Дело №2а-345/20
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
г. Еманжелинск Челябинской области 10 июня 2020 года
Еманжелинский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ СЃСѓРґ Челябинской области РІ составе: председательствующего СЃСѓРґСЊРё Касьяновой Р.Р“., РїСЂРё секретаре судебного заседания Лузан Рќ.Рђ., рассмотрев дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ Рњ.Рћ.Р’. Рё Рњ.Р®.Р’. Рє судебному приставу-исполнителю Еманжелинского ГОСП УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Челябинской области Куваевой Рњ.Рњ., Еманжелинскому ГОСП УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Челябинской области Рё УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Челябинской области Рѕ признании незаконными Рё отмене постановлений судебного-пристава-исполнителя Еманжелинского ГОСП УФССП РїРѕ Челябинской области Рљ. Рњ.Рњ. РѕС‚ ДАТА НОМЕР-РРџ, НОМЕР-РРџ Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР°,
установил:
ДАТА Рњ.Рћ.Р’. Рё Рњ.Р®.Р’. обратились РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рѕ признании незаконными Рё отмене постановлений судебного-пристава-исполнителя ЕманжелинскоГ. Р“. УФССП РїРѕ АДРЕС Рљ. Рњ.Рњ. РѕС‚ ДАТА РїРѕ исполнительным производствам НОМЕР-РРџ, НОМЕР-РРџ (предмет исполнения: исполнительский СЃР±РѕСЂ РІ размере 45 966СЂСѓР±. 34 РєРѕРї.), указывая, что РІ соответствии СЃ правовой позицией Верховного РЎСѓРґР° Р Р¤ Рё Конституционного РЎСѓРґР° Р Р¤ РІ случае прекращения исполнительного производства РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ реализацией законного права должника РЅР° урегулирование СЃРїРѕСЂР° посредством заключения РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ соглашения исполнительский СЃР±РѕСЂ, как мера публично-правого порицания Р·Р° нарушение СЃСЂРѕРєР° для добровольного исполнения требований исполнительного документа, РЅРµ взыскивается (Р».Рґ.154-156).
Административные истцы М.Ю.В. и М.О.В. в судебное заседание не явились, извещены (л.д.159,160), просили о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.164).
Административные ответчики - судебный пристав-исполнитель Еманжелинского ГОСП УФССП России по Челябинской области К. М.М. и представитель Еманжелинского ГОСП УФССП России по Челябинской области и представитель УФССП России по Челябинской области В.Д.Н. по доверенности (л.д.170), просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, предоставили отзыв, где исковые требования не признают, считают вынесенные постановления о взыскании исполнительского сбора вынесены законно (л.д.166-169).
Выслушав участников процесса и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему:
В соответствии с требованиями ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина были нарушены.
РР· анализа положений данной статьи следует, что для принятия СЃСѓРґРѕРј решения Рѕ признании действий (бездействий), решений незаконными необходима совокупность условий - несоответствие действия (бездействия), решения закону Рё нарушение прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ заявителя, обратившегося РІ СЃСѓРґ СЃ соответствующим требованием.
Судебным приставом Еманжелинского ГОСП Рљ.Рњ.Рњ.. ДАТА РЅР° основании заявления истца РђРћ В«***В» СЃ РїСЂРѕСЃСЊР±РѕР№ Рѕ принятии Рє принудительному исполнению исполнительных листов РїРѕ делу НОМЕРот ДАТА возбуждены исполнительные производства: НОМЕР-РРџ РІ отношении Рњ.Р®.Р’. Рё НОМЕР-РРџ РІ отношении Рњ.Рћ.Р’. Рѕ взыскании СЃ РЅРёС… задолженности РїРѕ кредитному РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ Рё процентов Р·Р° пользование заемными средствами РїРѕ ставке 15,5% годовых СЃ обращением взыскания РЅР° заложенное имущество - квартиру РїРѕ адресу: АДРЕС. (Р».Рґ. 50-65).
При поступлении исполнительного документа ДАТА, в заявлении взыскателем была указана сумма, подлежащая взысканию в размере 656 661, 96 руб., приложены подтверждающие остаток долга документы (л.д.47-49).
Согласно ч. 11 ст. 30 Закона - «..Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав - исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий...»
В соответствии с ч.2 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229 «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229 «Об исполнительном производстве», если должник не представил судебному приставу исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и неотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Размер исполнительского сбора определен в ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229 «Об исполнительном производстве». В соответствии с ч.31 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229 «Об исполнительном производстве» - «..В отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор устанавливается с каждого из должников в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника - гражданина..»
В соответствии с п.2 ч. 14 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа при последующих предъявлениях исполнительного документа.
Рў.Рє. исполнительные листы РїРѕ делу НОМЕРпоступили РЅР° принудительное исполнение повторно, РІ постановлениях Рѕ возбуждении исполнительных производств РѕС‚ 2011 РіРѕРґР° СЃСЂРѕРє для добровольного исполнения требований исполнительных документов устанавливался, то судебным приставом РІ постановлениях Рѕ возбуждении исполнительного производства в„– НОМЕР-РРџ, НОМЕР-РРџ РѕС‚ ДАТА СЃСЂРѕРє для добровольного исполнения требований исполнительного производства РЅРµ установлен.
Постановления о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительных производств от 2011года не выносились, принудительное взыскание с должников не производилось.
ДАТА СПРвынесено постановление Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР° РїРѕ РРџ имущественного характера, РІ отношении каждого должника РїРѕ исполнительному производству РІ размере РІ размере 7% РѕС‚ СЃСѓРјРјС‹ задолженности - 45 966СЂСѓР±. 34РєРѕРї. (Р».Рґ.24,75).
В установленный судебным приставом - исполнителем срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, должники не исполнили требования имущественного характера, в связи с чем в период с ДАТА по ДАТА к ним были применены меры принудительного характера.
Довод административных истцов Мелиховых о том, что не знали о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора, не получали его, опровергается материалами дела.
Рњ.Р®.Р’. был лично ознакомлен СЃ постановлением РѕС‚ ДАТА НОМЕР-РРџ ДАТА (Р».Рґ.53). Рњ.Рћ.Р’. была лично ознакомлена СЃ постановлением РѕС‚ ДАТА НОМЕР-РРџ ДАТА,указала, что РЅРµ согласна СЃ СЃСѓРјРјРѕР№ задолженности РІ размере 656661,96 СЂСѓР±., Р° также, РЅРµ согласна СЃ процентами 7 % (Р».Рґ.65).
Судебный пристав указывает РІ отзыве (Р».Рґ.168), что постановления РѕС‚ ДАТА направлены Мелеховым простой почтой. РСЃРєРѕРІРѕРµ заявление РІ СЃСѓРґ поступило ДАТА (Р».Рґ.5), что подтверждает получение административными истцами вышеуказанных постановлений своевременно.
Срок на обращение с иском в суд, учитывая вышеизложенное истцами не нарушен.
Номера постановлений Рѕ возбуждении исполнительных производств РѕС‚ ДАТА НОМЕР, 740040/19/589927 предмет исполнения которых: исполнительский СЃР±РѕСЂ РІ размере 45 966 СЂСѓР±. 34 РєРѕРї. - НОМЕР-РРџ, НОМЕР-РРџ, что указано истцами РІ описательной части РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления (Р».Рґ.154).
Довод административных истцов в обоснование отмены постановлений о взыскании исполнительского сбора, что ими с АО «***» заключено мировое соглашение, утвержденное определением Еманжелинского городского суда ДАТА (л.д.19-23) не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствие со ст. 43 ч.2. п.3 ФЗ 229 «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником; в соответствие со ст. 43 ч.2. п.3 ФЗ 229 «Об исполнительном производстве» одновременно с вынесением постановления о прекращении основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
С учетом того, что исполнительский сбор является штрафной санкцией, взыскиваемой с должника за неисполнение требований исполнительного документа, заключение взыскателем и должником мирового соглашения не освобождает должника от ответственности за неисполнение законного требования судебного пристава-исполнителя о добровольном исполнении исполнительного документа. Следовательно, постановление о взыскании исполнительского сбора, вынесенное до утверждения судом мирового соглашения между должником и взыскателем или после его утверждения, при условии, что должник не исполнил требования исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, истекший до утверждения мирового соглашения, подлежит исполнению.
В случае прекращения исполнительного производства в связи с заключением взыскателем и должником мирового соглашения после истечения срока, установленного должнику для добровольного исполнения исполнительного документа, исполнение постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора не прекращается.
В п. 5 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229 «Об исполнительном производстве» указан исчерпывающий перечень оснований, когда исполнительский сбор не взыскивается, такое основание как заключение мирового соглашения в данном перечне отсутствует.
В соответствии с ч.6 ст.112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.07.2001года № 13-П «По делу о проверке конституционности положений пп.7 п.1 ст.7, п.1 ст.77 и п.1 ст.81 ФЗ «Об исполнительном производстве» признаны не противоречащим Конституции Российской Федерации положение пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", согласно которому в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав - исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника, - постольку, поскольку федеральный законодатель вправе установить такого рода взыскание в качестве санкции (меры административной ответственности) за неисполнение исполнительного документа, выдаваемого судами и другими уполномоченными органами, а установленный этим положением размер взыскания (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Уменьшение СЃСѓРґРѕРј размера исполнительского СЃР±РѕСЂР° РЅРµ влечет Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ признания постановления судебного пристава-исполнителя Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР° незаконным. Рто постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона РѕР± исполнительном производстве).
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Учитывая вышеизложенное, оснований для признания незаконными постановлений судебного-пристава-исполнителя Еманжелинского ГОСП УФССП РїРѕ Челябинской области Рљ. Рњ.Рњ. РѕС‚ ДАТА РїРѕ исполнительным производствам НОМЕР-РРџ, НОМЕР-РРџ (предмет исполнения: исполнительский СЃР±РѕСЂ РІ размере 45 966СЂСѓР±. 34 РєРѕРї. РЅРµ установлено, однако РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ РёС… изменения путем снижения размера исполнительского СЃР±РѕСЂР° РґРѕ 34 474 СЂСѓР±. 74 РєРѕРї.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШРР›:
Р’ удовлетворении исковых требований Рњ.Рћ.Р’. Рё Рњ.Р®.Р’. Рє судебному приставу-исполнителю Еманжелинского ГОСП УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Челябинской области Рљ. Рњ.Рњ., Еманжелинскому ГОСП УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Челябинской области Рё УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Челябинской области Рѕ признании незаконными Рё отмене постановлений судебного-пристава-исполнителя Еманжелинского ГОСП УФССП РїРѕ Челябинской области Рљ. Рњ.Рњ. РѕС‚ ДАТА РїРѕ исполнительным производствам НОМЕР-РРџ, НОМЕР-РРџ (предмет исполнения: исполнительский СЃР±РѕСЂ РІ размере 45 966СЂСѓР±. 34 РєРѕРї. отказать.
Снизить размер исполнительского СЃР±РѕСЂР° РїРѕ постановлениям РІ отношении солидарных должников Рњ.Рћ.Р’. Рё Рњ.Р®.Р’. РѕС‚ ДАТА РїРѕ исполнительным производствам НОМЕР-РРџ, НОМЕР-РРџ (предмет исполнения: исполнительский СЃР±РѕСЂ РІ размере 45 966СЂСѓР±. 34 РєРѕРї.) РґРѕ 34 474 СЂСѓР±. 74 РєРѕРї.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца со дня принятия решения суда в Челябинский областной суд через Еманжелинский городской суд.
РЎСѓРґСЊСЏ Касьянова Р.Р“.