Решение по делу № 2-130/2024 (2-4637/2023;) от 11.08.2023

УИД 05RS0-31

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                                                                                04 июня 2024 года

Кировский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Магомедов Я.Р.

при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО6

с участием

ФИО9 – представителя по доверенности ФИО10

ФИО7 - представителя Администрации ГО с ВД «<адрес>»,

в ходе рассмотрения в открытом судебном заседании гражданского дела по исковому заявлению Администрации <адрес> к ФИО3 и ФИО1 о:

признании самовольной постройкой и обязании ФИО2, ФИО10 Ису ФИО4 снести за счет собственных средств объект капитального строительства, размерами 20,0м. х 20,0м., расположенный на земельных участках с кадастровыми номерами 05:40:000026:1144, 05:40:000026:1145 по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, уч. А.

в случае неисполнения ответчиком судебного решения, предоставлении администрации <адрес> право сноса данной постройки с последующей компенсацией расходов за счет ответчика.

установил:

Администрация <адрес> обратилась в суд с иском к ФИО3 и ФИО1 о признании самовольной постройкой и обязании ФИО2, ФИО10 Ису ФИО4 снести за счет собственных средств объект капитального строительства, размерами 20,0м. х 20,0м., расположенный на земельных участках с кадастровыми номерами 05:40:000026:1144, 05:40:000026:1145 по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, уч. А. в случае неисполнения ответчиком судебного решения, предоставлении администрации <адрес> право сноса данной постройки с последующей компенсацией расходов за счет ответчика.

В обоснование своего иска истец указал следующее.

В администрации ГОсВД «<адрес>» из управления архитектуры и градостроительства администрации <адрес> поступил материал о самовольном строительстве объекта капитального строительства, расположенного на земельных участках с кадастровым номерами 05:40:000026:1144, 05:40:000026:1145 по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, уч. А.

В соответствии с актом выездной проверки от 11.10.2022г., составленному отделом по вопросам координации капитального строительства <адрес>, спорным строением является – железобетонное строение на уровне первого этажа, размерами 20м. х 20м.

В ходе осмотра строительной площадки по вышеуказанному адресу установлено, что спорное капитальное строение возводится с грубым нарушением градостроительных, строительных норм и правил по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома направляется в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. В данном случае таким органом является МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации <адрес>». Согласно материалам проверки, представленным Управлением архитектуры и градостроительства администрации <адрес>, уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не направлялось.

Согласно ст. 51 ГрК РФ строительство (реконструкция) объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. В данном случае таким органом является МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации <адрес>». Согласно материалам проверки, представленным Управлением архитектуры и градостроительства администрации <адрес>, разрешение на строительство спорного объекта капитального строительства не выдавалось.

В соответствии с обзором вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер", утверждённого Минэкономразвития ФИО11 соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40, пунктом 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) собственник земельного участка, иные лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) разрешение на строительство здания выдается застройщику при условии предоставления в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган власти заявления и пакета документов, который включает в себя в том числе градостроительный план земельного участка и схему планировочной организации земельного участка, выполненную в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия.

В силу положений части 6 статьи 30, части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса для определения мест допустимого размещения зданий, сооружений устанавливаются ограничения в виде:

предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, в том числе их площадь,

ограничения в виде минимальных отступов от границ земельных участков, за пределами которых запрещается строительство таких объектов,

максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.

Указанная информация подлежит отображению в градостроительном плане земельного участка (часть 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса).

Таким образом, пересечение границ зданий, сооружений (за исключением линейных объектов) и границ земельных участков (т.е. нарушение минимальных отступов от границ земельных участков) и превышение предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства (в том числе несоблюдение максимального процента застройки земельного участка), действующим законодательством не допускается.

В случае если размер земельного участка не соответствует предельным параметрам разрешенного строительства объекта капитального строительства, а также нарушены минимальные отступы от границы земельного участка - строительная деятельность на таком земельном участке запрещается, и в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации возводимый объект признается самовольной постройкой.

Учитывая изложенное, один объект капитального строительства (площадной объект) может быть размещен только на одном земельном участке, а не на нескольких земельных участках, так как при размещении здания, сооружения (за исключением линейных объектов) на нескольких смежных земельных участках нарушаются требования градостроительных и строительных норм и правил.

Вместе с тем установлено, что линейные объекты (линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения) могут располагаться на территории двух и более субъектов Российской Федерации и, таким образом, на нескольких земельных участках (пункт 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса). Однако для указанного вида сооружений Градостроительным кодексом установлен отдельный порядок их строительства, а также подготовки и выдачи для этих целей необходимых документов.

Учитывая изложенное, для осуществления строительства здания, сооружения (за исключением линейных объектов) на смежных земельных участках необходимо заблаговременное проведение работ по объединению таких земельных участков. Порядок образования земельных участков в том числе путем их объединения, а также требования к образуемым или измененным земельным участкам содержатся в статьях 11.2, 11.6, 11.9 Земельного кодекса.

Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что строение, расположенное на земельных участках с кадастровыми номерами 05:40:000026:1144, 05:40:000026:1145 обладает признаками самовольной постройки, предусмотренными ст. 222 ГК РФ.

В судебном заседании представитель истца Администрации <адрес> по доверенности ФИО8 исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить требования искового заявления в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО10 по доверенности ФИО9 в удовлетворении искового заявления просил отказать, ссылаясь на то что его доверителем строительство спорного строения не ведется, оно также не выходит на его земельный участок, ввиду чего отсутствует основание для удовлетворения иска Администрации <адрес> в части возложения обязанности по сносу самовольной постройки на ФИО10

             Извещенный надлежащим образом ответчик ФИО3 на судебное заседание не явился в соответствии об уважительных причинах неявки в суд не известил, не представил сведений о причинах неявки, не просили о рассмотрении дела в его отсутствие

В соответствии со ст. 165.1. ГК РФ, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В соответствии с п.6 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях" лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от ДД.ММ.ГГГГ N 343.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и оценив, руководствуясь статьей 67 ГПК РФ, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит следующему.

Согласно ч. 1 ст. 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома направляется в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. В данном случае таким органом является МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации <адрес>». Согласно материалам проверки, представленным Управлением архитектуры и градостроительства администрации <адрес>, уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не направлялось.

Согласно ст. 51 ГрК РФ строительство (реконструкция) объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. В данном случае таким органом является МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации <адрес>». Согласно материалам проверки, представленным Управлением архитектуры и градостроительства администрации <адрес>, разрешение на строительство спорного объекта капитального строительства не выдавалось.

В соответствии с обзором вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер", утверждённого Минэкономразвития ФИО11 соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40, пунктом 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) собственник земельного участка, иные лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) разрешение на строительство здания выдается застройщику при условии предоставления в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган власти заявления и пакета документов, который включает в себя в том числе градостроительный план земельного участка и схему планировочной организации земельного участка, выполненную в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия.

В силу положений части 6 статьи 30, части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса для определения мест допустимого размещения зданий, сооружений устанавливаются ограничения в виде:

предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, в том числе их площадь,

ограничения в виде минимальных отступов от границ земельных участков, за пределами которых запрещается строительство таких объектов,

максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.

Указанная информация подлежит отображению в градостроительном плане земельного участка (часть 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса).

Таким образом, пересечение границ зданий, сооружений (за исключением линейных объектов) и границ земельных участков (т.е. нарушение минимальных отступов от границ земельных участков) и превышение предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства (в том числе несоблюдение максимального процента застройки земельного участка), действующим законодательством не допускается.

В случае если размер земельного участка не соответствует предельным параметрам разрешенного строительства объекта капитального строительства, а также нарушены минимальные отступы от границы земельного участка - строительная деятельность на таком земельном участке запрещается, и в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации возводимый объект признается самовольной постройкой

Согласно обзору судебной практики, по делам связанным с самовольным строительством, утвержденному Президиумом Верховного суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ установлено, что возложение обязанности по сносу самовольной постройки представляет собой санкцию за совершенное правонарушение в виде осуществления самовольного строительства, в связи с чем возложение такого бремени на осуществившее ее лицо либо за его счет возможно при наличии вины застройщика. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из условий, перечисленных в п. 1 ст. 222 ГК РФ. Необходимость установления вины застройщика подтверждается и положением п. 3 ст. 76 ЗК РФ, согласно которому снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляется лицами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ на основании ходатайства ответчика назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено экспертам экспертного учреждения ООО Южный центр судебной экспертизы и оценки «Юграс».

    На разрешение эксперта были поставлены следующие вопросы:

1. Определить границы и поворотные точки земельных участков с кадастровыми номерами: 05:40:000026:1144 и 05:40:000026:1145 по адресу: <адрес>, в районе Адми-нистрации <адрес>, уч. А, на кадастровом плане и определить име-ются ли на них строения, огорожены ли они заборами?

2. Соответствуют ли фактические границы указанных выше земельных участков ка-дастровым границам и первичным документам, имеющимся в кадастровых делах?

3. В случае наличия строений, соответствует ли строения, расположенные на спор-ных земельных участках строительно-техническим, пожарным и иным нормам, СНиП, ГОСТ, разрешенному проценту застройки, в т.ч. относительно границ земельного участка и соседних строений?

4. Создают ли эти строения угрозу жизни и здоровью граждан?

5. Выходят ли эти строения за пределы земельного участка, на которых расположе-ны?

6. Возможно ли приведение спорных строений в соответствие с параметрами, уста-новленными правилами землепользования и застройки, если да, то какие изменения необходи-мо произвести для этого?

Согласно заключению эксперта ООО Южный центр судебной экспертизы и оценки «Юграс» от ДД.ММ.ГГГГ:

По результатам исследования представленных материалов гражданского дела, а также согласно данным фактического осмотра установлено, что земельный участок с кадастровым номером: 05:40:000026:1144 по адресу: РД, <адрес>, уч. А, по ЕГРН соответствует данным этого же участка по первичным документам, в пределах допустимой погрешности, как по конфигурации и площади, так и по местоположению.

По результатам исследования представленных материалов гражданского дела, а также согласно данным фактического осмотра установлено, что земельный участок с кадастровым номером: 05:40:000026:1145 по адресу: РД, <адрес>, уч. Б, по ЕГРН соответствует данным этого же участка по первичным документам, в пределах допустимой погрешности, как по конфигурации и площади, так и по местоположению.

Строение , возведённое на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000026:1144 по адресу: РД, <адрес>, в районе Администрации Ки-ровского района <адрес>, уч. А, относящиеся к классу функциональной пожарной опасности Ф3.1, Ф3.2, Ф3.5, соответствует следующим требованиям действующих норм и правил:

- п.8.1. СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», объект капитального строительства должен иметь подъезд пожарных машин с одной стороны (фактически имеет с трёх сторон (со стороны обоих проездов и <адрес>)

- п.10.3.2 СП 63.13330.2018 «Бетонные и железобетонные конструкции», регламентирующему толщину защитного слоя бетона для арматуры железобетонных конструкций объекта капитального строительства - колонн, ригелей, консолей, лестничных маршей не менее 20 мм;

- п.п. 9.3, 9.5, 9.6, 9.65 СП 15.13330.2012 «Каменные и армокаменные конструкции»;

- СП 17.13330.2011 «Кровли. Актуализированная редакция СНиП II-26-76», предполагающий организованный водоотвод со всей площади крыши.

- СП 14.13330.2018 «Строительство в сейсмических районах», регламентирующий применять материалы, конструкции и конструктивные схемы, обеспечивающие наименьшие значения сейсмических нагрузок при проектировании зданий и сооружений для строительства в указанных сейсмических районах.

- СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и вы-ходы», регламентирующие эвакуационные пути и выходы.

- СП 118.13330.2022 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 (с Изменениями N 1, 2)»

- ФИО12 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли (Пере-издание)»

- СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельно-сти торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию", обеспечивающего помещения торговых объектов естественным и (или) искусственным освещением, а также системой вентиляции (естественной и механической).

Строение , возведённое на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000026:1144 по адресу: РД, <адрес>, в районе Администрации Ки-ровского района <адрес>, уч. А, относящиеся к классу функциональной пожарной опас-ности Ф3.1, Ф3.2, Ф3.5, не соответствует следующим требованиям действующих норм и правил:

- п.5 Статьи 42 ПЗЗ ГОсВД «<адрес>», регламентирующему максимальный процент застройки для земельных участков площадью до 1000 кв. м (включительно) не более 60% (фактический процент составляет 76,0%)

- п.6 Статьи 42 ПЗЗ ГОсВД «<адрес>», а также СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», согласно кото-рым объект должен находиться на расстоянии 3-х метров от границ смежных земель-ных участков (фактически Строение выходит за пределы передней межи на 1,7 мет-ров, находится на расстоянии 0,3-0,47 метров от левой межи по линии 1-2-3 и на расстоянии 0,51 метров от правой межи по линии 7-8).

Строение , возведённое на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000026:1144 по адресу: РД, <адрес>, в районе Администрации Ки-ровского района <адрес>, уч. А, относящиеся к классу функциональной пожарной опас-ности Ф1.3, соответствуют следующим требованиям действующих норм и правил:

- п.8.1. СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», предполагающий подъезд пожарных машин с одной стороны (фактически имеет с двух сторон (со стороны обоих проездов));

- СП 63.13330.2018 «Бетонные и железобетонные конструкции», предполагающему толщину защитного слоя бетона для арматуры железобетонных конструкций - колонн, ригелей, консолей и лестничных маршей не менее 20 мм

Строение , возведённое на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000026:1144 по адресу: РД, <адрес>, в районе Администрации Ки-ровского района <адрес>, уч. А, относящиеся к классу функциональной пожарной опасности Ф1.3, не соответствуют следующим требованиям действующих норм и правил:

- п.5. Статьи 42 ПЗЗ ГОсВД «<адрес>», предполагающему максимальный процент застройки для земельных участков площадью до 1000 кв. м (включительно) не более 60% (фактически составляет 76,0%)

- п.4.3. СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распро-странения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструк-тивным решениям» и п.6. Статья 42 ПЗЗ ГОсВД «<адрес>», предполагающим рас-стояние до 3-х метров от границ смежных земельных участков (фактически Строение находится на расстоянии 1,34-1,44 метров от левой межи по линии 1-2-3 и на расстоянии 1,51-1,73 метров от правой межи по линии 4-5-6).

- Однако, согласно требованиям, п. 4.11. СП 4.13130.2013 «Системы противопожар-ной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (с Изменением N 1), стена правого и левого фасадов Строения на земельном участке по фактическому расположению мо-жет оставаться на расстоянии фактического расположения от границ смежного зе-мельного участка, так как они соответствуют противопожарной стене 1-го типа.

На момент проведения экспертизы дать точное определение, соответствует ли объект капитального строительства (Строение ), возведенный на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000026:1144 по адресу: РД, <адрес>, в рай-оне <адрес>, уч. А, санитарным и иным обязатель-ным нормам (требованиям СП 1.13130.2020 «СИСТЕМЫ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ. Эвакуационные пути и выходы», СП 15.13330.2020 «Каменные и армокаменные конструкции. Актуализированная редакция СНиП II-22-81*», СП 17.13330.2017 «Кровли. Актуализирован-ная редакция СНиП II-26-76», СП 14.13330.2018 «Строительство в сейсмических районах», СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помеще-ний жилых и общественных зданий и территорий», СП 52.13330.2016 «Естественное и ис-кусственное

освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*» и др.), не представляется возможным, так как он представляет с собой объект незавершённого строительства на уровне цоколя (отсутствуют крыша, проёмы, стены и перегородки), в связи с чем невозможно-но определить внутреннее расположение помещений, а также отсутствие или присутствие системы вентиляции и противопожарной защиты и т.д.

    В результате исследования эксперт приходит к выводу о том, что, Строения и на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000026:1144 по адресу: РД, <адрес>, в районе <адрес>, уч. А, являются объектами капитального строительства (конструктивные элементы объек-тов соответствуют I группе капитальности), имеют категорию «Исправное состоя-ние» и не угрожают жизни и здоровью граждан по конструктивной прочности.

-1) спорные Строение располагаются в полном объёме в пределах земельного участка с кадастровым номером 05:40:000026:1144 по адресу: РД, <адрес>, в районе <адрес>, уч. А;

-2) часть спорного Строения (по фактическим замерам) площадью 40,0кв.м. имеет выход за пределы земельного участка с кадастровым 05:40:000026:1144 по ЕГРН, в границах поворотных точек: a-b-1y-2y-a.

Для устранения несоответствия спорных строений с п.4.3. СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» и п.6 Статьи 42 ПЗЗ ГОсВД «<адрес>», предполагающему расстояние до 3-х метров от границ смежных земельных участков (фактически Строение выходит за пределы передней межи на 1,7 метров, находится на расстоянии 0,3-0,47 метров от левой межи по линии 1-2-3 и на расстоянии 0,51 метров от правой межи по линии 7-8), необходимо часть Строения с переднего, левого и правого фасадов снести (что может данному строению нанести несоразмерный ущерб).

Для устранения несоответствия спорных строений с п.5 Статьи 42 ПЗЗ ГОсВД «<адрес>», регламентирующему максимальный процент застройки для земельных участков площадью до 1000 кв. м (включительно) не более 60% (фактический про-цент составляет 76,0%), необходим полный снос Строение , нарушающего п.6 Статьи 42 ПЗЗ ГОсВД «<адрес>», после чего процент застройки составить 57,0%, меньше максимально допустимого.

В соответствии со ст.86 ГПК РФ заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в ст.67 ГПК РФ. Несогласие суда с заключением должно быть мотивировано в решении или определении суда.

Суд не находит оснований подвергать сомнению выводы указанной экспертизы, она в полном объеме отвечает требованиям ст.86 ГПК РФ, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в их результате выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов эксперт приводит соответствующие данные из представленных в распоряжение эксперта материалов, указывает на применение методов исследований, основывается на исходных объективных данных, выводы эксперта обоснованы документами, представленными в материалы дела.

Заключение судебной экспертизы отвечает требованиям о достоверности, в нем содержатся ответы на все поставленные судом перед экспертом вопросы, противоречия в заключении отсутствуют. При проведении экспертизы нарушений норм законодательства, влекущих невозможность использования заключения эксперта в качестве доказательства, не допущено.

Поэтому берет ее за основу, оценивая в совокупности с иными доказательствами, представленными сторонами, суд находит, что эти выводы отвечают критерия допустимости и достаточности, они являются объективными, определение о назначении судебной экспертизы составлено в соответствии с требованиями ГПК РФ, заключение экспертизы получено в установленном порядке с предупреждением экспертов об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ. Производство экспертизы было поручено эксперту, обладающему специальными познаниями в данной области, имеющий достаточный опыт и стаж работы по специальности, т.е. являющимся компетентными в этой области, что подтверждено соответствующими сертификатами.

Экспертное заключение ООО «Южный центр судебной экспертизы и оценки «ЮГРАС»» № от 20.02.2024г. содержит подробное описание произведенных исследований, выводы эксперта основаны на объективных исходных данных, нормативных документах и методических указаниях, на все вопросы даны ответы.

В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Абзацем четвертым пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

В п. 26 Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О По этой причине, а так же учитывая характеристики строения, его площадь высоту, не соответствие виду разрешенного использования участка, отсутствию градостроительного плана, (который составляется в целях соблюдения прав неопределенного круга лиц) нарушение строительных норм и правил, предъявляемых к возводимому строению, которые суд признает существенными и само нарушение которых уже создает нарушение прав неопределенного круга лиц, строение ответчика сохранено быть не может и подлежит сносу.

В соответствии с п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке" в силу положений пункта 1 статьи 222 ГК РФ возведение постройки в отсутствие необходимого в силу закона разрешения на строительство является признаком самовольной постройки.

В п.29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке" установлено по общему правилу, наличие допущенного при возведении (создании) постройки нарушения градостроительных и строительных норм и правил является основанием для признания постройки самовольной.

Определяя последствия такого нарушения, суду следует оценить его существенность. В частности, возведение объекта с нарушением нормативно установленного предельного количества этажей или предельной высоты (например, возведение объекта индивидуального жилищного строительства, превышающего по числу этажей допустимые параметры, установленные пунктом 39 статьи 1 ГрК РФ), с нарушением строительных норм и правил, повлиявшим или способным повлиять на безопасность объекта и его конструкций, является существенным.

Доказательств обратного выше установленному, в порядке ст. 56 ГПК РФ стороной истца суду не представлено.

В соответствии с ч.1 ст.39 ГПК РФ Истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

В рамках рассмотрения дела по существу представителем администрации <адрес> заявлено дополнение исковых требований, в частности администрация <адрес> просит признать самовольной постройкой и обязать ФИО2, ФИО10 Ису ФИО4 снести за счет собственных средств строение 1 - объект капитального строительства, общей площадью 74,0 кв.м, строение 2 - объект капитального строительства общей площадью 408,4 кв.м. расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 05:40:000026:1144, 05:40:000026:1145 по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, уч. А.

Согласно заключению эксперта представленного в материалы гражданского дела, спорные строения на земельном участке ФИО10 с кадастровым номером 05:40:000026:1145 не находятся, в виду чего исковые требования в отношении него подлежат отклонению.

Разрешая исковые требования, с учетом изложенных обстоятельств дела, приведенных норм материального права и разъяснений Верховного суда РФ, суд находит исковые требования Администрации <адрес> подлежащим удовлетворению в части.

На основании вышеизложенного и руководствуясь, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Администрации <адрес> к ФИО3 и ФИО10 удовлетворить частично.

Признать самовольной постройкой и обязать ФИО2, снести за счет собственных средств строение 1 - объект капитального строительства, общей площадью 74,0 кв.м, строение 2 - объект капитального строительства общей площадью 408,4 кв.м. расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 05:40:000026:1144, по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, уч. А.

В случае неисполнения ответчиком судебного решения, предоставить администрации <адрес> право сноса данного строения с последующей компенсацией расходов за счет ответчика

В удовлетворении требований в части обязания ФИО10 снести за счет собственных средств строение 1 - объект капитального строительства, общей площадью 74,0 кв.м, строение 2 - объект капитального строительства общей площадью 408,4 кв.м. расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 05:40:000026:1144, по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, уч. А, также в случае неисполнения ответчиком судебного решения, предоставлении администрации <адрес> право сноса данного строения с последующей компенсацией расходов за счет ответчика - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной формулировке путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд <адрес> Республики Дагестан.

Судья                                                                                                                                Я.Р. Магомедов

2-130/2024 (2-4637/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Администрация г.Махачкалы
Ответчики
Асхабов Иса Абакарович
Джамбулатов Османгаджи Кадигаджиевич
Другие
Ризаханов Д. Х.
Управление Росреестра по РД
Суд
Кировский районный суд г. Махачкала
Судья
Магомедов Ягузал Рамазанович
Дело на сайте суда
kirovskiy.dag.sudrf.ru
11.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
11.08.2023Передача материалов судье
11.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.09.2023Судебное заседание
28.11.2023Производство по делу возобновлено
28.12.2023Судебное заседание
04.06.2024Производство по делу возобновлено
04.06.2024Судебное заседание
11.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.07.2024Дело оформлено
04.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее