Решение по делу № 2-3862/2019 от 19.06.2019

№<№ обезличен>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рі. РҐРёРјРєРё                                  11 сентября 2019 РіРѕРґР°

Химкинский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи С.В. Молчанова, при секретаре ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, ФИО4, ФИО1 к Администрации г.о. Химки МО, Управлению Росреестра по МО, МЖП МО о признании образования земельного участка незаконным, признании договора недействительным, по иску МОБО «ОЗПП и ООС «Принципъ» к МЖП МО о признании разрешения на строительство незаконным, по иску ФИО2 к МЖП МО и Администрации г.о. Химки МО о признании незаконными решения о прекращении действия разрешения на размещение и решения о прекращении действия разрешения на строительство,

руководствуясь ст. ст. 198, 199 ГПК РФ,

решил:

требования ФИО3, ФИО4, ФИО1 к Администрации г.о. Химки МО, Управлению Росреестра по МО, МЖП МО о признании образования земельного участка незаконным, снятии участка с кадастрового учета, признании договоров недействительным оставить без удовлетворения.

Требования МОБО «ОЗПП и ООС «Принципъ» к МЖП МО о признании разрешения на строительство незаконным оставить без удовлетворения.

Признать распоряжение МЖП МО от <дата> № Р-35/12 о прекращении действия разрешения на строительство от <дата> № RU<№ обезличен> незаконным.

Признать уведомление Администрации г.о. Химки МО от <дата> <№ обезличен>исх-7812о прекращении действия разрешения на размещение объекта от <дата> №№ РЗ-120, 121 незаконным.

Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Химкинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

РЎСѓРґСЊСЏ    РЎ.Р’. Молчанов

№<№ обезличен>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рі. РҐРёРјРєРё                                  <дата>

Химкинский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи С.В. Молчанова, при секретаре ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, ФИО4, ФИО1 к Администрации г.о. Химки МО, Управлению Росреестра по МО, МЖП МО о признании образования земельного участка незаконным, признании договора недействительным, по иску МОБО «ОЗПП и ООС «Принципъ» к МЖП МО о признании разрешения на строительство незаконным, по иску ФИО2 к МЖП МО и Администрации г.о. Химки МО о признании незаконными решения о прекращении действия разрешения на размещение и решения о прекращении действия разрешения на строительство,

установил:

истцы обратились в суд с настоящим иском, в обоснование которого указали на то, что являются собственниками квартир в многоквартирном доме в г. Химки, в непосредственной близости от их дома осуществлено незаконное образование земельного участка, в нарушение установленной процедуры, чем нарушены их права и законные интересы, в связи с чем просили о признании незаконным образования спорного земельного участка, снятии его с учета, и признании недействительными договора аренды данного участка, заключенного Администрацией г.о. Химки МО с арендатором и договора уступки прав аренды спорного участка в пользу застройщика, а также прекращении действия разрешения на строительство, выданного в отношении объекта, возводимого на спорном участке.

МОБО «ОЗПП и ООС «Принципъ» обратилось в суд с иском к МЖП МО о признании разрешения на строительство, выданного в отношении объекта, возведение которого планировалось на спорном участке, незаконным, в обоснование которого указано на то, что выдача спорного разрешения является неправомерной, ввиду того, что спорный участок отнесен к зоне с особыми условиями использования территории, на нем планируется к возведению линия метрополитена, а также, что спорный участок расположен на озелененной территории.

Кроме того, застройщик ФИО2 обратилась в суд с требованиями к МЖП МО и Администрации г.о. Химки МО о признании незаконными решения о прекращении действия разрешения на размещение и решения о прекращении действия разрешения на строительство, указав на то, что в период рассмотрения спора ей стало известно о безосновательном издании ответчиками распоряжений, в силу которых прекращены действие разрешения на строительство и разрешения на размещение объектов благоустройства, в том числе, парковочных мест, размещение которых было запланировано. Указанные акты вынесены ответчиками не только в отсутствие оснований, но и Администрацией г.о. Химки МО в отсутствие полномочий.

Указанные требования объединены в одно производство в порядке, установленном Гражданским процессуальным законодательством.

Истцы, представитель истцов в суд явились, иск поддержали, требования ФИО2 не признали.

Представитель МЖП МО первоначальные требования о признании образования земельного участка незаконным, признании договоров недействительными и прекращении действия разрешения на строительство, а равно и требования о признании разрешения на строительство незаконным не признал, в отношении требований о признании незаконным распоряжении прекращении разрешения строительство указал, что прекращение его действия было осуществлено неправомерно, на рассмотрении находится вопрос о признании спорного распоряжения незаконным и его отзыве, требования к Администрации г.о. Химки МО оставил на усмотрение суда.

Представитель Администрации г.о. Химки МО оставил разрешение спорных требований на усмотрение суда, в иске к Администрации - отказать.

ФИО2 и ее представитель просили в удовлетворении всех требований отказать, на своих требованиях настаивала. Также указала, что в отношении требований о признании образования участка незаконными истцами пропущен срок исковой давности.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав имеющиеся в распоряжении суда материалы, приходит к следующему.

Статья 12 ГПК Российской Федерации, конкретизируя статью 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, предусматривает, что правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и при этом предписывает суду осуществлять руководство процессом, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, создавать условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

Присущий гражданскому судопроизводству принцип диспозитивности означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, которые имеют возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом.

Таким образом, в случае непредставления участвующим в деле лицом доказательств в подтверждение или опровержение обстоятельств, имеющих значение для дела, необращения к суду за помощью в их истребовании, указанные лица несут риск неблагоприятных последствий отказа от реализации предоставленных им процессуальных возможностей. При этом суд не может самостоятельно восполнить недостаток доказательств, не представленных участником процесса на необходимость представления которых суд указывал данным лицам, если это не создает угрозу принятия судебного акта в нарушение закона, подлежащего применению, или прав и свобод не участвующих в деле лиц.

В соответствии с п. п. 2, 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Согласно п. п. 1, 1.1 ст. 36 Земельного Кодекса РФ граждане, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.

В силу п. 2 ст. 36 Земельного кодекса РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

Понятие многоквартирного жилого дома закреплено в п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от <дата> N 47.

Так, в названном пункте Положения указано, что многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на прилегающий к жилому дому земельный участок, либо в помещения общего пользования. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ <№ обезличен>, Пленума ВАС РФ <№ обезличен> от 29.04.2010г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.

На основании ст. 16 Федеральный закон от <дата> № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с положениями 7 и 8 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

Согласно ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: самовольного занятия земельного участка, в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

Государственный кадастровый учет земельных участков в соответствии с положениями Федерального закона от <дата> № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценку. Земельный участок в соответствующих границах начинает свое существование в качестве объекта государственного кадастрового учета в установленных межеванием границах с даты внесения соответствующей записи в государственный кадастр недвижимости.

В силу ст. 16 вышеуказанного Федерального закона, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7 - 21 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости. Кадастровый учет осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов. Также в п. 4 ст. 16 указанного Закона о кадастре недвижимости регламентировано, что никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, от собственника, поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.

Судом установлено, что истцы ФИО3, ФИО1, ФИО4 являются собственниками квартир <№ обезличен>, 14 и 53 многоквартирном <адрес> по адресу: МО, г. Химки, Юбилейный пр-т. Указанный дом расположен на участке, который в установленном законом порядке не сформирован. В орган местного самоуправления - Администрацию г.о. Химки ни истцы, ни иные жители дома в установленном законом порядке с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, не обращались.

<дата> между Администрацией г.о. Химки МО и ФИО7 заключен договор аренды спорного земельного участка кад. <№ обезличен>, по адресу: МО, г.о. Химки, Юбилейный пр-т., у <адрес>, кат. земель «земли населенных пунктов», ВРИ «обслуживание жилой застройки», участок предоставлен для использования в соответствии с целевым назначением земельного участка.

<дата> в силу договора между прежним арендатором и ФИО2 последней передано право аренды спорного участка.

<дата> прежний арендатор направила Администрации г.о. Химки уведомление о передаче права аренды по договору аренды ФИО2 Возражений от арендодателя относительно заключения договора аренды, а также договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды с марта 2017 года по настоящее время не поступило. Указанный договор не расторгнут, в судебном порядке не оспаривался, заключен на срок до <дата>.

Таким образом, ФИО2 является законным арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010111:1904 на основании договора аренды земельного участка от <дата> № ФА-06 с учетом договора от <дата> <№ обезличен> о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № ФА-06 от <дата>.

На основании ч. 1 ст. 209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику.

Порядок формирования земельного участка под многоквартирным домом прописан в письме Минэкономразвития РФ от <дата>г. № <адрес> «О разъяснении порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом».

Согласно письму Минэкономразвития от <дата> № <адрес> соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от <дата> № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса.

В целях определения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должна осуществляться разработка проекта планировки территории, проекта межевания территории.

Таким образом, поскольку истцы не реализовали свое право на формирование земельного участка под многоквартирным домом для его оформления в общую долевую собственность обратившись с заявлением о формировании земельных участков, на которых расположен многоквартирный дом в Администрацию г.о. Химки Московской области, ставить вопрос о том, что формированием спорного земельного участка нарушены их права и законные интересы они не вправе.

Не представлено, кроме того, со стороны истцов достоверных доказательств, в силу которых можно было бы сделать вывод о том, что формированием спорного участка нарушены их права и законные интересы.

Более того, земельный участок был образован и поставлен на кадастровый учет <дата>.

Таким образом, у истцов была возможность знать об образовании земельного участка <дата>, тем не менее, в суд они обратились лишь <дата>, то есть по истечении срока исковой давности, на что указано ответчиком.

При этом, ссылка истцов на то, что их требования носят неимущественный характер и ввиду п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> <№ обезличен> «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» срок исковой давности ими не нарушен, несостоятельна, так как положение п.7 Постановления Пленума ВС <№ обезличен> и ст. 208 ГК РФ указывают на не применение срока исковой давности исключительно к личным неимущественным правам.

Более того, суд учитывает, что формирование земельного участка осуществлено правомерно.

Так, в силу ст. 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории (с учетом положений пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).

Спорный земельный участок сформирован в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка, доказательств иного суду не представлено.

Не состоятельно указание на формировании спорного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.

Так, РІ соответствии СЃ правилами присвоения, изменения Рё аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ <дата> Рё действовавших    РЅР° момент формирования СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ земельного участка, элемент планировочной структуры - Р·РѕРЅР° (массив), район (микрорайон, квартал), территории размещения садоводческих, огороднических Рё дачных некоммерческих объединений.РџСѓРЅРєС‚ 44 действовавших Правил устанавливает структуру адреса, включающую РІ себя следующую последовательность адресообразующих элементов, описанных идентифицирующими РёС… реквизитами:

а) наименование страны (Российская Федерация);

б) наименование субъекта Российской Федерации;

в) наименование муниципального района, городского округа или внутригородской территории (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации;

г) наименование городского или сельского поселения в составе муниципального района (для муниципального района) или внутригородского района городского округа;

д)наименование населенного пункта;

е)наименование элемента планировочной структуры;

ж)наименование элемента улично-дорожной сети;

з) номер земельного участка;

и) тип и номер здания, сооружения или объекта незавершенного строительства;

к) тип и номер помещения, расположенного в здании или сооружении.

Поскольку истицам принадлежат жилые помещения, расположенные в <адрес> по адресу: Московская область, г. Химки, Юбилейный проспект, содержание адреса не имеет элемента планировочной структуры.

Более того, проект межевания застроенной территории кадастрового квартала 50:10:0010111 утвержден распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от <дата> № П35/0015-18, то есть после формирования участка.

Р’ соответствии СЃ Рї.12 СЃС‚. 43 ГрК Р Р¤ РІ случае подготовки проекта межевания территории, расположенной РІ границах элемента или элементов планировочной структуры, утвержденных проектом планировки территории, РІ РІРёРґРµ отдельного документа общественные обсуждения или публичные слушания РЅРµ проводятся, Р·Р° исключением случая подготовки проекта межевания территории для установления, изменения, отмены красных линий РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ образованием Рё (или) изменением земельного участка,    РїСЂРё условии, что такие установление, изменение красных линий влекут Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ изменение границ территории общего пользования, Р° следовательно, для формирования СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ участка РёС… проведения РЅРµ требовалось.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание правомерность формирования земельного участка, и правомерность заключенных договоров аренды и уступки права, суд приходит к выводу об отказе в иске в части данных требований.

Также суд приходит к выводу об отсутствии оснований для прекращении действия спорного разрешения на строительства по мотиву неправомерности представленных для его выдачи документов.

Кроме того, не могут быть удовлетворены требования о возложении на Росреестр обязанности по снятию спорного участка с учета ввиду отсутствия оснований для признания его образования незаконным. Более того, данные требования не подлежат самостоятельному рассмотрению, поскольку Управление Росреестра по МО осуществляет регистрацию права в отношении объектов недвижимости в силу закона, но не в силу возложения на него соответствующей обязанности судом.

Судом также учитывается, что размещение на спорном участке торгово-бытового здания соответствует установленному виду разрешенного использования земельного участка «обслуживание жилой застройки», его размещение не нарушает права жителей, не требует установления санитарной зоны.

Разрешая требования о признании незаконным разрешения на строительство, суд исходит из следующего.

Так, в силу ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного ч. 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с ГрК РФ подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка; источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Частью 3 ст. 57.3. ГрК РФ предусмотрено, что ГПЗУ содержится информация, в том числе: о границах земельного участка и о кадастровом номере земельного участка (при его наличии), о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии); о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с ГрК РФ, иным федеральным законом, о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается.

Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области <дата> утвержден ГПЗУ спорного участка № RU50301000-MSK003711, в котором указаны границы зон, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства.

Так же в названном плане указано на частичное расположение земельного участка в зоне планируемого размещения линии Московского метрополитена и согласовании размещения объекта капитального строительства с ГУП «Московский метрополитен».

Согласно п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

На основании п. 1 ст. 41 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные ст. 40 ЗК РФ.

Решением совета депутатов городского округа Химки Московской области от <дата> <№ обезличен> утверждены правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Химки Московской области», в силу которых спорный участок расположен в территориальной зоне: 0-1 - Многофункциональная общественно-деловая зона, которая установлена для обеспечения условий размещения объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности, а также общественного использования объектов капитального строительства.

К основным видам разрешенного использования земельного участка, расположенного в территориальной зоне 0-1, в том числе относятся: объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы), рынки, магазины.

Спорное разрешение на строительство № RU<№ обезличен> выдано <дата> на строительство Торгово-бытового здания на спорном земельном участке, застройщиком представлено письмо ГУП «Московский метрополитен» от <дата> № ИД-26-6443/18 о согласовании строительства.

Таким образом, разрешение на строительство соответствует виду разрешенного использования земельного участка и ограничениями, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Более того, сведений об отнесении территории, на которой расположен спорный земельный участок, к зонам с особыми условиями использования территорий суду не представлено.

Также не является основанием для удовлетворения иска суждение о нарушении правил охраны окружающей среды в части защиты зеленых насаждений.

Так, ст. 61 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

Между тем, исходя из полномочий органов местного самоуправления, определенных в Федеральном законе от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», создание и охрана озелененных территорий городских поселений осуществляются в соответствии с генеральным планом поселения и правилами землепользования и застройки.

Согласно ПЗЗ от <дата> <№ обезличен> спорный земельный участок расположен в территориальной зоне 0-1 - Многофункциональная общественно-деловая зона и не входит в зоны озелененных и благоустроенных территорий, зеленого фонда, лесов, городских лесов, лесопарков, озеленения, рекреационную зону.

Кроме того, согласно Положению о защите зеленых насаждений и о порядке вырубки древесно-кустарниковой растительности на территории городского округа Химки Московской области от <дата> <№ обезличен>, утвержденном решением Совета депутатов городского округа Химки Московской области от <дата> <№ обезличен>, (п.2.1) вырубка зеленых насаждений при соблюдении требований настоящего положения может быть разрешена при реализации проекта, предусмотренного градостроительной документацией. Вырубка производится на основании порубочного билета (п.2.3). Оплата компенсационной стоимости за вырубку зеленых насаждений производится лицом, получающим порубочный билет, до его выдачи в размере, определенном в соответствии с методикой расчета платы за вырубку зеленых насаждений и исчисления размера вреда, причиненного их уничтожением, повреждением на территории г.о.Химки.

Указанные мероприятия проводятся органом местного самоуправления и застройщиком после выдачи разрешения на строительство, в связи с чем разрешение и исследование названных вопросов не связано с вопросом правомерности выдачи разрешения на строительство.

Кроме того, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, как установлено ст. 14 ГрК РФ, являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации; подготовка указанных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 11 ст. 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.

На основании п. 1 ч. 3 ст. 42 ГрК РФ красные линии отображаются на чертеже проекта планировки территории.

Статья 45 ГрК РФ предусматривает возможность последующего принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в случае, если проектом планировки территории предусматривается размещение на них объектов государственного или муниципального значения.

Согласно ч. 12.6 ст. 45 ГрК РФ решение об изъятии земельных участков, планируемых к размещению на них объектов государственного или регионального, местного назначения, может быть принято в течение шести лет с даты утверждения проекта планировки территории.

В силу частей 1, 3, 11 ст. 45 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который обеспечивает подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования субъектов РФ, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов.

Поскольку проект планировки территории для строительства московского метрополитена не утвержден (не утверждены красные линии), проект красных линий не является ограничением для использования земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования.

Таким образом, разрешение на строительство соответствует виду разрешенного использования земельного участка и ограничениями, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

При этом суд также учитывает, что доказательств нарушения прав и законных интересов кого-либо выдачей оспариваемого разрешения на строительство суду также не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска о признании разрешения на строительство незаконным.

Разрешая требования в части признания незаконными распоряжения МЖП МО о прекращении действия разрешения на строительство и разрешения на размещение, суд исходит из следующего.

Так, в рамках реализации проекта по строительству объекта на спорном участке, между застройщиком и Администрацией г.о. Химки МО <дата> заключено соглашение, предметом которого является реализация сторонами проекта по строительства торгово-бытового здания, площадью 821,32 кв. м и сопутствующей инженерной инфраструктуры, ориентировочный объем инвестиций в реализацию проекта составляет 15000000 руб. Строительство осуществляется на спорном земельном участке Ориентировочные сроки реализации <дата>. В силу соглашения застройщик в согласованный срок должен осуществить также проектирование и строительство на <адрес>, мкр. Фирсановка, г.о. Химки Московской области (напротив Георгиевской церкви) автомобильных парковочных мест в количестве 18 (восемнадцать) штук, 2 (два) из которых для автомобилей маломобильных групп населения, а также проектирование и строительство автомобильных парковочных мест в количестве 14 (Четырнадцать) штук, с разворотной площадкой, расположенных в непосредственной близости от объекта, для реализации соглашения застройщику выданы разрешения на размещение РЗ-120 и РЗ-121.

Уведомлением заместителя главы г.о. Химки от <дата> <№ обезличен>исх-7812 прекращено действие ранее выданных разрешений на размещение, в рамках которых планировалось осуществлять благоустройство, в том числе посредством размещения парковочных мест.

Причиной отзыва послужили мероприятия муниципального контроля, в рамках которых выявлен факт использования земельных участков не под выданное размещение элементов благоустройства территории, а под автомобильную стоянку.

Однако, п. 21 ст. 1 ГрК РФ, п. 1.2 ПДД установлено, что парковка является принадлежностью автомобильной дороги, подэстакадных или мостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений, создаётся как элемент их благоустройства и выполняет вспомогательную роль по организованной стоянке транспортных средств.

Автостоянка - это здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специально    РѕР±РѕСЂСѓРґРѕРІР°РЅРЅР°СЏ    РїР»РѕС‰Р°РґРєР°,    РїСЂРµРґРЅР°Р·РЅР°С‡РµРЅРЅС‹Рµ для хранения автомототранспортных средств (Рї. 2 Правил оказания услуг автостоянок, утверждённых постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ <дата>).

Разрешая спор в части требований о признании спорного уведомления незаконным, суд исходит из того, что со стороны Администрации г.о. Химки МО не только не представлено доказательств в обоснование правомерности уведомления, данных о проведенных мероприятиях муниципального контроля, ввиду чего суждения, изложенные в оспариваемом уведомлении не основаны не только на нормах действующего нормативно-правового регулирования, но и являются недостоверными, поскольку автостоянка на спорных участках не находится.

Более того, Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> <№ обезличен> установлено, что элементы благоустройства территории это, в том числе малые архитектурные формы, применяемые как составные части благоустройства территории.

В силу п. 7 ст. 45.1 Федерального закона от <дата> <№ обезличен>-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» благоустройство территории включает в себя, в том числе, размещение и содержание парковок (парковочных мест) и иных малых архитектурных форм, что соответствует вышеуказанному постановлению Правительства.

Более того, п. 2-3 ст. 9 Закона Московской области <№ обезличен> «О благоустройстве в Московской области» места для парковки автомобилей включены в площади благоустройства, подлежащие отражению в разрабатываемых проектах благоустройства.

Указанное также свидетельствует о неправомерности действий Администрации г.о. Химки МО при принятии решения о прекращении действия разрешений на размещение объектов.

Также, в соответствии с п. 21.1 ст. 51 ГрК РФ действие разрешения на строительство может быть прекращено на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае:

1)    РїСЂРёРЅСѓРґРёС‚ельного прекращения права собственности Рё иных прав РЅР° земельные участки, РІ том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных РЅСѓР¶Рґ;

1.1) поступления предписания уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о прекращении действия разрешения на строительство на основании несоответствия разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории;

2)    РѕС‚каза РѕС‚ права собственности Рё иных прав РЅР° земельные участки;

3)    СЂР°СЃС‚оржения РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды Рё иных РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ, РЅР° основании которых Сѓ граждан Рё юридических лиц возникли права РЅР° земельные участки;

4)    РїСЂРµРєСЂР°С‰РµРЅРёСЏ права пользования недрами, если разрешение РЅР° строительство выдано РЅР° строительство, реконструкцию объекта капитального строительства РЅР° земельном участке, предоставленном пользователю недр Рё необходимом для ведения работ, связанных СЃ пользованием недрами.

Так, распоряжением МЖП МО от <дата> № Р-35/12 прекращено действие спорного разрешения на строительство, основанием к которому послужило, в том числе, обращение Администрации г.о. Химки МО, копия которого в распоряжение суда не представлена.

Поскольку судом не только не установлено оснований для прекращения действия разрешения на строительство, но и признано незаконным уведомление Администрации г.о. Химки МО о прекращении действия разрешения на размещение, суд приходит к выводу о неправомерности оспариваемого распоряжения.

Кроме того, поскольку судом в судебном заседании был поставлен вопрос о добросовестности действий Администрации г.о. Химки МО при обсуждении правомерности оспариваемого уведомления, суд полагает необходимым указать следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

По смыслу названных законоположений, добросовестность при осуществлении гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей предполагает поведение, ожидаемое от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны.

Так, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> <№ обезличен> «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 ГК РФ), например, признает условие, которому недобросовестно воспрепятствовала или содействовала эта сторона соответственно наступившим или ненаступившим (пункт 3 статьи 157 ГК РФ); указывает, что заявление такой стороны о недействительности сделки не имеет правового значения (пункт 5 статьи 166 ГК РФ).

Суд полагает недобросовестным поведение Администрации г.о. Химки МО как стороны по договору аренды и допсоглашения к нему, поскольку действия арендодателя явно свидетельствуют не только о противоречивом непоследовательном поведении, но и явно свидетельствуют о попытках воспрепятствования достижению и реализации целей оспариваемого договора аренды и допсоглашения к нему.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 198, 199 ГПК РФ,

решил:

требования ФИО3, ФИО4, ФИО1 к Администрации г.о. Химки МО, Управлению Росреестра по МО, МЖП МО о признании образования земельного участка незаконным, снятии участка с кадастрового учета, признании договоров недействительным оставить без удовлетворения.

Требования МОБО «ОЗПП и ООС «Принципъ» к МЖП МО о признании разрешения на строительство незаконным оставить без удовлетворения.

Признать распоряжение МЖП МО от <дата> № Р-35/12 о прекращении действия разрешения на строительство от <дата> № RU<№ обезличен> незаконным.

Признать уведомление Администрации г.о. Химки МО от <дата> <№ обезличен>исх-7812о прекращении действия разрешения на размещение объекта от <дата> №№ РЗ-120, 121 незаконным.

Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Химкинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

РЎСѓРґСЊСЏ    РЎ.Р’. Молчанов

2-3862/2019

Категория:
Гражданские
Другие
Емельянова Е.В.
Министерство жилищной политики МО
Викулина Р.Н.
Панчишная М.А.
Администрация г.о.Химки МО
Воробьева А.Н.
УФСГРКиК по МО
Белых А.В.
Суд
Химкинский городской суд Московской области
Дело на странице суда
himki.mo.sudrf.ru
06.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.10.2019Передача материалов судье
06.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.10.2019Подготовка дела (собеседование)
06.10.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.10.2019Предварительное судебное заседание
06.10.2019Судебное заседание
21.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.10.2019Передача материалов судье
21.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.10.2019Подготовка дела (собеседование)
21.10.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.10.2019Предварительное судебное заседание
21.10.2019Судебное заседание
21.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее