Дело №2а-5339(2019)
32RS0027-01-2019-004681-72
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 октября 2019 года г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе
председательствующего судьи Склянной Н.Н.,
при секретаре Лукутцовой О.Н.,
с участием
административного истца Овчарова А.В.,
представителя заинтересованного лица –
УМВД России по Брянской области Банного М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Овчарова А.В. к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области, Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным решения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Овчаров А.В. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что является гражданином Украины. С 2001 года проживает на территории Российской Федерации, прошел обучение профессии повара, каменщика.
Приговором Климовского районного суда Брянской области от 21.02.2013 года Овчаров А.В. был осужден по п. «г» ч.2 ст.161 УК РФ по совокупности приговоров назначено наказание в виде 5 лет 7 месяцев 28 дней лишения свободы.
Апелляционным определением Брянского областного суда от 19.04.2013 года указанный приговор изменен, административному истцу назначено наказание в виде 5 лет 7 месяцев 17 дней лишения свободы.
05.10.2015 года Министерством юстиции РФ было принято распоряжение №9667-рн «О нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы», согласно которому пребывание (проживание) административного истца в РФ признано нежелательным в связи с осуждением за совершение преступления, предусмотренного п. «г» ч.2 ст.161 УК РФ.
Не согласившись с данным решением, указывая на то, что истец не представляет угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан, полагая неисполнимым данное решение, а также то, что оно носит бессрочный характер, Овчаров А.В. просит суд признать распоряжение Министерства юстиции РФ №9667-рн от 05.10.2015 года «О нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» незаконным и отменить.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УМВД России по Брянской области.
В судебном заседании административный истец Овчаров А.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица – УМВД России по Брянской области Банный М.А. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил в удовлетворении административного искового заявления отказать. Суду пояснил, что распоряжение Министерства юстиции РФ вынесено законно и обоснованно с соблюдением требований законодательства РФ, доказательств наличия устойчивых семейных связей на территории Российской Федерации истцом не представлено.
В судебное заседание представитель административных ответчиков Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области, Министерства юстиции Российской Федерации не явились, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, а также письменные возражения, в которых ответчики просят отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Судв соответствии со ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав административного истца, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что Овчаров А.В., <дата> рождения, является гражданином Республики Украина.
Личность Овчарова А.В. установлена <дата> УВМ УМВД России по Брянской области в соответствии со статьей 10.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Согласно удостоверению о присвоении квалификации Овчаров А.В. с <дата> по <дата> прошел обучение в Брянском филиале ФГБОУ ВПО <данные изъяты> по программе профессиональной подготовки повар.
В соответствии со свидетельством об уровне квалификации ФКП образовательного учреждения №... Овчарову А.В. присвоена квалификация каменщик.
Как следует из материалов дела, административный истец проживает в квартире, расположенной <адрес>, принадлежащей на праве собственности К.
Приговором Климовского районного суда Брянской области от 21.02.2013 года Овчаров А.В. был осужден по п. «г» ч.2 ст.161 УК РФ по совокупности приговоров ему назначено наказание в виде 5 лет 7 месяцев 28 дней лишения свободы.
Апелляционным определением Брянского областного суда от 19.04.2013 года указанный приговор изменен, административному истцу назначено наказание в виде 5 лет 7 месяцев 17 дней лишения свободы.
Министерством юстиции РФ 05.10.2015 года на основании ч.4 ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», ч.11 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» было принято распоряжение №9667-рн «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы», согласно которому пребывание (проживание) в Российской Федерации административного истца признано нежелательным.
23.11.2015 года Овчаров А.В. ознакомлен с данным распоряжением.
29.03.2018 года врио заместителя начальника УМВД России по Брянской области в отношении административного истца на основании указанного выше распоряжения, ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и п.11 ст.31 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» принято решение о депортации гражданина Украины Овчарова А.В. за пределы Российской Федерации, в связи с предстоящим 19.04.2018 года его освобождением по отбытию срока наказания.
19.04.2018 года Овчаров А.В. был ознакомлен с решением, освобожден из мест лишения свободы по отбытию наказания, что подтверждается справкой ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области.
Решением Жуковского районного суда Брянской области от 20 апреля 2018 года Овчаров А.В. помещен в специальное учреждение – Центр временного содержания иностранных граждан МО МВД России «Жуковский» сроком на 3 месяца до исполнения решения о депортации.
19.07.2018 года Жуковским районным судом Брянской области Овчарову А.В. продлен срок пребывания в Центре временного содержания иностранных граждан МО МВД России «Жуковский» до 20.09.2018 года.
Из сообщения Посольства Украины в Российской Федерации следует, что поскольку часть территории Украины признана временно оккупированными территориями, работа подразделений Управления государственной миграционной службы в Луганской области, которые находятся на неподконтрольной украинской стороне территории, приостановлена, то не представилось возможным провести проверку регистрации места проживания Овчарова А.В. по Луганской области, документирования его паспортом гражданина Украины, а также принадлежность к гражданству Украины.
Решением Жуковского районного суда Брянской области от 19.09.2018 года в удовлетворении административного искового заявления УМВД России по Брянской области к Овчарову А.В. о продлении срока пребывания в специальном учреждении отказано.
Решением Советского районного суда г.Брянска от 19 июля 2018 года в удовлетворении административного искового заявления Овчарова А.В. к УМВД России по Брянской области об отмене решения УМВД России по Брянской области о депортации – отказано.
Апелляционным определением Брянского областного суда от 15 января 2019 года решение Советского районного суда г.Брянска от 19 июля 2018 года оставлено без изменения.
В соответствии со ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
Право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, закреплено в ч. 1 ст. 27 Конституции РФ.
Частью второй названной статьи установлено, что каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).
Вопросы въезда и выезда иностранных граждан регламентируются Федеральным законом от 15 августа 1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее - Федеральный закон № 114-ФЗ), также устанавливающим правило, согласно которому въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если названные лица имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом (статья 27).
В соответствии с частью 4 статьи 25.10 Федерального закона № 114-ФЗ в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства создает реальную угрозу, в частности, общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19.03.2003 № 3-П, закрепленные федеральным законом в отношении лиц, имеющих судимость, дополнительные обременения, обусловленные общественной опасностью таких лиц, связаны с обязанностью нести ответственность за виновное поведение.
Таким образом, Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства, одновременно установила, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статьи 2 и 55).
Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» к законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданам относит лиц, имеющих действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации, признавая депортацией принудительную высылку иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации (статья 2).
Факт осуждения иностранного гражданина вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным, или за совершение преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, предусмотрены федеральным законодателем в качестве оснований для отказа в выдаче разрешения на временное проживание и вида на жительство иностранному гражданину или аннулирования ранее выданных разрешения и вида на жительство (подпункт 5 пункта 1 статьи 7, подпункты 5 и 6 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
В соответствии с п. 11 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 №199 «Об утверждении положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации» установлен Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, в который включено Минюст России.
Названное полномочие закреплено также Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 № 1313.
Порядок подготовки документов и принятия такого решения регламентирован Инструкцией о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерством юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной Приказом Минюста России от 20 августа 2007 № 171 (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 3 Инструкции решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации может быть принято в том числе в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящегося на территории Российской Федерации, а также в случае, если пребывание (проживание) этих лиц создает реальную угрозу общественному порядку, либо здоровью населения.
Изложенные федеральные предписания согласуются с нормами международного права.
Так, пункт 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., пункт 3 статьи 2 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав и свобод человека и основных свобод (подписан в г. Страсбурге 16 сентября 1963 г.) предусматривают, что право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.
Приведенное правовое регулирование, по мнению суда, свидетельствует о том, что лояльность к правопорядку страны пребывания, признание и соблюдение российских законов является одним из основных критериев для определения возможности пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19 марта 2003 г. №3-П, непогашенная или неснятая судимость служит основанием для оценки личности и совершенных ею преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью, и поэтому предполагает применение в отношении лиц, имеющих судимость, возможность закрепления федеральным законом определенных дополнительных обременений, сохраняющихся в течение разумного срока после отбывания уголовного наказания, которые обусловлены, в том числе, общественной опасностью таких лиц, адекватны ей и связаны с обязанностью нести ответственность за виновное поведение.
Право государства ограничивать пребывание на его территории иностранных граждан, которые пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (статья 62 Конституции Российской Федерации), является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права.
Как указано в статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.), вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции, допустимо, когда это предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности либо защиты прав и свобод других лиц.
Таким образом, наличие судимости за совершение на территории Российской Федерации умышленного тяжкого преступления, препятствующее иностранному гражданину или лицу без гражданства в получении вида на жительство, разрешения на временное проживание, а также гражданства Российской Федерации, по мнению суда, правомерно расценено Минюстом России как основание для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) Овчарова А.В. в Российской Федерации, является оправданным, справедливым и соразмерным с учетом степени опасности деяния, совершенного административным истцом.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что у Минюста России имелись достаточные основания для издания распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации Овчарова А.В., поскольку он является иностранным гражданином, осужденным за совершение в Российской Федерации умышленного тяжкого преступления, что, с учетом данных о личности Овчарова А.В., создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации.
Доводы административного истца о необоснованном вмешательстве органа государственной власти в его личную и семейную жизнь, об отсутствии с его стороны угрозы российскому обществу или государству судом отклоняются, поскольку судимость служит основанием для оценки личности и совершенного им преступления, как обладающих повышенной общественной опасностью, и поэтому предполагает применение в отношении лиц, имеющих судимость, возможность закрепления федеральным законом определенных дополнительных обременений, сохраняющихся в течение разумного срока после отбывания уголовного наказания, которые обусловлены, в том числе, общественной опасностью таких лиц, адекватны ей и связаны с обязанностью нести ответственность за виновное поведение.
Доказательств наличия каких-либо исключительных объективных обстоятельств личного характера, которые бы подтверждали чрезмерное и неоправданное вмешательство Российской Федерации в личную и семейную жизнь заявителя, в материалах дела не имеется, ссылка истца на факт незарегистрированного на территории Российской Федерации брака к таким обстоятельствам не относится.
В рассматриваемом случае должен учитываться приоритет публичных интересов над частными, поскольку оспариваемое решение о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации административного истца является обоснованным, соответствует содержанию исследованных доказательств и вышеуказанным нормам материального права.
Доводы административного истца о том, что оспариваемое распоряжение не указывает срок, на который признано нежелательным его пребывание в Российской Федерации, по убеждению суда, о нарушении прав Овчарова А.В. не свидетельствуют.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно отмечал, что законодательное регулирование возникших правоотношений согласуется с закрепленным в Конституции Российской Федерации принципом, в соответствии с которым права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3), а также не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации (статья 15, часть 4), в частности Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 1985 года), подтверждающей право любого государства принимать законы и правила, касающиеся въезда иностранцев и условий их пребывания, или устанавливать различия между его гражданами и иностранцами (пункт 1 статьи 2), и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Постановления от 12 марта 2015 года № 4-П и от 20 октября 2016 года № 20-П; Определения от 4 июня 2013 года №902-О, от 28 января 2016 года № 99-О, от 26 января 2017 года № 115-О, от 25 января 2018 года № 40-О и др.).
При этом, по смыслу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, ограничительные меры, установленные частью четвертой статьи 25.10 и подпунктом 3 части первой статьи 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», обращены к правоприменительным органам, прежде всего судам, которые в каждом конкретном случае должны оценивать наличие реально существующих обстоятельств, служащих основанием для отказа в разрешении на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства, в силу чего, соответственно, не исключается возможность пересмотра ранее наложенных ограничений на новом этапе, если будет установлено, что отпали основания для их применения (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2016 года № 20-П; Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2009 года № 545-О-О, от 20 декабря 2016 года № 2593-О, от 25 января 2018 года № 41-О и др.).
Одновременно суд отмечает, что административное исковое заявление подано истцом по истечении установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ срока - трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов.
При таких обстоятельствах, суд считает, что распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) Овчарова А.В. в Российской Федерации издано уполномоченным на то органом, с соблюдением требований закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, без нарушения прав административного истца.
На основании изложенного, суд находит требования административного иска не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Овчарова А.В. к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области, Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным решения, оставить без удовлетворения.
Решение по административному делу может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Склянная
Резолютивная часть решения суда оглашена 29.10.2019 г.
Мотивированное решение суда изготовлено 05.11.2019 г.