Решение по делу № 2-1-1124/2024 от 17.06.2024

Дело № 2-1-1124/2024

УИД 57RS0012-01-2024-001541-42

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 августа 2024 года г. Ливны Орловская область.

Ливенский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Ревиной Н.Г.,

при помощнике судьи Ефановой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ливенского районного суда Орловской области гражданское дело по иску Орловского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МВА о понуждении к выполнению мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений,

установил:

Орловский природоохранный межрайонный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МВА о понуждении к выполнению мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в обоснование требований указав, что во исполнении поручения Генерального прокурора Российской Федерации Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (далее – ГТС).

В результате проверки установлено, что МВА является собственником ГТС с кадастровым номером , протяженностью 145 м., местоположением: <адрес>. Собственником указанного ГТС с 2011 года является МВА.

По информации Приокского управления Ростехнадзора в отношении указанного ГТС правила эксплуатации, расчет вероятного вреда, декларация безопасности собственником в Управление не представлялись, регулярное обследование не проводилось.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений урегулированы Федеральным законом от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Закон о безопасности ГТС). Также Законом о безопасности ГТС установлены обязанности органов государственной власти, собственников ГТС и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности ГТС.

В рамках проведенной прокуратурой проверки в Приокском управлении Ростехнадзора были истребована информация о представлении в уполномоченный орган декларации безопасности ГТС с кадастровым номером , принадлежащим на праве собственности МВА

По информации, представленной Приокским управлением Ростехнадзора, правила эксплуатации, расчет вероятного вреда, декларация безопасности собственником в Управление не представлялись, регулярное обследование не проводилось.

МВА, являющейся собственником указанного ГТС, не обеспечена его безопасность в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Бездействие ответчика может повлечь непредсказуемые последствия для окружающей среды, а также нарушает гарантированные статьей 42 Конституции РФ, статьями 3,11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьей 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на безопасную среду обитания и условия жизнедеятельности, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения природных и техногенных происшествий.

Орловский природоохранный межрайонный прокурор просит обязать МВА в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить безопасность, принадлежащего ей на праве собственности, гидротехнического сооружения с кадастровым номером , протяженностью 145 метров, местоположением: <адрес>, посредством разработки декларации безопасности указанного гидротехнического сооружения и представления ее в Приокское управление Ростехнадзора, с получением решения об ее утверждении.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ помощник Орловского природоохранного межрайонного прокурора РДА исковые требования поддержал по основаниям, приведенным в исковом заявлении.

Ответчик МВА, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом, доверила представлять свои интересы представителю - адвокату ДВА

Представитель ответчика адвокат ДВА в судебном заседании заявленные исковые требования не признал.

Представитель третьего лица Федеральной службы по экологическому и технологическому и атомному надзору (Приокское управление) в судебное заседание, причины неявки суду неизвестны.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации, а также ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о состоянии и на возмещение вреда, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно статье 3 Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций;устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Эксплуатирующая организация - государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится ГТС.

Собственник ГТС - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения ГТС.

Под безопасностью ГТС, понимается свойство ГТС, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и хозяйственных объектов.

Под обеспечением безопасности ГТС понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий ГТС.

Исходя из положений статьи 7 Федерального закона N 117-ФЗ сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр) и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения. Регистр представляет собой единую систему учета, регистрации, хранения и предоставления информации о гидротехнических сооружениях РФ. В соответствии со статьей 8 Закона о безопасности ГТС, обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании общих требований в том числе представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений.

В силу статьи 9 названного выше закона собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны:

- обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;

- обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

- обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;

- развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

- систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

- обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

- создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правиламиэксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;

- создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов;

- содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций;

- совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

- финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;

- заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии сзаконодательствомРоссийской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

- осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям;

- обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении;

- обеспечивать проведениеаттестацииработников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии состатьями 16,17и18настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

В соответствии с абзацем 2 статьи 10 Закона о безопасности ГТС декларация безопасности ГТС является основным документом, который содержит сведения о соответствии ГТС критериям безопасности.

Собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности ГТС при эксплуатации ГТС I, II или III класса (абзац 4 статьи 10 Закона о безопасности ГТС).

При проектировании гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется в составе проектной документации (абзац 5 указанной статьи).

Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения (абзац 3 указанной статьи).

Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2020 года № 1892 утверждено Положение о декларировании безопасности гидротехнической сооружений (далее - Положение).

Согласной пункту 2 указанного Положения декларация безопасности составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией.

В силу пункта 4 Положения собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация перед составлением и представлением в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса обеспечивают проведение регулярных обследований этого гидротехнического сооружения.

Для проведения регулярного обследования гидротехнического сооружения формируется комиссия с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Пунктом 7 Положение установлено, что декларация безопасности представляется декларантом в орган государственного надзора не реже одного раза в 5 лет со дня ввода гидротехнического сооружения в эксплуатацию.

При утверждении декларации безопасности и соответствующего заключения экспертной комиссии орган государственного надзора устанавливает с учетом уровня безопасности гидротехнического сооружения срок их действия, который не может превышать 5 лет (абзац 2 пункта 8 Положения).

Согласно пункту 10 Положения, действие пункта 7 и абзаца 2 пункта 8 Положения не распространяется на декларации безопасности ГТС IV класса.

В соответствии с пунктом 11 Положения, орган государственного надзора в день принятия решения об утверждении декларации безопасности вносит сведения о ней в реестр деклараций безопасности гидротехнических сооружений. Запись в реестре деклараций является подтверждением наличия у декларанта утвержденной декларации безопасност).

Согласно абзацу 6 статьи 4 Закона о безопасности ГТС Правительство Российской Федерации устанавливает критерии классификации ГТС.

Критерии классификации ГТС утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.10.2020 № 1607 (далее - Критерии).

Пунктом 2 Критериев установлено, что если гидротехническое сооружение может быть отнесено к разным классам, то такое гидротехническое сооружение относится к наиболее высокому из них.

Исходя из смысла критериев, отнесение ГТС к определенному классу осуществляется в зависимости от: их высоты и типа грунта оснований; назначения и условий эксплуатации; максимального напора на водоподпорное сооружение; максимального напора на водоподпорное сооружение, последствий возможных гидродинамических аварий.

Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений», были внесены, действующие в настоящее время, изменения в правовое регулирование в области безопасности гидротехнических сооружений, в частности, смысл таких изменений касался классификации ГТС на ГТС I, II, III и IV классы. Указанный Федеральный закон вступил в силу 03.10.2016.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 указанного Федерального закона, при отсутствии декларации безопасности гидротехнического сооружения на день вступления в силу указанного Федерального закона декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется и представляется на утверждение в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в течение пяти лет со дня вступления в силу указанного Федерального закона (пункт 4 статьи 3 указанного Федерального закона).

В силу статьи 20 названного Федерального закона должностные и иные лица за нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, совершение действий (бездействие), приведших к снижению безопасности гидротехнических сооружений или к возникновению чрезвычайных ситуаций, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Судом установлено, что МВА на праве собственности принадлежит гидротехническое сооружение (гидроузел на ручье Речица), с кадастровым номером протяженностью 145 метров, местоположением: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Приокское управление (Ростехнадзор), в отношении ГТС вблизи <адрес>, кадастровый , собственником ГТС правила эксплуатации, расчет вероятного вреда, правила эксплуатации и декларация безопасности в Управление Ростехнадзора не направлялись. Регулярное обследование не проводилось.

Из ответа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ГТС протяженностью 145 м, местоположением: <адрес>, в реестре муниципального имущества Ливенского района Орловской области не значится (в списке ГТС Ливенского района информация о данном гидротехническом сооружении отсутствует).

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что непринятие ответчиком мер пообеспечениюбезопасностиГТС создает угрозу экологической безопасности, угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций и причинения ущерба гражданам, объектам жизнеобеспечения населения, что свидетельствует о нарушении в результате указанного бездействия ответчика гарантированных ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 3, 11 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на безопасную среду обитания и условия жизнедеятельности, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения природных и техногенных происшествий.

Установленные Федеральным законом № 117-ФЗ, не могут быть реализованы по причине бездействия собственника указанного гидротехнического сооружения, который допускает его эксплуатацию в отсутствие декларации безопасности, составление которой направлено на обеспечение требований Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

Таким образом, исходя из совокупного толкования вышеперечисленных норм материального права следует, что собственники ГТС, декларация безопасности в отношении которых отсутствовала на момент вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 года № 255-ФЗ, должны были разработать такую декларацию и представить ее в уполномоченный орган не позднее пяти лет со дня вступления в силу указанного Федерального закона. Декларация безопасности ГТС, строительство которых было завершено после истечения указанного пятилетнего срока, должна была быть разработана в составе проектной документации.

Суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика о том, что в отношении гидротехнического сооружения, принадлежащего МВА не определен класс опасности, что исключается необходимость разработки декларации безопасности на стадии эксплуатации, поскольку с учетом изменения понятия "критерии безопасности гидротехнического сооружения" Федеральным законом от 03.07.2016 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» предусмотрен переходный период к указанной выше норме, в соответствии с которым внесенные в Российский регистр гидротехнических сооружений гидротехнические сооружения подлежат обязательному обновлению в таком регистре гидротехнических сооружений с присвоением гидротехническому сооружению соответствующего класса до 01 января 2019 года (часть 1 статьи 3).

Согласно статье 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд в этом же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В связи с изложенным, в целях соблюдения требований безопасности суд полагает необходимым обязать МВА в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить безопасность, принадлежащего ей на праве собственности, гидротехнического сооружения, протяженностью 145 м, местоположением:<адрес>, посредством разработки декларации безопасности указанного гидротехнического сооружения и представления ее в Приокское управление Ростехнадзора, с получением решения об ее утверждении.

Поскольку исковые требования удовлетворяются, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, суд считает необходимым взыскать с МВА государственную пошлину, от которой истец был освобожден.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Орловского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать МВА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженку <адрес>, паспорт , в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить безопасность, принадлежащего ей на праве собственности, гидротехнического сооружения протяженностью 145 м, местоположением: <адрес>, посредством разработки декларации безопасности указанного гидротехнического сооружения и представления ее в Приокское управление Ростехнадзора, с получением решения об ее утверждении

Взыскать с МВА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженку <адрес>, паспорт в доход муниципального образования <адрес> государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 23.08.2024.

Судья:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Дело № 2-1-1124/2024

УИД 57RS0012-01-2024-001541-42

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 августа 2024 года г. Ливны Орловская область.

Ливенский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Ревиной Н.Г.,

при помощнике судьи Ефановой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ливенского районного суда Орловской области гражданское дело по иску Орловского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МВА о понуждении к выполнению мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений,

установил:

Орловский природоохранный межрайонный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МВА о понуждении к выполнению мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в обоснование требований указав, что во исполнении поручения Генерального прокурора Российской Федерации Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (далее – ГТС).

В результате проверки установлено, что МВА является собственником ГТС с кадастровым номером , протяженностью 145 м., местоположением: <адрес>. Собственником указанного ГТС с 2011 года является МВА.

По информации Приокского управления Ростехнадзора в отношении указанного ГТС правила эксплуатации, расчет вероятного вреда, декларация безопасности собственником в Управление не представлялись, регулярное обследование не проводилось.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений урегулированы Федеральным законом от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Закон о безопасности ГТС). Также Законом о безопасности ГТС установлены обязанности органов государственной власти, собственников ГТС и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности ГТС.

В рамках проведенной прокуратурой проверки в Приокском управлении Ростехнадзора были истребована информация о представлении в уполномоченный орган декларации безопасности ГТС с кадастровым номером , принадлежащим на праве собственности МВА

По информации, представленной Приокским управлением Ростехнадзора, правила эксплуатации, расчет вероятного вреда, декларация безопасности собственником в Управление не представлялись, регулярное обследование не проводилось.

МВА, являющейся собственником указанного ГТС, не обеспечена его безопасность в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Бездействие ответчика может повлечь непредсказуемые последствия для окружающей среды, а также нарушает гарантированные статьей 42 Конституции РФ, статьями 3,11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьей 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на безопасную среду обитания и условия жизнедеятельности, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения природных и техногенных происшествий.

Орловский природоохранный межрайонный прокурор просит обязать МВА в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить безопасность, принадлежащего ей на праве собственности, гидротехнического сооружения с кадастровым номером , протяженностью 145 метров, местоположением: <адрес>, посредством разработки декларации безопасности указанного гидротехнического сооружения и представления ее в Приокское управление Ростехнадзора, с получением решения об ее утверждении.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ помощник Орловского природоохранного межрайонного прокурора РДА исковые требования поддержал по основаниям, приведенным в исковом заявлении.

Ответчик МВА, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом, доверила представлять свои интересы представителю - адвокату ДВА

Представитель ответчика адвокат ДВА в судебном заседании заявленные исковые требования не признал.

Представитель третьего лица Федеральной службы по экологическому и технологическому и атомному надзору (Приокское управление) в судебное заседание, причины неявки суду неизвестны.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации, а также ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о состоянии и на возмещение вреда, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно статье 3 Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций;устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Эксплуатирующая организация - государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится ГТС.

Собственник ГТС - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения ГТС.

Под безопасностью ГТС, понимается свойство ГТС, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и хозяйственных объектов.

Под обеспечением безопасности ГТС понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий ГТС.

Исходя из положений статьи 7 Федерального закона N 117-ФЗ сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр) и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения. Регистр представляет собой единую систему учета, регистрации, хранения и предоставления информации о гидротехнических сооружениях РФ. В соответствии со статьей 8 Закона о безопасности ГТС, обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании общих требований в том числе представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений.

В силу статьи 9 названного выше закона собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны:

- обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;

- обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

- обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;

- развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

- систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

- обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

- создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правиламиэксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;

- создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов;

- содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций;

- совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

- финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;

- заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии сзаконодательствомРоссийской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

- осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям;

- обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении;

- обеспечивать проведениеаттестацииработников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии состатьями 16,17и18настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

В соответствии с абзацем 2 статьи 10 Закона о безопасности ГТС декларация безопасности ГТС является основным документом, который содержит сведения о соответствии ГТС критериям безопасности.

Собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности ГТС при эксплуатации ГТС I, II или III класса (абзац 4 статьи 10 Закона о безопасности ГТС).

При проектировании гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется в составе проектной документации (абзац 5 указанной статьи).

Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения (абзац 3 указанной статьи).

Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2020 года № 1892 утверждено Положение о декларировании безопасности гидротехнической сооружений (далее - Положение).

Согласной пункту 2 указанного Положения декларация безопасности составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией.

В силу пункта 4 Положения собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация перед составлением и представлением в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса обеспечивают проведение регулярных обследований этого гидротехнического сооружения.

Для проведения регулярного обследования гидротехнического сооружения формируется комиссия с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Пунктом 7 Положение установлено, что декларация безопасности представляется декларантом в орган государственного надзора не реже одного раза в 5 лет со дня ввода гидротехнического сооружения в эксплуатацию.

При утверждении декларации безопасности и соответствующего заключения экспертной комиссии орган государственного надзора устанавливает с учетом уровня безопасности гидротехнического сооружения срок их действия, который не может превышать 5 лет (абзац 2 пункта 8 Положения).

Согласно пункту 10 Положения, действие пункта 7 и абзаца 2 пункта 8 Положения не распространяется на декларации безопасности ГТС IV класса.

В соответствии с пунктом 11 Положения, орган государственного надзора в день принятия решения об утверждении декларации безопасности вносит сведения о ней в реестр деклараций безопасности гидротехнических сооружений. Запись в реестре деклараций является подтверждением наличия у декларанта утвержденной декларации безопасност).

Согласно абзацу 6 статьи 4 Закона о безопасности ГТС Правительство Российской Федерации устанавливает критерии классификации ГТС.

Критерии классификации ГТС утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.10.2020 № 1607 (далее - Критерии).

Пунктом 2 Критериев установлено, что если гидротехническое сооружение может быть отнесено к разным классам, то такое гидротехническое сооружение относится к наиболее высокому из них.

Исходя из смысла критериев, отнесение ГТС к определенному классу осуществляется в зависимости от: их высоты и типа грунта оснований; назначения и условий эксплуатации; максимального напора на водоподпорное сооружение; максимального напора на водоподпорное сооружение, последствий возможных гидродинамических аварий.

Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений», были внесены, действующие в настоящее время, изменения в правовое регулирование в области безопасности гидротехнических сооружений, в частности, смысл таких изменений касался классификации ГТС на ГТС I, II, III и IV классы. Указанный Федеральный закон вступил в силу 03.10.2016.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 указанного Федерального закона, при отсутствии декларации безопасности гидротехнического сооружения на день вступления в силу указанного Федерального закона декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется и представляется на утверждение в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в течение пяти лет со дня вступления в силу указанного Федерального закона (пункт 4 статьи 3 указанного Федерального закона).

В силу статьи 20 названного Федерального закона должностные и иные лица за нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, совершение действий (бездействие), приведших к снижению безопасности гидротехнических сооружений или к возникновению чрезвычайных ситуаций, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Судом установлено, что МВА на праве собственности принадлежит гидротехническое сооружение (гидроузел на ручье Речица), с кадастровым номером протяженностью 145 метров, местоположением: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Приокское управление (Ростехнадзор), в отношении ГТС вблизи <адрес>, кадастровый , собственником ГТС правила эксплуатации, расчет вероятного вреда, правила эксплуатации и декларация безопасности в Управление Ростехнадзора не направлялись. Регулярное обследование не проводилось.

Из ответа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ГТС протяженностью 145 м, местоположением: <адрес>, в реестре муниципального имущества Ливенского района Орловской области не значится (в списке ГТС Ливенского района информация о данном гидротехническом сооружении отсутствует).

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что непринятие ответчиком мер пообеспечениюбезопасностиГТС создает угрозу экологической безопасности, угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций и причинения ущерба гражданам, объектам жизнеобеспечения населения, что свидетельствует о нарушении в результате указанного бездействия ответчика гарантированных ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 3, 11 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на безопасную среду обитания и условия жизнедеятельности, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения природных и техногенных происшествий.

Установленные Федеральным законом № 117-ФЗ, не могут быть реализованы по причине бездействия собственника указанного гидротехнического сооружения, который допускает его эксплуатацию в отсутствие декларации безопасности, составление которой направлено на обеспечение требований Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

Таким образом, исходя из совокупного толкования вышеперечисленных норм материального права следует, что собственники ГТС, декларация безопасности в отношении которых отсутствовала на момент вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 года № 255-ФЗ, должны были разработать такую декларацию и представить ее в уполномоченный орган не позднее пяти лет со дня вступления в силу указанного Федерального закона. Декларация безопасности ГТС, строительство которых было завершено после истечения указанного пятилетнего срока, должна была быть разработана в составе проектной документации.

Суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика о том, что в отношении гидротехнического сооружения, принадлежащего МВА не определен класс опасности, что исключается необходимость разработки декларации безопасности на стадии эксплуатации, поскольку с учетом изменения понятия "критерии безопасности гидротехнического сооружения" Федеральным законом от 03.07.2016 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» предусмотрен переходный период к указанной выше норме, в соответствии с которым внесенные в Российский регистр гидротехнических сооружений гидротехнические сооружения подлежат обязательному обновлению в таком регистре гидротехнических сооружений с присвоением гидротехническому сооружению соответствующего класса до 01 января 2019 года (часть 1 статьи 3).

Согласно статье 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд в этом же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В связи с изложенным, в целях соблюдения требований безопасности суд полагает необходимым обязать МВА в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить безопасность, принадлежащего ей на праве собственности, гидротехнического сооружения, протяженностью 145 м, местоположением:<адрес>, посредством разработки декларации безопасности указанного гидротехнического сооружения и представления ее в Приокское управление Ростехнадзора, с получением решения об ее утверждении.

Поскольку исковые требования удовлетворяются, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, суд считает необходимым взыскать с МВА государственную пошлину, от которой истец был освобожден.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Орловского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать МВА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженку <адрес>, паспорт , в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить безопасность, принадлежащего ей на праве собственности, гидротехнического сооружения протяженностью 145 м, местоположением: <адрес>, посредством разработки декларации безопасности указанного гидротехнического сооружения и представления ее в Приокское управление Ростехнадзора, с получением решения об ее утверждении

Взыскать с МВА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженку <адрес>, паспорт в доход муниципального образования <адрес> государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 23.08.2024.

Судья:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-1-1124/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Орловский природоохранный межрайонный прокурор
Ответчики
Моногарова Валентина Александровна
Другие
Дружбин Владимир Анатольевич
Приокское межрегиональное управление Ростехнадзора
Суд
Ливенский районный суд Орловской области
Судья
Ревина Н.Г.
Дело на странице суда
livensky.orl.sudrf.ru
17.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.06.2024Передача материалов судье
24.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.07.2024Подготовка дела (собеседование)
22.07.2024Подготовка дела (собеседование)
22.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.08.2024Судебное заседание
16.08.2024Судебное заседание
23.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее