ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 2а- 431/2020 (33а-16857/2020)
28 октября 2020 года г. Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Портновой Л.В.,
судей Багаутдиновой А.Р., Бураншина Т.А.,
при секретаре Абдуллиной М.Р.,
прокурора ФИО49,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Благовещенского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по формированию перечня земельных участков,
по апелляционной жалобе представителя Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан Тумаковой С.Т. на решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 8 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Бураншина Т.А., судебная коллегия
установила:
Благовещенский межрайонный прокурор Республики Башкортостан (далее прокурор, административный истец), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан (далее Администрации МР Благовещенский район, ответчик), в котором просит признать незаконным бездействие ответчика по формированию и постановке на кадастровый учет земельных участков, в отношении которых определены технические условия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, для целей бесплатного предоставления гражданам для индивидуального жилищного строительства, обязав сформировать перечень и поставить на кадастровый учет земельные участки, в отношении которых определены технические условия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, подлежащих предоставлению в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим такое право, в течение 30 дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что прокуратурой по обращению жителей Благовещенского района проведена проверка исполнения администрацией МР Благовещенский район земельного законодательства в части однократного бесплатного предоставления земельных участков. Установлено, что ответчиком до настоящего времени не предприняты меры по обеспечению земельными участками категории граждан: состоящие на учете в качестве нуждающихся, не обеспеченных земельными участками - 7 семей; имеющие статус молодой семьи - 6 семей; имеющие трех и более несовершеннолетних детей - 25 семей. С учетом количества граждан, которые администрацией МР Благовещенский район приняты на учет в целях получения мер такой социальной поддержки, в течение длительного периода времени не обеспечены земельными участками, отсутствие на территории муниципального образования сформированных (образованных) и поставленных на кадастровый учет земельных участков создает угрозу нарушения прав лиц, состоящих на учете.
Решением Благовещенского районного суда РБ от 8 июля 2020 года административный иск прокурора удовлетворен.
Постановлено: признать незаконным бездействие Администрации МР Благовещенский район по формированию и постановке на кадастровый учет земельных участков, в отношении которых определены технические условия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, для целей бесплатного предоставления гражданам для индивидуального жилищного строительства. Обязать Администрацию МР Благовещенский район сформировать перечень и поставить на кадастровый учет земельные участки, в отношении которых определены технические условия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, подлежащих предоставлению в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим такое право, в течение 30 дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель Администрации МР Благовещенский район просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, судом не учтено, что Администрация регулярно формирует земельные участки и предоставляет гражданам, состоящим на учёте, о чем были представлены доказательства. Также указывает, что не все привлеченные заинтересованные лица присутствовали в судебном заседании и только 2 из 6 заинтересованных лиц присутствовавших на судебном заседании подтвердили, что им не были предоставлены земельные участки.
Принимая во внимание, что иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя административного ответчика ФИО52, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора ФИО51 о законности судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и частью 1 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
Основания для обращения в суд для прокурора носят оценочный характер и определяются необходимостью защиты прав граждан, неопределенного круга лиц, интересов публично-правовых субъектов. При этом прокурор сам определяет характер и степень интереса, подлежащего защите, с правом окончательной оценки со стороны суда.
Таким образом, как в силу прямого указания частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, так и в соответствии со своей компетенцией, определенной специальным законом о прокуратуре, прокурор в данном случае имеет право на обращение в суд с настоящим административным иском.
По общему правилу, на основании статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В силу части 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 данного Кодекса, порядок снятия граждан с такого учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Отношения по использованию и охране земель в Республике Башкортостан как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Республики Башкортостан, урегулированы Законом Республики Башкортостан от 05 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" (далее Закона РБ).Органы местного самоуправления в Республике Башкортостан, в частности, управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (статья 3 Закона РБ).
В силу статьи 10 Закона РБ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц бесплатно осуществляется в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, а также в случаях, определенных в частях 1.1 и 2 настоящей статьи.
Пунктом 8 статьи 10.1 Закона РБ предусмотрено, что уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области земельных отношений либо орган местного самоуправления формирует перечень земельных участков для индивидуального жилищного строительства, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно гражданам, указанным в части 2 статьи 10 настоящего Закона. Перечень земельных участков должен содержать характеристики земельных участков, включая их местоположение, кадастровый номер каждого земельного участка.
Согласно статьи 10.2 указанного закона, количество земельных участков из числа включенных в перечень земельных участков, предоставляемых каждой категории граждан, состоящих на учете, определяется земельной комиссией. При этом каждой категории граждан предоставляется не менее 10 процентов земельных участков от общего числа земельных участков, включенных в перечень земельных участков, за исключением случаев отсутствия граждан, состоящих в очереди по какой-либо категории. Земельная комиссия в течение 10 рабочих дней с даты публикации перечня земельных участков принимает решение о предварительном распределении указанных в части 8 статьи 10.1 настоящего Закона земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность для индивидуального жилищного строительства, лицам, состоящим на учете, в порядке очередности. С учетом решения земельной комиссии, принятого в соответствии с частью 3 настоящей статьи, уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней направляет лицам, состоящим на учете, извещение с предложением о предоставлении конкретного земельного участка в собственность бесплатно из перечня земельных участков. Предоставление гражданам земельных участков бесплатно осуществляется в населенном пункте в соответствии с градостроительной документацией и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий) в предельных (минимальных и максимальных) размерах, установленных частью 2.1 статьи 15 настоящего Закона.
Таким образом, из системного анализа приведенных правовых норм следует, что орган местного самоуправления обязан в возможно короткие сроки сформировать перечень и поставить на кадастровый учет земельные участки, предназначенные для предоставления в собственность бесплатно гражданам, имеющим право на данную меру социальной поддержки.
Учет граждан, претендующих на предоставление земельных участков, осуществляется уполномоченным органом по месту жительства в порядке очередности, исходя из времени поступления заявлений в уполномоченный орган, отдельно по каждой категории.
Рассмотрение заявлений граждан, заинтересованных в предоставлении земельных участков, прилагаемых к ним документов и принятие решения о постановке указанных граждан на учет осуществляются комиссиями по вопросу однократного и бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства в течение 10 рабочих дней.
Решение о предоставлении гражданину земельного участка принимается только в случае, если в отношении земельного участка проведен государственный кадастровый учет, границы земельного участка описаны и удостоверены в установленном порядке.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что Благовещенской межрайонной прокуратурой по обращению жителей в июне-июле 2019 года проведена проверка исполнения Администрацией МР Благовещенский район земельного законодательства в части обеспечения льготной категории граждан земельными участками. В ходе проверки установлено, что органом местного самоуправления до настоящего времени не предприняты меры по обеспечению земельными участками категории граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся граждан, не обеспеченных земельными участками - 7 семей, имеющих статус молодой семьи - 6 семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей - 25 семей.
Решением Совета МР Благовещенский район РБ №... от дата создана комиссия по вопросу бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
На момент проведения прокуратурой проверки не обеспечены земельными участками более 35 семей, в связи с чем в адрес Администрации МР Благовещенский район РБ дата внесено представление.
Из ответа Администрации МР Благовещенский район №... от дата следует, что в комиссию не поступал утвержденный на заседании Совета МР Благовещенский район перечень земельных участков, предварительного распределения не было. На сегодняшний день ответственное лицо, председатель комиссии по вопросу бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для ИЖС в трудовых отношениях с администрацией не состоит, соответственно не представляется возможным установить виновных лиц по не предоставлению земельных участков отдельным категориям граждан.
Разрешая требования административного иска, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, так как судом были правильно установлены юридически значимые обстоятельства и верно применены нормы Земельного кодекса Российской Федерации.
Учитывая количество граждан, которые приняты на учет в целях получения мер такой поддержи, суд пришел к правильному выводу, что административным ответчиком ненадлежащим образом реализуются положения действующего законодательства применимо к данным правоотношениям.
Как верно указал суд первой инстанции, каких-либо условий, при которых администрация может быть освобождена от исполнения обязанности по формированию и постановке на кадастровый учет земельных участков для вышеуказанной категории семей, законодательством не предусмотрено. Обязанность в возможно короткие сроки сформировать перечень и поставить на кадастровый учет земельные участки, предназначенные для предоставления в собственность бесплатно гражданам, имеющим право на данную меру социальной поддержки, орган местного самоуправления не исполнил. Отсутствие на территории муниципального образования сформированных (образованных) и поставленных на кадастровый учет земельных участков создает угрозу нарушения прав лиц, состоящих на учете. При этом отсутствие надлежащего финансирования не может являться основанием для освобождения административного ответчика от исполнения обязанностей возложенных на него законом.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Что касается доводов апелляционной жалобы представителя ответчика, то они несостоятельны и удовлетворению не подлежат.
Доводы жалобы о том, что выявленные нарушения к моменту рассмотрения дела судом были устранены, не влияют на правильные выводы суда первой инстанции о законности требований прокурора, поскольку на момент проверки и на момент рассмотрения дела судом данные нарушения имели место.
Не имеют также правового значения и доводы о том, что не все привлеченные заинтересованные лица присутствовали в судебном заседании и только 2 из 6 заинтересованных лиц присутствовавших на судебном заседании подтвердили, что им не были предоставлены земельные участки, поскольку прокурором доказано нарушение административным ответчиком норм земельного законодательства, все заинтересованные лица были надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют доводы и правовую позицию административного истца, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.
Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 8 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан Тумаковой С.Т. без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Гарипова С.И.