Решение по делу № 2-1164/2024 от 06.08.2024

Гр.дело № 2-1164/2024 УИД 51RS0007-01-2024-001888-95

Мотивированное решение составлено 16.10.2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11.10.2024 года г.Апатиты

Апатитский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Полузиной Е.С.,

при помощнике судьи Белякове А.А.,

с участием представителя истца Яценко С.Л.,

представителя ответчика Степанчук Н.А.,

представителя третьего лица ОГИБДД МО МВД России «Апатитский» Бакурина В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смоляк Риммы Ивановны к Государственному областному казенному учреждению по управлению автомобильными дорогами Мурманской области о возложении обязанности устранить препятствия в доступе к земельному участку,

УСТАНОВИЛ:

Смоляк Р.И. обратилась в суд с иском к Государственному областному казенному учреждению по управлению автомобильными дорогами Мурманской области (далее, Мурманскавтодор) о возложении обязанности устранить препятствия в доступе к земельному участку.

В обоснование заявленных требований указано, что Смоляк Р.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером <№>, а также арендатором земельного участка с кадастровым номером <№>. Оба земельных участка расположены в районе ул. <адрес> г. Апатиты. Мурманскавтодор около указанных земельных участков осуществляет строительство остановочного пункта общественного пассажирского транспорта на автомобильной дороге Апатиты-Тик-Губа, км. 0+122. Данный остановочный пункт перекрывает единственный выезд с вышеуказанных земельных участков. Другой возможности проехать к земельным участкам не имеется. Просит запретить Мурманскавтодору строительство остановочного пункта общественного пассажирского транспорта на автомобильной дороге Апатиты-Тик-Губа, км. 0+122.

В ходе рассмотрения дела Смоляк Р.И. уточнила исковые требования и с учетом того, что земельный участок, находящийся у нее в аренде имеет связь только с улицей Кирова, на которой ответчик возвел остановочный комплекс и тем самым перекрыл единственный выезд с данного участка, просит обязать Марманскавтодор демонтировать остановочный пункт общественного пассажирского транспорта на автомобильной дороге Апатиты-Тик-Губа, км. 0+122.

Истец Смоляк Р.И. о времени и месте судебного заседания извещена, не явилась.

Представитель истца Яценко С.Л. в судебном заседании просил удовлетворить уточненные исковые требования, дополнительно пояснил, что спорный остановочный комплекс перекрывает единственный выезд с арендованного земельного участка с кадастровым номером <№>, другой возможности подъехать к данному участку не имеется.

Представитель ответчика Мурманскавтодор Степанчук Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление из которых следует, что автомобильная дорога общего пользования регионального значения «Апатиты-Тик-Губа» с идентификационным номером 47 ОП РЗ 47К-030 является собственностью Мурманской области на основании постановления Правительства Мурманской области № 179-ПП от 22.04.2010 г. В соответствии с распоряжением Правительства Мурманской области от 4.10.2011 г. № 364-РП, управленческие функции в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Мурманской области переданы Мурманскавтодору. Истец за согласованием размещения съезда на автомобильную дорогу регионального значения «Апатиты-Тик-Губа» к Мурманскавтодору, как владельцу автомобильной дороги, не обращалась. В соответствии с проектом организации дорожного движения на автомобильную дорогу «Апатиты-Тик-Губа», Мурманскавтодор, являясь государственным заказчиком по государственному контракту от <дата> г. № <№>, разработал проектную документацию на выполнение работ по устройству недостающего остановочного пункта общественного пассажирского транспорта на автомобильной дороге «Апатиты-Тик-губа», км. 0+122 (справа). Согласно указанной проектной документации непосредственно сам автопавильон общественного пассажирского транспорта расположен вблизи земельного участка с кадастровым номером <№>, который предоставлен истцу на праве аренды, относится к категории земель: земли населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования: улично-дорожная сеть. Полагает, что данный объект по своему функциональному значению предназначен для использования неограниченным кругом лиц, в целях удовлетворения общественных потребностей. При разработке проектной документации на выполнение работ, по устройству недостающего остановочного пункта общественного пассажирского транспорта, разработчиком ООО «СИТЭК» получено согласование администрации г. Апатиты о размещении остановочного комплекса в районе дома № 9 по ул. Кирова в г. Апатиты. Согласно схемы выполнения работ из проектной документации земельный участок с кадастровым номером <№>, который предоставлен истцу на праве аренды, справа примыкает к земельному участку с кадастровым номером <№>, с правой стороны которого имеется съезд в виде грунтовой дороги, а слева примыкает к земельному участку с кадастровым номером <№> который принадлежит истцу на праве собственности, слева от которого также имеется съезд в виде грунтовой дороги. Истцом не представлено доказательств невозможности организации проезда к земельному участку путем оформления сервитута. При этом, согласно вышеуказанной схеме, устройство бортового камня, который мог бы затруднять проезд, предусмотрено до начала указанных грунтовых дорог. Обращает внимание, что в материалы дела не представлено доказательств того, что съезд с автодороги к земельному участку с кадастровым номером <№> когда-либо согласовывался и был предусмотрен в действующем Проекте организации дорожного движения. При разработке Проектной документации на работы по устройству остановочного пункта учитывалось состояние участка автомобильной дороги и отсутствие съездов к земельному участку с кадастровым номером <№> согласно Проекту организации дорожного движения. При таких обстоятельствах Мурманскавтодор полагает что истец не может ссылаться о нарушении его права пользования земельным участком, путем перекрытия возможности проезда через несанкционированный съезд. Также, указывают, что технический паспорт на автомобильную дорогу Апатиты- Тик-Губа (по состоянию на 13.07.2007) предусматривал место размещения остановочного пункта- 0+125км. Из –за размещенных капитальных построек, жилых домов вблизи 0+125км., отсутствовала техническая возможность размещения остановочного пункта в соответствии с новыми требованиями ГОСТ Р 52766-2007 (от 23.10.2007) в месте указанном в техническом паспорте, в связи с чем остановочный пункт размещен на 0+122 км. Обращают внимание, что стоимость работ по разработке проектной документации на устройство недостающего остановочного пункта составила <.....>., стоимость самих работ согласно государственному контракту составила <.....> руб. Полагает, что поскольку работы по устройству недостающего остановочного пункта общественного пассажирского транспорта на автомобильной дороге «Апатиты-Тик-губа», км. 0+122 (справа), осуществляются в целях обеспечения безопасности дорожного движения населения, а также соответствуют уставной деятельности и требованиям действующего законодательства, исковые требования Смоляк Р.И. не подлежат удовлетворению. Степанчук Н.А. также пояснила, что в настоящее время остановочный пункт возведен, однако документы о приемке работ по его устройству не оформлены.

Представитель третьего лица ОГИБДД МО МВД России «Апатитский», Бакурин В.А. в ходе рассмотрения дела полагал что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку остановочный комплекс отвечает требованиям безопасности дорожного движения и установлен в соответствии с действующим Проектом организации дорожного движения.

Третье лицо Министерство транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился; ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствии их представителя. Согласно отзыва, считают, что исковые требования Смоляк Р.И. не обоснованы и не подлежат удовлетворению. Указывают, что работы по устройству недостающего остановочного пункта общественного пассажирского транспорта на автомобильной дороге Апатиты- Тик-Губа, км. 0+122 (справа) осуществляются в целях обеспечения безопасности дорожного движения населения и соответствуют требованиям действующего законодательства.

Третьи лица Администрация г. Апатиты, Управление архитектуры и градостроительства администрации города Апатиты о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились. В представленных отзывах на исковое заявление ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, оставили вынесение решения на усмотрение суда. Из отзыва следует, что автомобильная дорога «Апатиты-Тик-Губа» с идентификационным номером 47 ОП РЗ 47К-030 (расположенная на земельном участке с кадастровым номером <.....>), на основании постановления Правительства Мурманской области № 179-ПП от 22.04.2010 г., отнесена к дороге регионального значения. Поскольку указанная дорога находится в оперативном управлении ГОКУ по Управлению автомобильными дорогами по Мурманской области, одним из основных видов деятельности которого является эксплуатация автомобильных дорог и автомагистралей, при проведении различных работ на указанной автомобильной дороге согласование с МКУ г. Апатиты «УГХ» не требуется.

Третьи лица Министерство имущественных отношений Мурманской области, ООО «СИТЕК», о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители не явились.

Суд, руководствуясь статьями 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав присутствующих лиц, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Правом на иск об устранении препятствий, не связанных с лишением владения, в силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации обладает собственник, либо иной законный владелец (обладатель вещного права, арендатор, доверительный управляющий), который владеет вещью, но лишен возможности пользоваться и (или) распоряжаться ею.

Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 данного Кодекса.

В соответствии со ст. 3 Закона Мурманской области от 27.12.2019 №2459-01-ЗМО и Положения о Министерстве имущественных отношений Мурманской области, утв. Постановлением Правительства Мурманской области от 31.01.2020 №21-ПП полномочия в области земельных отношений в части предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет Министерство имущественных отношений Мурманской области.

Согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

При этом, в силу положений п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В силу статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ предусмотрено, что остановочные пункты относятся элементам обустройства автомобильных дорог.

Распоряжением Минтранса России от 23.05.2003 года N ИС-460-р утверждены ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования", в соответствии с п. 3.1.1 которых на автомобильных дорогах I - III категорий в состав автобусной остановки входят следующие элементы: остановочная площадка; посадочная площадка; площадка ожидания (для дорог I - III категорий); переходно-скоростные полосы; заездной карман (при размещении остановки в зоне пересечения или примыкания автомобильных дорог); разделительная полоса (для дорог I - III категорий); тротуары и пешеходные дорожки (для дорог I - III категорий); пешеходный переход; автопавильон; скамьи; туалет (для дорог I - III категорий); контейнер и урны для мусора (для дорог IV категории только урна); технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (на остановках в пределах населенных пунктов).

Согласно Устава Государственного областного казенного учреждения по управлению автомобильными дорогами Мурманской области (Мурманскавтодор) учредителем данного учреждения и собственником имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления является Мурманская область. Учреждение осуществляет свою деятельность в сфере управления автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения Мурманской области. Целями деятельности учреждения являются в т.ч. реализация планов дорожных работ; сохранение, улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств, а также их благоустройство за счет и в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств. Учреждение находится в ведомственной подчиненности Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области, которое осуществляет функции и полномочия учредителя и бюджетных полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Полномочия собственника имущества учреждения от имени Мурманской области осуществляет Министерство имущественных отношений Мурманской области.

Как установлено в судебном заседании, автомобильная дорога общего пользования регионального значения «Апатиты-Тик-Губа» с идентификационным номером 47 ОП РЗ 47К-030, протяженностью 1,720 кв., является собственностью Мурманской области на основании постановления Правительства Мурманской области № 179-ПП от 22.04.2010.

В соответствии с распоряжением Правительства Мурманской области от 4.10.2011 г. № 364-РП, управленческие функции в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Мурманской области переданы Государственному областному казенному учреждению по управлению автомобильными дорогами Мурманской области (Мурманскавтодор).

Согласно выписки из ЕГРН от 14.12.2023, автомобильная дорога Апатиты- Тик-Губа 0-0+650 км расположена на земельном участке с кадастровым номером 51:14:0000000:49 относящемся к категории земель населенных пунктов, правообладателем его является Мурманскавтодор.

Из технического паспорта на автомобильную дорогу Апатиты- Тик-Губа (поставленного по состоянию на 13.07.2007) следует, что в элементах обустройства данной дороги предусмотрено три автобусных остановки, в том числе автобусная остановка 0,125км.

Указанная автобусная остановка предусмотрена в Проекте организации дорожного движения на автомобильной дороге «Апатиты-Тик-Губа», км. 0+000 – км. 1+720, утвержденном и.о. начальника Мурманскавтодора 23.05.2013 и в действующей схеме организации дорожного движения на автомобильной дороге «Апатиты-Тик-Губа».

На основании заключенного между Мурманскавтодор и ООО «Ситэк» государственного контракта от <дата><№> была разработана проектная документация по устройству недостающего остановочного пункта общественного пассажирского транспорта на автомобильной дороге «Апатиты-Тик-Губа», км. 0+122 (справа).

Кроме того, согласно государственного контракта от <дата><№> заключённого между Государственным областным казенным учреждением по управлению автомобильными дорогами Мурманской области (Мурманскавтодор) и подрядчиком в лице ФИО1., последнему поручено выполнить работы по капитальному ремонту автомобильной дороги «Апатиты-Тик-Губа», км. 0+122 (справа), а именно работы по устройству недостающего остановочного пункта общественного пассажирского транспорта.

Размещение указанного остановочного комплекса в районе дома 9, по улице Кирова в городе Апатиты, было согласовано Администрацией города Апатиты письмом от 09.10.2023 за №4521-01/23.

Согласно выписки из ЕГРН от <дата> земельный участок с кадастровым номером <№> расположенный по адресу: Мурманская область, МО Апатиты с подведомственной территорией, город Апатиты ул. <адрес>, принадлежит на праве собственности Смоляк Р.И.

Право собственности на земельный участок с кадастровым номером <№> не зарегистрировано, полномочиями по распоряжению им обладает Министерство имущественных отношений Мурманской области. Согласно выписки из ЕГРН от <дата> указанный земельный участок обременен правом аренды в пользу Смоляк Р.И.

Данные обстоятельства подтверждаются представленным в материалы дела договором аренды №<№> от <дата> заключенным между Министерством имущественных отношений Мурманской области и Смоляк Р.И., по условиям которого последняя приняла на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером <№>; срок аренды установлен- 4 года 10 месяцев.

Право собственности на земельный участок с кадастровым номером <№> не зарегистрировано, полномочиями по распоряжению им обладает Министерство имущественных отношений Мурманской области. Указанный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет <дата>; согласно межевому плану заказчиком кадастровых работ являлась Смоляк Р.И. Из протокола от <дата> рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения аренды земельного участка с кадастровым номером <№> следует, что аукцион признан несостоявшимся, так как не подано ни одной заявки на участие в аукционе.

Мурманскавтодор на обращение Смоляк Р.М. по вопросу ограничения выезда с земельного участка с кадастровым номером <№> и перегораживания проезда к земельному участку с кадастровым номером <№>, сообщил (исх. от <дата>, от <дата>), что работы по устройству недостающего остановочного пункта общественного пассажирского транспорта на автомобильной дороге Апатиты-Тик-Губа проводятся в рамках заключенного с ИП ФИО1. государственного контракта от <дата><№> и в соответствии с проектной документацией, разработанной ООО «Ситек» в 2023 году. В действующем проекте организации дорожного движения на автомобильную дорогу Апатиты- Тик-Губа отсутствуют сведения о примыкании к указанному земельному участку; в адрес Мурманскавтодора не поступало обращений со стороны владельца (собственника) земельного участка. Все проектные решения по данному объекту соответствуют требованиям действующего законодательства, основания для остановки строительно-монтажных работ и внесения изменений в проектную документацию отсутствуют.

По результатам проверки проведенной Прокуратурой г. Апатиты по обращению Смоляк Р.И., установлено, что оснований для принятия мер прокурорского реагирования по доводам обращения (по вопросу законности проведения работ по установке остановочного комплекса в районе ул. <.....> г. Апатиты) не имеется (ответ от <дата>).

Согласно Схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, земельный участок с кадастровым номером <№> граничит с автомобильной дорогой «Апатиты-Тик-Губа», рядом с данным земельным участком расположен остановочный пункт общественного пассажирского транспорта. Земельный участок с кадастровым номером <№> справа примыкает к земельному участку с кадастровым номером <№>, с правой стороны которого имеется съезд в виде грунтовой дороги. Указанные участки и грунтовая дорога упираются в земельный участок <№>. С левой стороны земельный участок с кадастровым номером <№> примыкает к земельному участку с кадастровым номером <№>, слева от которого, имеется съезд в виде грунтовой дороги.

В ходе выездного судебного заседания с участием специалиста- инженера-геодезиста ФИО2 установлено, что земельные участки <№> ограждения не имеют. Через земельный участок <№> проходит грунтовая дорога имеющая выезд на автомобильную дорогу Апатиты-Тик-Губа. К земельному участку с кадастровым номером <№> имеется проезд через земельные участки <№>. С левой стороны доступа на земельный участок с кадастровым номером <№> не имеется, поскольку вдоль земельного участка с кадастровым номером <№> расположен бетонный забор.

Специалист ФИО2 пояснила суду, что остановочный комплекс не пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами <№>.

Юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию при рассмотрении данного дела, является выяснение вопроса о нарушении прав истца действиями ответчика, имеется ли возможность въезда и выезда на территорию принадлежащих ей земельных участков в связи с размещением рядом с ними остановочного пункта общественного пассажирского транспорта, установленного ответчиком.

Таких нарушений со стороны ответчика судом не установлено.

Факт наличия подъездных путей к земельному участку с кадастровым номером <№> достоверно судом установлен в ходе рассмотрения дела. Также, имеется доступ к земельному участку <№>, в т.ч. по земельному участку <№> государственная собственность в настоящее время на который не разграничена, соответственно истец не лишен возможности использовать для проезда смежные земельные участки.

Само по себе наличие вблизи земельных участков <№> автобусной остановки не свидетельствует о нарушении прав истца (наличии препятствий в надлежащем использовании указанных земельных участков).

Суд принимает во внимание, что остановочный пункт общественного пассажирского транспорта на автомобильной дороге «Апатиты-Тик-Губа», км. 0+122 является важным социально значимым объектом, его устройство направлено на повышение безопасности дорожного движения и пассажиров.

Возведение указанной остановки производится в соответствии с разработанной и утвержденной в установленном порядке проектной документацией, в границах земельного участка на котором расположена автодорога («Апатиты-Тик-Губа», км. 0+122).

При указанных обстоятельствах, правовых оснований для возложения на ответчика обязанности демонтировать остановочный пункт общественного пассажирского транспорта на автомобильной дороге «Апатиты-Тик-Губа», км. 0+122, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Смоляк Риммы Ивановны к Государственному областному казенному учреждению по управлению автомобильными дорогами Мурманской области о возложении обязанности устранить препятствия в доступе к земельному участку, отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Е.С. Полузина


Гр.дело № 2-1164/2024 УИД 51RS0007-01-2024-001888-95

Мотивированное решение составлено 16.10.2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11.10.2024 года г.Апатиты

Апатитский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Полузиной Е.С.,

при помощнике судьи Белякове А.А.,

с участием представителя истца Яценко С.Л.,

представителя ответчика Степанчук Н.А.,

представителя третьего лица ОГИБДД МО МВД России «Апатитский» Бакурина В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смоляк Риммы Ивановны к Государственному областному казенному учреждению по управлению автомобильными дорогами Мурманской области о возложении обязанности устранить препятствия в доступе к земельному участку,

УСТАНОВИЛ:

Смоляк Р.И. обратилась в суд с иском к Государственному областному казенному учреждению по управлению автомобильными дорогами Мурманской области (далее, Мурманскавтодор) о возложении обязанности устранить препятствия в доступе к земельному участку.

В обоснование заявленных требований указано, что Смоляк Р.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером <№>, а также арендатором земельного участка с кадастровым номером <№>. Оба земельных участка расположены в районе ул. <адрес> г. Апатиты. Мурманскавтодор около указанных земельных участков осуществляет строительство остановочного пункта общественного пассажирского транспорта на автомобильной дороге Апатиты-Тик-Губа, км. 0+122. Данный остановочный пункт перекрывает единственный выезд с вышеуказанных земельных участков. Другой возможности проехать к земельным участкам не имеется. Просит запретить Мурманскавтодору строительство остановочного пункта общественного пассажирского транспорта на автомобильной дороге Апатиты-Тик-Губа, км. 0+122.

В ходе рассмотрения дела Смоляк Р.И. уточнила исковые требования и с учетом того, что земельный участок, находящийся у нее в аренде имеет связь только с улицей Кирова, на которой ответчик возвел остановочный комплекс и тем самым перекрыл единственный выезд с данного участка, просит обязать Марманскавтодор демонтировать остановочный пункт общественного пассажирского транспорта на автомобильной дороге Апатиты-Тик-Губа, км. 0+122.

Истец Смоляк Р.И. о времени и месте судебного заседания извещена, не явилась.

Представитель истца Яценко С.Л. в судебном заседании просил удовлетворить уточненные исковые требования, дополнительно пояснил, что спорный остановочный комплекс перекрывает единственный выезд с арендованного земельного участка с кадастровым номером <№>, другой возможности подъехать к данному участку не имеется.

Представитель ответчика Мурманскавтодор Степанчук Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление из которых следует, что автомобильная дорога общего пользования регионального значения «Апатиты-Тик-Губа» с идентификационным номером 47 ОП РЗ 47К-030 является собственностью Мурманской области на основании постановления Правительства Мурманской области № 179-ПП от 22.04.2010 г. В соответствии с распоряжением Правительства Мурманской области от 4.10.2011 г. № 364-РП, управленческие функции в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Мурманской области переданы Мурманскавтодору. Истец за согласованием размещения съезда на автомобильную дорогу регионального значения «Апатиты-Тик-Губа» к Мурманскавтодору, как владельцу автомобильной дороги, не обращалась. В соответствии с проектом организации дорожного движения на автомобильную дорогу «Апатиты-Тик-Губа», Мурманскавтодор, являясь государственным заказчиком по государственному контракту от <дата> г. № <№>, разработал проектную документацию на выполнение работ по устройству недостающего остановочного пункта общественного пассажирского транспорта на автомобильной дороге «Апатиты-Тик-губа», км. 0+122 (справа). Согласно указанной проектной документации непосредственно сам автопавильон общественного пассажирского транспорта расположен вблизи земельного участка с кадастровым номером <№>, который предоставлен истцу на праве аренды, относится к категории земель: земли населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования: улично-дорожная сеть. Полагает, что данный объект по своему функциональному значению предназначен для использования неограниченным кругом лиц, в целях удовлетворения общественных потребностей. При разработке проектной документации на выполнение работ, по устройству недостающего остановочного пункта общественного пассажирского транспорта, разработчиком ООО «СИТЭК» получено согласование администрации г. Апатиты о размещении остановочного комплекса в районе дома № 9 по ул. Кирова в г. Апатиты. Согласно схемы выполнения работ из проектной документации земельный участок с кадастровым номером <№>, который предоставлен истцу на праве аренды, справа примыкает к земельному участку с кадастровым номером <№>, с правой стороны которого имеется съезд в виде грунтовой дороги, а слева примыкает к земельному участку с кадастровым номером <№> который принадлежит истцу на праве собственности, слева от которого также имеется съезд в виде грунтовой дороги. Истцом не представлено доказательств невозможности организации проезда к земельному участку путем оформления сервитута. При этом, согласно вышеуказанной схеме, устройство бортового камня, который мог бы затруднять проезд, предусмотрено до начала указанных грунтовых дорог. Обращает внимание, что в материалы дела не представлено доказательств того, что съезд с автодороги к земельному участку с кадастровым номером <№> когда-либо согласовывался и был предусмотрен в действующем Проекте организации дорожного движения. При разработке Проектной документации на работы по устройству остановочного пункта учитывалось состояние участка автомобильной дороги и отсутствие съездов к земельному участку с кадастровым номером <№> согласно Проекту организации дорожного движения. При таких обстоятельствах Мурманскавтодор полагает что истец не может ссылаться о нарушении его права пользования земельным участком, путем перекрытия возможности проезда через несанкционированный съезд. Также, указывают, что технический паспорт на автомобильную дорогу Апатиты- Тик-Губа (по состоянию на 13.07.2007) предусматривал место размещения остановочного пункта- 0+125км. Из –за размещенных капитальных построек, жилых домов вблизи 0+125км., отсутствовала техническая возможность размещения остановочного пункта в соответствии с новыми требованиями ГОСТ Р 52766-2007 (от 23.10.2007) в месте указанном в техническом паспорте, в связи с чем остановочный пункт размещен на 0+122 км. Обращают внимание, что стоимость работ по разработке проектной документации на устройство недостающего остановочного пункта составила <.....>., стоимость самих работ согласно государственному контракту составила <.....> руб. Полагает, что поскольку работы по устройству недостающего остановочного пункта общественного пассажирского транспорта на автомобильной дороге «Апатиты-Тик-губа», км. 0+122 (справа), осуществляются в целях обеспечения безопасности дорожного движения населения, а также соответствуют уставной деятельности и требованиям действующего законодательства, исковые требования Смоляк Р.И. не подлежат удовлетворению. Степанчук Н.А. также пояснила, что в настоящее время остановочный пункт возведен, однако документы о приемке работ по его устройству не оформлены.

Представитель третьего лица ОГИБДД МО МВД России «Апатитский», Бакурин В.А. в ходе рассмотрения дела полагал что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку остановочный комплекс отвечает требованиям безопасности дорожного движения и установлен в соответствии с действующим Проектом организации дорожного движения.

Третье лицо Министерство транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился; ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствии их представителя. Согласно отзыва, считают, что исковые требования Смоляк Р.И. не обоснованы и не подлежат удовлетворению. Указывают, что работы по устройству недостающего остановочного пункта общественного пассажирского транспорта на автомобильной дороге Апатиты- Тик-Губа, км. 0+122 (справа) осуществляются в целях обеспечения безопасности дорожного движения населения и соответствуют требованиям действующего законодательства.

Третьи лица Администрация г. Апатиты, Управление архитектуры и градостроительства администрации города Апатиты о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились. В представленных отзывах на исковое заявление ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, оставили вынесение решения на усмотрение суда. Из отзыва следует, что автомобильная дорога «Апатиты-Тик-Губа» с идентификационным номером 47 ОП РЗ 47К-030 (расположенная на земельном участке с кадастровым номером <.....>), на основании постановления Правительства Мурманской области № 179-ПП от 22.04.2010 г., отнесена к дороге регионального значения. Поскольку указанная дорога находится в оперативном управлении ГОКУ по Управлению автомобильными дорогами по Мурманской области, одним из основных видов деятельности которого является эксплуатация автомобильных дорог и автомагистралей, при проведении различных работ на указанной автомобильной дороге согласование с МКУ г. Апатиты «УГХ» не требуется.

Третьи лица Министерство имущественных отношений Мурманской области, ООО «СИТЕК», о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители не явились.

Суд, руководствуясь статьями 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав присутствующих лиц, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Правом на иск об устранении препятствий, не связанных с лишением владения, в силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации обладает собственник, либо иной законный владелец (обладатель вещного права, арендатор, доверительный управляющий), который владеет вещью, но лишен возможности пользоваться и (или) распоряжаться ею.

Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 данного Кодекса.

В соответствии со ст. 3 Закона Мурманской области от 27.12.2019 №2459-01-ЗМО и Положения о Министерстве имущественных отношений Мурманской области, утв. Постановлением Правительства Мурманской области от 31.01.2020 №21-ПП полномочия в области земельных отношений в части предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет Министерство имущественных отношений Мурманской области.

Согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

При этом, в силу положений п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В силу статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ предусмотрено, что остановочные пункты относятся элементам обустройства автомобильных дорог.

Распоряжением Минтранса России от 23.05.2003 года N ИС-460-р утверждены ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования", в соответствии с п. 3.1.1 которых на автомобильных дорогах I - III категорий в состав автобусной остановки входят следующие элементы: остановочная площадка; посадочная площадка; площадка ожидания (для дорог I - III категорий); переходно-скоростные полосы; заездной карман (при размещении остановки в зоне пересечения или примыкания автомобильных дорог); разделительная полоса (для дорог I - III категорий); тротуары и пешеходные дорожки (для дорог I - III категорий); пешеходный переход; автопавильон; скамьи; туалет (для дорог I - III категорий); контейнер и урны для мусора (для дорог IV категории только урна); технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (на остановках в пределах населенных пунктов).

Согласно Устава Государственного областного казенного учреждения по управлению автомобильными дорогами Мурманской области (Мурманскавтодор) учредителем данного учреждения и собственником имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления является Мурманская область. Учреждение осуществляет свою деятельность в сфере управления автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения Мурманской области. Целями деятельности учреждения являются в т.ч. реализация планов дорожных работ; сохранение, улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств, а также их благоустройство за счет и в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств. Учреждение находится в ведомственной подчиненности Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области, которое осуществляет функции и полномочия учредителя и бюджетных полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Полномочия собственника имущества учреждения от имени Мурманской области осуществляет Министерство имущественных отношений Мурманской области.

Как установлено в судебном заседании, автомобильная дорога общего пользования регионального значения «Апатиты-Тик-Губа» с идентификационным номером 47 ОП РЗ 47К-030, протяженностью 1,720 кв., является собственностью Мурманской области на основании постановления Правительства Мурманской области № 179-ПП от 22.04.2010.

В соответствии с распоряжением Правительства Мурманской области от 4.10.2011 г. № 364-РП, управленческие функции в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Мурманской области переданы Государственному областному казенному учреждению по управлению автомобильными дорогами Мурманской области (Мурманскавтодор).

Согласно выписки из ЕГРН от 14.12.2023, автомобильная дорога Апатиты- Тик-Губа 0-0+650 км расположена на земельном участке с кадастровым номером 51:14:0000000:49 относящемся к категории земель населенных пунктов, правообладателем его является Мурманскавтодор.

Из технического паспорта на автомобильную дорогу Апатиты- Тик-Губа (поставленного по состоянию на 13.07.2007) следует, что в элементах обустройства данной дороги предусмотрено три автобусных остановки, в том числе автобусная остановка 0,125км.

Указанная автобусная остановка предусмотрена в Проекте организации дорожного движения на автомобильной дороге «Апатиты-Тик-Губа», км. 0+000 – км. 1+720, утвержденном и.о. начальника Мурманскавтодора 23.05.2013 и в действующей схеме организации дорожного движения на автомобильной дороге «Апатиты-Тик-Губа».

На основании заключенного между Мурманскавтодор и ООО «Ситэк» государственного контракта от <дата><№> была разработана проектная документация по устройству недостающего остановочного пункта общественного пассажирского транспорта на автомобильной дороге «Апатиты-Тик-Губа», км. 0+122 (справа).

Кроме того, согласно государственного контракта от <дата><№> заключённого между Государственным областным казенным учреждением по управлению автомобильными дорогами Мурманской области (Мурманскавтодор) и подрядчиком в лице ФИО1., последнему поручено выполнить работы по капитальному ремонту автомобильной дороги «Апатиты-Тик-Губа», км. 0+122 (справа), а именно работы по устройству недостающего остановочного пункта общественного пассажирского транспорта.

Размещение указанного остановочного комплекса в районе дома 9, по улице Кирова в городе Апатиты, было согласовано Администрацией города Апатиты письмом от 09.10.2023 за №4521-01/23.

Согласно выписки из ЕГРН от <дата> земельный участок с кадастровым номером <№> расположенный по адресу: Мурманская область, МО Апатиты с подведомственной территорией, город Апатиты ул. <адрес>, принадлежит на праве собственности Смоляк Р.И.

Право собственности на земельный участок с кадастровым номером <№> не зарегистрировано, полномочиями по распоряжению им обладает Министерство имущественных отношений Мурманской области. Согласно выписки из ЕГРН от <дата> указанный земельный участок обременен правом аренды в пользу Смоляк Р.И.

Данные обстоятельства подтверждаются представленным в материалы дела договором аренды №<№> от <дата> заключенным между Министерством имущественных отношений Мурманской области и Смоляк Р.И., по условиям которого последняя приняла на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером <№>; срок аренды установлен- 4 года 10 месяцев.

Право собственности на земельный участок с кадастровым номером <№> не зарегистрировано, полномочиями по распоряжению им обладает Министерство имущественных отношений Мурманской области. Указанный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет <дата>; согласно межевому плану заказчиком кадастровых работ являлась Смоляк Р.И. Из протокола от <дата> рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения аренды земельного участка с кадастровым номером <№> следует, что аукцион признан несостоявшимся, так как не подано ни одной заявки на участие в аукционе.

Мурманскавтодор на обращение Смоляк Р.М. по вопросу ограничения выезда с земельного участка с кадастровым номером <№> и перегораживания проезда к земельному участку с кадастровым номером <№>, сообщил (исх. от <дата>, от <дата>), что работы по устройству недостающего остановочного пункта общественного пассажирского транспорта на автомобильной дороге Апатиты-Тик-Губа проводятся в рамках заключенного с ИП ФИО1. государственного контракта от <дата><№> и в соответствии с проектной документацией, разработанной ООО «Ситек» в 2023 году. В действующем проекте организации дорожного движения на автомобильную дорогу Апатиты- Тик-Губа отсутствуют сведения о примыкании к указанному земельному участку; в адрес Мурманскавтодора не поступало обращений со стороны владельца (собственника) земельного участка. Все проектные решения по данному объекту соответствуют требованиям действующего законодательства, основания для остановки строительно-монтажных работ и внесения изменений в проектную документацию отсутствуют.

По результатам проверки проведенной Прокуратурой г. Апатиты по обращению Смоляк Р.И., установлено, что оснований для принятия мер прокурорского реагирования по доводам обращения (по вопросу законности проведения работ по установке остановочного комплекса в районе ул. <.....> г. Апатиты) не имеется (ответ от <дата>).

Согласно Схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, земельный участок с кадастровым номером <№> граничит с автомобильной дорогой «Апатиты-Тик-Губа», рядом с данным земельным участком расположен остановочный пункт общественного пассажирского транспорта. Земельный участок с кадастровым номером <№> справа примыкает к земельному участку с кадастровым номером <№>, с правой стороны которого имеется съезд в виде грунтовой дороги. Указанные участки и грунтовая дорога упираются в земельный участок <№>. С левой стороны земельный участок с кадастровым номером <№> примыкает к земельному участку с кадастровым номером <№>, слева от которого, имеется съезд в виде грунтовой дороги.

В ходе выездного судебного заседания с участием специалиста- инженера-геодезиста ФИО2 установлено, что земельные участки <№> ограждения не имеют. Через земельный участок <№> проходит грунтовая дорога имеющая выезд на автомобильную дорогу Апатиты-Тик-Губа. К земельному участку с кадастровым номером <№> имеется проезд через земельные участки <№>. С левой стороны доступа на земельный участок с кадастровым номером <№> не имеется, поскольку вдоль земельного участка с кадастровым номером <№> расположен бетонный забор.

Специалист ФИО2 пояснила суду, что остановочный комплекс не пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами <№>.

Юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию при рассмотрении данного дела, является выяснение вопроса о нарушении прав истца действиями ответчика, имеется ли возможность въезда и выезда на территорию принадлежащих ей земельных участков в связи с размещением рядом с ними остановочного пункта общественного пассажирского транспорта, установленного ответчиком.

Таких нарушений со стороны ответчика судом не установлено.

Факт наличия подъездных путей к земельному участку с кадастровым номером <№> достоверно судом установлен в ходе рассмотрения дела. Также, имеется доступ к земельному участку <№>, в т.ч. по земельному участку <№> государственная собственность в настоящее время на который не разграничена, соответственно истец не лишен возможности использовать для проезда смежные земельные участки.

Само по себе наличие вблизи земельных участков <№> автобусной остановки не свидетельствует о нарушении прав истца (наличии препятствий в надлежащем использовании указанных земельных участков).

Суд принимает во внимание, что остановочный пункт общественного пассажирского транспорта на автомобильной дороге «Апатиты-Тик-Губа», км. 0+122 является важным социально значимым объектом, его устройство направлено на повышение безопасности дорожного движения и пассажиров.

Возведение указанной остановки производится в соответствии с разработанной и утвержденной в установленном порядке проектной документацией, в границах земельного участка на котором расположена автодорога («Апатиты-Тик-Губа», км. 0+122).

При указанных обстоятельствах, правовых оснований для возложения на ответчика обязанности демонтировать остановочный пункт общественного пассажирского транспорта на автомобильной дороге «Апатиты-Тик-Губа», км. 0+122, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Смоляк Риммы Ивановны к Государственному областному казенному учреждению по управлению автомобильными дорогами Мурманской области о возложении обязанности устранить препятствия в доступе к земельному участку, отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Е.С. Полузина


2-1164/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
СМОЛЯК РИММА ИВАНОВНА
Ответчики
Государственное областное казенное учреждение по управлению автомобильными дорогами Мурманской области
Другие
ООО СИТЭК
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА МО
Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Апатиты
Министерство имущественных отношений МО
ОГИБДД МО МВД РОССИИ АПАТИТСКИЙ
АДМИНИСТРАЦИЯ Г. АПАТИТЫ
ЯЦЕНКО СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ
Суд
Апатитский городской суд Мурманской области
Судья
Полузина Е.С.
Дело на сайте суда
apa.mrm.sudrf.ru
06.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.08.2024Передача материалов судье
08.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.08.2024Судебное заседание
13.09.2024Судебное заседание
27.09.2024Судебное заседание
11.10.2024Судебное заседание
16.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2024Дело оформлено
06.12.2024Дело передано в архив
11.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее