Решение по делу № 66а-2784/2021 от 26.05.2021

№ 66а-2784/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва                                                                                  8 июля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего                          Стоян Е.В.,

судей                                      Васильевой Т.Г.,

                                                                                Кольцюка В.М.,

с участием прокурора                                                     Слободина С.А,

при секретаре                                                                   Борковской А.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело            № 3а-12/2021 по апелляционным жалобам Новгородской областной Думы и Губернатора Новгородской области на решение Новгородского областного суда от 25 февраля 2021 года, которым удовлетворено административное исковое заявление прокурора Новгородской области в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Новгородской областной Думе, Губернатору Новгородской области о признании пункта 3 статьи 1 Областного закона Новгородской области от 2 июня 2009 года № 542-ОЗ «Об установлении исключительных случаев заготовки древесины, елей и (или) деревьев других хвойных пород на основании договора купли-продажи лесных насаждений» недействующим.

Заслушав доклад судьи Васильевой Т.Г., объяснения представителя административного ответчика Губернатора Новгородской области Поморжанского-Авдеева А.А., представителя заинтересованного лица Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области Смирновой Д.Б., прокурора Слободина С.А., судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

27 мая 2009 года постановлением Новгородской областной Думы №1046-ОД принят и 2 июня 2009 года Губернатором Новгородской области подписан Областной закон Новгородской области № 542-ОЗ «Об установлении исключительных случаев заготовки древесины, елей и (или) деревьев других хвойных пород на основании договора купли-продажи лесных насаждений» (далее – Областной закон № 542-ОЗ), действующий в редакции Областных законов от 6 ноября 2009 года № 632-ОЗ, от 5 мая 2011 года № 977-ОЗ, от 2 июня 2014 года № 568-ОЗ, от 29 августа 2016 года № 1016-ОЗ, от 25 ноября 2016 года № 22-ОЗ.

Первоначальный текст Областного закона № 542-ОЗ опубликован в печатном издании – областная газета «Новгородские ведомости» (официальный вестник) от 10 июня 2009 года № 13, изменения и дополнения в первоначальный текст закона опубликованы в газете «Новгородские ведомости» от 11 ноября 2009 года № 12, от 14 мая 2011 года № 51, от 6 июня 2014 года № 20, от 2 сентября 2016 года № 10, от 30 ноября 2016 года № 24.

Статьей 1 Областного закона установлены исключительные случаи осуществления заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений.

Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что к исключительным случаям осуществления заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений относится заготовка древесины при проведении рубок в целях осуществления уставной деятельности государственными или муниципальными учреждениями, финансируемыми за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Прокурор Новгородской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 3 статьи 1 Областного закона № 542-ОЗ, обосновывая требования тем, что оспариваемая норма не соответствует статье 29, части 2 статьи 29.1, части 2 статьи 50 Лесного кодекса Российской Федерации, статье 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», статьям 9.1 и 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», части 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункту 8 части 1 статьи 15, статье 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в той части, в которой допускает в качестве исключительного случая заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений для обеспечения государственных или муниципальных нужд при проведении рубок осуществление всего комплекса целей уставной деятельности государственных или муниципальных учреждений, в том числе для извлечения прибыли; предполагает возможность заготовки древесины победителем аукциона только на основании договора купли-продажи лесных насаждений без выполнения мероприятий, связанных с охраной, воспроизводством и защитой лесов, для последующей ее реализации иным хозяйствующим субъектам; предоставляет возможность осуществления деятельности в рамках государственных и муниципальных заданий не только за счет федерального бюджета и бюджетов государственных бюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, но и за счет внебюджетных источников; содержит признаки ограничения конкуренции, поскольку закрепляет преимущественные условия при приобретении лесных насаждений для определенной категории хозяйствующих субъектов – государственных и муниципальных учреждений, финансируемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; не отвечает требованиям правовой определенности, так как позволяет предоставлять без проведения конкурса древесину Новгородским областным автономным учреждениям – лесхозам, в дальнейшем использующим ее не для обеспечения уставной деятельности, а для перепродажи по более высокой цене, что свидетельствует о ее коррупциогенности. Указанными обстоятельствами нарушаются права Российской Федерации и неопределенного круга лиц на природопользование, в том числе на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами в соответствии с действующим законодательством.

Решением Новгородского областного суда от 25 февраля 2021 года административное исковое заявление удовлетворено: признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 3 статьи 1 Областного закона Новгородской области от 2 июня 2009 года № 542-ОЗ «Об установлении исключительных случаев заготовки древесины, елей и (или) деревьев других хвойных пород на основании договора купли-продажи лесных насаждений».

В апелляционной жалобе председатель Новгородской областной Думы просит решение суда отменить, указывая в обоснование требований на нарушение норм материального права. Считает, что Областной закон                 № 542-ОЗ принят в соответствии с частью 2 статьи 29.1, частью 4.1 статьи 32 Лесного кодекса Российской Федерации; в исключительных случаях заготовка древесины как разновидность предпринимательской деятельности, осуществляется лицам, заключившими по результатам аукциона договоры купли-продажи лесных насаждений и такая заготовка имеет целевое назначение – обеспечение государственных и муниципальных нужд, что соответствует статье 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации; так как договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам торгов на право заключения таких договоров, которые проводятся в форме открытого аукциона, вывод суда об ограничении конкуренции, ошибочен; оспариваемый пункт закона соответствует положениям Лесного кодекса Российской Федерации, отвечает общеправовому критерию формальной определенности, его содержание обеспечивает однозначное понимание и толкование.

В апелляционной жалобе представитель Губернатора Новгородской области просит решение отменить в связи с неправильным применением норм материального права. Приводит аналогичные доводы о соответствии оспариваемой нормы положениям Лесного кодекса Российской Федерации и критерию формальной определенности, об отсутствии ограничения конкуренции, дополнительно указывает на необоснованность выводов суда первой инстанции о не тождественности понятий уставной деятельности государственных учреждений и государственных нужд.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Новгородской области и представитель заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области просят оставить решение без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

В отзыве и дополнении к нему представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области полагает решение суда подлежащим отмене.

В судебное заседание представители Новгородской областной Думы, Управления Федеральной антимонопольной службы Новгородской области, Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации, АНО в сфере экологии «Экологический стандарт» Новгородской области, Новгородских областных автономных учреждений – лесхозов не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом.

На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя административного ответчика Губернатора Новгородской области, представителя заинтересованного лица Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений и отзыва на них, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

Судом первой инстанции правильно установлено, что в силу взаимосвязи положений частей 1 и 2 статьи 39, части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурором Новгородской области реализовано право на обращение в областной суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим в части.

На основании части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

Лесным кодексом Российской Федерации установлено, что в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (часть 2 статьи 29.1).

На основании указанных полномочий принят Областной закон Новгородской области от 2 июня 2009 года № 542-ОЗ «Об установлении исключительных случаев заготовки древесины, елей и (или) деревьев других хвойных пород на основании договора купли-продажи лесных насаждений», согласно оспариваемому пункту 3 статьи 1 которого к исключительным случаям заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений для обеспечения государственных или муниципальных нужд относится заготовка древесины при проведении рубок в целях осуществления уставной деятельности государственными или муниципальными учреждениями, финансируемыми за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Компетенция органа, принявшего нормативный правовой акт, порядок его принятия, введение в действие и официальное опубликование проверено судом первой инстанции и сторонами не оспаривается.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что Лесной кодекс Российской Федерации не содержит понятия «государственные или муниципальные нужды», в связи с чем суд первой инстанции в соответствии с положениями части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации правомерно сослался на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно пункту 3 части 1 статьи 1 указанного закона он регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, связанные с заключением гражданско-правового договора, предметом которого может являться, в том числе приобретение лесных насаждений.

Согласно разъяснению Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащемуся в пункте 35 постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

При этом неоднозначность представляет собой неопределенность – ситуацию, в которой понятию можно дать более одного толкования.

Формальная определенность нормы права является ее специфической характеристикой, означающей, что в ней содержатся указание относительно границ правомерности поведения их адресатов; точное указание на объем, содержание прав и обязанностей субъектов правоотношений.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П и от 21 января 2010 года № 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Напротив, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения и злоупотреблениям правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (часть 2 статьи 1), Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (подпункты "а", "ж" пункта 3), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, прямо относят к коррупциогенным факторам нормы, устанавливающие для правоприменителя необоснованную широту дискреционных полномочий, в том числе отсутствие или неопределенность условий или оснований для принятия решения, выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), отсутствие или неполноту административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка, а также юридико-лингвистическую неопределенность.

Механизм действия закона должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений, прежде всего из содержания конкретного нормативного положения.

Суд первой инстанции, проанализировав содержание оспариваемой нормы Областного закона № 542-ОЗ пришел к выводу, что она, закрепляя преимущественные, по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, условия приобретения лесных насаждений для определенной категории хозяйствующих субъектов – государственных и муниципальных учреждений, финансируемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в целях осуществления ими своей уставной деятельности, может привести к ограничению конкуренции, что недопустимо.

Действие данной нормы в контексте существующего правового регулирования предполагает возможность заготовки древесины победителем аукциона только на основании договора купли-продажи лесных насаждений без выполнения мероприятий, связанных с охраной, воспроизводством и защитой лесов, чем создаются условия для нарушения требований действующего лесного и антимонопольного законодательства.

Кроме того, конструкция оспариваемой нормы не позволяет установить факт использования заготовленной древесины победителем аукциона исключительно для обеспечения государственных или муниципальных нужд, что не согласуется с целевым назначением установленного в статье 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации, правового регулирования удовлетворения потребностей соответствующих публичных образований за счет осуществления лесозаготовок на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Так, решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 25 сентября 2020 года Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области и ряд лесхозов признаны нарушившими положения Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемая норма предполагает необоснованно широкое усмотрение участников лесных отношений в вопросах, какие нужды следует отнести к государственным, какие из них являются исключительными, и не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, допускает неоднозначное толкование содержания, носит неопределенный характер.

Судебная коллегия отмечает, что о неопределенности правового регулирования в указанной части и неоднозначности толкования свидетельствует и конструкция оспариваемой нормы, которая не позволяет определить как исключительные случаи осуществления заготовки древесины для обеспечения муниципальных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений, перечень таких нужд, к которым относится заготовка древесины при проведении рубок, и конкретные цели осуществления уставной деятельности муниципальными учреждениями.

Обжалуемое решение Новгородского областного суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены данного решения суда по доводам, содержащимся в апелляционных жалобах, не имеется. Указанные доводы повторяют правовую позицию, изложенную в суде первой инстанции, и как основанные на неверном толковании норм материального права признаны судебной коллегией несостоятельными.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции,

определила:

    решение Новгородского областного суда от 25 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Новгородской областной Думы и Губернатора Новгородской области – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи

66а-2784/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Новгородской области
Ответчики
Губернатор Новгородской области Никитин А.С.
Новгородская областная Дума
Другие
НОАУ "Демянский лесхоз"
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии НО
Правительство Новгородской области
Федеральное агентство лесного хозяйства
НОАУ «Крестецкий лесхоз»
НОАУ"Маловишерский лесхоз"
АНО в свфере экологии "Экологический стандарт"
НОАУ "Поддорский лесхоз"
НОАУ "Любытинский лесхоз"
НОАУ "Боровичскийлесхоз"
УФАС по Новгородской области
Суд
Первый апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Васильева Татьяна Геннадьевна
Дело на сайте суда
1ap.sudrf.ru
26.05.2021Передача дела судье
17.06.2021Судебное заседание
08.07.2021Судебное заседание
14.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.07.2021Передано в экспедицию
08.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее