УИД 66RS0031-01-2019-000851-24
Дело № 2-572/2019
Решение в окончательной форме принято 19 ноября 2019 года.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 ноября 2019 года город Качканар
Качканарский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Закировой О.А.,
при секретаре Коноваловой Е.А.,
с участием представителя истца Новикова А.И. – Саркисова С.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижней Туре Свердловской области (межрайонного) Демченко Ю.А., действующей на основании доверенности № 16 от 19 июля 2019 года,
рассмотрев в зале суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новикова Алексея Ивановича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижней Туре Свердловской области (межрайонному) о перерасчете страховой пенсии и взыскании задолженности,
установил:
в Качканарский городской суд поступило исковое заявление Новиков А.И. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижней Туре Свердловской <адрес> (межрайонному) (далее УПФ РФ) о перерасчете страховой пенсии и взыскании задолженности.
В обоснование иска указано, что с 04 июня 2013 года истец Новиков А.И. является получателем досрочной страховой пенсии в соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 28 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ. 20 августа 2018 года решением Качканарского городского суда в рамках гражданского дела № 2-406/2018 в специальный стаж, дающийправо на назначение досрочной страховой пенсии истца были включены периоды работы: с 22 апреля 1991 года по 16 октября 1991 года (работа в должности машиниста ПДСУ ПО «Якутскстройматериалы»), с 17 октября 1991 года по 16 сентября 1992 года (работа в должности водителя 3 класса ПО «Якутскстройматериалы»). 28 сентября 2018 года истец Новиков А.И. обратился с заявлением о перерасчете пенсии с учетом вынесенного решения суда, после чего он стал получать пенсию в размере в среднем на 1 000 рублей больше ранее получаемой, но перерасчета пенсии с учетом индексации с момента первоначального обращения за получением пенсии – с 04 июня 2013 года, так и не было произведено. Истец Новиков А.И.просит суд обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии с учетом решения Качканарского городского суда Свердловской области в рамках гражданского дела № 2-406/2018, с момента назначения пенсии с 04 июня 2013 года и проиндексировать положенную истцу пенсию надлежащим образом с указанного времени с учетом всех положенных ему выплат; взыскать с ответчика понесенные судебные расходы в сумме 7 000 рублей на оплату услуг юриста и в сумме 300 рублей на оплату государственной пошлины при подаче иска.
В судебное заседание истец Новиков А.И. не явился, извещен надлежаще о дате, времени и месте судебного разбирательства, избрал форму участия через представителя.
Учитывая надлежащее извещение истца, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие на основании положений ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истца Саркисов С.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, в их обоснование пояснил, что 04 июня 2013 года истцу Новикову А.И. назначена пенсия в соответствии с Федеральным законом № 137-ФЗ РФ. Истец предоставил все документы о том, что он работал в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах. В специальный стаж были зачтены не все периоды работы. Истец обратился в суд с иском. 20 августа 2018 года Качканарским городским судом было вынесено решение, истцу включили в специальный стаж работы определенные периоды. После этого истец вновь обратился к ответчику за перерасчетом пенсии. Ответчик должен был сделать перерасчет с момента назначения пенсии, однако этого не было сделано. Они просят суд обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии с учетом решения Качканарского городского суда от 20 августа 2018 года, установить дополнительный период. Истец в УПФ РФ обращался 04 июня 2019 года, он уже имел право получать пенсию с учетом этих периодов. В связи с изложенным просит иск удовлетворить и взыскать с ответчика также судебные расходы.
Представитель ответчика УПФ РФ Демченко Ю.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, в обоснование своей позиции пояснила, что с 04 июня 2013 года Новикову А.И. назначена пенсия досрочно в связи с работой в районах Крайнего Севера. Он обратился в суд с заявлением о зачете периодов с 1991 по 1992 год. Решением суда от 20 августа 2018 года периоды зачтены. Решение вступило в законную силу. 28 сентября 2018 года Новиков А.И. пришел в Управление ПФ РФ с решением суда, попросил сделать перерасчет. В соответствии со ст. 23 ФЗ РФ «О страховых пенсиях» перерасчет производится с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления о перерасчете, в данном случае с 01 октября 2018 года. Перерасчет сделан. Увеличен коэффициент до 1,4. Пенсия увеличена. Все расчеты произведены вовремя. Документы предоставлены. Считает судебные расходы завышенными, не соответствующими сложности дела. Государственную пошлину истец не должен был платить при подаче иска.
Учитывая позицию истца и его представителя, возражения представителя ответчика, исследовав письменные материалы данного гражданского дела и гражданского дела № 2-406/2018, оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июня 2004 года№ 11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Исчерпывающий перечень оснований для назначения досрочной страховой старости по старости содержится в ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Аналогичные положения закреплены в Федеральном законе от 17 декабря 2001 года№ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 27), Законе РСФСР от 20 ноября 1990 года№ 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (ст. ст. 1, 10, 12), действовавших до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 28Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсияустанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.
С 28 декабря 2013 года вопросы назначения пенсии регулируются Федеральным законом № 400–ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
04 июня 2013 годаНовикову А.И. назначена досрочная трудовая пенсия по старости на основании на основании п. 6 ч. 1 ст. 28Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
На момент назначения пенсии специальный стаж истца в районах и местностях Крайнего Севера составил 19 лет 2 месяца 10 дней.
Решением Качканарского городского суда от 20 августа 2018 года, вступившим в законную силу 25 сентября 2018 года (л.д. 5-6), Новикову А.И. включены в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии следующие периоды работы:
- с 22 апреля 1991 года по 16 октября 1991 года в должности машиниста ПДСУ Производственного объединения «Якутскстройматериалы» (5 месяцев 24 дня);
- с 17 октября 1991 года по 16 сентября 1992 года в должности водителя 3 класса Производственного объединения «Якутскстройматериалы» (11 месяцев).
В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 28 декабря 2013 года№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2014 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», величинаиндивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года определяется на основании документов выплатного дела исходя из размера установленной им трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Данное положение закона, устанавливая порядок обращения граждан за перерасчетом пенсии, обеспечивает тем самым возможность реализации их пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению, способствует своевременному принятию соответствующего правоприменительного решения.
28 сентября 2018 годаНовиков А.И. обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии в связи с указанным выше решением суда о включении ему в специальный стаж дополнительных периодов работы в районах Крайнего севера (л.д. 7, 8, 21-22).
04 октября 2018 года УПФ РФ по г. Нижней Туре принято решение № №/В о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) с 01 октября 2018 года (л.д. 26), а также вынесено распоряжение о перерасчете размера пенсии (л.д. 27), согласно которым ранее установленная фиксированная выплата к страховой пенсии в размере 6 575 рублей 39 копеек была увеличена до 7 474 рублей 35 копеек.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года.
Как следует из системного толкования частей 1,2 статьи 22, статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н, пенсионный орган не вправе произвольно произвести перерасчет пенсии по старости без соответствующего волеизъявления пенсионера, который для реализации соответствующего права должен одновременно представить необходимый пакет документов, на основании которых возможно исчисление пенсионного обеспечения в ином порядке.
Так как перерасчет пенсии по старости носит заявительный характер, истец в пенсионный орган с соответствующим заявлением о перерасчете пенсии обратился 28 сентября 2018 года, то в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» у ответчика возникла обязанность произвести истцу перерасчет пенсии с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, то есть с 01 октября 2018 года, что им и было сделано. При этом установленные нормативно-правовыми актами механизм и порядок перерасчета размера пенсии в сторону увеличения не предусматривают перерасчет размера пенсии за период, предшествовавший обращению гражданина за таким перерасчетом.
Истцом и его представителем не оспаривался тот факт, что с 01 октября 2018 года размер фиксированной выплаты увеличился на 898 рублей 96 копеек.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что перерасчет пенсии истца произведен в соответствии с действующим пенсионным законодательством, доказательств обратного истцом не представлено и в материалах дела не имеется. При таких обстоятельствах суд не усматривает законных оснований для удовлетворения заявленных требований истца.
Поскольку судом не установлено нарушений прав истца в порядке исчисления размера пенсии, то производные требования о взыскании расходов на оплату услуг представителя не подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
При отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены.
В п. 5 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаютсяистцы - пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.
Ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем истцом при подаче данного иска была ошибочно уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждается чек-ордером от 23 сентября 2019 года (л.д. 4). В силу вышеизложенных норм уплаченная истцом государственная пошлина подлежит возврату ему на основании положений ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░- ░░░░░░ ░░ 23 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░