32RS0001-01-2024-000045-15
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 16-6364/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Саратов 21 октября 2024 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Козлов А.М., рассмотрев жалобу Жукова А.А. на вступившие в законную силу решение судьи Советского районного суда г. Брянска от 25 апреля 2024 года, определение судьи Брянского областного суда от 31 мая 2024 года, вынесенные в отношении исполняющего обязанности генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Экскалибур» Жукова А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением начальника отдела лицензионно-разрешительной работы по г. Брянску, Брянскому и Карачевскому районам Управления Росгвардии по Брянской области от 15 декабря 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Брянска от 25 апреля 2024 года, исполняющий обязанности генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Экскалибур» (далее - ООО «ЧОО «Экскалибур») Жуков А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Определением судьи Брянского областного суда от 31 мая 2024 года жалоба Жукова А.А. на постановление начальника отдела лицензионно-разрешительной работы по г. Брянску, Брянскому и Карачевскому районам Управления Росгвардии по Брянской области от 15 декабря 2023 года и решение судьи Советского районного суда г. Брянска от 25 апреля 2024 года возвращена заявителю без рассмотрения по существу.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Жуков А.А. ставит вопрос об отмене судебных актов, считая их незаконными, и просит направить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в Советский районный суд г. Брянска.
Заявленное Жуковым А.А. ходатайство о восстановлении срока на подачу настоящей жалобы не основано на нормах действующего законодательства, поскольку нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлен срок на подачу жалоб на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (здесь и далее положения правовых норм приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения в отношении исполняющего обязанности генерального директора ООО «ЧОО «Экскалибур» Жукова А.А. дела об административном правонарушении) нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 16 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» в ходе осуществления частной охранной деятельности разрешается применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом. Виды, типы, модели, количество огнестрельного оружия и патронов к нему, порядок их приобретения и обращения, а также виды и модели специальных средств, порядок их приобретения, учета, хранения и ношения регламентируются Правительством Российской Федерации.
На основании части третьей статьи 11 приведенного Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» разработаны Правила оказания охранных услуг в виде вооруженной охраны имущества (Приложение № 12), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (далее также Правила).
Из пункта 4 данных Правил следует, что работники частной охранной организации перед получением оружия проходят инструктаж о правилах безопасного обращения с оружием, порядке его хранения, ношения, применения и использования на объекте охраны. Указанный инструктаж проводится руководителем частной охранной организации или иным должностным лицом, отвечающим за учет, хранение и использование оружия.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Аналогичные требования установлены пунктом 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных во исполнение указанного закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России) от 12 апреля 1999 года № 288 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814» утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее также - Инструкция).
Согласно указанной Инструкции:
- уничтожение дел с учетными документами, реестров, книг и журналов учета оружия производится по истечении 2 лет их хранения либо с письменного разрешения органа внутренних дел, осуществляющего контроль за деятельностью данного юридического лица (пункт 126),
- стены, перегородки, потолок и пол помещений должны быть капитальными: кирпичная или каменная кладка толщиной не менее 360 мм, бетонные стеновые блоки толщиной не менее 200 мм, бетонные блоки в два слоя, каждый толщиной не менее 90 мм, железобетонные панели толщиной не менее 180 мм (пункт 169.1),
- пропускной режим и режимы внутри указанных объектов с вооруженными огнестрельным оружием охранниками, используемыми техническими средствами охраны должны обеспечивать сохранность оружия и патронов, безопасность их хранения, исключая доступ к ним посторонних лиц в период хранения, выдачи, приема, заряжания, разряжания, обслуживания и проведения контрольно-проверочных мероприятий (пункт 169.6).
Из материалов дела об административном правонарушении следует, 12 декабря 2023 года в 19 часов 00 минут в ходе проведенной очередной проверки обеспечения условий хранения оружия и патронов ООО «ЧОО «Экскалибур» по адресу: г. Брянск, ул. 22 Съезда КПСС, д. 116, выявлено, что:
- в нарушение пункта 126 Инструкции книги учета оружия (книги выдачи и приема оружия, патронов №№ 725, 730, 898, 903) не хранятся до истечения двух лет, не были переданы в архив и уничтожение с письменного разрешения органа внутренних дел, осуществляющего контроль за деятельностью данного юридического лица не осуществлялось;
- в нарушение пункта 169.1 Инструкции стена кирпичная, расположенная в дверном проеме, имеет толщину кладки 260 мм;
- в нарушение пункта 169.6 Инструкции в период проведения контрольно-проверочных мероприятий в комнате для хранения оружия, на данном объекте не осуществлялись внутриобъектный и пропускной режимы с вооруженной огнестрельным оружием охранниками;
- в нарушение пункта 4 Правил должностным лицом, отвечающим за учет, хранение и использование оружия, не проводился инструктаж о правилах безопасного обращения с оружием, порядке его хранения, ношения, применения и использования на объекте охраны <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>, перед выдачей оружия частным охранникам ФИО4, ФИО5, ФИО6 ФИО7
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Исполняющий обязанности генерального директора ООО «ЧОО «Экскалибур» Жукова А.А., являющийся лицом, ответственным за учет, организацию хранения, выдачи, использования, транспортировки оружия, патронов и специальных средств в данной организации на основании приказа генерального директора ООО «ЧОО «Экскалибур» ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ №, привлечен за совершение указанных нарушений к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В настоящей жалобе заявитель утверждает о необоснованности привлечения его к административной ответственности с указанием на то, что ранее в период с 2020 года по 2022 год при проведении проверок комнаты хранения оружия ООО «ЧОО «Экскалибур» не было выявлено нарушений законодательства, при определении толщины стены, исходя из пояснений допрошенных в судебном заседании специалистов ФИО9 и ФИО10, необходимо включать все её конструктивные элементы, в том числе верхнюю планку дверного короба, с учетом которой толщина стены составляет 382 мм.
Данный довод не ставит под сомнение законность и обоснованность принятых по делу актов и не влечет их отмену.
Наличие указанных актов не свидетельствует о том, что на момент проведения проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия и патронов, используемых при оказании охранных услуг, 12 декабря 2023 года отсутствовали вышеуказанные нарушения требований законодательства, допущенные ООО «ЧОО «Экскалибур».
Учитывая, что пунктом 169.1 Инструкции установлена нормативная толщина кладки стены, которая не должна быть менее 360 мм, то утверждение специалистов о необходимости включения в данные параметры не только кладки стены, но и её конструктивных элементов, не основаны на законе.
Выполнение требований приведенной Инструкции к сохранности и безопасности хранения гражданского и служебного оружия и патронов к нему, является обязательным для лиц, использующих и осуществляющих хранение оружия и патронов к нему.
Доводы о незаконности проведенной должностным лицом отдела лицензионно-разрешительной работы по г. Брянску, Брянскому и Карачевскому районам Управления Росгвардии по Брянской области вышеуказанной проверки нельзя признать состоятельными.
Порядок государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия установлен приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 14 января 2020 года № 8 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия» (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 67.4 Административного регламента основанием для проведения проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия является, в том числе необходимость её проведения у юридических лиц один раз в полугодие.
Указанное основание как следует из уведомления должностного лица отдела лицензионно-разрешительной работы по г. Брянску, Брянскому и Карачевскому районам Управления Росгвардии по Брянской области от 11 декабря 2023 года и послужило основанием для проведения данной проверки (наступление срока проведения проверки), что соответствует положениям приведенной нормы.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии Жукова А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Жукова А.А. квалифицированы по части 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и положениями законодательства об оружии.
Доводы, аналогичные приведенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли и не ставят под сомнение наличие в деянии Жукова А.А. состава вмененного административного правонарушения.
Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства по делу обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Принимая во внимание, что жалоба на постановление должностного лица и решение судьи районного суда была подана Жуковым А.А. за пределами установленного частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока на её принесение, при отсутствии ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока, судья Брянского областного суда при вынесении определения 31 мая 2024 года обоснованно возвратил её заявителю.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно. Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Жукову А.А. в соответствии с санкцией части 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л:
решение судьи Советского районного суда г. Брянска от 25 апреля 2024 года, определение судьи Брянского областного суда от 31 мая 2024 года, вынесенные в отношении исполняющего обязанности генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Экскалибур» Жукова А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Жукова А.А. - без удовлетворения.
Судья А.М. Козлов