К делу № 2а-9039/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 октября 2017 года
Прикубанский районный суд города Краснодара в составе:
председательствующего Ланг З.А.,
при секретаре Чурсиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Прокурора Темрюкского района в интересах неопределенного круга лиц к Степановой С.В., заинтересованные лица: МБУЗ «ЦРБ муниципального образования Темрюкского района», ОГИБДД ОМВД России по Темрюкскому району о признании утратившим право на управление транспортными средствами,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Темрюкского района действующий в интересах неопределенного круга обратился в суд с исковыми требованиями к Степановой С.В., о признании утратившим право на управление транспортными средствами.
Требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ Степановой С.В. выдано водительское удостоверение № на право управления транспортными средствами категории «В», действительное до ДД.ММ.ГГГГ В ходе проверки соблюдения законодательства в сфере медицинского обеспечения безопасности дорожного движения, выявлены нарушения в действиях Степановой С.В., выразившиеся в управлении транспортным средством при наличии противопоказаний к водительской деятельности. Так, Степанова С.В. согласно медицинскому заключению врачебной комиссии МБУЗ «ЦРБ МО ТР» <данные изъяты> Считает, что управление автотранспортными средствами Степановой С.В., имеющей зависимость от алкоголя, создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также причинению имущественного вреда неопределенному кругу лиц. Просил суд признать утратившим право на управление транспортными средствами Степановой С.В., запретить управление транспортными средствами и обязать сдать водительское удостоверение в ОГИБДД ОМВД России по Темрюкскому району, исполнительный лист о понуждении Степановой С.В. сдать водительское удостоверение в ОГИБДД ОМВД России по Темрюкскому району направить для исполнения в Темрюкский районный отдел судебных приставов УФССП России по Краснодарскому краю.
В судебном заседании представитель административного ответчика Игнатьев И.В., действующий по доверенности административные исковые требования не признал, пояснил суду, что решением врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ Степанова С.В. снята с учета в связи со стойкой ремиссией (выздоровления). Представил суду справку № от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ «Наркологический диспансер» МЗ КК, согласно которой Степанова С.В. на наркологическом учете не состоит. Просил суд в удовлетворении требований прокурора Темрюкского района отказать.
Представитель заинтересованного лица МРЭО ГИБДД (по обслуживанию Славянского, Темрюкского и Красноармейского районов) ГУ МВД России по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, представил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, так как явиться не может по причине служенных обязанностей. При принятии решения полагался на усмотрение суда.
Помощник прокурора Темрюкского района Краснодарского края, заинтересованное лицо: представитель МБУЗ «Центральная районная больница муниципального образования Темрюкский район» в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещались надлежащим образом. О причинах своей неявки суду не сообщили. О рассмотрении дела в свое отсутствие суд не просили. В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд полагает рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Суд, выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О безопасности дорожного движения" медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств с целью определения противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, устанавливаются федеральным законом.
Статьей 28 указанного закона установлено, что основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Степановой С.В. было выдано водительское удостоверение № на право управления транспортными средствами категорий "В" со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
<данные изъяты>
Однако, судом установлено, что решением врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ Степанова С.В. снята с учета, в связи со стойкой ремиссией (выздоровление).
Из представленной копии паспорта следует, что Степанова С.В. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>. В связи с чем, стороной административного ответчика получена справка № от ДД.ММ.ГГГГ из ГБУЗ «Наркологический диспансер» МЗ КК, согласно которой, Степанова С.В., на наркологическом учете не состоит.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" - под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
В соответствии со ст. 23 данного закона, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Статья 27 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" устанавливает условия, при которых предоставляется получение права на управление транспортными средствами.
В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Управление лицами, имеющие медицинские противопоказания к управлению транспортным средством, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает основным принципам дорожного движения.
Таким образом, федеральным законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение права на управление транспортным средством напрямую поставлено в зависимость от состояния здоровья водителя.
Постановлением Правительства РФ № 377 от 28.04.1993 года "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" утвержден перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Согласно данному перечню для водителей автотранспортных средств установлены противопоказания при алкоголизме, наркомании, токсикомании. Осуществление деятельности, связанной с источником повышенной опасности, при алкоголизме, наркомании, токсикомании допускается только в случае стойкой ремиссии, а также после лечения и снятия с учета (в ред. постановлений Правительства РФ от 23.05.1998 № 486, от 31.07.1998 № 866, от 21.07.2000 № 546, от 23.09.2002 № 695).
Общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями для указанных в таблице работ являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, эпилепсия с пароксизмальными расстройствами. Выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально.
Согласно приказу Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года № 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями", которым утверждена Инструкция о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания" больные хроническим алкоголизмом снимаются с диспансерного учета в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением) на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.
Данных о том, что Степанова С.В. страдает алкоголизмом или имеет другое заболевание, которое относится к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности для окружающих (использование транспортных средств), а тем более что у нее имеется ухудшение здоровья, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, прокурором не предоставлено. Следовательно, доказательств того, что деятельность Степановой С.В. по управлению транспортным средством не отвечает требованиям безопасности дорожного движения и влечет нарушение прав неопределенного круга лиц - участников дорожного движения, и может повлечь причинение вреда в будущем, суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оснований для прекращения действия права на управление транспортными средствами Степановой С.В. не имеется.
Согласно ч. 2 ст. 1 ГК РФ, гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
При таких обстоятельствах суд считает, что прокурором не представлено надлежащих доказательств наличия у Степановой С.В. заболевания, препятствующего управлению ею транспортными средствами, что, в силу ст. 28 закона "О безопасности дорожного движения", влечет прекращение права на управление транспортными средствами, поскольку создает реальную угрозу жизни и здоровью как самого водителя, так и иных участников дорожного движения.
Согласно ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав, предусмотренных настоящим Кодексом. Сторонам обеспечивается право представлять доказательства суду и другой стороне по административному делу, заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения административного дела вопросам, связанным с представлением доказательств.
В соответствии с ч.4 ст.39 КАС РФ Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов).
В силу ст. 62 КАС РФ Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В связи с вышеизложенным суд считает, что заявленные требования прокурора подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Прокурора Темрюкского района в интересах неопределенного круга лиц к Степановой С.В., заинтересованные лица: МБУЗ «ЦРБ муниципального образования Темрюкского района», ОГИБДД ОМВД России по Темрюкскому району о признании утратившим право на управление транспортными средствами - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение месяца.
Председательствующий: