Судья Долженкова Н.А. № 33-8314/2023 (№ 2-2053/2023)
Докладчик Сорокин А.В. (УИД 42RS0005-01-2023-002236-45)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кемерово 14 сентября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Акининой Е.В.,
судей Сорокина А.В., Кирилловой Т.В.,
при секретаре Марченко Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного
производства по докладу судьи Сорокина А.В. гражданское дело по апелляционным жалобам Федерального казенного учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть № 42 Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы исполнения наказаний России
на решение Заводского районного суда г. Кемерово от 19 июня 2023 года по иску Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению здравоохранения Медико-санитарная часть № 42 Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службе исполнения наказаний России о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л А:
Кемеровский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению здравоохранения Медико-санитарная часть № 42 Федеральной службы исполнения наказаний (далее по тексту - ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России), Федеральной службе исполнения наказаний России (далее по тексту - ФСИН России) о понуждении к совершению действий.
В обоснование заявленных требований указал, что проведенной проверкой установлены нарушения закона, касающиеся неоснащения ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России оборудованием, необходимым для качественного оказаниям медицинской помощи осужденным, а именно: в помещении филиала «Медицинская часть № 9» в нарушение требований приложения № 3 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия», утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 № 923н, приложения № 3 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.07.2020 № 786н, приложения № 6 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2015 № 1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» отсутствует следующее медицинское оборудование: лупа ручная, глюкометр; аппарат для диагностики жизнеспособности пульпы (электроодонтометр), аппарат для определения глубины корневого канала (апекслокатор), стерилизатор паровой настольный для наконечников; диктофон, персональный компьютер с программным обеспечением и принтером.
Просил обязать ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России в срок до 30.10.2023 организовать проведение мероприятий по оснащению филиала «Медицинская часть № 9» ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России медицинским оборудованием: лупой ручной, глюкометром; аппаратом для диагностики жизнеспособности пульпы (электроодонтометром), аппаратом для определения глубины корневого канала (апекслокатором), стерилизатором паровым настольным для наконечников; диктофоном, персональным компьютером с программным обеспечением и принтером; обязать ФСИН России в срок до 30.09.2023 организовать материально-техническое и финансовое обеспечение ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России для организации проведения мероприятий по оснащению филиала «Медицинская часть № 9» ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России указанным медицинским оборудованием.
Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 19 июня 2023 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России, ФСИН России Шмаркатюк О.К., действующая на основании доверенностей от 17.01.2023, от 08.12.2022, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Считает, что ФКУЗ МСЧ-42 является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. При этом понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на неё функций. Судом не учтено, что возложение на ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России и ФСИН России обязанности финансирования мероприятий является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
Также указывает, что 23.05.2023 для обеспечения филиала «Медицинская часть № 9» ФКУЗ МСЧ-42 направлен запрос на выделение лимитов бюджетного финансирования в размере 592 245,64 руб.
Относительно апелляционной жалобы Кемеровским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях принесены письменные возражения.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчиков Жилкову А.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы и просившую решение суда отменить, прокурора судебно-гражданского отдела прокуратуры Кемеровской области Максимова Н.Ю., поддержавшую доводы письменных возражений и просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы и представленных возражений относительно доводов жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, возражениях, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что медицинская помощь осужденным, отбывающим наказание в ФКУ ИКУ-43 оказывается филиалом «Медицинская часть № 9» ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России в помещениях, переданных администрацией ФКУ ИК-43.
В марте 2023 г. Кемеровской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ФКУ ИК-43 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу проведена проверка соблюдения требований уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства в помещениях, занимаемых филиалом «Медицинская часть №9» ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России на территории ФКУ ИК-43.
В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение требований законодательства помещения филиала «Медицинская часть № 9» ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России не оснащены медицинским оборудованием в соответствии с установленными нормативами, необходимым для качественного оказаниям медицинской помощи осужденным, а именно: в помещении филиала «Медицинская часть № 9» в нарушение требований приложения № 3 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия», утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 № 923н, приложения № 3 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.07.2020 № 786н, приложения № 6 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2015 № 1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» отсутствует следующее медицинское оборудование: лупа ручная, глюкометр; аппарат для диагностики жизнеспособности пульпы (электроодонтометр), аппарат для определения глубины корневого канала (апекслокатор), стерилизатор паровой настольный для наконечников; диктофон, персональный компьютер с программным обеспечением и принтером (л.д. 13-14).
24.03.2023 Кемеровской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях начальнику ФКУЗ «МСЧ № 42» ФСИН России внесено представление об устранении нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства (л.д. 15-16).
ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России в письме от 20.04.2023 сообщило о результатах рассмотрения представления, указав, что с целью устранения нарушений закона приняты следующие меры: В соответствии с товарной накладной от 17.04.2023 в филиал «Медицинская часть № 9» ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России выделено 3 измерителя артериального давления; подготовлен и размещен в единой информационной системе аукцион (дата проведения 05.05.2023) на закупку глюкометра; после проведения торгов аппарат будет выдан филиалу. Также для обеспечения недостающим медицинским оборудованием в соответствии со стандартами оснащения в УОМСО ФСИН России направлены письма о потребности в оснащении филиалов. В случае доведения лимитов бюджетных обязательств вышеуказанное оборудование будет закуплено (л.д. 17-18).
Разрешая возникший спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями частей 1, 2 статьи 10, статьей 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статьями 3, 5, 9, 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьей 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пунктами 3, 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2014 № 1314, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, пришёл к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме и возложив на ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России в срок до 30.10.2023 обязанности по организации проведения мероприятий по оснащению филиала «Медицинская часть № 9» ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России медицинским оборудованием. При этом указав, что администрацией ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России самостоятельно за счет собственных средств устранить нарушения законодательства при оказании медицинской помощи осужденным не представляется возможным в силу значительных финансовых затрат, а также, в связи с тем, что финансирование ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России осуществляется ФСИН России, возложил на ФСИН России в срок до 30.09.2023 обязанность по организации материально-технического и финансового обеспечения ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России для организации проведения мероприятий по оснащению филиала «Медицинская часть №9» ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России соответствующим медицинским оборудованием.
Судебная коллегия с выводами суда согласиться не может, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (абзац четвертый пункта 3 статьи 22).
В силу пункта 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 февраля 2005 г. № 84-О, само по себе представление прокурора не имеет абсолютного характера и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. При рассмотрении в судебном порядке дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований.
Из пункта 1 положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314 (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений), следует, что Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
Одной из основных задач ФСИН России является в том числе управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями и организациями (пункт 3).
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (пункт 5).
Согласно пункту 7 названного положения ФСИН России в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет:
- обеспечение условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах;
- материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы;
- полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям, учреждениям и организациям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) в Бюджетном кодексе Российской Федерации (абзац тридцать шестой статьи 6) понимается, в частности орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным кодексом.
Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац 38 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В статье 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, в соответствии с которым получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (абзац 2 пункта 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
До утверждения указанного в абзаце первом данного пункта порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается.
На основании пункта 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
На основании положений статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств.
Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В установленной в настоящем деле сфере деятельности именно ФСИН России, осуществляющая полномочия собственника федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, как главный распорядитель средств федерального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности этих учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
При этом возложение на ФСИН России обязанности по организации материально-технического и финансового обеспечения ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России для организации проведения мероприятий по оснащению филиала «Медицинская часть № 9» ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России медицинским оборудованием является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
При этом мероприятия по оборудованию (оснащению) филиала «Медицинская часть № 9» ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России медицинским оборудованием могут быть произведены только за счет средств федерального бюджета путем включения соответствующих положений в Федеральную целевую программу, которая еще не утверждена постановлением Правительства Российской Федерации. Отсутствие финансирования на оборудование филиала «Медицинская часть № 9» ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России медицинским оборудованием является обстоятельством, не зависящим от исправительной колонии, которая не вправе самостоятельно решить данный вопрос.
При таких обстоятельствах с учетом оснований, предусмотренных частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению здравоохранения Медико-санитарная часть № 42 Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службе исполнения наказаний России о понуждении к совершению действий.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 42 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.