Дело №12-133/2021
59MS0070-01-2021-002374-71
РЕШЕНИЕ
17 ноября 2021 года судья Лысьвенского городского суда Пермского края Рязанцева Л.В.,
при секретаре судебного заседания Караваевой И.В.,
с участием представителя МУП МО «Лысьвенский городской округ» «Теплоэнергоремонт» Блиначевой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Лысьве Пермского края жалобу и.о. директора муниципального унитарного предприятия муниципального образования «Лысьвенский городской округ» «Теплоэнергоремонт» на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Лысьвенского судебного района по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Лысьвенского судебного района муниципальное унитарное предприятие муниципального образования «Лысьвенский городской округ» «Теплоэнергоремонт» (далее – МУУП «Теплоэнергоремонт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, и.о. директора МУУП «Теплоэнергоремонт» Лысков Н.М. обратился в суд с жалобой, в которой выражает несогласие с оценкой доказательств и выводами мирового судьи. Полагает, что мировым судьей не было принято во внимание то обстоятельство, что повреждение ограждений и сигнальных огней произошло в следствии виновных действий водителя транспортного средства, находящегося в состоянии алкогольного опьянения. Акт о выявленных недостатках и эксплуатации состояния автомобильных дорог составлялся без привлечения ответственного лица за состояние данного участка дороги. При проведении указанных работ на данном участке, было назначено должностное лицо начальник тепловых сетей МУУП «Теплоэнергоремонт» Зюзичев А.В. Не учтен тот факт, что иных ДТП на данном участке дороги за длительный период времени совершено не было, что является подтверждением того, что все участники дорожного движения были надлежащим образом извещены о проведении ремонтных работ. Считает, что в действиях МУУП «Теплоэнергоремонт» отсутствуют состав правонарушения, поскольку участники дорожного движения были информированы о ведении ремонтных работ на вышеуказанном участке дороги, путем выставления соответствующих дорожных знаков, ограждений, сигнальных огней, согласно схеме расстановки дорожных знаков. Просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании защитник Блиначева Т.В. поддержала доводы жалобы, просила отменить постановление мирового судьи судебного участка № 3 Лысьвенского судебного района.
Выслушав лиц, участвовавших в деле, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы суд не находит оснований для ее удовлетворения исходя из следующего.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ наступает за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектами данного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в силу ст. 3 которого, дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 14 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ.Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями.
По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ являются в числе иных юридические лица независимо от форм собственности, ответственные за соблюдение правил ремонта и содержание дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, а также своевременное устранение помех для движения.
ГОСТ Р 52289-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений (далее, кроме раздела 8, - дорогах) - далее ГОСТ Р 52289-2019.
Согласно п. 6.1.1.1 ГОСТ Р 58350-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Технические средства организации дорожного движения в местах производства работ. Технические требования. Правила применения» дорожные знаки в эоне работ устанавливают в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289. Знаки устанавливают на опорах, в том числе на переносных опорах.
Знаки устанавливают последовательно от начала зоны работ начиная со знаков 1.25 (п. 6.1.1.3 ГОСТ Р 58350-2019).
Так, согласно ГОСТ Р 52289 в зоне производстве работ применяются следующие знаки: знак 1.25 «Дорожные работы» (п. 5.2.27ГОСТ Р 52289) устанавливают перед участком дороги, в пределах которого проводят любые виды работ; знак 3.1 «Въезд запрещен» (п. 5.4.2 ГОСТ Р 52289) устанавливают для запрещения въезда на отдельную полосу движения или отдельный участок дороги, в том числе трамвайные пути; знак 4.1.3 «Движение налево» (п. 5.5.2 ГОСТ Р 52289) применяют для разрешения движения на ближайшем пересечении проезжих частей в направлениях, указанных стрелками на знаке, а знаки 4.1.3, 4.1.5, 4.1.6 – и для разрешения разворота.
Согласно п. 6.6.1 ГОСТ Р 58350-2019 сигнальные фонари применяют в сочетании с временными дорожными ограждающими и направляющими устройствами при производстве: долгосрочных работ; краткосрочных работ в темное время суток.
На ограждающих устройствах и дорожных конусах применяют вставные фонари с рассеивателем красного цвета. Подвесные фонари с рассеивателем красного цвета допускается размещать на дорожных ограждающих устройствах, применяемых для ограждения рабочей зоны. на дорожных пластинах применяют сигнальные фонари с рассеивателем желтого цвета в форме круга (п. 6.6.2ГОСТ Р 58350-2019).
Фонари рекомендуется устанавливать на пластинах, установленных по границе закрытого для движения участка полосы в эоне предупреждения, а также на переезде через разделительную полосу и на участке перед ним.
При производстве краткосрочных работ фонари устанавливают на каждом направляющем или ограждающем устройстве, устанавливаемом для обозначения эоны отгона и ограждения продольной буферной и рабочей эон (п. 6.6.5 ГОСТ Р 58350-2019).
При закрытии полосы (полос) движения на дорожных ограждающих устройствах устанавливают не менее двух фонарей на полосу движения. (п. 6.6.6ГОСТ Р 58350-2019).
Включение фонарей следует проводить с началом темного времени суток, отключение — с его окончанием. В дневное время фонари включают при метеорологической видимости менее 200 м, а также при наличии задымления ( п. 6.6.7ГОСТ Р 58350-2019).
Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.6.019-2016 (далее - ОДМ 218.6.019-2016) определяет принципы организации движения транспортных средств, велосипедистов и пешеходов в местах производства дорожных работ, а также обустройства техническими средствами организации дорожными движения и иными направляющими и ограждающими устройствами. Рекомендации направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охрану окружающей среды.
В соответствии с пунктом 3.6 ОДМ 218.6.019-2016 участок временного изменения движения представляет собой участок дороги между первым предупреждающим знаком и знаком, отменяющим ограничения, на котором в связи с производством дорожных работ вводятся изменения в движение транспортных средств, велосипедистов и пешеходов.
Согласно пункту 4.1.2 ОДМ 218.6.019-2016 для организации и обеспечения безопасности дорожного движения в местах производства работ руководствуются соответствующими требованиями технических регламентов, межгосударственных и национальных стандартов, правилами, настоящим методическим документом и другими отраслевыми дорожными методиками по организации и обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах.
Из пункта 4.1.4 ОДМ 218.6.019-2016 следует, что места производства работ обустраиваются техническими средствами организации дорожными движения, иными направляющими и ограждающими устройствами, средствами сигнализации и прочими средствами, предусмотренными настоящим методическим документом. В местах производства работ применяются по ГОСТ Р 52289 технические средства организации дорожного движения.
При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог, независимо от форм их собственности, для обустройства мест производства работ используются временные дорожные знаки; временную разметку проезжей части; ограждающие и направляющие устройства; средства сигнализации; дорожные устройства (пункт 4.1.5 ОДМ 218.6.019-2016).
В соответствии с пунктом 4.2.1 ОДМ 218.6.019-2016 производство работ начинается организацией-исполнителем при наличии утвержденной и согласованной в порядке, предусмотренном подразделом 4.4.2, схемы организации движения и ограждения места производства дорожных работ.
Согласно пункту 4.2.2 ОДМ 218.6.019-2016 применяемые при дорожных работах технические средства организации движения, ограждающие и направляющие устройства, устанавливаются и содержатся за счет организации-исполнителя.
Из пункта 4.2.4 ОДМ 218.6.019-2016 следует, что уполномоченными лицами организации-исполнителя ежедневно перед началом и во время проведения работ, а также после окончания рабочей смены проверяется наличие и состояние технических средств организации дорожного движения, ограждающих и направляющих устройств, предусмотренных схемой организации движения и ограждения мест производства работ, соответствие видимости дорожных знаков и светофоров требованиям ГОСТ Р 52289, световозвращателей - ГОСТ Р 50597. При необходимости заменяются пришедшие в негодность, в том числе по причине несоответствия светотехнических характеристик знаков и разметки ГОСТ Р 50597, конусов и пластин - ГОСТ 32758, или устанавливаются отсутствующие средства организации дорожного движения.
Схемы всех видов работ в пределах полосы отвода дороги или в "красных линиях" утверждаются владельцем автомобильной дороги. Уведомление о месте и сроках проведения работ, а также утвержденная схема передаются организацией-исполнителем в подразделения Госавтоинспекции на региональном или районном уровне, осуществляющие федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения на данном участке дороги, не менее чем за одни сутки. При проведении долговременных работ длительностью более 5 суток соответствующее подразделение Госавтоинспекции информируется владельцем автомобильной дороги об адресе участка, на котором намечено проведение работ, сроках их проведения не менее чем за 7 суток (пункт 4.4.2.1 ОДМ 2ДД.ММ.ГГГГ-2016).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 02:20 час. при выезде на место дорожно-транспортного происшествия, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в 02:10 час. в соответствии с п.п. 33.7, 88 Административного регламента МВД России исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденного Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № при изучении места происшествия, выявлены недостатки в организации дорожного движения в месте производства земляных работ на проезжей части <адрес>, в районе <адрес> края, связанных с производством земляных работ от ТК-171 до ТК 174Б, со стороны МУУП «Теплоэнергоремонт», ответственного за их производство, выразившееся в несоблюдении МУУП «Теплоэнергоремонт» требований по обеспечению безопасности дорожного движения при производстве работ на дороге, не принятии мер по осуществлению временного ограничения движения на участке производства работ, связанных с производством земляных работ от ТК-171 до ТК 174Б на автомобильной дороге/улице <адрес>, в районе <адрес>, пользование которым угрожает безопасности дорожного движения, а именно: не обозначило место производства работ дорожными знаками, а в темное время суток – дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями, в соответствии со схемой организации дорожного движения, ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 58350-2019 и ОДМ 218.6.919-2016, 1.25 «Дорожные работы», 3.2 «Движение запрещено» по <адрес> со стороны <адрес> и <адрес>.25 «Дорожные работы», 4.1.3 «Движение налево» по <адрес> со стороны <адрес> в <адрес> края.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении (л.д. 3-10); актом выявленных недостатков от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на участке дороги <адрес> (участок от <адрес> до <адрес>) выявлены недостатки в месте производства дорожных работ: отсутствуют красные сигнальные огни на ограждающих устройствах, установленные по <адрес>, с обеих сторон в месте производственных работ на дороге в темное время суток; отсутствуют дорожные знаки 1.25 «Дорожные работы», 3.2 «Движение запрещено» с обеих сторон по <адрес>.25 «Дорожные работы», 4.1.3 «Движение налево» на <адрес> по стороны <адрес> (л.д. 16); фототаблицами от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-23); письмом МУУП «Теплоэнергоремонт» о согласовании перекрытия дороги при движении транспорта для производства земляных работ на участке от ТК-171 до ТК-174Б по <адрес> с приложенной схемой расстановки дорожных знаков и указанием расположения сигнальных огней при проведении ремонтных работ (л.д. 24, 25); заявлением в адрес Управления инфраструктуры администрации Лысьвенского городского округа о выдаче разрешения на производства земляных работ для капитального ремонта тепловой сети в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на участке от ТК-171 до ТК-174Б по <адрес> с указанием обеспечения, в том числе, автобезопасности (красные фонари, дорожные знаки) (л.д. 27, 28); разрешением № на производство земляных работ от ДД.ММ.ГГГГ, выданное МУУП «Теплоэнергоремонт», с указанием обеспечения условий безопасности движения пешеходов и автотранспорта (предусмотреть ограждение места проведения работ, объезд для транспортных средств и обходной путь для пешеходов) (л.д. 29); актом обследования территорий до начала земляных работ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30); копией схемы расстановки дорожных знаков при проведении ремонтных работ, на которой обозначено отсутствие дорожных знаков 1.25 «Дорожные работы», 3.2 «Движение запрещено» с обеих сторон по <адрес>.25 «Дорожные работы», 4.1.3 «Движение налево» на <адрес> по стороны <адрес> (л.д. 32); уведомлением о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении (л.д. 48-49); копией журнала оперативно-диспетчерской службы, из которого видно, что в период производства работ осуществлялась проверка наличия в месте их производства ограждений и знаков, вместе с тем, отсутствуют данные о том, что ДД.ММ.ГГГГ в 02:20 час. на участке производства земляных работ присутствуют сигнальные фонари (л.д. 63-82); выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 43-47), показаниями свидетелей ФИО6, ФИО7 (л.д.94-101).
Таким образом, мировым судьей верно установлено, что с момента начала производства работ на участке дороги МУУП «Теплоэнергоремонт», являясь исполнителем работ, обязано обеспечить на объекте безопасность движения транспортных средств и пешеходов, выполнение необходимых мероприятий по технике безопасности.
Исследованные в судебном заседании доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности соответствуют закону. Не доверять имеющимся в деле доказательствам и относиться к ним критически у мирового судьи и суда апелляционной инстанции оснований не имеется, в связи с чем, действия МУУП «Теплоэнергоремонт» квалифицируются по ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ. Допущенное правонарушение посягает на безопасность дорожного движения, следовательно, на жизнь и здоровье его участников, в связи с чем, представляет высокую общественную опасность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
МУУП «Теплоэнергоремонт», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, имеются основания для привлечения к административной ответственности по статье 12.34 названного Кодекса.
Доводы жалобы о том, что наличие знаков и ограждений, сигнальных огней, установленных на участке дороги от ТК-171 до ТК-174Б в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается отсутствием иных дорожно-транспортных происшествий в указанный период, равно как и представленные защитниками фототаблицы (л.д. 33-36) не могут служить основанием полагать, что МУУП «Теплоэнергоремонт» ДД.ММ.ГГГГ в 02:20 час. были соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при производстве земляных работ на дороге и принятию им всех меры по осуществлению временного ограничения движения на участке производства работ.
Доводы о том, что МУУП «Теплоэнергоремонт» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, поскольку ответственным за их выполнение назначен начальник участка № ФИО4, также верно были не приняты во внимание мировым судьей поскольку, исходя из положений приведенных норм и пунктов 14, 15 Основных положений, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ являются, в том числе, и юридические лица, ответственные за производство работ на дорогах.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, обязанное обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ на дорогах.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено. Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения, поскольку за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При этом согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении наказания мировым судьей были приняты во внимание характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие смягчающих и наличие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении МУУП «Теплоэнергоремонт» вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности не нарушен.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенного постановления, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Лысьвенского судебного района Пермского края от 30.09.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального унитарного предприятия муниципального образования «Лысьвенский городской округ» «Теплоэнергоремонт»- оставить без изменения, жалобу и.о. директора муниципального унитарного предприятия муниципального образования «Лысьвенский городской округ» «Теплоэнергоремонт» Лыскова Н.М. - без удовлетворения.
Судья: Л.В. Рязанцева