с.Барда 20 октября 2014 г.
Бардымский районный суд Пермского края в составе:
судьи Аиткуловой И.Н.
с участием помощника прокурора Назарова Н.Х.
представителя ответчика Б.
при секретаре Каримовой И.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Бардымского района в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов "Б" сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края, администрации "Б" сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края, о возложении обязанности направления документов для регистрации нормативного правового акта о внесении изменений в Устав в регистрирующий орган,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Бардымского района просит обязать Совет депутатов "Б" сельского поселения внести изменения и дополнения в Устав Федорковского сельского поселения для приведения в соответствие с требованиями Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; обязать главу сельского поселения – председателя Совета депутатов "Б" сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края направить документы для регистрации нормативного правового акта о внесении изменений в Устав "Б" сельского поселения в регистрирующий орган, в срок, не превышающий одного месяца с момента вступления решения в законную силу. Требования мотивированы следующим образом.
Прокуратурой Бардымского района проведена проверка соблюдения администрацией "Б" сельского поселения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления при внесении изменений и дополнений в Устав "Б" сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края.
Решением Совета депутатов "Б" сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края от 14.05.2013 № принят Устав "Б" сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края (далее - Устав).
Устав зарегистрирован Управлением Министерства юстиции РФ ......... 10.06.2013 №.
В связи с внесенными в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменениями и в целях приведения Устава в соответствие с действующим законодательством, 27.02.2014 прокурором Бардымского района в порядке ст. 9 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в представительный орган местного самоуправления в качестве нормотворческой инициативы внесено предложение с проектом решения представительного органа местного самоуправления о внесении изменений в Устав, для его последующего рассмотрения и принятия на очередном заседании Совета депутатов.
Однако, данное предложение Советом депутатов "Б" сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края не рассмотрено, изменения и дополнения в Устав "Б" сельского поселения не внесены, в Управлении Министерства юстиции РФ .......... не зарегистрированы.
В судебном заседании помощник прокурора Бардымского района Назаров Н.Х. исковые требования поддержал по основаниям указанным в иске.
Представитель администрации "Б" сельского поселения Б. исковые требования признала, суду пояснила, что 17 октября 2014 года Советом депутатов "Б" сельского поселения вынесено решение «О внесении изменений и дополнений в Устав "Б" сельского поселения». На 07 ноября 2014 года назначены публичные слушания по проекту решения Совета депутатов «О внесении изменений и дополнений в Устав "Б" сельского поселения», после чего нормативно правовой акт будет направлен в регистрирующий орган.
Представитель Совета депутатов "Б" сельского поселения в суд не явился, были извещены надлежащим образом.
Согласно ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ.
Федеральным законом от 02.07.2013 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 7 и 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов» вступившим в силу 01.01.2014 года, внесены изменения в Закон о местном самоуправлении.
Федеральным законом от 02.07.2013 № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» вступившим в силу 01.01.2014 года, внесены изменения в Закон о местном самоуправлении.
Федеральным законом от 22.10.2013 № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений» вступившим в силу 22.10.2013 года, внесены изменения в Закон о местном самоуправлении.
Федеральным законом от 02.11.2013 № 294-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступившим в силу 03.11.2013 года, внесены изменения в Закон о местном самоуправлении.
Федеральным законом от 28.12.2013 № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступившим в силу 01.01.2014 года, внесены изменения в Закон о местном самоуправлении.
Федеральным законом от 28.12.2013 № 416-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лотереях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступившим в силу 30.01.2014 года, внесены изменения в Закон о местном самоуправлении.
Анализ нормативных правовых актов органов местного самоуправления Бардымского района на их соответствие Закону о местном самоуправлении, показал, что Устав "Б" сельского поселения Бардымского района подлежит изменению и приведению в соответствие с измененным Законом о местном самоуправлении.
27 февраля 2014 года прокурором Бардымского района Совету депутатов "Б" сельского поселения направлено предложение о внесении изменений и дополнений в Устав "Б" сельского поселения (л.д. №).
Также прокурором направлен текст проекта решения Совета депутатов "Б" сельского поселения «О несении изменений и дополнений в Устав "Б" сельского поселения Бардымского района, согласно которого, необходимо внести в Устав "Б" сельского поселения принятого решением совета депутатов "Б" сельского поселения от 14 мая 2013 года № следующие изменения:
1.1. дополнить часть 1 статьи 3 Устава пунктом 8.1. следующего содержания:
«8.1) создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов»;
1.2. пункт 34 части 1 статьи 3 Устава «осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей» считать утратившим силу;
1.3. в пункте 2 части 1 статьи 5 Устава слова «формирование и размещение муниципального заказа» заменить словами «осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд»;
1.4. в пункте 8 части 1 статьи 5 Устава слова «подготовки, переподготовки и повышения квалификации» заменить словами «профессионального образования и дополнительного профессионального образования»;
1.4. статью 27 Устава дополнить пунктом 3 следующего содержания:
«3. Проекты муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и местных бюджетов»;
1.5. Статью 29 Устава дополнить пунктом 1.1. следующего содержания:
«1.1. Действие муниципального правового акта, не имеющего нормативного характера, незамедлительно приостанавливается принявшим (издавшим) его органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления в случае получения соответствующего предписания Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации об уполномоченных по защите прав предпринимателей. Об исполнении полученного предписания исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления или должностные лица местного самоуправления обязаны сообщить Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в трехдневный срок, а представительные органы местного самоуправления - не позднее трех дней со дня принятия ими решения»;
1.6. Заголовок статьи 41 и пункты 1, 2 статьи 41 Устава изменить и изложить в следующей редакции:
«Статья 41. Закупки для обеспечения муниципальных нужд.
1. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
2. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета»;
1.7. пункт 3 статьи 41 Устава исключить;
1.8. Часть 2 статьи 47 Устава дополнить пунктом 5 следующего содержания:
«5) допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов» (л.д. №).
Согласно ст. 27 Устава "Б" сельского поселения прокурор Бардымского района наделен полномочиями по внесению проектов муниципальных правовых актов.
В соответствии с требованиями ч.4 ст.3 Федерального закона от 21.07.2005г. № 97-ФЗ (ред. от 21.11.2011г.) «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в порядке, установленном частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, в регистрирующий орган направляются:
1) новая редакция положений устава муниципального образования с внесенными в них изменениями;
2) решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии указанного акта, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят указанный акт;
3) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта указанного акта и о результатах публичных слушаний по указанному проекту в случае, если проведение таких слушаний предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с требованиями ч.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014г. № 217-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция РФ имеет высшую юридическую силу. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Статья 72 Конституции РФ предусматривает, что установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1,3 ст. 66 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014г. № 217-ФЗ), в каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных образований субъекта РФ.
Исходя из ч. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, соблюдение законов Российской Федерации органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями является одним из основных интересов Российской Федерации. Следовательно, несоблюдение требований о регистрации изменений и дополнений Устава в Управлении Министерства юстиции РФ .......... нарушает интересы Российской Федерации.
Несоответствие Устава действующему законодательству, вызванное отсутствием регистрации изменений Устава в Управлении Министерства юстиции РФ ......... с момента его принятия, нарушает права и интересы граждан проживающих на территории сельского поселения.
Таким образом, Совет депутатов "Б" сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края должен привести Устав в соответствие с действующим законодательством, а администрация "Б" сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края обязана направить документы для регистрации нормативного правого акта о внесении изменений в Устав "Б" сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края в регистрирующий орган.
Судом установлено, что решением Совета депутатов "Б" сельского поселения от 17 октября 2014 года № внесены изменения и дополнения в Устав "Б" сельского поселения Бардымского района (первое чтение).
На 07 ноября 2014 года назначены публичные слушания по проекту решения Совета депутатов «О внесении изменений и дополнений в Устав "Б" сельского поселения».
Согласно части 3 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования.
Проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту изменений в устав, а также порядок участия граждан в его обсуждении (часть 4 статьи 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Статья 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает проведение публичных слушаний по проекту изменений в устав.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений (часть 4 статьи 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии со статьей 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В силу пункта 4 статьи 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.
Устав муниципального образования направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия (ч.1 ст.3 Федерального закона от 21.07.2005г. № 97-ФЗ (ред. от 21.11.2011г.).
В соответствии с пунктом 6 статьи 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом.
Также пунктом 8 статьи 44 указанного Федерального закона предусмотрено, что муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит официальному опубликованию (обнародованию) после его государственной регистрации и вступает в силу после официального опубликования (обнародования).
Советом депутатов "Б" сельского поселения решение «О внесении изменений и дополнений в Устав Федорковского сельского поселения» в окончательном варианте не принято, публичные слушанию по данному вопросу не проведены, соответственно, главой "Б" сельского поселения Устав для регистрации в регистрирующий орган не направлен.
В связи с чем, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования, они являются законными и обоснованными.
Руководствуясь ст. 194 –198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Бардымского района удовлетворить.
Обязать Совет депутатов "Б" сельского поселения внести изменения и дополнения в Устав "Б" сельского поселения для приведения в соответствие с требованиями Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в срок, не превышающий одного месяца с момента вступления решения в законную силу.
Обязать главу сельского поселения – председателя Совета депутатов "Б" сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края, в течение 15 дней после принятия Советом депутатов "Б" сельского поселения решения о внесении изменений и дополнений в Устав, направить документы для регистрации нормативного правового акта о внесении изменений в Устав "Б" сельского поселения в регистрирующий орган.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Бардымский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
С у д ь я - И.Н.Аиткулова