АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 июля 2018 года с. Краснощёково
Краснощёковский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Степанец О.И.,
при секретаре Савиной О.В.,
с участием заместителя прокурора Краснощековского района Удачина И.Б.,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения по Краснощековскому и Курьинскому районам и апелляционную жалобу Министерства труда и социальной защиты Алтайского края на решение мирового судьи судебного участка Краснощёковского района Алтайского края от 23.03.2018 года по делу № 2-186/2018 по иску прокурора Краснощековского района Алтайского края в интересах Климченко Л.В., Чепаревой В.В., Вольф Н.Ф. к Управлению социальной защиты населения по Краснощековскому и Курьинскому районам Алтайского края о компенсации расходов на оплату освещения,
установил:
Прокурор Краснощековского района обратился к мировому судье в интересах Климченко Л.В., Чепаревой В.В., Вольф Н.Ф. с исками к Управлению социальной защиты населения по Краснощековскому и Курьинскому районам о компенсации расходов на оплату освещения, указывая, что истцы Климченко Л.В., Чепарева В.В., Вольф Н.Ф. относятся к категории педагогических работников и имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 100 % от фактически понесенных затрат. Вместе с тем, размер компенсации расходов, связанных с освещением жилого помещения, в нарушение приведенных положений закона, возмещается истцу не в полном объеме, а именно определяется расчетным путем, поскольку отсутствует индивидуальный прибор учета электрической энергии, потребляемой только на освещение жилого помещения. Показания прибора учета электрической энергии органами социальной защиты не учитываются. Так, в период пользования электроэнергией с февраля 2015 года по март 2017 года Климченко начислена оплата по прибору учета в размере 11825 руб. 20 коп., однако компенсировано органом соцзащиты за тот же период 3428 руб. 26 коп., сумма недополученной компенсации составила 8396 руб. 94 коп. Истцу Чепаревой в период пользования электроэнергией с апреля 2015 года по март 2017 года начислено по прибору учета 24499 руб. 70 коп., компенсировано за тот же период 2323 руб. 74 коп.. а также компенсировано совместно проживающему родственнику 4711 руб. 52 коп., сумма недополученной компенсации составила 17 464 руб. 44 коп. Истцу Вольф в период пользования электроэнергией с февраля 2015 года по март 2017 года начислено по прибору учета 27310 руб. 80 коп., компенсировано за тот же период 2501 руб. 97 коп.. а также компенсировано совместно проживающему родственнику 5776 руб. 50 коп., сумма недополученной компенсации составила 19 032 руб. 33 коп. По мнению прокурора, частичная компенсация расходов на освещение является незаконной, поскольку ни федеральное, ни краевое законодательство не содержит каких-либо ограничений в размере компенсации оплаты за электроэнергию, а субъектом Российской Федерации не может ограничиваться объем социальных прав, установленных на федеральном уровне.
В связи с изложенным, прокурор просил взыскать с Управления социальной защиты населения по Краснощековскому и Курьинскому районам Алтайского края в пользу Климченко Л.В. за период пользования электроэнергией с февраля 2015 года по март 2017 года недополученную компенсацию расходов в сумме 8396 руб. 94 коп., в пользу Чепаревой В.В. за период пользования электроэнергией с апреля 2015 года по март 2017 года недополученную компенсацию в сумме 17 464 руб. 44 коп., в пользу Вольф Н.Ф. за период пользования электроэнергией с февраля 2015 года по март 2017 года недополученную компенсацию в сумме 19 032 руб. 33 коп.
Решением мирового судьи судебного участка Краснощёковского района от 23.03.2018 года исковые требования прокурора Краснощековского района Алтайского края в интересах Климченко Л.В., Чепаревой В.В., Вольф Н.Ф.к Управлению социальной защиты населения по Краснощековскому и Курьинскому районам Алтайского края о компенсации расходов на оплату освещения удовлетворены в части. Взыскано с Управления социальной защиты населения по Краснощековскому и Курьинскому районам Алтайского края в пользу истца Климченко Л.В. недополученную компенсацию расходов по оплате освещения за период пользования электроэнергией с февраля 2015г. по март 2017 г. в сумме 419 руб. 06 коп.; в пользу истца Чепаревой В.В. недополученную компенсацию расходов по оплате освещения за период пользования электроэнергией с апреля 2015г. по март 2017 г. в сумме 442 руб. 99 коп. В удовлетворении остальной части требований прокурора Краснощековского района Алтайского края в интересах Климченко Л.В., Чепаревой В.В., Вольф Н.Ф. к Управлению социальной защиты населения по Краснощековскому и Курьинскому районам Алтайского края о компенсации расходов на оплату освещения отказано.
Не согласившись с решением мирового судьи, Управление социальной защиты населения по Краснощековскому и Курьинскому районам и Министерства труда и социальной защиты Алтайского края подали апелляционные жалобы, ссылаясь на то, что обжалуемое решение подлежит отмене и принятии нового решения по делу в силу следующих обстоятельств. Судом первой инстанции неверно произведен расчет компенсации. Расчет недополученной суммы компенсации, произведен исходя из сумм оплаты за период с 01.03.2015 по 31.03.2017, которые относятся к периоду выплаты компенсации с 01.04.2015 по 30.04.2017. С 01.04.2017 Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и проживающим в сельских населенных пунктах (поселках городского типа) Алтайского края утратили силу. Истцы с апреля 2017 года получали компенсацию в твердой денежной сумме в соответствии с пунктом 5 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных постановлением Правительства Алтайского края от 30.03.2017 № 103. Расчет взыскиваемой недополученной компенсации за освещение следует произвести за период с 01.04.2015 по 30.04.2017. Кроме того, в жилом помещении, где проживает истец Чепарева В.В., проживает еще пять человек, в том числе Ш., который в период с 01.04.2015 года по 31.01.2017 года являлся получателем компенсации расходов на оплату электроснабжения в соответствии с законом Алтайского края № 61-ЗС от 03.12.2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов». Расчет недополученной суммы компенсации истцу следовало произвести исходя из 4/5 доли площади жилого дома, принадлежащего истцу. В этом случае права истца не нарушены, расчет выплаченной компенсации выполнен верно. В жилом помещении, где проживает истец Вольф Н.Ф., проживает еще двое человек, в том числе: В., который в период с 01.09.2015 года по 31.01.2017 года являлся получателем компенсации расходов на оплату электроснабжения в соответствии с законом Алтайского края № 61-ЗС от 03.12.2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов». Расчет недополученной суммы компенсации истцу следовало произвести исходя из 1/2 доли площади жилого дома, принадлежащего истцу. В этом случае права истца не нарушены, расчет выплаченной компенсации выполнен верно.
Истцы Климченко Л.В., Чепарева В.В., Вольф Н.Ф., представители третьих лиц Министерства труда и социальной защиты Алтайского края, АО «Алтайкрайэнерго» в судебное заседание не явились, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Краснощековскому и Курьинскому районам Алтайского края Ююкина Н.В. доводы жалобы поддержала и просила удовлетворить её в полном объеме, просила решение в отношении Климченко Л.В., Чепаревой В.В., Вольф Н.Ф. отменить, в иске отказать.
В судебном заседании заместитель прокурора Краснощековского района Удачин И.Б. просил решение оставить без изменения, а жалобу ответчиков без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав стороны, проверив законность и обоснованность обжалованного судебного решения, суд не находит оснований для отмены решения мирового судьи по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; существенные нарушения норм процессуального права и неправильное применение норм материального права (ст. 330 ГПК РФ).
Таких нарушений мировым судьей не допущено.
В соответствии со статьей 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования отнесены к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу части 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Частью 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в законную силу с 01.09.2013, педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Предоставление на территории Алтайского края названной компенсации педагогическим работникам краевых и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), закреплено в части 1 статьи 19 Закона Алтайского края от 04.09.2013 N 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае». При этом определено, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законом Алтайского края, каковым является Закон Алтайского края от 03.11.2005 N 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)».
Согласно ст. ст. 2 и 3 Закон Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)», размер компенсации определяется как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения. Размер компенсации расходов, связанных с освещением жилого помещения, определяется исходя из установленных тарифов и показании приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Расходы по обеспечению мер социальной поддержки педагогических работников, работающих в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, являются расходными обязательствами Алтайского края и носят целевой характер. Средства на реализацию настоящего Закона предусматриваются в законе Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Финансирование расходов на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения производится через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения.
Постановлением администрации Алтайского края от 29.02.2012 № 99 утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края (действовавшие в спорный период).
Пункт 2 названных Правил определяет, что компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее – «компенсация») предоставляется проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края; вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях, государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных учреждениях (организациях) не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников.
В соответствии с пунктом 3 данных Правил компенсация педагогическим работникам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, предоставляется в отношении одного жилого помещения по месту жительства работника.
Компенсация педагогическим работникам может предоставляться по месту пребывания при условии неполучения компенсации по месту жительства. Компенсация в данном случае предоставляется на период пребывания.
Мировым судьей было установлено, что истцы Климченко Л.В., Чепарева В.В., Вольф Н.Ф. относятся к категории педагогических работников, и пользуются мерой социальной поддержки в виде оплаты расходов на освещение жилого помещения в соответствии с вышеприведенными нормами федерального и краевого законодательства; в жилых помещениях истцов установлен один прибора учета электроэнергии, фиксирующий весь объем потребляемой электроэнергии. ших на пенсию рный период)овносится к вшей на момент существования спорных правоотношений) оплате освещения, преждо
В силу пункта 3.1 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утв. Постановлением администрации Алтайского края от 29.02.2012 № 99, компенсация предоставляется педагогическим работникам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения, отопления и освещения или при заключении и (или) выполнении соглашений по ее погашению, заключенных с организациями и индивидуальными предпринимателями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги.
Компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения (пункт 4 Правил).
Компенсация назначается с месяца обращения за ее назначением, но не ранее месяца, следующего за месяцем поступления педагогического работника на работу, дающую право на компенсацию. Днем обращения за назначением компенсации считается день представления документов непосредственно в управление социальной защиты населения, или в МФЦ, или по месту основной работы - в краевые или муниципальные организации, осуществляющие образовательную деятельность, либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления заказного письма, либо дата направления документов в электронной форме. (п.п.12, 13 Правил).
Выплата компенсации осуществляется управлением социальной защиты населения ежемесячно, до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги, путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые педагогическим работником в банках лицевые счета либо через организации федеральной почтовой связи по его выбору (п.14 Правил).
Размер компенсации ежемесячно определяется управлением социальной защиты населения как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, установленных для педагогических работников статьей 19 закона Алтайского края от 04.09.2013 N 56-ЗС "Об образовании в Алтайском крае". Расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения (далее - "денежный эквивалент") производят организации и индивидуальные предприниматели, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, в том числе реализующие населению твердое топливо. Управление социальной защиты населения осуществляет взаимодействие с организациями - поставщиками услуг в сфере предоставления компенсаций на основании заключенных соглашений (п.п. 25, 26. 27 Правил).
Денежный эквивалент определяется исходя из суммы платежа за жилое помещение, отопление (центральное, отопление твердым топливом, газом, электроэнергией) и освещение, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически осуществленного педагогическим работником за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента. При наличии у педагогического работника задолженности по оплате жилого помещения, отопления либо освещения и (или) при невыполнении соглашений по ее погашению денежный эквивалент организациями - поставщиками услуг не рассчитывается по тем услугам, по оплате которых возникла задолженность и (или) не выполняются соглашения по ее погашению. При погашении педагогическим работником задолженности по оплате жилого помещения, отопления, освещения и (или) при заключении соглашений по ее погашению организациями - поставщиками услуг денежный эквивалент рассчитывается, в том числе за период, в течение которого расчет денежного эквивалента не осуществлялся в соответствии с пунктом 28.1 настоящих Правил (п.п. 28, 28.1, 28.2 Правил).
В силу п. 29 Правил денежный эквивалент оплаты освещения жилого помещения определяется исходя из установленных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством, и составляет 9,9 кВт/ч в год, или 0,825 кВт/ч в месяц на 1 кв.м. общей площади занимаемого жилого помещения.
Таким образом, из системного анализа приведенных положений закона, регулирующих спорные правоотношения, следует, что компенсация педагогическим работникам предоставляется только за жилое помещение, отопление и освещение.
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу п. 27 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (ред. от 29.09.2017) в норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях включается расход электрической энергии, необходимый для освещения жилых помещений и использования бытовых приборов в жилых помещениях, в том числе стационарных электрических плит для приготовления пищи и электроотопительных и (или) электронагревательных установок в жилых помещениях при отсутствии централизованных газоснабжения, теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения.
Соответственно, понятия «освещение» и «электрическая энергия» не являются тождественными, и федеральное законодательство оговаривает право педагогов на бесплатный доступ к освещению, а не к электроснабжению. В связи с чем, при отсутствии у лица, имеющего право на компенсацию понесенных им затрат за жилое помещение, отопление и освещение, прибора учета электроэнергии, потребляемой непосредственно на освещение жилого помещения, размер компенсации должен определяться расчетным путем, в порядке установленном законодательством Российской федерации.
Поскольку у истцов, как было указано выше, отсутствует прибор учета электроэнергии, потребляемой непосредственно для освещения жилого помещения, то мировым судьей правомерно сделан вывод о том, что размер компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения обосновано определялся расчетным путем в порядке, установленном вышеприведенным постановлением администрации Алтайского края от 29.02.2012 № 99, оснований для компенсации истцам расходов на оплату электроэнергии, потребляемой на иные нужды, помимо освещения, у мирового судьи не имелось.
При рассмотрении дела мировым судьей было установлено, что в период пользования электроэнергией с февраля 2015 года по март 2017 года Вольф начислена оплата по прибору учета в размере 27 310 руб. 80 коп., однако компенсировано органом соцзащиты за тот же период 2331 руб. 23 коп. (в расчет приняты во внимание выплаты, произведенные с апреля 2015г (за март 2015г.) по апрель 2017г. (выплата за март 2017г.); истцу Чепаревой в период с апреля 2015г. по март 2017г. по прибору учета электроэнергии начислено 25 138 руб. 30 коп., компенсировано 2218 руб. 82 коп., истцу Климченко в период с февраля 2015г. по март 2017г. начислена оплата по прибору учета в размере 12799 руб. 00 коп., однако компенсировано органом соцзащиты за тот же период 3165 руб. 71 коп.
С учетом сведений, представленных органом соцзащиты сведениям о произведенных выплатах, а также анализа приведенного законодательства, мировой судья обоснованно указал, что период пользования электроэнергией не совпадает с периодом его оплаты, и правильно сделал расчет, приняв во внимание, что истцам Климченко Л.В., Чепаревой В.В. за период пользования электроэнергией с февраля 2015 года по март 2017 года компенсация произведена не в полном объеме.
Истцу Климченко выплата не произведена в сентябре 2015г. в сумме 136 руб. 32 коп., в феврале 2016г. в сумме 136 руб. 32 коп., в августе 2016г. в сумме 146 руб. 42 коп., в общей сумме 419 руб. 06 коп., вместе с тем, задолженность по оплате электроэнергии в указанный период отсутствие.
В связи с чем с ответчика в пользу Климченко подлежит взысканию недополученная компенсация в сумме 419 руб. 06 коп.
Истцу Чепаревой не произведена выплата компенсации в мае 2016г. в сумме 104 руб. 92 коп., в августе, октябре 2016г. и феврале 2017г. в сумме 112 руб. 69 коп. в месяц, в общем размере 442 руб. 99 коп., вместе с тем, задолженность по оплате электроэнергии в указанный период отсутствие.
В связи с чем с ответчика в пользу Чепаревой подлежит взысканию недополученная компенсация в сумме 442 руб. 99 коп.
Нарушений прав истца Вольф при расчете компенсации не установлено.
Разрешая спор, мировой судья при правильном применении норм материального права пришел к обоснованному выводу о взыскании в пользу истца Климченко Л.В. недополученной компенсации в сумме 419 руб. 06 коп.; в пользу Чепаревой В.В. в сумме 442 руб. 99 коп.;
Доводы ответчиков о том, что произведенная в апреле 2017 года выплата не должна учитываться, поскольку за март 2017 года расходы на жилое помещение компенсированы педагогам в апреле 2017 года в твердой денежной сумме в связи с изменением законодательства, предусматривающего порядок выплаты спорной компенсации, суд находит несостоятельными.
В соответствии с п. 28 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утв. Постановлением администрации Алтайского края от 29.02.2012 № 99, действующими до 01.04.2017, определено, что денежный эквивалент определяется исходя из суммы платежа за жилое помещение, отопление (центральное, отопление твердым топливом, газом, электроэнергией) и освещение, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически осуществленного педагогическим работником за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Из буквального толкования данной нормы следует, что компенсация расходов на освещение педагогу за текущий месяц производится в следующем месяце. Таким образом, выплата компенсации за январь производится в феврале, за февраль – в марте, за март – в апреле, и т.д. Данные обстоятельства не оспаривались ответчиком в ходе рассмотрения дела у мирового судьи.
С 01.04.2017 данные Правила утратили силу с в связи с принятием Постановления Правительства Алтайского края от 30.03.2017 N 103 «Об утверждении Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края», которым был изменен порядок предоставления спорной льготы и предусмотрено, что компенсация предоставляется в твердой денежной сумме, устанавливаемой законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Выплата компенсации за текущий месяц осуществляется путем перечисления сумм компенсации на имеющиеся или открываемые педагогическими работниками в банках лицевые счета либо через организации федеральной почтовой связи по его выбору.
Таким образом, новым порядком предоставления льготы предусмотрен авансовый характер выплаты, согласно которому компенсация за текущий месяц производится в этом же месяце. То есть, в апреле 2017 года педагогам была выплачена компенсация за апрель 2017 года и т.д., что не оспаривалось представителем ответчика при рассмотрении дела мировым судьей.
По общим правилам действие нормативного правового акта, вступившего в законную силу, распространяется только на те общественные отношения, которые возникли после начала его действия. Нормативный правовой акт может иметь обратную силу, если это установлено самим актом.
Между тем, в силу п.3 Постановления Правительства Алтайского края от 30.03.2017 N 103, настоящее постановление вступает в силу с 01.04.2017, и никаких указаний, позволяющих распространить его действие на отношения, возникшие до 01.04.2017, не содержит. В то же время нормативно-правовой акт, утративший силу с 01.04.2017, применяется к правоотношениям, существующим до его отмены, в данном случае к правоотношениям, связанным с использованием электроэнергии для освещения в марте 2017 года.
Таким образом, оснований полагать, что компенсация за март 2017 года произведена истцу в апреле 2017 года в твердой денежной сумме, предусмотренной Постановлением Правительства Алтайского края от 30.03.2017 N 103, у мирового судьи не имелось, поскольку данное постановление применяется только к правоотношениям, возникшим после его вступления в законную силу.
Кроме этого мировым судьей было установлено, что в апреле 2017 года педагогу помимо твердой денежной суммы (компенсация за апрель 2017г.) выплачена также компенсация, размер которой определен в соответствии с Постановлением администрации Алтайского края от 29.02.2012 № 99 за март 2017 г.
Факт выплаты педагогу в апреле 2017 года компенсации в твердой денежной сумме за апрель 2017 года не оспаривался представителем ответчика при рассмотрении дела мировым судьей.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены мировым судьей правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения.
Довод апелляционных жалоб о необходимости произведения Чепаревой В.В. расчета компенсации за потребленную электроэнергию с учетом еще одного получателя мер социальной поддержки, исходя из 4/5 доли площади жилого дома, принадлежащего истцу, суд апелляционной инстанции находит несостоятельным.
В соответствии с п. 4 Правил от 29.02.2012 компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления, освещения.
Как было указано выше, денежный эквивалент оплаты освещения жилого помещения определяется исходя из установленных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством, и составляет 9,9 кВт/ч в год, или 0,825 кВт/ч в месяц на 1 кв.м. общей площади занимаемого жилого помещения (п. 29 Правил).
Таким образом, действовавшее в тот период времени законодательство не связывает расчет компенсации педагогическому работнику за потребленную электроэнергию или его изменение с учетом количества проживающих граждан в жилом помещении и наличия у них прав на меры социальной поддержки или иные виды социальных гарантий.
В спорный период времени размер компенсации определялся и выплачивался педагогическим работникам согласно п. 29 Правил от 29.02.2012 года.
Начисление и выплаты компенсаций за потребленную электроэнергию производились уполномоченными на то органами, а не педагогическим работником.
В соответствии с п. 40 Правил от 29.02.2012 года суммы, излишне выплаченные педагогическому работнику по вине, в том числе, управления социальной защиты населения, или организации – поставщика услуг, удержанию не подлежат, за исключением счетной ошибки.
Пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", предусматривает, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Постановленное по настоящему гражданскому делу решение отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности судебного решения, а доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для его отмены или изменения.
Руководствуясь ст.327- 330 ГПК РФ, суд
определил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 23 ░░░░░ 2018 ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░