88-478/2024 - (88-12530/2023)
2-330/2022
87RS0001-01-2022-000486-98
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 февраля 2024 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Власенко И.Г.,
судей Калиниченко Т.В., Дубовик М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ринтувьи Андрея Сергеевича, Ринтувьи Сергея Сергеевича к Департаменту социальной политики Чукотского автономного округа о возложении обязанности
по кассационной жалобе Ринтувьи Андрея Сергеевича, Ринтувьи Сергея Сергеевича и их представителя Гынон Андрея Петровича на решение Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 10 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Чукотского автономного округа от 21 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Ринтувьи А.С., Ринтувьи С.С. обратились в суд с иском к Департаменту социальной политики Чукотского автономного округа о возложении обязанности включить их в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением в Чукотском автономном округе.
В обоснование требований указали, что решением Анадырского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ их <данные изъяты> ФИО6 была лишена родительских прав, они были переданы органу опеки попечительства, впоследствии на основании постановления администрации МО Чукотский муниципальный район от ДД.ММ.ГГГГ № в приемную семью ФИО3. ДД.ММ.ГГГГ они обратились в Департамент с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением в Чукотском АО, в чем им было отказано, т.к. постановлением администрации ГО Анадырь от ДД.ММ.ГГГГ № при направлении их в ГОУ для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Чукотский окружной детский дом» за ними было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, общей площадью 58,8 кв.м. Полагали отказ незаконным, поскольку их <данные изъяты>, проживающая в этой квартире лишена родительских прав.
Решением Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 10 ноября 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Чукотского автономного округа от 21 августа 2023 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Ринтувьи А.С., Ринтувьи С.С. и их представитель просят отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неверную оценку обстоятельств дела.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания по настоящему делу установлены.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Из материалов дела и судом установлено, что Ринтувьи А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Ринтувьи С.С., ДД.ММ.ГГГГ имеют одного из родителей - мать ФИО6, которая решением Анадырского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, дети переданы органу опеки попечительства.
Постановлением администрации МО Чукотский муниципальный район от ДД.ММ.ГГГГ № Ринтувьи А.С. и Ринтувьи С.С. были переданы в приемную семью ФИО3.
При отобрании несовершеннолетних детей и направлении их в ГОУ для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Чукотский окружной детский дом» постановлением администрации ГО Анадырь от ДД.ММ.ГГГГ № за ними было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, общей площадью 58,8 кв.м.
Согласно выписке из финансового лицевого счета на указанное жилое помещение, квартира предоставлена на условиях социального найма ФИО7, <данные изъяты>, вместе с членами его семьи: ФИО8, <данные изъяты>, ФИО6, <данные изъяты> Ринтувьи А.С. и Ринтувьи С.С. В связи со смертью ФИО7 снят с регистрационного учета по вышеуказанному адресу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между городским округом Анадырь в лице Управления промышленности и сельскохозяйственной политики Администрации городского округа Анадырь и ФИО8 (<данные изъяты>) заключен договор №/м социального найма на вышеуказанное жилое помещение, куда в качестве членов семьи включены: сестра ФИО6 (<данные изъяты>) и ее <данные изъяты> Ринтувьи А.С. и Ринтувьи С.С.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 1, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 1 Закона Чукотского АО от 22 октября 2009 года № 126-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Чукотского автономного округа государственными полномочиями Чукотского автономного округа по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений», статьями 1, 2 Закона Чукотского АО от 10 ноября 2014 года № 105-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Чукотском автономном округе», исходил из обеспеченности истцов жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> более учетной нормы, отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о невозможности проживания истцов в указанном жилом помещении.
Обращаясь с кассационной жалобой истцы полагали, что указанные выводы не соответствует примененным по делу нормам права и обстоятельствам дела, с чем следует согласиться.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ проживание детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 ЖК РФ);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
В соответствии со ст. 1 Закона Чукотского автономного округа от 10.11.2014 № 105-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Чукотском автономном округе» действие настоящего Закона распространяется на:
1) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чукотского автономного округа.
Постановлением Правительства ЧАО «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей от 26 февраля 2013 года N 65 утверждены: Порядок взаимодействия органов государственной власти Чукотского автономного округа и органов местного самоуправления…, Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (далее Порядок).
В соответствии с пунктом 1 настоящий Порядок определяет механизм взаимодействия при организации работы по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет по договорам найма специализированных жилых помещений в Чукотском автономном округе.
Согласно пункту 2 Порядка предоставление жилых помещений осуществляется:
1) детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным;
2) лицам из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лицам из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным.
Согласно п. 8 Порядка проживание детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, достигших возраста 23 лет, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным при наличии обстоятельств, установленных в пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, а также в случаях проживания в таких жилых помещениях лиц:
1) не являющихся членами семьи детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, достигших возраста 23 лет, и имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением; 2) из числа бывших усыновителей детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, достигших возраста 23 лет, в случае, когда усыновление отменено; 3) признанных недееспособными (ограниченно дееспособными); 4) имеющих неснятую или непогашенную судимость либо подвергающихся или подвергшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности; 5) больных хроническим алкоголизмом и наркоманией.
Доводы Ринтувьи А.С., Ринтувьи С.С. о том, что они никогда не являлись членами семьи нанимателя своей <данные изъяты> ФИО8 не являются значимыми, поскольку ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ умерла, что следует из материалов дела.
В то же время, возражения истцов в отношении выводов суда об отсутствии обстоятельств, подтверждающих невозможность проживания в указанной квартире являются обоснованными.
Согласно приговору Анадырского городского суда ЧАО от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, осуждена по ч. <данные изъяты> ФИО8 к 8 годам лишения свободы с отбыванием в ИК общего режима. Из содержания приговора следует, что ФИО6, имеющей регистрацию по адресу: <адрес>, на дату совершения преступления диагностировано <данные изъяты>. Предполагаемый срок окончания отбытия наказания ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из приговора Анадырского городского суда ЧАО от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> детей ФИО6, включена в договор социального найма, имеет регистрацию по спорному адресу, осуждена за преступление <данные изъяты>, имеет синдром <данные изъяты>, что оставлено судами обеих инстанций без внимания.
Указанным обстоятельствам оценка не дана, судом не выяснен вопрос о сохранении за ФИО6 права на жилое помещение, наличии у нее заболеваний, препятствующих совместному проживанию с детьми, в отношении которых она была лишена родительских прав.
Тот факт, что срок отбытия ФИО6 наказания определен ДД.ММ.ГГГГ не является основанием к отказу в удовлетворении требований, поскольку не свидетельствует об отсутствии критериев установленных указанной выше нормой, в то время как, в соответствии с ч. 3 ст. 79 УК РФ, по отбытии <данные изъяты> срока наказания к ФИО6 может быть применено условно-досрочное освобождение.
Исходя из положений статей 67, 71, 195 - 198 ГПК РФ выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 ГПК РФ).
Это же следует из пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", согласно которому решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Вышеуказанные обстоятельства судом первой инстанции оставлены без внимания, а недостатки судебного акта судом апелляционной инстанции не устранены, что привело не только к нарушению ном материального права, но и положений части 2 статьи 56, частей 1-4 статьи 67, части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах постановление апелляционной инстанции подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, где следует учесть изложенное и принять решение в соответствии с содержанием правовых норм, регулирующих отношения сторон и установленными обстоятельствами дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
о п р е д е л и л а:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Чукотского автономного округа от 21 августа 2023 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи