УИД №
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
п.г.т. Тугулым 23 июля 2019 года.
Тугулымский районный суд Свердловской области составе:
председательствующего судьи Крицкой Н.А.
при секретаре Сауковой Н.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-225/2019 по иску прокурора <адрес> действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тугулымского городского округа, Ядрышниковской сельской управе администрации Тугулымского городского округа об устранении нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения участка автомобильной дороги от <адрес> с 0 км по 9 км + 248 м. в сторону <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Тугулымского городского округа, Ядрышниковской сельской управе администрации Тугулымского городского округа об устранении нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения участка автомобильной дороги от <адрес> с 0 км по 9 км + 248 м. в сторону <адрес>.
В обоснование своих требований указал, что в связи с поступившим обращением жителей <адрес>, прокуратурой <адрес> совместно с инспектором ОГИБДД ОМВД России по <адрес> установлено, что Ядрышниковской сельской управой администрации Тугулымского городского округа, администрацией Тугулымского городского округа не в полной мере осуществляется обязанность по содержанию дорог муниципального значения, а именно участка автомобильной дороги от <адрес> с 0 км по 9 км + 248 мет. в сторону <адрес>.
Так, при обследовании указанного участка выявлены следующие недостатки: на проезжей части 5 категории с грунтовым покрытием имеются многочисленные неровности и коллейности в нарушение ГОСТ 50597 - 2017 п. 5.2.4 (с 0км + 100м по 0км + 210м глубина колеи от 5см до 33см; 0км + 850м по 1км + 300м. глубина колеи от 20см до 51см; с 1км + 560м по 2км +100м глубина колеи от 10см до 46см; с 2км + 500м по 3км +120м глубина колеи от 10см до 44см; с 3км + 300м по 4км + 540м глубина колеи от 8 см до 45 см).
По мнению прокурора, учитывая, что действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации дорожной деятельности, они обязаны принять все меры к надлежащей реализации своих полномочий по содержанию дорог муниципального значения, а несоответствие установленным требованиям к эксплуатационному состоянию дорожного полотна указанного выше участка автомобильной дороги создает угрозу для жизни и здоровья неограниченного круга лиц, участников дорожного движения.
В связи с чем, обращаясь в суд, прокурор просит возложить на Ядрышниковскую сельскую управу администрации Тугулымского городского округа, Администрацию Тугулымского городского округа обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить дефекты дорожного полотна в виде многочисленных неровностей, коллейности с 0км + 100м по 0км - 210м глубина колеи от 5см до 33см; 0км + 850м по 1км + 300м. глубина колеи от 20см до 51см; с 1км + 560м по 2км +100м глубина колеи от 10см до 46см: с 2км + 500м по 3км +120м глубина колеи от 10см до 44см; с 3км - 300м по 4км + 540м глубина колеи от 8 см до 45 см от <адрес> с 0 км до 9 км + 248м в сторону <адрес>. Возложить на Администрацию Тугулымского городского округа обязанность осуществить финансирование из местного бюджета для устранения перечисленных дефектов дорожного полотна.
В ходе судебного заседания прокурор <адрес> ФИО4 в соответствии с ч. 1 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представил заявление об уточнении исковых требований. Просит возложить на Ядрышниковскую сельскую управу администрации Тугулымского городского округа обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить дефекты дорожного полотна в виде многочисленных неровностей, коллейности с 0км + 100м по 0км - 210м глубина колеи от 5см до 33см; 0км + 850м по 1км + 300м. глубина колеи от 20см до 51см; с 1км + 560м по 2км +100м глубина колеи от 10см до 46см: с 2км + 500м по 3км +120м глубина колеи от 10см до 44см; с 3км - 300м по 4км + 540м глубина колеи от 8 см до 45 см от <адрес> с 0 км до 9 км + 248м в сторону <адрес>. Возложить на Администрацию Тугулымского городского округа обязанность осуществить финансирование из местного бюджета для устранения перечисленных дефектов дорожного полотна.
Уточненные исковые требования судом приняты.
<адрес> ФИО4 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, указанным в заявлении и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Ядрышниковской поселковой управы администрации Тугулымского городского округа ФИО5 против удовлетворения исковых требований не возражала, суду пояснила, что на сегодняшний день в бюджете управы не имеется денежных средств, ею неоднократно подавались ходатайства о выделении денежных средств, но денежные средства не выделены.
Представитель ответчика Администрации Тугулымского городского округа ФИО6, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № в судебном заседании заявленные исковые требования не признала в полном объеме, суду пояснила, что в настоящее время данная дорога включена в программу о дорожной деятельности на 2019 год. В 2019 году заложено 2 миллиона, и это только на разработку сметной документации, она будет осуществлена в 2019 году. Далее необходимо провести экспертизу данной документации, потом орган местного самоуправления заявится для выделения субсидии по строительству данной дороги. Заявленный срок до ДД.ММ.ГГГГ является не исполнимым для АТГО с учетом проведения всех необходимых действий, просит отложить данный срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В соответствии со ст. 1 данного Федерального закона задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Технические требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог установлены Национальным стандартом РФ ГОСТ 50597 - 2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным Приказом Росстандарта РФ №-ст от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно требованиям п. 5.2.4 ГОСТ 50597 - 2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
В судебном заседании установлено, при проверке участка автомобильной дороги от <адрес> с 0 км до 9 км + 248 м в сторону <адрес> выявлены следующие недостатки: на проезжей части 5 категории с грунтовым покрытием имеются многочисленные неровности и коллейности в нарушение ГОСТ 50597 - 2017 п. 5.2.4 (с 0км + 100м по 0км + 210м глубина колеи от 5см до 33см; 0км + 850м по 1км + 300м. глубина колеи от 20см до 51см; с 1км + 560м по 2км +100м глубина колеи от 10см до 46см; с 2км + 500м по 3км +120м глубина колеи от 10см до 44см; с 3км + 300м по 4км + 540м глубина колеи от 8 см до 45 см).
Данный факт подтверждается актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ, составленным старшим государственным инспектором ОГИБДД ОМВД России по <адрес> ФИО7, копией поверки средством измерения рейкой дорожной универсальной «РДУ-Кондор», фототаблицами (л.д. 9-21). Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами.
Таким образом, несоответствие установленным требованиям к эксплуатационному состоянию дорожного полотна указанного выше участка автомобильной дороги создает угрозу для жизни и здоровья неограниченного круга лиц, участников дорожного движения.
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 131-ФЗ) утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 10 указанного закона местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. ст. 11-13 настоящего Федерального закона.
Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения отнесено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения.
В соответствии с п. 6 ч. 1 статьи 6 Устава Тугулымского городского округа (далее Устава) к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Согласно ч. 1 ст. 30 Устава закреплено, что администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных ст. 6 Устава.
В структуру администрации городского округа входят территориальные органы администрации городского округа, осуществляющие свою деятельность на основании соответствующего положения.
Согласно пункту 2 раздела 1 Положения о Ядрышниковской сельской управе администрации Тугулымского городского округа, утвержденного решением Думы Тугулымского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ «О Ядрышниковской сельской управе администрации Тугулымского городского округа», Ядрышниковская сельская управа администрации Тугулымского городского округа является территориальным органом администрации Тугулымского городского округа, исполняет определенные полномочия администрации ТГО по решению вопросов местного значения Тугулымского городского округа на подведомственной территории.
Управа наделяется правами юридического лица в соответствии с действующим законодательством, подотчетна и подведомственна главе Тугулымского городского округа.
Пункт 3 Положения устанавливает подведомственную Управе территорию, включающую в том числе д. Ядрышникова, д. Чураки и д. Юшково.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 10 раздела 2 Положения, Управа на подведомственной территории осуществляет полномочия администрации ТГО, в том числе по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Согласно п. 5 разд. 1 Положения расходы на осуществление деятельности управы осуществляются в соответствии со сметой доходов и расходов.
Частью 1 ст. 34 Федерального закона № 257-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Таким образом, полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Администрация Тугулымского городского округа является главным распорядителем бюджетных средств.
Согласно действующему законодательству на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации дорожной деятельности, они обязаны принять все меры к надлежащей реализации своих полномочий по содержанию дорог муниципального значения.
Судом установлено, что бездействие Ядрышниковской сельской управы администрации Тугулымского городского округа и Администрации Тугулымского городского округа выражается в непринятии мер по надлежащему состоянию дорожного полотна участка автомобильной дороги от <адрес> с 0км до 9км + 248м в сторону <адрес>.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению путем возложения на Ядрышниковскую сельскую управу администрации Тугулымского городского округа обязанности устранить дефекты дорожного полотна в виде многочисленных неровностей, коллейности с 0км + 100м по 0км - 210м глубина колеи от 5см до 33см; 0км + 850м по 1км + 300м. глубина колеи от 20см до 51см; с 1км + 560м по 2км +100м глубина колеи от 10см до 46см: с 2км + 500м по 3км +120м глубина колеи от 10см до 44см; с 3км - 300м по 4км + 540м глубина колеи от 8 см до 45 см от <адрес> с 0 км до 9 км + 248м в сторону <адрес>, на Администрацию Тугулымского городского округа обязанности провести соответствующее финансирование.
В силу ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Вместе с тем доводы представителя ответчика Администрации Тугулымского городского округа о неразумности заявленного срока устранения нарушения обоснован, в связи с чем, суд полагает, что установление срока исполнения решения суда должно способствовать реальному исполнению решению суда, учитывая объем и характер работ по устранению выявленных нарушений, с учетом сезонной возможности проведения работ, необходимости получения бюджетных средств, суд полагает разумным и достаточным для исполнения возложенных на ответчиков обязанностей установить срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ 0░░ + 100░ ░░ 0░░ + 210░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 5░░ ░░ 33░░; 0░░ + 850░ ░░ 1░░ + 300░. ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 20░░ ░░ 51░░; ░ 1░░ + 560░ ░░ 2░░ +100░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 10░░ ░░ 46░░; ░ 2░░ + 500░ ░░ 3░░ +120░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 10░░ ░░ 44░░; ░ 3░░ + 300░ ░░ 4░░ + 540░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 8 ░░ ░░ 44 ░░ ░░ <░░░░░> ░ 0 ░░ ░░ 9 ░░ + 248░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ 0░░ + 100░ ░░ 0░░ + 210░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 5░░ ░░ 33░░; 0░░ + 850░ ░░ 1░░ + 300░. ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 20░░ ░░ 51░░; ░ 1░░ + 560░ ░░ 2░░ +100░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 10░░ ░░ 46░░; ░ 2░░ + 500░ ░░ 3░░ +120░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 10░░ ░░ 44░░; ░ 3░░ + 300░ ░░ 4░░ + 540░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 8 ░░ ░░ 44 ░░ ░░ <░░░░░> ░ 0 ░░ ░░ 9 ░░ + 248░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.