Решение по делу № 2-5766/2023 от 13.10.2023

                                                                                                                Дело № 2-5766/2023

                        50RS0042-01-2023-006864-05

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 декабря 2023 года                                                         г. Сергиев Посад

Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Сергеевой Л.В., с участием помощника Сергиево-Посадского городского прокурора Т.А.Седовой, при секретаре Ярославцевой К.А.    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Атаманова И. В. к УМВД РФ по Сергиево-Посадскому городскому округу о признании незаконными приказов об увольнении, об отстранении от выполнения служебных обязанностей и приостановлении выплат, решения об отказе в удовлетворении ходатайства о прекращении служебной проверки, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, процентов за задержку выплат, причитающихся при увольнении, компенсации морального вреда

Установил:

С 06.02.2008 года Атаманов И.В. проходил службу в органах внутренних дел (л.д.77-104).

Приказом УМВД по Сергиево-Посадскому городскому округу от 20.03.2020 года Атаманов И.В. назначен на должность начальника отделения по борьбе с организованной, этнической преступностью и противодействию экстремизму и терроризму, в том числе, в молодежной среде ОУР (л.д.108-109), 20.03.2020 года между работником и работодателем заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел РФ на неопределенный срок. (л.д.106-107).

Постановлением и.о. следователя по особо важным делам второго управления по расследованию особо важных дела от 21.08.2023 года в отношении Атаманова И.В. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного пп. А,Г ч.3 ст. 286 УК РФ. (л.д.122-123)

Постановлением судьи Мытищинского городского суда Московской области Макаровой О.В. от 26.08.2023 года, в отношении Атаманова И.В., избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, сроком на 1 месяц 23 суток, до 21.10.2023 года. (л.д.136-137).

В связи с задержанием Атаманова И.В., избранием в отношении него меры пресечения в виде содержания под стражей УМВД России по Сергиево-Посадскому городскому округу от 28.08.2023 года было принято решение о проведении служебной проверки. (л.д.121)

Приказом УМВД по Сергиево-Посадскому городскому округу от 29.08.2023 года в соответствии с п.1 ч.1 ст. 73 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» начальник отделения по борьбе с организованной, этнической преступностью и противодействию экстремизму и терроризму, в том числе, в молодежной среде ОУР Атаманов И.В. временно отстранен от выполнения служебных обязанностей с 26.08.2023 года. В соответствии с п.96 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел РФ, утвержденного приказом МВД России от 31 марта 2021 года , Атаманову И.В. приостановлена выплата денежного довольствия с 26.08.2023 года. (л.д.111).

Поскольку сам по себе факт возбуждения уголовного дела и предъявления обвинения не может свидетельствовать о нарушении служебной дисциплины, либо совершения проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дела, 05.09.2023 года Атаманов И.В. обратился в УМВД по Сергиево-Посадскому городскому округу с рапортом в порядке служебного спора, о прекращении служебной проверки до окончания следственных действий и решения вопроса по уголовному делу. (л.д.130-131).

Решением УМВД по Сергиево-Посадскому городскому округу от 15.09.2023 года рассмотрение служебного спора, инициированного Атамановым И.В., прекращено, в удовлетворении ходатайства о прекращении служебной проверки отказано. (л.д.158-160)

На основании заключения по результатам служебной проверки от 15.09.2023 года за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, начальника отделения по борьбе с организованной, этнической преступностью и противодействию экстремизму и терроризму, в том числе, в молодежной среде ОУР принято решение об увольнении капитана полиции Атаманова И.В. со службы в органах внутренних дел по основаниям, предусмотренным пунктом 9 ч. 3 ст. 82 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (л.д.152-157)

Приказом УМВД по Сергиево-Посадскому городскому округу от 15.09.2023 года капитан полиции Атаманов И.В. уволен со службы в органах внутренних дел по основания, предусмотренному пунктом 9 ч. 3 ст. 82 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ( в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел) 15.09.2023 года. (л.д.18-19)

Указывая на то, что он не совершал проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, отсутствие приговора установившего его вину в совершении преступления, Атаманов И. В. обратился в суд с иском к УМВД РФ по Сергиево-Посадскому округу, с учетом уточнения о признании незаконными приказов об увольнении, об отстранении от выполнения служебных обязанностей и приостановлении выплат, решения об отказе в удовлетворении ходатайства о прекращении служебной проверки, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, процентов за задержку выплат, причитающихся при увольнении, компенсации морального вреда в размере 200 000 руб.

В судебном заседании истец Атаманов И.В., его адвокат Ховрачев Ю.А. уточненные исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске, представленных письменных пояснениях, приобщенных к материалам дела. Просили суд исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В последующем адвокат Ховрачев Ю.А. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Истец Атаманов И.В. не возражал против рассмотрения дела в отсутствие адвоката Ховрачева Ю.А.

Представитель ответчика УМВД России по Сергиево-Посадскому городскому округу по доверенности Гаевская О.П. в судебном заседании против удовлетворения требований возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях приобщенных к материалам дела. Пояснила, что в ходе проведения служебной проверки установлены все обстоятельства, послужившие основанием к принятию решения об увольнении Атаманова И.В. Служебная проверка проведена в соответствии с требованиями законодательства РФ, в связи с чем оснований для признании незаконными приказов об увольнении, об отстранении от выполнения служебных обязанностей и приостановлении выплат, решения об отказе в удовлетворении ходатайства о прекращении служебной проверки, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула не имеется. Факт несвоевременной выплаты Атаманову И.В. денежных средств в сумме 230 940, 32 руб. причитающихся при увольнении не оспаривала. Пояснила, что в связи с задержкой финансирования, указанные денежные средства была выплачены 27.11.2023 года. Однако, полагала, что поскольку прямой вины УМВД России по Сергиево-Посадскому городскому округу не имеется, просила суд в удовлетворении требований о взыскании процентов за задержку выплат, причитающихся при увольнении, компенсации морального вреда в размере 200 000 руб. также оставить без удовлетворения.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в иске о восстановлении на работе отказать, суд приходит к следующему выводу.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).

В соответствии с пунктами 1 - 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" сотрудник полиции как в служебное время, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

Сотрудник органов внутренних дел обязан не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника (пункт 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).

Пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, предусматривающим требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, установлено, что при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.

В Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренном решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21), подлежащем применению к спорным отношениям в соответствии с пунктом 2 приказа Министра внутренних дел Российской Федерации от 31 октября 2013 г. N 883, установлено, что государственные (муниципальные) служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны среди прочего воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления (подпункт "м" пункта 11 Типового кодекса).

Сотрудник органов внутренних дел обязан знать и соблюдать основные и служебные обязанности, порядок и правила выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав (подпункт "а" пункта 5 главы 2 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. N 1377).

Частью 2 статьи 47 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ определено, что в целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьями 48 и 50 данного Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, может налагаться дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы в органах внутренних дел.

В силу пункта 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц.

Возможность увольнения со службы сотрудника органов внутренних дел, более не отвечающего указанным выше требованиям, предопределена необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению положений Конституции Российской Федерации, обеспечению безопасности, законности и правопорядка.

При этом пункт 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ не предполагает возможности его произвольного применения, поскольку презюмирует, что принятию решения об увольнении сотрудника органов внутренних дел со службы за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, то есть за несоблюдение им добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, предшествует объективная оценка его действий, а обоснованность увольнения со службы может быть предметом судебной проверки (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 г. N 7-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 460-О, от 16 апреля 2009 г. N 566-О-О, от 25 ноября 2010 г. N 1547-О-О, от 21 ноября 2013 г. N 1865-О, от 3 июля 2014 г. N 1405-О и от 17 февраля 2015 г. N 278-О).

Из содержания приведенных нормативных положений с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что для сотрудников органов внутренних дел установлены повышенные требования к их поведению как в служебное, так и во внеслужебное время, в том числе на них возложены особые обязанности - заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не совершать поступков, вызывающих сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящих ущерб его репутации, авторитету органа внутренних дел и государственной власти. Несоблюдение сотрудником органов внутренних дел таких добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, расценивается как проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел. В случае совершения сотрудником органов внутренних дел проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, он подлежит безусловному увольнению, а контракт с ним расторжению. Применение к сотрудникам органов внутренних дел меры ответственности в виде увольнения за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, обусловлено их особым правовым статусом, повышенными репутационными требованиями к сотрудникам органов внутренних дел как носителям публичной власти, что обусловлено возложенной на них обязанностью по применению в необходимых случаях мер государственного принуждения и ответственностью, с которой связано осуществление ими своих полномочий.

Исходя из изложенного для решения вопроса о законности увольнения сотрудника органов внутренних дел со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, юридически значимым обстоятельством является установление совершения сотрудником органов внутренних дел действий, подрывающих деловую репутацию и авторитет органов внутренних дел, нарушающих требования к поведению сотрудника при осуществлении служебной деятельности и во внеслужебное время, а также требования по соблюдению профессионально-этических принципов, нравственных правил поведения, закрепленных приведенными выше положениями нормативных правовых актов.

Факт совершения сотрудником органов внутренних дел проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, влекущий его увольнение со службы, обычно устанавливается по результатам служебной проверки. В соответствии со статьей 52 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Организация работы по проведению служебных проверок и полномочия ее участников определяются Порядком проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 26 марта 2013 года N 161 (далее - Порядок, утвержденный приказом МВД России от 26 марта 2013 года N 161).

В соответствии с пунктом 14 Порядка поручение сотруднику о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции на свободном от текста месте документа, содержащего сведения о наличии основания для ее проведения. Допускается оформление резолюции на отдельном листе или на специальном бланке с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому она относится.

Решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения (пункт 15 Порядка).

Порядок проведения служебной проверки соблюден.

В заключении служебной проверки указано, что в отношении Атаманова И.В. возбуждено уголовного дело по признакам преступления, предусмотренного пп. А,Г ч.3 ст. 286 УК РФ., постановлением судьи Мытищинского городского суда Московской области Макаровой О.В. от 26.08.2023 года, в отношении Атаманова И.В., избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Атамановым И.В. нарушены п.6.1, 6.3, 6.6., 8.3., 8.5. Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел РФ, утвержденного приказом МВД России от 26.06.2020 года № 460, предписывающие рассматривать защиту жизни, здоровья, прав, свобод, чести, личного достоинства и законных интересов граждан как высшую нравственную цель его служебной деятельности, служить примером исполнения законов, неукоснительного соблюдения требований служебной дисциплины, вести себя достойно и вежливо, вызывая доверие и уважение граждан к органам внутренних дел, готовность оказывать им содействие; для сотрудника неприемлемы: предвзятый или необъективный подход при рассмотрении вопроса о применении к правонарушителям мер государственного принуждения и привлечении их к ответственности, жестокое либо унижающее человеческое достоинство отношение к людям; требования ч.1 ст.1 и ч. 1 ст.2, ч.4 ст. 7 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", в соответствии с которыми при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен воздержаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности и либо нанести ущерб авторитету полиции; п.4,12 ч.1. ст. 12, п.1,2,3,7 ч.1. ст. 13 ФЗ от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающих, что сотрудник органов внутренних дел обязан соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций; не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника и выполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне. Указанные выше обстоятельства явились основанием для увольнения Атаманова И.В. по п. 9 ч. 3 ст. 82 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ( в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел).

Само подозрение в совершении преступления, предъявление обвинения, избрание меры пресечения в виде заключения под стражу относится к поступку, вызывающему сомнение в объективности, беспристрастности при принятии решений при выполнении служебных обязанностей, наносящему ущерб репутации не только истца, как сотрудника полиции, но и авторитету федерального органа исполнительной власти в целом.

Определение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, не является тождественным определению преступления и связано с морально-этической невозможностью осуществления службы в органах внутренних дел лицом, допустившим умаление авторитета государственной власти в глазах общества. Наличие обвинительного приговора для увольнения сотрудника полиции по п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона N 342-ФЗ не требуется, а осуждение сотрудника за уголовно наказуемое преступление является самостоятельным основанием для его увольнения по п. 7 ч. 3 ст. 82 настоящего Федерального закона. (Постановление Конституционного Суда РФ от 08.11.2023 N 51-П "По делу о проверке конституционности пункта 9 части 3 статьи 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Я.Ю. Бычковой"). Данная мера ответчиком к истцу не применялась.

При таких обстоятельствах довод Атаманова И.В. об отсутствии в отношении него обвинительного приговора в совершении инкриминируемого ему преступления, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности увольнения Атаманова И.В. по пункта 9 части 3 статьи 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", отсутствии оснований для его восстановления на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.

Доводы истца Атаманова И.В. о незаконности приказа об отстранении от выполнения служебных обязанностей и приостановлении выплат от 29.08.2023 года суд отклоняет как противоречащие требованиям ст. 73 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающей, что сотрудник органов внутренних дел временно отстраняется от выполнения служебных обязанностей в случае избрания в отношении сотрудника меры пресечения в виде домашнего ареста либо заключения под стражу - до отмены избранной меры пресечения; а также части 26 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающей, что в случае, если сотрудник обвиняется (подозревается) в совершении преступления и в отношении его избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, выплата денежного довольствия такому сотруднику приостанавливается.

Федеральный закон от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ устанавливает право сотрудника органов внутренних дел на денежное довольствие, являющееся основным средством его материального обеспечения и стимулирования выполнения им служебных обязанностей (пункт 4 части 1 статьи 11). Право сотрудников органов внутренних дел на оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено и пунктом 4 части 1 статьи 28 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".

Согласно части 8 статьи 89 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ в последний день службы сотрудника органов внутренних дел уполномоченный руководитель или по его поручению иное должностное лицо обязаны выдать этому сотруднику трудовую книжку и осуществить с ним окончательный расчет.

Указанными нормативно-правовыми актами ответственность органа исполнительной власти в сфере внутренних дел за несвоевременную выплату денежного довольствия и иных выплат сотрудникам органов внутренних дел, в том числе при увольнении сотрудника органа внутренних дел, не установлена.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 данной статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

Аналогичные положения содержатся в части 2 статьи 34 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", предусматривающей распространение действия трудового законодательства Российской Федерации на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и данным Федеральным законом.

Статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации установлена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику.

Согласно данной норме закона при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Из буквального толкования положений статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает при нарушении работодателем срока выплаты начисленных работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.

С учетом изложенного, обязанность произвести окончательный расчет с сотрудником наступает у органа внутренних дел в день его увольнения. Поскольку специальным законом не установлена ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты сотруднику органов внутренних дел денежных средств при увольнении, то при разрешении спора подлежат применению нормы Трудового кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что денежные средства при увольнении Атаманова И.В. в размере 230 940 руб., 32 коп. выплачены 27.11.2023 года, вместо 15.09.2023 года, в связи с чем УМВД РФ по Сергиево-Посадскому округу обязано выплатить Атаманову И.В. компенсацию за нарушение работодателем срока выплаты начисленных работнику денежных средств за период с 16.09.2023 года по 27.11.2023 года в размере 15 473,00 руб.

Сумма задержанных средств 230 940,32 ?

Период Ставка, % Дней Компенсация, ?
?16?.?09?.?2023 – ?17?.?09?.?2023 12 2 369,50
?18?.?09?.?2023 – ?29?.?10?.?2023 13 42 8 406,23
?30?.?10?.?2023 – ?27?.?11?.?2023 15 29 6 697,27
15 473,00

Согласно статье 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В силу пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 33 от 15 ноября 2022 года "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" суду при определении размера компенсации морального вреда в связи с нарушением работодателем трудовых прав работника необходимо учитывать, в числе других обстоятельств, значимость для работника нематериальных благ, объем их нарушения и степень вины работодателя. В частности, реализация права работника на труд (статья 37 Конституции Российской Федерации) предопределяет возможность реализации ряда других социально-трудовых прав: на справедливую оплату труда, на отдых, на безопасные условия труда, на социальное обеспечение в случаях, установленных законом, и др.

В результате не соблюдения ответчиком сроков выплаты истцу денежного довольствия и иных выплат при увольнении нарушены трудовые права истца, что привело к эмоциональным переживаниям по поводу отсутствия причитающихся в день увольнения денежных средств, являющихся основным источником дохода в условиях сложившейся ситуации, в том числе экономической. Учитывая длительность нарушения работодателем прав Атаманова И.В. ( более 2 месяцев), фактические обстоятельства дела, степень вины работодателя, а также учитывая принципы разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения трудовых прав работника как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон, суд приходит к выводу о взыскании в пользу истца с ответчика компенсации морального вреда в размере 40 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 236, 237 ТК РФ, ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Атаманова И. В. к УМВД РФ по Сергиево-Посадскому округу о признании незаконными приказов об увольнении от 15.09.2023 года, об отстранении от выполнения служебных обязанностей и приостановлении выплат от 29.08.2023, решения об отказе в удовлетворении ходатайства о прекращении служебной проверки от 15.09.2023 года, восстановлении на работе в должности начальника отделения по борьбе с организованной этнической преступностью и противодействию экстремизму и терроризму, в том числе в молодежной среде ОУП УМВД России по Сергиево-Посадскому городскому округу, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула оставить без удовлетворения.

Исковые требования Атаманова И. В. к УМВД РФ по Сергиево-Посадскому округу о взыскании процентов за задержку выплат, причитающихся при увольнении, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с УМВД РФ по Сергиево-Посадскому округу в пользу Атаманова И. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <данные изъяты> ( паспорт ) проценты за задержку выплат, причитающихся при увольнении за период 16.09.2023 года по 27.11.2023 года в размере 15 473,00 руб., компенсацию морального вреда в размере 40 000 руб.

Во взыскании сумм свыше определенных судом отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд Московской области.

Мотивированное решение изготовлено 09.01.2024 года

Судья                подпись            Л.В.Сергеева

2-5766/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Атаманов Иван Викторович
Сергиево-Посадская городская прокуратура
Ответчики
УМВД РФ по Сергиево-Посадскому городскому округу
Суд
Сергиево-Посадский городской суд Московской области
Судья
Сергеева Любовь Викторовна
Дело на сайте суда
sergiev-posad.mo.sudrf.ru
13.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.10.2023Передача материалов судье
17.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.11.2023Подготовка дела (собеседование)
15.11.2023Подготовка дела (собеседование)
28.11.2023Подготовка дела (собеседование)
28.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.11.2023Судебное заседание
07.12.2023Судебное заседание
07.12.2023Судебное заседание
08.12.2023Судебное заседание
14.12.2023Судебное заседание
09.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее