Решение по делу № 2-1001/2022 от 05.12.2022

Дело № 2-1001/2022

УИД 33RS0012-01-2022-002273-63

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

          27 декабря 2022 года                                                     г. Кольчугино

Кольчугинский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Ореховой Е.И., при секретаре Смирновой В.С., с участием представителя истца по доверенности от 31.10.2022 №9-01-2022 помощника прокурора Деревенцевой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кольчугинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Завалинская основная школа», администрации Кольчугинского района Владимирской области о возложении обязанности,

установил:

Кольчугинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ «Завалинская основная школа», администрации Кольчугинского района Владимирской области о возложении обязанности.

В обоснование иска указано, что Кольчугинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об образовании, защите прав инвалидов, несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства в деятельности МБОУ «Завалинская основная школа», а именно, при входе здание МБОУ «Завалинская основная школа» не обеспечено вывеской с планом здания, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. По результатам проверки 22.09.2022 заместителем межрайонного прокурора в адрес директора МБОУ «Завалинская основная школа» внесено представление с требованиями безотлагательно принять меры по устранению нарушения законодательства, с предоставлением информации в межрайонную прокуратуру о результатах рассмотрения представления и принятых мерах. 12.10.2022 в межрайонную прокуратуру директором учреждения направлена информация о том, что безотлагательно принять исчерпывающие меры по устранению нарушений не представляется возможным ввиду недостаточности финансирования. Финансирование расходов на содержание здания МБОУ «Завалинская основная школа», в том числе оборудования здания учреждения вывеской с планом здания, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, относится к полномочиям учредителя и собственника имущества - администрации Кольчугинского района. Неисполнение вышеуказанных требований законодательства влечет за собой нарушение гарантированного конституцией права на образование, общедоступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях, в том числе детей и их родителей, других граждан, являющихся инвалидами, а также имеющих отклонение по зрению, препятствует надлежащей реализации государственной политики в сфере образования.

Просит суд обязать администрацию Кольчугинского района Владимирской области обеспечить финансирование МБОУ «Завалинская основная школа» для оборудования здания образовательного учреждения по адресу: Владимирская область, Кольчугинский район, с. Завалино, д. 31, вывеской с планом здания организации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обязать МБОУ «Завалинская основная школа» оборудовать здание учреждения по адресу: Владимирская область, Кольчугинский район, с. Завалино, д. 31, вывеской с планом здания организации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в течение одного месяца со дня выделения денежных средств на указанные цели.

В судебном заседании представитель истца Кольчугинского межрайонного прокурора по доверенности Деревенцева А.С. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Указала, что срок исполнения решения суда, который просит установить администрация Кольчугинского района - один год со дня вступления решения суда в законную силу, не является разумным, ничем не обоснован, приведет к нарушению прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в сфере образования; не возражала против установления срока исполнения решения суда для МБОУ «Завалинская основная школа» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика администрации Кольчугинского района, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве на иск администрация района просила в удовлетворении исковых требований в части сроков исполнения возлагаемых обязанностей отказать и определить иные сроки исполнения исковых требований для администрации Кольчугинского района в течение одного года со дня вступления решения в законную силу, для МБОУ «Завалинская основная школа» в течение двух месяцев со дня выделения денежных средств на указанные цели, указав, что бюджет муниципального образования Кольчугинский район на 2023 год утвержден. Расходы на реализацию муниципальных полномочий по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений запланированы в объеме средств на оплату коммунальных услуг и проведение ремонтных работ. Перераспределение средств, запланированных в настоящее время на проведение текущих ремонтов, может повлечь негативные последствия, а именно невыполнение части запланированных ремонтных работ в образовательном учреждении, вследствие чего они могут быть не приняты к началу учебного года (л.д. 38-40).

Представитель ответчика МБОУ «Завалинская основная школа», извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 36, 37).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления образования администрации Кольчугинского района о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента образования и молодежной политики Владимирской области о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил провести судебное заседание в его отсутствие. В письменном отзыве указал, что полномочия по созданию условий доступной среды в муниципальных образовательных организациях принадлежат органу местного самоуправления. В целях реализации положений Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006, подписанной Российской Федерацией в 2008 году, ратифицированной в 2012 году, о принятии надлежащих мер по обеспечению инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению в Российской Федерации действует программа, утвержденная постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», согласно которой оказывается поддержка субъектам Российской Федерации в виде выделения субсидий на обеспечение целей, указанных в ней. Во Владимирской области Программа реализуется в соответствии с постановлением администрации Владимирской области от 26.02.2019 № 127 «О реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда». Источником финансового обеспечения постановления от 26.02.2019 является субсидия из областного бюджета бюджетам органов местного самоуправления на софинансирование расходов на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Департамент доводит до органов местного самоуправления финансовые средства в виде субсидий, а органы местного самоуправления и образовательные учреждения самостоятельно определяют объем финансовых средств и выполняемых работ. Таким образом, при разрешении спора права и обязанности Департамента не затрагиваются, решение по данному делу не может повлиять на права и обязанности Департамента. Просил исключить Департамент образования и молодежной политики Владимирской области из числа лиц, участвующих в деле (л.д. 43-44).

Судом поставлен на обсуждение вопрос об исключении из числа лиц, участвующих в деле, Департамента образования и молодежной политики Владимирской области.

Представитель истца не возражал против исключения Департамента образования и молодежной политики Владимирской области из числа лиц, участвующих в деле.

Определением суда от 27.12.2022, занесенным в протокол судебного заседания, Департамент образования и молодежной политики Владимирской области исключен из числа лиц, участвующих в деле, поскольку при разрешении спора права и обязанности учреждения не затрагиваются.

Судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определено, что целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (пункт 1); дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика (пункт 6).

Согласно ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

В соответствии с п. 4 Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Пункт 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В силу п.2 ч.3 и п.1 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещения в соответствии с государственными и местными нормативными требования, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленными требованиями.

Таким образом, в силу закона на объектах жизнедеятельности, в том числе и школах должна быть размещена графическая информация об учреждении, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Судом установлено, что Кольчугинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения МБОУ «Завалинская основная школа» законодательства об образовании, защите прав инвалидов, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства в деятельности образовательной организации МБОУ «Завалинская основная школа», а именно при входе здание МБОУ «Завалинская основная школа» не обеспечено вывеской с названием организации, графиком работы, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

22.09.2022 по результатам проверки Кольчугинской межрайонной прокуратуры в адрес директора МБОУ «Завалинская основная школа» внесено представление с требованиями безотлагательно принять меры по устранению нарушения законодательства, рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, с предоставлением информации в Кольчугинскую межрайонную прокуратуру о результатах рассмотрения представления и принятых мерах (л.д. 12-14).

12.10.2022 в Кольчугинскую межрайонную прокуратуру директором МБОУ «Завалинская основная школа» Красных Л.М. направлена информация о результатах рассмотрения представления и принятых мерах, а именно, указано следующее: представление признано обоснованным, ответственной за соблюдение прав инвалидов ФИО1 вынесено предупреждение, приобретение (изготовление) вывески планируется в 2023 году (л.д. 15).

В соответствии с пунктами 1.1, 1.5 Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Завалинская основная школа» учреждение является унитарной некоммерческой организацией, учредителем и собственником учреждения является муниципальное образовании Кольчугинский район, функции и полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляет администрация Кольчугинского района, от имени которой действует Управление образования администрации Кольчугинского района (л.д. 16-29).

Основными видами деятельности учреждения являются: образование начальное общее; образование основное общее (п. 2.11 Устава).

Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления (л.д. 46). Собственником имущества учреждения является муниципальное образование Кольчугинский район.

Перечень имущества учреждения, передаваемого на праве оперативного управления, прилагается к Уставу МБОУ «Завалинская основная школа» (л.д. 54-55).

Отсутствие вывески с планом здания, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, на здании МБОУ «Завалинская основная школа» нарушает права и законные интересы неограниченного круга лиц на информирование, не только посещающих образовательное учреждение, но и имеющих право посещения, круг которых установить невозможно. Неисполнение вышеуказанных требований законодательства влечет за собой нарушение гарантированного конституцией права на образование, на общедоступность образования в муниципальных образовательных учреждениях, в том числе детей и их родителей, других граждан, являющихся инвалидами, а также имеющих отклонение по зрению, препятствует надлежащей реализации государственной политики в сфере образования.

МБОУ «Завалинская основная школа» должно в силу имеющихся полномочий и средств создавать условия для доступности образовательных услуг инвалидам, несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья, в частности выполнить обязанности по установке вывески с планом здания, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Согласно п.п. 2.13-2.14 Устава, финансовое обеспечение выполнения муниципального задания школой осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования Кольчугинский район. Помимо субсидий на финансовое обеспечение муниципального задания школе могут предоставляться субсидии на иные цели.

Соответственно, финансирование расходов на содержание здания МБОУ «Завалинская основная школа», в том числе оборудование здания учреждения вывеской с планом здания, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, относится к полномочиям учредителя и собственника имущества - администрации Кольчугинского района.

Указанные нарушения ведут к ограничению слабовидящих граждан, в том числе несовершеннолетних на получение информации о здании, его помещениях и беспрепятственный доступ к предоставляемым учреждением услугам.

Таким образом, факт нарушения требований законодательства об обеспечении социальных прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями нашел свое подтверждение.

Анализируя представленные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Кольчугинского межрайонного прокурора о возложении обязанности на администрацию Кольчугинского района Владимирской области обеспечить финансирование МБОУ «Завалинская основная школа» для оборудования здания образовательного учреждения по адресу: Владимирская область, Кольчугинский район, с. Завалино, д. 31, вывеской с планом здания организации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, и возложении обязанности на МБОУ «Завалинская основная школа» оборудовать здание учреждения по адресу: Владимирская область, Кольчугинский район, с. Завалино, д. 31, вывеской с планом здания организации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Кроме того, суд учитывает, что согласно Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006, подписанной Российской Федерацией 24.09.2008, ратифицированной 03.05.2012, о принятии надлежащих мер по обеспечению инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению в Российской Федерации действует программа, утвержденная постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», согласно которой оказывается поддержка субъектам Российской Федерации в виде выделения субсидий на обеспечение целей, указанных в ней. Во Владимирской области данная Программа реализуется в соответствии с постановлением администрации Владимирской области от 26.02.2019 № 127 «О реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда». Источником финансового обеспечения постановления администрации Владимирской области от 26.02.2019 № 127 «О реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» является субсидия из областного бюджета бюджетам органов местного самоуправления на софинансирование расходов на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Департамент доводит до органов местного самоуправления финансовые средства в виде субсидий, а органы местного самоуправления и образовательные учреждения самостоятельно определяют объем финансовых средств и выполняемых работ.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

С учетом обстоятельств дела, значимости разрешенного судом вопроса, суд считает разумным установить срок выполнения требования: администрацией Кольчугинского района Владимирской области в части обеспечения финансирования МБОУ «Завалинская основная школа» для оборудования здания учреждения вывеской с планом здания организации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне - в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, МБОУ «Завалинская основная школа» в части оборудования здания учреждения вывеской с планом здания организации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне - в течение двух месяцев со дня выделения денежных средств на указанные цели.

Данный срок является разумным, необходимым и достаточным для исполнения решения суда. Более длительный срок исполнения решения суда приведет к нарушению прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в сфере образования, а также будет необоснованно ущемлять интересы других лиц, в пользу которых подан иск.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Кольчугинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию Кольчугинского района Владимирской области (ИНН 3306006439) обеспечить финансирование Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Завалинская основная школа» для оборудования здания учреждения по адресу: Владимирская область, Кольчугинский район, с. Завалино, д. 31, вывеской с планом здания организации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Завалинская основная школа» (ИНН 3318004073) оборудовать здание учреждения по адресу: Владимирская область, Кольчугинский район, с. Завалино, д. 31, вывеской с планом здания организации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в течение двух месяцев со дня выделения денежных средств на указанные цели.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Кольчугинский городской суд в течение месяца.

Председательствующий                                    Е.И. Орехова

Дело № 2-1001/2022

УИД 33RS0012-01-2022-002273-63

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

          27 декабря 2022 года                                                     г. Кольчугино

Кольчугинский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Ореховой Е.И., при секретаре Смирновой В.С., с участием представителя истца по доверенности от 31.10.2022 №9-01-2022 помощника прокурора Деревенцевой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кольчугинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Завалинская основная школа», администрации Кольчугинского района Владимирской области о возложении обязанности,

установил:

Кольчугинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ «Завалинская основная школа», администрации Кольчугинского района Владимирской области о возложении обязанности.

В обоснование иска указано, что Кольчугинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об образовании, защите прав инвалидов, несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства в деятельности МБОУ «Завалинская основная школа», а именно, при входе здание МБОУ «Завалинская основная школа» не обеспечено вывеской с планом здания, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. По результатам проверки 22.09.2022 заместителем межрайонного прокурора в адрес директора МБОУ «Завалинская основная школа» внесено представление с требованиями безотлагательно принять меры по устранению нарушения законодательства, с предоставлением информации в межрайонную прокуратуру о результатах рассмотрения представления и принятых мерах. 12.10.2022 в межрайонную прокуратуру директором учреждения направлена информация о том, что безотлагательно принять исчерпывающие меры по устранению нарушений не представляется возможным ввиду недостаточности финансирования. Финансирование расходов на содержание здания МБОУ «Завалинская основная школа», в том числе оборудования здания учреждения вывеской с планом здания, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, относится к полномочиям учредителя и собственника имущества - администрации Кольчугинского района. Неисполнение вышеуказанных требований законодательства влечет за собой нарушение гарантированного конституцией права на образование, общедоступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях, в том числе детей и их родителей, других граждан, являющихся инвалидами, а также имеющих отклонение по зрению, препятствует надлежащей реализации государственной политики в сфере образования.

Просит суд обязать администрацию Кольчугинского района Владимирской области обеспечить финансирование МБОУ «Завалинская основная школа» для оборудования здания образовательного учреждения по адресу: Владимирская область, Кольчугинский район, с. Завалино, д. 31, вывеской с планом здания организации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обязать МБОУ «Завалинская основная школа» оборудовать здание учреждения по адресу: Владимирская область, Кольчугинский район, с. Завалино, д. 31, вывеской с планом здания организации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в течение одного месяца со дня выделения денежных средств на указанные цели.

В судебном заседании представитель истца Кольчугинского межрайонного прокурора по доверенности Деревенцева А.С. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Указала, что срок исполнения решения суда, который просит установить администрация Кольчугинского района - один год со дня вступления решения суда в законную силу, не является разумным, ничем не обоснован, приведет к нарушению прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в сфере образования; не возражала против установления срока исполнения решения суда для МБОУ «Завалинская основная школа» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика администрации Кольчугинского района, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве на иск администрация района просила в удовлетворении исковых требований в части сроков исполнения возлагаемых обязанностей отказать и определить иные сроки исполнения исковых требований для администрации Кольчугинского района в течение одного года со дня вступления решения в законную силу, для МБОУ «Завалинская основная школа» в течение двух месяцев со дня выделения денежных средств на указанные цели, указав, что бюджет муниципального образования Кольчугинский район на 2023 год утвержден. Расходы на реализацию муниципальных полномочий по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений запланированы в объеме средств на оплату коммунальных услуг и проведение ремонтных работ. Перераспределение средств, запланированных в настоящее время на проведение текущих ремонтов, может повлечь негативные последствия, а именно невыполнение части запланированных ремонтных работ в образовательном учреждении, вследствие чего они могут быть не приняты к началу учебного года (л.д. 38-40).

Представитель ответчика МБОУ «Завалинская основная школа», извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 36, 37).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления образования администрации Кольчугинского района о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента образования и молодежной политики Владимирской области о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил провести судебное заседание в его отсутствие. В письменном отзыве указал, что полномочия по созданию условий доступной среды в муниципальных образовательных организациях принадлежат органу местного самоуправления. В целях реализации положений Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006, подписанной Российской Федерацией в 2008 году, ратифицированной в 2012 году, о принятии надлежащих мер по обеспечению инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению в Российской Федерации действует программа, утвержденная постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», согласно которой оказывается поддержка субъектам Российской Федерации в виде выделения субсидий на обеспечение целей, указанных в ней. Во Владимирской области Программа реализуется в соответствии с постановлением администрации Владимирской области от 26.02.2019 № 127 «О реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда». Источником финансового обеспечения постановления от 26.02.2019 является субсидия из областного бюджета бюджетам органов местного самоуправления на софинансирование расходов на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Департамент доводит до органов местного самоуправления финансовые средства в виде субсидий, а органы местного самоуправления и образовательные учреждения самостоятельно определяют объем финансовых средств и выполняемых работ. Таким образом, при разрешении спора права и обязанности Департамента не затрагиваются, решение по данному делу не может повлиять на права и обязанности Департамента. Просил исключить Департамент образования и молодежной политики Владимирской области из числа лиц, участвующих в деле (л.д. 43-44).

Судом поставлен на обсуждение вопрос об исключении из числа лиц, участвующих в деле, Департамента образования и молодежной политики Владимирской области.

Представитель истца не возражал против исключения Департамента образования и молодежной политики Владимирской области из числа лиц, участвующих в деле.

Определением суда от 27.12.2022, занесенным в протокол судебного заседания, Департамент образования и молодежной политики Владимирской области исключен из числа лиц, участвующих в деле, поскольку при разрешении спора права и обязанности учреждения не затрагиваются.

Судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определено, что целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (пункт 1); дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика (пункт 6).

Согласно ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

В соответствии с п. 4 Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Пункт 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В силу п.2 ч.3 и п.1 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещения в соответствии с государственными и местными нормативными требования, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленными требованиями.

Таким образом, в силу закона на объектах жизнедеятельности, в том числе и школах должна быть размещена графическая информация об учреждении, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Судом установлено, что Кольчугинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения МБОУ «Завалинская основная школа» законодательства об образовании, защите прав инвалидов, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства в деятельности образовательной организации МБОУ «Завалинская основная школа», а именно при входе здание МБОУ «Завалинская основная школа» не обеспечено вывеской с названием организации, графиком работы, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

22.09.2022 по результатам проверки Кольчугинской межрайонной прокуратуры в адрес директора МБОУ «Завалинская основная школа» внесено представление с требованиями безотлагательно принять меры по устранению нарушения законодательства, рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, с предоставлением информации в Кольчугинскую межрайонную прокуратуру о результатах рассмотрения представления и принятых мерах (л.д. 12-14).

12.10.2022 в Кольчугинскую межрайонную прокуратуру директором МБОУ «Завалинская основная школа» Красных Л.М. направлена информация о результатах рассмотрения представления и принятых мерах, а именно, указано следующее: представление признано обоснованным, ответственной за соблюдение прав инвалидов ФИО1 вынесено предупреждение, приобретение (изготовление) вывески планируется в 2023 году (л.д. 15).

В соответствии с пунктами 1.1, 1.5 Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Завалинская основная школа» учреждение является унитарной некоммерческой организацией, учредителем и собственником учреждения является муниципальное образовании Кольчугинский район, функции и полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляет администрация Кольчугинского района, от имени которой действует Управление образования администрации Кольчугинского района (л.д. 16-29).

Основными видами деятельности учреждения являются: образование начальное общее; образование основное общее (п. 2.11 Устава).

Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления (л.д. 46). Собственником имущества учреждения является муниципальное образование Кольчугинский район.

Перечень имущества учреждения, передаваемого на праве оперативного управления, прилагается к Уставу МБОУ «Завалинская основная школа» (л.д. 54-55).

Отсутствие вывески с планом здания, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, на здании МБОУ «Завалинская основная школа» нарушает права и законные интересы неограниченного круга лиц на информирование, не только посещающих образовательное учреждение, но и имеющих право посещения, круг которых установить невозможно. Неисполнение вышеуказанных требований законодательства влечет за собой нарушение гарантированного конституцией права на образование, на общедоступность образования в муниципальных образовательных учреждениях, в том числе детей и их родителей, других граждан, являющихся инвалидами, а также имеющих отклонение по зрению, препятствует надлежащей реализации государственной политики в сфере образования.

МБОУ «Завалинская основная школа» должно в силу имеющихся полномочий и средств создавать условия для доступности образовательных услуг инвалидам, несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья, в частности выполнить обязанности по установке вывески с планом здания, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Согласно п.п. 2.13-2.14 Устава, финансовое обеспечение выполнения муниципального задания школой осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования Кольчугинский район. Помимо субсидий на финансовое обеспечение муниципального задания школе могут предоставляться субсидии на иные цели.

Соответственно, финансирование расходов на содержание здания МБОУ «Завалинская основная школа», в том числе оборудование здания учреждения вывеской с планом здания, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, относится к полномочиям учредителя и собственника имущества - администрации Кольчугинского района.

Указанные нарушения ведут к ограничению слабовидящих граждан, в том числе несовершеннолетних на получение информации о здании, его помещениях и беспрепятственный доступ к предоставляемым учреждением услугам.

Таким образом, факт нарушения требований законодательства об обеспечении социальных прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями нашел свое подтверждение.

Анализируя представленные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Кольчугинского межрайонного прокурора о возложении обязанности на администрацию Кольчугинского района Владимирской области обеспечить финансирование МБОУ «Завалинская основная школа» для оборудования здания образовательного учреждения по адресу: Владимирская область, Кольчугинский район, с. Завалино, д. 31, вывеской с планом здания организации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, и возложении обязанности на МБОУ «Завалинская основная школа» оборудовать здание учреждения по адресу: Владимирская область, Кольчугинский район, с. Завалино, д. 31, вывеской с планом здания организации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Кроме того, суд учитывает, что согласно Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006, подписанной Российской Федерацией 24.09.2008, ратифицированной 03.05.2012, о принятии надлежащих мер по обеспечению инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению в Российской Федерации действует программа, утвержденная постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», согласно которой оказывается поддержка субъектам Российской Федерации в виде выделения субсидий на обеспечение целей, указанных в ней. Во Владимирской области данная Программа реализуется в соответствии с постановлением администрации Владимирской области от 26.02.2019 № 127 «О реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда». Источником финансового обеспечения постановления администрации Владимирской области от 26.02.2019 № 127 «О реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» является субсидия из областного бюджета бюджетам органов местного самоуправления на софинансирование расходов на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Департамент доводит до органов местного самоуправления финансовые средства в виде субсидий, а органы местного самоуправления и образовательные учреждения самостоятельно определяют объем финансовых средств и выполняемых работ.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

С учетом обстоятельств дела, значимости разрешенного судом вопроса, суд считает разумным установить срок выполнения требования: администрацией Кольчугинского района Владимирской области в части обеспечения финансирования МБОУ «Завалинская основная школа» для оборудования здания учреждения вывеской с планом здания организации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне - в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, МБОУ «Завалинская основная школа» в части оборудования здания учреждения вывеской с планом здания организации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне - в течение двух месяцев со дня выделения денежных средств на указанные цели.

Данный срок является разумным, необходимым и достаточным для исполнения решения суда. Более длительный срок исполнения решения суда приведет к нарушению прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в сфере образования, а также будет необоснованно ущемлять интересы других лиц, в пользу которых подан иск.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Кольчугинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию Кольчугинского района Владимирской области (ИНН 3306006439) обеспечить финансирование Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Завалинская основная школа» для оборудования здания учреждения по адресу: Владимирская область, Кольчугинский район, с. Завалино, д. 31, вывеской с планом здания организации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Завалинская основная школа» (ИНН 3318004073) оборудовать здание учреждения по адресу: Владимирская область, Кольчугинский район, с. Завалино, д. 31, вывеской с планом здания организации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в течение двух месяцев со дня выделения денежных средств на указанные цели.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Кольчугинский городской суд в течение месяца.

Председательствующий                                    Е.И. Орехова

Дело № 2-1001/2022

УИД 33RS0012-01-2022-002273-63

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

          27 декабря 2022 года                                                     г. Кольчугино

Кольчугинский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Ореховой Е.И., при секретаре Смирновой В.С., с участием представителя истца по доверенности от 31.10.2022 №9-01-2022 помощника прокурора Деревенцевой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кольчугинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Завалинская основная школа», администрации Кольчугинского района Владимирской области о возложении обязанности,

установил:

Кольчугинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ «Завалинская основная школа», администрации Кольчугинского района Владимирской области о возложении обязанности.

В обоснование иска указано, что Кольчугинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об образовании, защите прав инвалидов, несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства в деятельности МБОУ «Завалинская основная школа», а именно, при входе здание МБОУ «Завалинская основная школа» не обеспечено вывеской с планом здания, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. По результатам проверки 22.09.2022 заместителем межрайонного прокурора в адрес директора МБОУ «Завалинская основная школа» внесено представление с требованиями безотлагательно принять меры по устранению нарушения законодательства, с предоставлением информации в межрайонную прокуратуру о результатах рассмотрения представления и принятых мерах. 12.10.2022 в межрайонную прокуратуру директором учреждения направлена информация о том, что безотлагательно принять исчерпывающие меры по устранению нарушений не представляется возможным ввиду недостаточности финансирования. Финансирование расходов на содержание здания МБОУ «Завалинская основная школа», в том числе оборудования здания учреждения вывеской с планом здания, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, относится к полномочиям учредителя и собственника имущества - администрации Кольчугинского района. Неисполнение вышеуказанных требований законодательства влечет за собой нарушение гарантированного конституцией права на образование, общедоступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях, в том числе детей и их родителей, других граждан, являющихся инвалидами, а также имеющих отклонение по зрению, препятствует надлежащей реализации государственной политики в сфере образования.

Просит суд обязать администрацию Кольчугинского района Владимирской области обеспечить финансирование МБОУ «Завалинская основная школа» для оборудования здания образовательного учреждения по адресу: Владимирская область, Кольчугинский район, с. Завалино, д. 31, вывеской с планом здания организации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обязать МБОУ «Завалинская основная школа» оборудовать здание учреждения по адресу: Владимирская область, Кольчугинский район, с. Завалино, д. 31, вывеской с планом здания организации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в течение одного месяца со дня выделения денежных средств на указанные цели.

В судебном заседании представитель истца Кольчугинского межрайонного прокурора по доверенности Деревенцева А.С. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Указала, что срок исполнения решения суда, который просит установить администрация Кольчугинского района - один год со дня вступления решения суда в законную силу, не является разумным, ничем не обоснован, приведет к нарушению прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в сфере образования; не возражала против установления срока исполнения решения суда для МБОУ «Завалинская основная школа» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика администрации Кольчугинского района, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве на иск администрация района просила в удовлетворении исковых требований в части сроков исполнения возлагаемых обязанностей отказать и определить иные сроки исполнения исковых требований для администрации Кольчугинского района в течение одного года со дня вступления решения в законную силу, для МБОУ «Завалинская основная школа» в течение двух месяцев со дня выделения денежных средств на указанные цели, указав, что бюджет муниципального образования Кольчугинский район на 2023 год утвержден. Расходы на реализацию муниципальных полномочий по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений запланированы в объеме средств на оплату коммунальных услуг и проведение ремонтных работ. Перераспределение средств, запланированных в настоящее время на проведение текущих ремонтов, может повлечь негативные последствия, а именно невыполнение части запланированных ремонтных работ в образовательном учреждении, вследствие чего они могут быть не приняты к началу учебного года (л.д. 38-40).

Представитель ответчика МБОУ «Завалинская основная школа», извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 36, 37).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления образования администрации Кольчугинского района о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента образования и молодежной политики Владимирской области о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил провести судебное заседание в его отсутствие. В письменном отзыве указал, что полномочия по созданию условий доступной среды в муниципальных образовательных организациях принадлежат органу местного самоуправления. В целях реализации положений Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006, подписанной Российской Федерацией в 2008 году, ратифицированной в 2012 году, о принятии надлежащих мер по обеспечению инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению в Российской Федерации действует программа, утвержденная постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», согласно которой оказывается поддержка субъектам Российской Федерации в виде выделения субсидий на обеспечение целей, указанных в ней. Во Владимирской области Программа реализуется в соответствии с постановлением администрации Владимирской области от 26.02.2019 № 127 «О реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда». Источником финансового обеспечения постановления от 26.02.2019 является субсидия из областного бюджета бюджетам органов местного самоуправления на софинансирование расходов на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Департамент доводит до органов местного самоуправления финансовые средства в виде субсидий, а органы местного самоуправления и образовательные учреждения самостоятельно определяют объем финансовых средств и выполняемых работ. Таким образом, при разрешении спора права и обязанности Департамента не затрагиваются, решение по данному делу не может повлиять на права и обязанности Департамента. Просил исключить Департамент образования и молодежной политики Владимирской области из числа лиц, участвующих в деле (л.д. 43-44).

Судом поставлен на обсуждение вопрос об исключении из числа лиц, участвующих в деле, Департамента образования и молодежной политики Владимирской области.

Представитель истца не возражал против исключения Департамента образования и молодежной политики Владимирской области из числа лиц, участвующих в деле.

Определением суда от 27.12.2022, занесенным в протокол судебного заседания, Департамент образования и молодежной политики Владимирской области исключен из числа лиц, участвующих в деле, поскольку при разрешении спора права и обязанности учреждения не затрагиваются.

Судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определено, что целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (пункт 1); дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика (пункт 6).

Согласно ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

В соответствии с п. 4 Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Пункт 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В силу п.2 ч.3 и п.1 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещения в соответствии с государственными и местными нормативными требования, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленными требованиями.

Таким образом, в силу закона на объектах жизнедеятельности, в том числе и школах должна быть размещена графическая информация об учреждении, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Судом установлено, что Кольчугинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения МБОУ «Завалинская основная школа» законодательства об образовании, защите прав инвалидов, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства в деятельности образовательной организации МБОУ «Завалинская основная школа», а именно при входе здание МБОУ «Завалинская основная школа» не обеспечено вывеской с названием организации, графиком работы, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

22.09.2022 по результатам проверки Кольчугинской межрайонной прокуратуры в адрес директора МБОУ «Завалинская основная школа» внесено представление с требованиями безотлагательно принять меры по устранению нарушения законодательства, рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, с предоставлением информации в Кольчугинскую межрайонную прокуратуру о результатах рассмотрения представления и принятых мерах (л.д. 12-14).

12.10.2022 в Кольчугинскую межрайонную прокуратуру директором МБОУ «Завалинская основная школа» Красных Л.М. направлена информация о результатах рассмотрения представления и принятых мерах, а именно, указано следующее: представление признано обоснованным, ответственной за соблюдение прав инвалидов ФИО1 вынесено предупреждение, приобретение (изготовление) вывески планируется в 2023 году (л.д. 15).

В соответствии с пунктами 1.1, 1.5 Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Завалинская основная школа» учреждение является унитарной некоммерческой организацией, учредителем и собственником учреждения является муниципальное образовании Кольчугинский район, функции и полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляет администрация Кольчугинского района, от имени которой действует Управление образования администрации Кольчугинского района (л.д. 16-29).

Основными видами деятельности учреждения являются: образование начальное общее; образование основное общее (п. 2.11 Устава).

Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления (л.д. 46). Собственником имущества учреждения является муниципальное образование Кольчугинский район.

Перечень имущества учреждения, передаваемого на праве оперативного управления, прилагается к Уставу МБОУ «Завалинская основная школа» (л.д. 54-55).

Отсутствие вывески с планом здания, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, на здании МБОУ «Завалинская основная школа» нарушает права и законные интересы неограниченного круга лиц на информирование, не только посещающих образовательное учреждение, но и имеющих право посещения, круг которых установить невозможно. Неисполнение вышеуказанных требований законодательства влечет за собой нарушение гарантированного конституцией права на образование, на общедоступность образования в муниципальных образовательных учреждениях, в том числе детей и их родителей, других граждан, являющихся инвалидами, а также имеющих отклонение по зрению, препятствует надлежащей реализации государственной политики в сфере образования.

МБОУ «Завалинская основная школа» должно в силу имеющихся полномочий и средств создавать условия для доступности образовательных услуг инвалидам, несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья, в частности выполнить обязанности по установке вывески с планом здания, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Согласно п.п. 2.13-2.14 Устава, финансовое обеспечение выполнения муниципального задания школой осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования Кольчугинский район. Помимо субсидий на финансовое обеспечение муниципального задания школе могут предоставляться субсидии на иные цели.

Соответственно, финансирование расходов на содержание здания МБОУ «Завалинская основная школа», в том числе оборудование здания учреждения вывеской с планом здания, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, относится к полномочиям учредителя и собственника имущества - администрации Кольчугинского района.

Указанные нарушения ведут к ограничению слабовидящих граждан, в том числе несовершеннолетних на получение информации о здании, его помещениях и беспрепятственный доступ к предоставляемым учреждением услугам.

Таким образом, факт нарушения требований законодательства об обеспечении социальных прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями нашел свое подтверждение.

Анализируя представленные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Кольчугинского межрайонного прокурора о возложении обязанности на администрацию Кольчугинского района Владимирской области обеспечить финансирование МБОУ «Завалинская основная школа» для оборудования здания образовательного учреждения по адресу: Владимирская область, Кольчугинский район, с. Завалино, д. 31, вывеской с планом здания организации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, и возложении обязанности на МБОУ «Завалинская основная школа» оборудовать здание учреждения по адресу: Владимирская область, Кольчугинский район, с. Завалино, д. 31, вывеской с планом здания организации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Кроме того, суд учитывает, что согласно Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006, подписанной Российской Федерацией 24.09.2008, ратифицированной 03.05.2012, о принятии надлежащих мер по обеспечению инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению в Российской Федерации действует программа, утвержденная постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», согласно которой оказывается поддержка субъектам Российской Федерации в виде выделения субсидий на обеспечение целей, указанных в ней. Во Владимирской области данная Программа реализуется в соответствии с постановлением администрации Владимирской области от 26.02.2019 № 127 «О реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда». Источником финансового обеспечения постановления администрации Владимирской области от 26.02.2019 № 127 «О реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» является субсидия из областного бюджета бюджетам органов местного самоуправления на софинансирование расходов на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Департамент доводит до органов местного самоуправления финансовые средства в виде субсидий, а органы местного самоуправления и образовательные учреждения самостоятельно определяют объем финансовых средств и выполняемых работ.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

С учетом обстоятельств дела, значимости разрешенного судом вопроса, суд считает разумным установить срок выполнения требования: администрацией Кольчугинского района Владимирской области в части обеспечения финансирования МБОУ «Завалинская основная школа» для оборудования здания учреждения вывеской с планом здания организации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне - в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, МБОУ «Завалинская основная школа» в части оборудования здания учреждения вывеской с планом здания организации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне - в течение двух месяцев со дня выделения денежных средств на указанные цели.

Данный срок является разумным, необходимым и достаточным для исполнения решения суда. Более длительный срок исполнения решения суда приведет к нарушению прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в сфере образования, а также будет необоснованно ущемлять интересы других лиц, в пользу которых подан иск.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Кольчугинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию Кольчугинского района Владимирской области (ИНН 3306006439) обеспечить финансирование Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Завалинская основная школа» для оборудования здания учреждения по адресу: Владимирская область, Кольчугинский район, с. Завалино, д. 31, вывеской с планом здания организации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Завалинская основная школа» (ИНН 3318004073) оборудовать здание учреждения по адресу: Владимирская область, Кольчугинский район, с. Завалино, д. 31, вывеской с планом здания организации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в течение двух месяцев со дня выделения денежных средств на указанные цели.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Кольчугинский городской суд в течение месяца.

Председательствующий                                    Е.И. Орехова

2-1001/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Кольчугинский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация Кольчугинского района Владимирской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Завалинская основная школа"
Другие
Департамент образования Владимирской области
Управление образования Администрации Кольчугинского района
Суд
Кольчугинский городской суд Владимирской области
Судья
Орехова Е.И.
Дело на странице суда
kolchuginsky.wld.sudrf.ru
05.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.12.2022Передача материалов судье
08.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.12.2022Судебное заседание
27.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее