3.2, 2.3.4 Методических рекомендаций МР 2.1.4.0176-20 «Организация мониторинга обеспечения населения качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2020, производственный контроль обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения и/или обеспечивающим население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, по согласованной и утвержденной в установленном порядке программе производственного контроля качества и безопасности воды. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения и/или обеспечивающие население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, в соответствии с программой производственного контроля должны постоянно контролировать качество и безопасность воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней распределительных сетей (далее - места водопользования).

    Таким образом, требования СанПиН 2.1.3684-21 распространяются на деятельность ТСЖ, как осуществляющего эксплуатацию систем водоснабжения.

    Судом установлено, что ответчик осуществляет управление многоквартирным домом, в связи с чем является исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги, и обязано оказывать качественные коммунальные услуги.

    В силу пп. 15, 16 ст. 2 Закона № 416-ФЗ организацией, осуществляющей холодное, горячее водоснабжение является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного, горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем.

    На основании ч. 15 ст. 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

    Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границы общего имущества в многоквартирном доме т границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (ч.15 ст.161 ЖК РФ).

    В соответствии с ч. 16 ст. 161 ЖК РФ лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.

    Согласно п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

    Ответчик, являясь исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном доме, в процессе осуществления своей деятельности должно точно и неукоснительно соблюдать требования действующего законодательства Российской Федерации, в том числе, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; как лицо, ответственное за надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в состав которого включены, в том числе внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, обязано разработать программу производственного контроля и на основании данной программы проводить лабораторные исследования качества холодной и горячей воды в распределительной сети обслуживающего жилого многоквартирного дома на границе балансовой (эксплуатационной) принадлежности в соответствии с требованиями ст. ст. 11, 19 Федерального закона № 52-ФЗ, СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

    Данная позиция также нашла свое подтверждение в определении четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16.07.2024 (дело №88-22184/2024).

    По результатам проведенной прокуратурой проверки установлено, что ответчиком программа производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды не разработана и на согласование в Управление Роспотребнадзора не представлена.

    При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, требования прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону – удовлетворению.

    Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 14 мая 2024 года отменить.

    Принять по делу новое решение, которым иск прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону удовлетворить.

    Возложить на ТСЖ «Соседи» обязанность разработать и согласовать в Управлении Роспотребнадзора по Ростовской области программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в многоквартирном доме, находящемся в управлении по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение изготовлено 16.09.2024.

33-13464/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Советского района г. Ростова-на-Дону
Ответчики
ТСЖ Соседи
Другие
АО "Ростовводоканал"
Управление Роспотребнадзора по Ростовской области
ООО "Ростовские тепловые сети"
Суд
Ростовский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.ros.sudrf.ru
20.08.2024Судебное заседание
11.09.2024Судебное заседание
19.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.09.2024Передано в экспедицию
11.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее