УИД 13MS0037-01-2021-000473-40
Судья Симонов В.Ю. №2-3-77/2022
Докладчик Елховикова М.С. Дело №33-684/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе
председательствующего Лесновой И.С.,
судей Ганченковой В.А., Елховиковой М.С.,
при секретаре Зобниной Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 апреля 2023 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» к Ивкиной Е.С., Ивкиной Л.А., о взыскании в солидарном порядке задолженности по оплате коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и судебных расходов, по встречному иску Ивкиной Е.С. к обществу с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» о признании услуги по обращению с ТКО не оказанной, обязании произвести перерасчет (списании начислений) за период с <дата> по настоящее время по апелляционной жалобе ответчика Ивкиной Л.А., ответчика (истца по встречному иску) Ивкиной Е.С., дополнениями к апелляционной жалобе ответчика Ивкиной Л.А. на решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 18 мая 2022 г.,
Заслушав доклад судьи Елховиковой М.С., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
общество с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» (далее - ООО «РЕМОНДИС Саранск») обратилось в суд с иском к Ивкиной Е.С., Ивкиной Л.А. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, судебных расходов.
В обоснование требований указано, что 11 августа 2017 г. по результатам конкурсного отбора между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия и ООО «РЕМОНДИС Саранск» заключено Соглашение №72/47, по условиям которого ООО «РЕМОНДИС Саранск» наделено статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее-ТКО) на территории Республики Мордовия с момента подписания Соглашения до 31 декабря 2027 г.
Считает, что ответчиками совершаются конклюдентные действия по пользованию услугой по обращению с ТКО, что свидетельствует об установлении договорных отношений между ответчиками и региональным оператором. Региональный оператор добросовестно выполнял все существенные условия договора публичной оферты, а именно, осуществлял сбор и транспортирование ТКО, выставлял ответчику счета на оплату услуг. Должники ежемесячно уведомлялись о наличии и размере задолженности, однако не оплачивали ее. Сумма задолженности ответчиков Ивкиной Е.С., Ивкиной Л.А. за период с <дата> по <дата>, составляет 4 800 рублей 58 копеек и на дату подачи иска была не погашена.
Просило взыскать солидарно с ответчиков задолженность за указанный период в сумме 4 800 рублей 58 копеек, почтовые расходы в сумме 472 рублей 48 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
Ивкина Е.С. обратилась в суд со встречным иском к ООО «РЕМОНДИС Саранск», просила признать услуги по обращению с ТКО не оказанными, обязать ООО «РЕМОНДИС Саранск» произвести перерасчет (списать начисления) за период с <дата> по настоящее время.
Решением Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 18 мая 2022 г. исковые требования ООО «РЕМОНДИС Саранск» к Ивкиной Е.С., Ивкиной Л.А. о взыскании в солидарном порядке задолженности по оплате коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и судебных расходов, удовлетворены.
Взыскано с Ивкиной Е.С., Ивкиной Л.А. в солидарном порядке в пользу ООО «РЕМОНДИС Саранск» задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с <дата> по <дата> (включительно) в сумме 4 800 рублей 58 копеек, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей, а так же почтовые расходы в сумме 472 рубля 48 копеек.
В удовлетворении встречных исковых требований Ивкиной Е.С. к ООО «РЕМОНДИС Саранск» о признании услуги по обращению с ТКО не оказанной, обязании произвести перерасчет (списать начисления) за период с <дата> по настоящее время, отказано.
В апелляционной жалобе с учетом дополнений к ней, в том числе поименованных как возражения, Ивкина Е.С., Ивкина Л.А. просили решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность. Указывают, что Соглашение №72/47 от 11 августа 2017 г., по которому ООО «РЕМОНДИС Саранск» наделено статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия только на бумаге и в суде. Фактически в <адрес> мусорные баки расположены по краю трассы <адрес>, а также по краю асфальтированной дороги, проведенной через <адрес> хозяйства. Кто рядом проживает, тот и бросает мусор в бак. Машина по вывозу мусора приезжает в <адрес> один раз в неделю. В селе нет дорог, нет оборудованных площадок. Они проживают от мусорных баков в 475 метрах, они не могут нести мусор так далеко. Договор на оказание услуги считает незаключенным, у них нет в наличии договора, подписанного сторонами. Считают, что ими не совершались конклюдентные действия в качестве акцепта условий публичной оферты на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для физических лиц, и они не должны оплачивать данную коммунальную услугу. Разрешение на использование своих персональных данных они не давали. Они не пользуются услугами ООО «РЕМОНДИС Саранск», все продукты жизнедеятельности они утилизируют собственными силами. Доказательств оказания услуг по обращению с ТКО истцом не представлено.
В судебное заседание представитель истца ООО «РЕМОНДИС Саранск» Казакова Т.А., третье лицо Администрация Старотеризморгского сельского поселения Старошайговского района Республики Мордовия, третье лицо Администрация Старошайговского муниципального района Республики Мордовия, третье лицо ООО «Ремондис Логистик» не явились, о дате, времени и месте судебного заседания были извещены своевременно и надлежаще, сведений о причинах неявки не представили, отложить разбирательство по делу не просили.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных частью третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Рассмотрев дело в соответствии с положениями частей первой и второй статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом дополнений к ней, заслушав объяснения представителя истца Царапкина А.Н., ответчика Ивкиной Л.А., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (пункт 4 статьи 426 ГК РФ).
Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора (пункт 1 статьи 435 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 433 ГК РФ предусматривается, что договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
В силу пункта 2 статьи 437 ГК РФ содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (пункт 3 статьи 438 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила №354), действующего с 14 марта 2017 г., предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
В соответствии с пунктом 148(2) данных Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
В силу пункта 148(15) Правил собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 148(4) и подпункте «б» пункта 148(5) настоящих Правил, путем подачи исполнителю по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с исполнителем способом подписанного собственником (одним из сособственников) заявления о заключении договора в 2 экземплярах, содержащего информацию, указанную в подпунктах «в», «г», «д» и «л» пункта 19 настоящих Правил, а также сведения о количестве расчетных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) для данной категории объекта, и копий документов, указанных в пункте 148(14) настоящих Правил.
Исполнитель не позднее 10 рабочих дней со дня принятия заявления и прилагаемых к нему документов обязан выдать заявителю в месте нахождения исполнителя, по почте или иным согласованным с заявителем способом подписанный исполнителем проект договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в 2 экземплярах.
Из содержания пункта 8(17) раздела I(1) Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. №1156 (раздел введён с 27 декабря 2018 г.) (далее - Правила №1156), также следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы. В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с пунктами 5 и 18 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населённых пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов.
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами (пункт 1).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами (пункт 2).
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 3).
Согласно пункту 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утверждёнными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктами 9 и 10 постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. №1156 потребители осуществляют складирование твёрдых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов, определённых договором на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае, если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в неё сведений о местах (площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов.
Согласно части 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Частью 3 статьи 31 ЖК РФ предусматривается, что дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе, и за обращение с твёрдыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твёрдыми коммунальными отходами путём заключения договора с региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Под обращением с твёрдыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Ивкина Е.С. являлась собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
В соответствии с выпиской из похозяйственной книги <№> администрации Старотеризморгского сельского поселения Старошайговского муниципального района членами хозяйства Ивкиной Е.С. является также ее дочь – Ивкина Л.А., <дата> года рождения.
Согласно записи акта о смерти <№> от <дата> ответчик Ивкина Е.С. умерла <дата>
Определением Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 15 февраля 2023 г. по настоящему делу произведена замена ответчика (истца по встречному иску) Ивкиной Е.С. на правоприемника (наследника) Ивкину Л.А.
11 августа 2017 г. между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия и ООО «РЕМОНДИС Саранск» заключено соглашение №72/47 об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия, по условиям которого ООО «РЕМОНДИС Саранск» наделено статусом регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия с момента подписания соглашения до 31 декабря 2027 г. Дополнительным соглашением №1 от 29 декабря 2017 г. внесены изменения в указанное соглашение №72/47, в соответствии с условиями которого региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по соглашению в полном объёме, в том числе на территории Старошайговского муниципального района Республики Мордовия, с <дата>
В соответствии с уставом ООО «РЕМОНДИС Саранск» является юридическим лицом, к основным видам деятельности которого относятся: приём, перевозка, обработка, вторичная переработка и удаление любых видов отходов, а также оказание других связанных с этим услуг; строительство и эксплуатация объектов размещения отходов и мусоросжигательных установок; производство материалов из вторичного сырья, оптовая и розничная торговля оборудованием, сдача его в аренду, установка оборудования и его техническое обслуживание.
Основным видом деятельности ООО «РЕМОНДИС Саранск» является сбор отходов, дополнительными видами деятельности являются, в том числе: обработка и утилизация отходов, обработка и утилизация лома стекла, обработка отходов бумаги и картона, обработка отходов и лома пластмасс, обработка отходов резины, обработка отходов текстильных материалов, обработка прочего вторичного неметаллического сырья.
04 апреля 2018 г. в официальном печатном издании органов государственной власти Республики Мордовия в газете «Известия Мордовии» и на своём официальном сайте (www.remondis-saransk.ru) региональным оператором ООО «РЕМОНДИС Саранск» опубликовано адресованное, в том числе потребителям Старошайговсого муниципального района Республики Мордовия, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и текст типового договора для физических лиц - собственников, арендаторов, пользователей жилых помещений в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домах в частном секторе Республики Мордовия, что подтверждается копией публикации объявления от 04 апреля 2018 г. Также региональным оператором опубликована информация по предмету договора.
Опубликованный договор содержит все необходимые для данного вида договора существенные условия, изложены: предмет договора (оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение). Потребитель обязуется оплачивать услуги по цене, определённой в пределах утверждённого тарифа (пункт 2.1.), права и обязанности сторон (пункт 5.1.), срок начала оказания услуг (пункт 2.5.), порядок фиксации нарушений (пункт 7), ответственность сторон (пункт 8), сроки и порядок оплаты услуг по договору (пункт 3). В договоре содержится информация об иных условиях, предусмотренных статьёй 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 25 постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. №1156 (ред. от 15 декабря 2018 г.) «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации» от 25 августа 2008 г. №641.
В пункте 1.5. опубликованной публичной оферты (договора) региональным оператором потребители уведомлены о том, что заключением договора, то есть полным и безоговорочным принятием (акцептом) потребителем условий договора и всех его приложений, являющихся неотъемлемой частью договора в соответствии с пунктом 1 статьи 433, пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, является совершение потребителем действий, свидетельствующих о намерении потребителя присоединиться к настоящему публичному договору, изложенному в данной оферте, в том числе перечислении денежных средств за оказание услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами потребителем на расчётный счёт регионального оператора, фактическое пользование представленными региональным оператором контейнерами или иные действия, свидетельствующие о фактическом пользовании услугой регионального оператора. Заключение договора на оказание услуги по обращению с твёрдыми коммунальными услугами также возможно путём подписания потребителем двух экземпляров настоящего договора в офисе регионального оператора. При этом оба способа заключения договора являются юридически равнозначными и влекут за собой одинаковые юридические последствия.
Газета «Известия Мордовии», согласно пункту 2 статьи 70 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. №10-З «О правовых актах Республики Мордовия», является источником официального опубликования правовых актов Республики Мордовия. Информация, опубликованная в газете «Известия Мордовии», считается доведённой до всех лиц, находящихся на территории Республики Мордовия. Таким образом, ООО «РЕМОНДИС Саранск» выполнило свою обязанность по направлению предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и проекта такого договора.
Согласно пункту 2.5. опубликованной публичной оферты от 04 апреля 2018 г. дата начала оказания услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами для физических лиц Старошайговского муниципального района Республики Мордовия региональным оператором - <дата>
Приказами Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 19 марта 2018 г. №23, от 18 июля 2018 г. №74, от 17 декабря 2018 г. №218, от 14 марта 2019 г. №15, от 19 декабря 2019 г. №221 установлены предельные тарифы на услугу регионального оператора в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами ООО «РЕМОНДИС Саранск» на 2018 -2019 годы для населения (с учётом НДС), а именно: с 01 мая по 30 июня 2018 г. включительно 546 рублей 23 копейки, с 01 июля по 31 июля 2018 г. включительно 546 рублей 48 копеек, с 01 августа по 31 декабря 2018 г. включительно 501 рубль 85 копеек, с 01 января по 31 марта 2019 г. включительно 492 рубля 42 копейки, с 01 апреля по 30 июня 2019 г. включительно 474 рубля 53 копейки, с 01 июля по 31 декабря 2019 г. включительно 474 рублей 53 копейки, с 01 января по 30 июня 2020 г. 383 рубля 42 копейки, с 01 июля по 31 декабря 2020 г. 385 рублей 77 копеек.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 декабря 2019 г. №529 «Об утверждении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Республики Мордовия и признании утратившим силу постановления правительства Республики Мордовия от 05 апреля 2017 г. №225» утверждены нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Республики Мордовия. Среднегодовой норматив накопления твёрдых коммунальных отходов на одного проживающего в индивидуальном жилом доме в спорный период составляет 0,112 м3/год, 11,24 кг/год.
В подтверждение факта оказания ответчикам по первоначальному иску услуг по сбору и вывозу твёрдых коммунальных отходов ООО «РЕМОНДИС Саранск» в материалы дела представлен договор на оказание услуг по сбору и транспортированию твёрдых коммунальных отходов от 06 марта 2018 г., заключенный между ООО «РЕМОНДИС Саранск» и ООО «Экология Региона», в соответствии с условиями которого региональный оператор поручил, а исполнитель ООО «Экология Региона» принял на себя обязательство оказывать услуги по сбору твёрдых коммунальных отходов в границах территории оказания услуг (в том числе Старошайговский муниципальный район Республики Мордовия) и их последующему транспортированию в целях обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами Республики Мордовия, утверждённой приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия от 12 октября 2016 г. №16/129.
Согласно сведениям о расположении мест накопления ТКО администрации Старотеризморгского сельского поселения Старошайговского муниципального Республики Мордовия в <адрес> имеется 5 согласованных площадок для сбора твердых коммунальных отходов, что также подтверждается письмом администрации Старотеризморгского сельского поселения Старошайговского муниципального Республики Мордовия от <дата>
Из маршрутного графика на механизированную уборку твердых бытовых отходов и пищевых отходов, находящихся в <адрес>, следует, что силами ООО «Экология Региона» осуществляется вывоз ТКО из указанного населенного пункта.
Согласно представленным в судебное заседание счетам - фактурам об оказании услуг по сбору, транспортировке твердых коммунальных услуг в период с <дата> по <дата> (включительно) ООО «Экология Региона» оказывало услуги по сбору, транспортировке твердых коммунальных услуг на территории Старошайговского муниципального района. Указанные счета приняты стороной заказчика - ООО «РЕМОНДИС Саранск» - без замечаний и разногласий.
Представленный истцом расчёт задолженности судом проверен и признан правильным, поскольку он произведён исходя из установленных нормативов потребления, установленных тарифов и с учётом количества постоянно проживающих лиц в жилом помещении.
Факт неоплаты задолженности Ивкиной Л.А. в судебном заседании не оспаривался.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 31, 153, 154, 155, 169 ЖК РФ, статей 309, 310, 322, 426, 438, 445, 446 ГК РФ, пунктами 148(1), 148(2), 148(4), 148(15), 148(27), 148(28), 148(34) Правил №354, пунктами 8(4), 8(5), 8(6), 8(7), 8(8), 8(17) Правил №1156, статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что опубликованный ООО «РЕМОНДИС Саранск» договор содержит все необходимые для данного вида договора существенные условия. В договоре изложено: оказание услуг по обращению с ТКО, обеспечение их сбора, транспортирование, обработка, обезвреживание, захоронение.
Принимая во внимание обстоятельства дела и отсутствие доказательств, подтверждающих, что ответчики (истец по встречному иску) не образовывали твёрдые коммунальные отходы и не пользовались услугами регионального оператора, в том числе данных о заключении ими договоров на утилизацию твёрдых коммунальных отходов с иной специализированной организацией, обращения с заявлением к ООО «РЕМОНДИС Саранск» о перерасчёте указанных в платёжных документах сумм задолженностей, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что между ООО «РЕМОНДИС Саранск» и ответчиками (истцом по встречному иску) сложились отношения, связанные с оказанием услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, в соответствии с которыми последние должны надлежащим образом исполнять обязанность, оплачивать услуги регионального оператора; оснований для освобождения их от обязанности оплаты услуг ООО «РЕМОНДИС Саранск» по вывозу твёрдых коммунальных отходов не имеется.
При этом суд верно указал, что отсутствие надлежащей организации мест вывоза ТКО в спорный период не может рассматриваться, как обстоятельство, свидетельствующее о ненадлежащем оказании услуг со стороны регионального оператора. Отдалённость имеющихся контейнеров сбора твёрдых бытовых отходов от места проживания ответчиков (истца по встречному иску) правомерно не признана судом основанием для удовлетворения заявленных встречных исковых требований, поскольку региональный оператор ООО «РЕМОНДИС Саранск» полномочиями по определению мест (площадок) для сбора твёрдых коммунальных отходов не наделён. В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО и определение схемы их размещения отнесено к ведению органов местного самоуправления. При этом доказательства невозможности использования контейнеров, находящихся на других улицах этого или иного населённого пункта, ответчиками (истцами по встречному иску) не представлены. Сама по себе отдалённость имеющихся площадок (контейнеров) для сбора твёрдых коммунальных отходов не является основанием считать, что региональным оператором услуга по обращению с твёрдыми коммунальными отходами не оказывается.
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством складирование, сжигание, захоронение, хранение отходов в местах, специально не предназначенных для этих целей, а также передача твёрдых коммунальных отходов лицам, не являющимся региональным оператором, запрещено. За совершение данных действий виновное лицо может быть привлечено к установленной законодательством ответственности.
Единственным законным способом обращения с данными отходами является передача своих твёрдых коммунальных отходов региональному оператору. Поскольку самостоятельная утилизация твёрдых коммунальных отходов недопустима, то предоставление услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами считается заключением договора путём совершения конклюдентных действий.
Ввиду изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования ООО «РЕМОНДИС Саранск», взыскав, с Ивкиной Е.С., Ивкиной Л.А. в солидарном порядке в пользу ООО «РЕМОНДИС Саранск» задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с <дата> по <дата> (включительно) в сумме 4 800 рублей 58 копеек, и не нашёл оснований для удовлетворения встречных исковых требований Ивкиной Е.С. о признании услуги по обращению с ТКО не оказанной, обязании произвести перерасчет (списании начислений) за период с <дата> по настоящее время
Довод апелляционной жалобы о том, что у ответчиков нет никаких обязанностей по внесению платы за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за спорный период с <дата> по <дата>, отклоняется.
В силу пункта 148(34) Правил №354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Согласно пункту 56(2) Правил №354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объём коммунальных услуг рассчитывается с учётом количества собственников такого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что размещение региональным оператором публичной оферты в газете «Известия Мордовии» и на своём официальном сайте не является неопровержимым доказательством того, что все жители <адрес> были оповещены для обеспечения возможности заключить договор, также отклоняются.
Газета «Известия Мордовии», согласно пункту 2 статьи 70 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. №10-З «О правовых актах Республики Мордовия», является источником официального опубликования правовых актов Республики Мордовия. Информация, опубликованная в газете «Известия Мордовии», считается доведённой до всех лиц, находящихся на территории Республики Мордовия.
Таким образом, вывод суда о том, что ООО «РЕМОНДИС Саранск» выполнило свою обязанность по направлению предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и проекта такого договора, является верным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не учтено то обстоятельство, что все продукты жизнедеятельности утилизируются собственными силами, основанием для отмены решения суда не являются.
В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьёй 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Частью 2 статьи 21 и частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 10 вышеназванного Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Судом первой инстанции установлено, что Ивкины договоров на утилизацию твёрдых коммунальных отходов с иной специализированной организацией не заключали, доказательств отсутствия нарушений экологического законодательства, выразившегося в осуществлении сбора, транспортирования твёрдых коммунальных отходов в целях последующей их утилизации в обход регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, не представили. Соответствующим закону способом обращения с твёрдыми коммунальными отходами является передача накопившихся (образовавшихся) в период жизнедеятельности ответчиков по первоначальному иску твёрдых коммунальных отходов региональному оператору. Оборот таких отходов должен осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации, а не по усмотрению потребителя.
Граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Поэтому обращение с отходами, в том числе лицензируемая деятельность по регулярной транспортировке отходов, должно обеспечиваться только посредством заключения соответствующих договоров со специализированными предприятиями.
Доводы апелляционной жалобы о непредставлении истцом (ответчиком по встречному иску) прямых доказательств оказания услуг по обращению с ТКО, несоблюдении графиков по сбору ТКО в <адрес>, отклоняются, поскольку доказательств неоказания ООО «РЕМОНДИС Саранск» услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами ответчиками (истцом по встречному иску) не представлено.
Учитывая общедоступность контейнеров для сбора отходов, Ивкины не были лишены возможности получения услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами от регионального оператора. Доказательств невозможности использования ответчиками по первоначальному иску иных контейнеров, находящихся на территории населённого пункта, также не имеется.
Поскольку ответчиками по первоначальному иску не представлено доказательств того, что ими в адрес регионального оператора направлялся мотивированный отказ от подписания типового договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными услугами, или направлялось заявление о заключении договора в письменной форме с приложением необходимых документов, как и доказательств уклонения регионального оператора от оформления с ними договорных отношений в письменной форме, суд пришёл к выводу о том, что договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными услугами заключен на условиях типового договора на 16-й рабочий день после публикации региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Предложение регионального оператора было размещено 04 апреля 2018 г., заявления о заключении договора в 2 экземплярах с перечнем приложенных документов, возражений в установленный срок от ответчиков по первоначальному иску не поступило, следовательно, с 20 апреля 2018 г. договор, который по юридической природе является публичным, считается заключенным на условиях типового договора, фактические договорные отношения с потребителем у регионального оператора сложились с момента начала осуществления ООО «РЕМОНДИС Саранск» оказания услуг по вывозу твёрдых коммунальных отходов в качестве единственного регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия, вне зависимости от наличия письменного договора.
При этом, как составление и подписание письменного договора, так и совершение конклюдентных действий в соответствии с формой акцепта, указанного в пункте 1.5. публичной оферты, являются юридически равнозначными способами заключения договора.
Согласно абзацу 8 статьи 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесённые сторонами.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.
Руководствуясь приведёнными требованиями закона и разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о признании указанных расходов необходимыми для реализации права истца на обращение в суд, и в связи с этим взыскал их с ответчиков.
Также суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 98 ГПК РФ, взыскал с ответчиков государственную пошлину в размере 400 рублей.
Довод апелляционной жалобы о том, что ООО «РЕМОНДИС Саранск» воспользовалось персональными данными ответчиков без их согласия, отклоняется.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определённому или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Исходя из положений статьи 6 Федерального закона «О персональных данных», обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Обработка персональных данных допускается, в том числе, с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных»).
На основании статьи 7 Федерального закона «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 17 Федерального закона «О персональных данных», если субъект персональных данных считает, что оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований настоящего Федерального закона или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.
В силу пункта 5 части 1 статьи 6 Федерального закона №152-ФЗ обработка персональных данных допускается, в том числе, в случае, когда обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем, по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.
В соответствии с пунктом 148(1) Правил №354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют региональному оператору по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, приступающему к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных подпунктами «д» и «е» пункта 148(11) настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в указанных случаях.
Предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных».
Таким образом, исходя из совокупности приведённых положений закона, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о законности действий ООО «РЕМОНДИС Саранск» по обработке персональных данных ответчиков без согласия последних, поскольку данная обработка была необходима для исполнения договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, одной из сторон которого являлись ответчики по первоначальному иску Ивкины.
Вопреки иным доводам апелляционной жалобы о нарушении судом норм материального права и оставлении без внимания доводов ответчиков (истца по встречному иску), суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Судом приняты во внимание доводы всех участвующих в деле лиц, доказательства были получены и исследованы в таком объёме, который позволил суду разрешить спор. Тот факт, что суд не согласился с доводами ответчиков (истца по встречному иску), иным образом оценил доказательства и пришёл к иным выводам, не свидетельствует о неправильности выводов суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе с учетом дополнений к ней, судом не допущено.
Решение суда является законным, отмене по доводам апелляционной жалобы с учетом дополнений ней не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 18 мая 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Ивкиной Л.А., ответчика (истца по встречному иску) Ивкиной Е.С., дополнениями к апелляционной жалобе ответчика Ивкиной Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий И.С. Леснова
Судьи В.А. Ганченкова
М.С. Елховикова
Мотивированное апелляционное определение составлено 19 апреля 2023 г.
Судья М.С. Елховикова