Дело № 2-1720/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Биробиджан 25 июля 2018 года
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области
в составе судьи Белоусовой И.А.,
с участием помощника прокурора Ключенок О.В.,
представителя МКОУ «СОШ №6» Фроловой О.Н.,
представителя мэрии МО «Город Биробиджан» Георгис Н.В.,
при секретаре Ивашинниковой О.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Биробиджана Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №6», мэрии муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области о возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Биробиджана ЕАО обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №6» о возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя тем, что прокуратурой г. Биробиджан проведена проверка, по результатам которой установлено, что ответчиком не выполняются требования об антитеррористической защищённости образовательного учреждения. Так, в нарушение п. 23 «а, б, д» Требований, система видеонаблюдения не обеспечивает обзор всей территории учреждения. В нарушение требований п. 23 «б» Требований, отсутствует система контроля и управления доступом; время охраны по средствам кнопки экстренного вызова наряда полиции составляет 3 часа в сутки (с 11:00 до 14:30). Просит обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» в срок до начала учебного года 2018-2019, оборудовать объект (территорию) системой видеоконтроля и управления доступам, оборудовать объект (территорию) дополнительными видеокамерами, обеспечивающими просмотр периметра и территории в полном объеме, оборудовать объект (территорию) системой контроля и управления доступом, обеспечивающим особый порядок доступа на объект; увеличить время охраны с помощью кнопки экстренного вызова наряда полиции на период пребывания учащихся и работников учреждения.
Определением суда от 11.07.2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена мэрия МО «Город Биробиджан».
В судебном заседании из Устава образовательного учреждения установлено, что школа является казенным общеобразовательным учреждением и его официальное наименование: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6».
В судебном заседании помощник прокурора Ключенок О.В. доводы искового заявления поддержала, исковые требования уточнила и просила обязать образовательное учреждение исполнить указанные в исковом заявления требования в срок до 31.12.2018 года. Дополнительных пояснений по существу дела не дала.
Представитель ответчика МКОУ «СОШ №6» Фролова О.Н. с исковыми требованиями согласилась, но не согласилась со сроками исполнения, указав, что на 2018 год бюджет сформирован и маловероятно, что отделом образования мэрии МО «Город Биробиджан» дополнительные денежные средства будут предоставлены ответчику до конца 2018 года. Также указала, что для исполнения требований, изложенных в исковом заявления необходима достаточно большая сумма: так для оплаты кнопки экстренного вызова сотрудников вневедомственной охраны в период нахождения детей в школе (с 08 часов до 18 часов) в год необходимо оплатить 32580 рублей, для установления дополнительных видеокамер – 60 000 рублей, для оборудования школы системой контроля и управления доступом, необходимо гораздо больше денежных средств, т.к. данная система дорогая. Просила увеличить сроки выполнения требований.
Представитель мэрии МО «Город Биробиджан» Георгис Н.В. с исковыми требованиями не согласилась в части необходимости дооборудования школы дополнительными видеокамерами, а также в оборудовании системой контроля и управления доступом и сроками исполнения требований. В обоснование своих возражений указала, что видеокамеры в школе установлены и, что возможно, произвести их корректировку, чтобы они захватывали всю территорию школы. Также указала, что установление системы контроля и управления доступом может повлечь нарушение пожарной безопасности, поскольку турникеты ставятся в дверях. Также указала, что бюджет на 2018 год сформирован и в настоящее время нет возможности выделить школе дополнительные, не предусмотренные бюджетом, денежные средства для выполнения требований прокуратуры. Просила увеличить срок исполнения указанных требований.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав лиц участвующих в деле, специалиста, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.п. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, обучающихся и работников образовательной организации
В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В п.п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» указано, что одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п.п. «а» п. 4 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки Российской Федерации издан ряд приказов. Так, приказом N 2013 от 11.11.2009 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).
Для определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, Министерством образования и науки РФ 04.06.2008 разработаны методические указания №, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу. При этом, при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность необходимо учитывать наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации, тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля).
Таким образом из вышеприведенных нормативных актов следует, что каждое образовательное учреждение должно быть оборудовано системой видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализацией, системой контроля и управления лоступом и каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (далее Требования) установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - объект (территория).
Согласно п. 17 указанных Требований, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных в том числе:
а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории);
б) на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;
в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством:
а) разработки и реализации комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления;
б) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования;
в) своевременного выявления, предупреждения и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта;
г) обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны;
д) заключения договоров аренды, безвозмездного пользования и иных договоров пользования имуществом с обязательным включением пунктов, дающих право должностным лицам, осуществляющим руководство деятельностью работников объектов (территорий), контролировать целевое использование арендуемых (используемых) площадей с возможностью расторжения указанных договоров при их нецелевом использовании;
е) организации обеспечения информационной безопасности, разработки и реализации мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объектов (территорий);
ж) осуществления контроля за выполнением мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий);з) организации индивидуальной работы с работниками объектов (территорий) по вопросам противодействия идеологии терроризма и экстремизма в образовательной и научной деятельности (п. 18).
В соответствии с п. 19 Требований, выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается в том числе путем:
а) неукоснительного соблюдения на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов;
г) исключения бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объектов (территорий).
Пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях), согласно п. 20 Требований, достигается посредством:
а) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях);
б) своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории);
в) организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств;
г) поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях);
д) исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них;
е) организации круглосуточной охраны, обеспечения ежедневного обхода и осмотра потенциально опасных объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями;
ж) осуществления контроля состояния помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей.
В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности, согласно п. 22 Требований осуществляются в том числе следующие мероприятия:
в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием;
д) оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны и поддержание их в исправном состоянии, оснащение бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий);
з) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);
В отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
а) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
б) оборудование объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией) (п. 23).
Согласно п. 27 указанных Требований, система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
Согласно п. 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 года № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и каналов передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
В судебном заседании установлено, что по результатам проверки, проведенной прокуратурой г.Биробиджана совместно с инспектором ОООО ПООО ФГКУ «ОВО ВНГ России по ЕАО» в период с 23.05.2018 года по 25.05.2018 года выявлено, что в здании МКОУ «СОШ №6» имеются нарушения антитеррористической защищенности, а, именно: система видеонаблюдения, в нарушение п. 20 подп. «а, б, д» Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 года N 1235, не обеспечивает обзор всей территории учреждения; система контроля и управления доступом, в нарушение п. 23 подп. «б» - отсутствует, а время охраны посредством кнопки экстренного вызова наряда полиции составляет всего 3 часа (с 11:00 до 14:00).
Данные обстоятельства подтверждаются и паспортом безопасности объектов (территории) МКОУ «СОШ №6».
В судебном заседании и опрошенный в качестве специалиста ФИО1 – инспектор ФГКУ «ОВО ВНГ России по ЕАО» пояснил, что система контроля и управления доступом подразделяется а следующие виды: с частичным перекрытием (турникеты и шлагбаумы); с полным перекрытием (полноростовые турникеты, специализированные ворота); со сплошным перекрытием проема (сплошные двери, ворота) и с блокированием объекта в проеме (шлюзы, кабины проходные). При этом, по способу запирания данные устройства делятся: на электромеханические замки, электромагнитные замки, электромагнитные защелки и механизмы привода дверей, ворот. В данном случае, он рекомендует образовательному учреждению установить турникеты в холле, при входе в образовательное учреждение. При установке данных турникетов возможно установить электромагнитные замки (открывающиеся при приложении пластиковых карт или биометрического материала (палец руки). Указанная система не повлияет на меры пожарной безопасности, поскольку в экстренных случаях, данная система отпирается автоматически, эвакуационные выходы система не заграждает, поскольку устанавливается в холлах зданий, а не в дверях, как, например, турникеты. Также указал, что в образовательном учреждении критические и потенциально опасные участки и объекты школы, видеонаблюдением не оборудованы, установленные видеокамеры наружного наблюдения не все имеют хорошее разрешение, видеонаблюдение не обеспечивает обзор всей прилегающей территории и периметра территории, имеются «слепые» зоны; в связи с чем, образовательному учреждению необходимо оборудовать видеонаблюдением критические элементы (электрощитовую), а также потенциально опасные участки (холл, столовую) и дополнительно поставить камеры видеонаблюдения на внешней части здания для обеспечения обзора всей прилегающей территории.
Таким образом, в судебном заседании установлено несоблюдение МКОУ «СОШ №6» требований обеспечения антитеррористической защищенности объекта.
Невыполнение указанных требований законодательства, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних, обучающихся в образовательном учреждении.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Пунктом 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года закреплено, что государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, оборудование здания ответчика системой видеонаблюдения, системой контроля и управления доступом, увеличения времени охраны с помощью кнопки экстренного вызова наряда полиции, то есть создание и поддержание необходимого уровня защищенности данного объекта, входит в систему профилактических мер, направленных на противодействие терроризму.
При таких обстоятельствах, исходя из приоритета обеспечения безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя мэрии МО «Город Биробиджан» о том, что имеющиеся видеокамеры в образовательном учреждении возможно перенастроить с целью обзора ими всей прилегающей территории школы, а также о том, что установление системы контроля и управления доступом повлечет нарушение пожарной безопасности, суд находит не состоятельными, поскольку как указал в судебном заседании специалист ФИО1, имеющиеся в школе видеокамеры не обеспечивают полное видеонаблюдение всей территории, прилегающей к школе, а кроме того, отсутствует видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов школы; установление системы контроля и управления доступом в виде турникетов, не повлекут нарушения пожарной безопасности. Суд не находит оснований не доверять показаниям данного специалиста, поскольку они логичны, последовательны, даны со ссылками на нормативные источники. Кроме того, данный специалист предупрежден об уголовной ответственности за дачу ложного заключения.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Срок, указанный прокурором, до которого он просит обязать ответчика оборудовать здания системой видеонаблюдения, системой контроля и управления доступом, обеспечить время охраны с помощью кнопки экстренного наряда полиции на период пребывания учащихся и работников учреждения – до 31.12.2018 года, суд считает обоснованным и разумным для исполнения данной обязанности.
В соответствии с Уставом, МКОУ «СОШ №6» является казённым учреждением работающим по муниципальному заданию, финансовое обеспечение которого осуществляется в том числе в виде субсидий и субвенций из бюджета муниципального образования «Город Биробиджан» (п.1.4, п. 1.5, п. 2.2, п. 2.3,, п. 7.3, п. 7.6, п. 7.9, п. 7.11)
Таким образом, суд считает необходимым обязать мэрию МО «Город Биробиджан» произвести финансирование МКОУ "СОШ №6" за счет средств бюджета муниципального образования для выполнения образовательной организации указанных мероприятий.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд -
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Биробиджана Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №6», мэрии муниципального образования «Город Биробиджан Еврейской автономной области о возложении обязанности совершить определенные действия - удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №6" в срок до 31.12.2018 года оборудовать объект (территорию) школы, расположенной по адресу: ЕАО г.Биробиджан, ул.Карла Маркса, 10 дополнительными видеокамерами, обеспечивающими просмотр периметра территории в полном объеме; системой контроля и управления доступом и увеличить время охраны с помощью кнопки экстренного вызова наряда полиции на период пребывания учащихся и работников учреждения (не менее, чем с 08 часов 00 минут до 18 часов 00 минут в рабочие дни).
Обязать мэрию муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области в срок до 31.12.2018 года произвести финансирование МКОУ "СОШ №6" за счет средств бюджета муниципального образования для выполнения образовательной организации указанных мероприятий.
Решение может быть обжаловано в суд ЕАО через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья И.А. Белоусова
В окончательной форме решение изготовлено 30.07.2018 года