РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 сентября 2018 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Кулаковой С.А.
при секретаре Скопич А.В.
с участием представителя административного истца Бурятского транспортного прокурора – заместителя Байкало-Ангарского транспортного прокурора Стреляева А.И., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, представителя административного ответчика Федерального бюджетного учреждения «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» Витязевой Н.А., действующей на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ №, представившей диплом о высшем юридическом образовании ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» 103824 0972402,
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № 2а-2978/2018 по административному исковому заявлению Бурятского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» о возложении обязанности устранить нарушение законодательства об охране водных объектов,
УСТАНОВИЛ:
административный истец Бурятский транспортный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился с административным исковым заявлением к Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» (далее по тексту – ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна») о возложении обязанности устранить нарушение законодательства об охране водных объектов. В обоснование требований административный истец указал, что в ходе проверки выявлены нарушения в деятельности ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» в части неисполнения полномочий по организации подъема затонувших судов. Проверкой установлено, что судно типа теплоход, длиной 12 м, шириной 3,5 м, высотой борта 1,8 м, полузатоплено, частично находится в воде (р. Селенга), частично на берегу реки в п. Новоселенгинске Селенгинского района Республики Бурятия по координатам 51° 05 " 879 "" северной широты; 106° 39 " 155 "" восточной долготы. Данное судно поставлено на учет в качестве бесхозяйного (номер учета 17-02б), создает угрозу причинения значительного ущерба водному объекту. Просит суд возложить обязанность на ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» организовать подъем, удаление, утилизацию затонувшего в реке Селенге бесхозяйного судна, расположенного по координатам 51 ° 05 " 879 "" северной широты и 106 ° 39 " 155 "" восточной долготы, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
В письменных возражениях представитель административного ответчика Витязева Н.А. требования не признала, мотивируя это тем, что обязанность по подъему затонувшего имущества на административного ответчика законом не возложена, денежные средства на осуществление таких действий Росморречфлот не выделены, административный ответчик не располагает финансовой возможностью и соответствующими техническим средствами для утилизации судна. Затонувшее бесхозяйное судно находится за пределами судового хода и не угрожает безопасности судоходства, не препятствует осуществлению рыболовства; административным истцом не доказан факт причинения значительного ущерба окружающей среде; протоколами испытаний зафиксированы показатели, которые не превышают предельно допустимые показатели при сбросе загрязняющих веществ.
В письменных возражениях представитель заинтересованного лица Федерального агентства морского и речного транспорта Смирнов А.А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ № ЮЦ-32/9618) требования полагал не подлежащими удовлетворению, мотивируя тем, что обязанность по подъему затонувшего судна на ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» не возложена; подъем затонувшего судна может быть осуществлен только при наличии указанных в ст. 49 КВВТ РФ оснований; государственным заданием ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» выделение субсидий и иных бюджетных средств, целью которых является подъем, удаление, утилизация затонувших судов, не предусмотрено.
В судебном заседании представитель административного истца заместитель Байкало-Ангарского транспортного прокурора Стреляев А.И., требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» Витязева Н.А. требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
В судебное заседание заинтересованное лицо Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Лимнологический институт Сибирского отделения Российской академии наук (ЛИН СО РАН), извещенный о рассмотрении дела, своих представителей не направил.
В судебное заседание заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Бурятия, извещенное о рассмотрении дела, своих представителей не направило. Руководитель Управления Дрёмов К.Г. ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие заинтересованного лица.
В судебное заседание заинтересованное лицо Федеральное агентство морского и речного транспорта, извещенное о рассмотрении дела, своих представителей не направило.
В соответствии со ст.ст. 150, 152 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит требования Бурятского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст. 3 ФЗ от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; сохранение биологического разнообразия; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации Правила, установленные настоящей главой, применяются к подъему, удалению и уничтожению имущества, затонувшего на внутренних водных путях. Действие правил, установленных настоящей главой, распространяется на владельца затонувшего судна, его обломков, оборудования, грузов и других находившихся на судне предметов (далее также - затонувшее судно), на собственников иного затонувшего имущества.
В соответствии с ч. 2 ст. 45 КВВТ РФ к затонувшему имуществу относятся потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы, иное затонувшее имущество независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно на внутренних водных путях либо выброшены на мелководье или берег.
В соответствии с п. 1.1 Устава Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 1748-р является подведомственным Федеральному агентству морского и речного транспорта учреждением, осуществляющим функции администрации Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путем по выполнению государственных работ и оказанию государственных услуг в сфере внутреннего водного транспорта в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ (в редакции ФЗ от 28.07.2012 № 131-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В соответствии с п. 1.2 Устава администрация в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, актами Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства морского и речного транспорта, других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции, а также настоящим Уставом.
В соответствии с п. 3.1 Устава целями деятельности администрации являются: 1) эксплуатация и развитие внутренних водных путей и гидротехнических сооружений; 2) обеспечение судоходства на внутренних водных путях, безопасности судоходных гидротехнических сооружений.
В соответствии с п. 6.3 Устава администрация имеет право 16) осуществлять мероприятия по ликвидации ущерба, возникшего в результате виновных действий юридических и физических лиц на внутренних водных путях и гидротехнических сооружениях; 17) на возмещение ущерба, возникшего в результате виновных действий юридических и физических лиц на внутренних водных путях и гидротехнических сооружениях (в т.ч. через выплаты страховыми компаниями).
В соответствии с ч. 1 ст. 49 КВВТ РФ администрация бассейна внутренних водных путей поднимает затонувшее судно или иное затонувшее имущество и при необходимости удаляет либо утилизирует их, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества не поднимет затонувшее судно или иное затонувшее имущество в срок, установленный в соответствии с п.п. 4 и 5 ст. 47.1 настоящего Кодекса, и такое имущество создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности судоходства или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением либо значительно препятствует осуществлению рыболовства, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам.
Судом установлено, что на реке Селенге находится бесхозяйное судно, расположенное по координатам: 51° 05 " 879 "" северной широты; 106 ° 39 " 155 "" восточной долготы. Согласно списку бесхозяйных судов (Байкало-Ангарского бассейна) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на учете состоит под номером учета 17-02 б от ДД.ММ.ГГГГ наименование – отсутствует, теплоход, длина 12 м, ширина 3,5м, высота борта – 1,8 м местонахождение – р. Селенга, п. Новоселенгинск, 51° 05 " 879 "" северной широты; 106 ° 39 " 155 "" восточной долготы.
Согласно акту проверки заместителя Бурятского транспортного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ с участием главного эксперта отдела государственного контроля – надзора в сфере природопользования, начальника БСРВП, ведущего инженера Бурятского отдела ЦЛАТИ по СФО, при проведении проверки природоохранного законодательства по факту нахождения бесхозного судна в протоке р. Селенги возле п. Новоселенгинск Селенгинского района Республики Бурятия, установлено, что длина судна составляет около 12 м, ширина 3 м, высота главной палубы 1,5 м. Судно представляет собой металлический каркас, обшитый деревянными досками. Судно частично находится в протоке (винт, вал) и частично засыпано землей.
Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) составлена справка по результатам комиссионной проверки на предмет соблюдения законодательства по защите озера Байкал от вредного воздействия затонувших судов от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке напротив жилых домов 2 и 4 по <адрес> обнаружено полузатонувшее судно (баркас) длиною 12 м, шириной 3 м, координаты участка, занятого судном: № 51.09745 ° Е106.65263 ° № 51.09797 ° Е 106.65272 № 51.09727 ° Е 106.65267 № 51.09730 ° Е 106.65266.
Осмотром выявлено, что винт и передняя часть судна находятся в воде, середина и задняя часть на берегу, сложенным из гальки и песка. Внутри судна намытый песок и растительность, целостность обшивки судна (из дерева и металла) нарушена и подвержена коррозии. В ходе рейда выявлено, что судно бесхозное, в нарушение требований природоохранного законодательства допускается размещение (захоронение) отходов производства на водосборной площади водного объекта.
Согласно протоколу испытаний вод № БУР304Вп от ДД.ММ.ГГГГ, произведенных Бурятским отделом лабораторного анализа технических измерений, филиала «ЦЛАТИ по ВСР» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО», в месте стоянки затопленного судна (баркаса), 60 м от забора дома по <адрес>, выявлено превышение фоновых показателей природной воды по нефтепродуктам 1,2 раза; по железу в 1,4 раза.
По информации ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна, на ДД.ММ.ГГГГ (список бесхозяйных судов) на дату ДД.ММ.ГГГГ судно - наименование- отсутствует теплоход длина 12 м ширина 3,5 м высота борта 1,8 м, расположено в р. Селенге, п. Новоселенгиск, по координатам: 51° 05 " 879 "" северной широты; 106 ° 39 " 155 "" восточной долготы, лежит на берегу в полуразрушенном состоянии, угроза безопасности судоходства отсутствует.
Как следует из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проверки установлено, что нижняя часть затонувшего судна полностью находится в воде. По информации начальника БСРВПиС ФИО6, уровень воды на р. Селенге в районе п. Новоселенгинск на 160 см выше проектного уровня.
Анализируя представленные доказательства, заключение протокола испытаний вод № БУР304Вп от ДД.ММ.ГГГГ о превышении фоновых показателей природной воды по нефтепродуктам, железу, суд приходит к выводу о том, что бесхозяйное судно, находящееся в р. Селенге, в отношении которого до настоящего времени не организованы работы по его удалению, представляют собой непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением.
Суд учитывает, что в силу ст. 49 КВВТ РФ обязанность администрации бассейна внутренних водных путем по подъему затонувшего имущества связана с наличием угрозы причинения значительного ущерба окружающей среде. Тот факт, что нахождение в водном объекте бесхозяйного судна может привести к попаданию продуктов коррозии металла в воду, в судебном заседании не оспаривался, данный факт доказыванию не подлежит, является общеизвестным (ст. 64 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, и данные обстоятельства установлены судом, ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» с 2017 достоверно известно о наличии в р. Селенге бесхозяйного суда.
Принимая во внимание, что административный ответчик мер по исполнению возложенных ст. 49 КВВТ РФ полномочий по организации подъема затонувшего имущества не предпринимал, срок для подъема такого имущества его собственнику не устанавливался, при этом по смыслу КВВТ РФ невыполнение владельцем или собственником установленной ч. 3 ст. 47.1 КВВТ РФ обязанности сообщить в администрацию о затонувшем имуществе, не освобождает администрацию бассейна внутренних водных путей от возложенных законом обязанностей, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком допущено бездействие по неисполнению возложенных ст. 49 КВВТ РФ обязанностей по организации подъема затонувших на внутренних водных путях Байкало-Ангарского бассейна затонувшего имущества.
Доводы административного ответчика, заинтересованного лица Федерального агентства морского и речного транспорта о том, что действующим законодательством обязанность по подъему затонувших судов на ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» не возложена, не принимаются судом. Суд учитывает, что в силу п. 1 ст. 49 КВВТ РФ администрация бассейна внутренних водных путей поднимает затонувшее судно и при необходимости удаляет либо утилизирует, если такое имущество не поднимут его владельцы, и такое имущество создает непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением. То обстоятельство, что нахождение в реке Селенге затонувшего в начале 90-х годов судна, обшивка которого из дерева и металла повреждена, подвержена коррозии, фактически представляет собой отходы производства, является источником загрязнения поверхностных водных объектов и оказывает негативное воздействие на состояние водных экосистем (флору и фауну), в силу ст. 64 КАС РФ доказыванию не подлежит.
То обстоятельство, что выявление и подъем судна не осуществлялся в связи с отсутствием серьезной и непосредственной угрозы безопасности судоходства, деятельности на внутреннем водном транспорте, непоступлением информации о непосредственной угрозе причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением, либо значительном препятствии осуществлению рыболовства от судна, факт бездействия стороны административного ответчика по выполнению возложенных ст. 49 КВВТ РФ полномочий не опровергает.
Доводы административного ответчика и заинтересованного лица Федерального агентства морского и речного транспорта о том, что государственным заданием выделение субсидий или иных бюджетных средств, целью которых является подъем, удаление, утилизация затонувших судов, не предусмотрено, не могут быть приняты во внимание. Суд исходит из того, что обязанность по подъему затонувших судов в случае, если такое имущество создает непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением, возложена на административного ответчика в силу п. 1 ст. 49 КВВТ РФ. Обстоятельств, свидетельствующих о том, что нахождение в реке Селенге являющихся отходами производства частей затонувшего имущества (винт и передняя часть баркаса) не создает непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде, суд не установил, административным ответчиком таких доказательств суду не представлено.
Ссылка административного ответчика на то обстоятельство, что зафиксированные протоколом испытаний вод показатели не превышают предельно допустимые пределы при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты, не принимается судом.
Суд учитывает, что согласно протоколу испытаний вод от ДД.ММ.ГГГГ № БУР 304 Вп определялось содержание загрязняющих веществ в природной воде реки Селенги. При этом учитывались фоновые показатели выше по течению от места стоянки разрушенного баркаса (затонувшего имущества) и в месте стоянки разрушенного затонувшего имущества, выявлено превышение фоновых показателей природной воды по нефтепродуктам 1,2 раза, по железу – в 1,4 раза.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что возложенные ст. 49 КВВТ РФ полномочия по организации подъема затонувшего имущества административным ответчиком не реализованы, суд приходит к выводу о том, что в рамках судебного контроля проверки законности и обоснованности реализации указанных полномочий административным ответчиком, требования Бурятского транспортного прокурора о возложении обязанности организовать подъем, удаление и утилизацию затонувшего в р.Селенга бесхозяйного судна, расположенного по координатам 51° 05 " 879 "" северной широты; 106 ° 39 " 155 "" восточной долготы, являются законными и обоснованными.
Суд находит заслуживающими внимания доводы административного истца о том, что возложение указанной обязанности на административного ответчика обусловлено необходимостью предотвращения загрязнения водных объектов федерального значения.
Определяя срок исполнения возложенной на административного ответчика обязанности, суд учитывает возможность для административного ответчика реализовать мероприятия по подъему, удалению и утилизации затонувшего в р.Селенга, исполнимость требований прокурора, приходит к выводу, что такой срок является разумным и достаточным для проведения необходимых процедур, направленных на исполнение соответствующей обязанности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 12 ░, ░░░░░░░ 3,5 ░, ░░░░░░░ ░░░░░ – 1,8 ░ (░░░░░░░░░░ 51 ° 05 " 879 "" ░░░░░░░░ ░░░░░░, 106 ° 39 " 155 "" ░░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░░░░ 2018 ░░░░