Дело № 3а-290/2018
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
12 февраля 2018 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Близнецова В.Е.,
при секретаре Шиловой А.А.,
с участием прокурора Стукова Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Метрополис» о признании нормативного правового акта не действующим в части,
установил:
представитель ООО «Метрополис» обратился в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением о признании приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23.12.2016г. № 2745 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта статьи 378 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год» не действующим, в части включения в пункт <...> объекта капитального строительства с кадастровым номером <...>
Административный истец считает, что в указанный Перечень необоснованно и незаконно включен принадлежащий ООО «Метрополис» на праве собственности объект капитального строительства с кадастровым номером <...> (нежилое, административное здание, площадь 277,8 кв.м), что данное обстоятельство нарушает его права и законные интересы, поскольку это приведет к необоснованному завышению подлежащих уплате налогов на данное недвижимое имущество.
В судебном заседании представитель ООО «Метрополис» поддержал заявленные требования.
Представители департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее – Р”РРћ РљРљ) Рё администрации Краснодарского края РІ судебном заседании просили вынести законное Рё обоснованное решение.
Прокурор Стуков Д.Г. в судебном заседании в заключении указал, что административный иск подлежит удовлетворению.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска и возражений, исследовав доказательства и материалы дела, заключение прокурора, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме.
Проверяя полномочия Р”РРћ РљРљ РЅР° принятие оспариваемого нормативного правового акта, что РЅРµ оспаривается административным истцом, СЃСѓРґ РёСЃС…РѕРґРёС‚ РёР· следующего.
23 декабря 2016 года принят приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края № 2745, которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, согласно приложению к данному приказу.
В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как указано в пункте 1 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: 1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Краснодарского края от 29 апреля 2016 года № 3388-КЗ «О внесении изменений в закон Краснодарского края «О налоге на имущество организаций» (далее Закон КК № 3388-КЗ), высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края с учетом положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 2 статьи Закон КК № 3388-КЗ, уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций: определяет в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Как следует РёР· пункта 3.52 Положения Рѕ департаменте имущественных отношений Краснодарского края (далее Положение Рѕ Р”РРћ РљРљ), утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края РѕС‚ 23 апреля 2007 РіРѕРґР° в„– 345, департамент РІ пределах своей компетенции осуществляет следующие функции: определяет РЅРµ позднее первого числа очередного налогового периода РїРѕ налогу РЅР° имущество организаций РІ соответствии СЃ подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации перечень объектов недвижимого имущества, указанных РІ подпунктах 1 Рё 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РІ отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет его РІ указанный СЃСЂРѕРє РІ электронной форме РІ Управление Федеральной налоговой службы РїРѕ Краснодарскому краю Рё размещает РЅР° своем официальном сайте или РЅР° официальном сайте администрации Краснодарского края РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет».
Таким образом, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу, что административный ответчик РїРѕ делу Р”РРћ РљРљ является РІ Краснодарском крае уполномоченным государственным органом, утверждающим перечень объектов недвижимого имущества, указанных РІ подпунктах 1 Рё 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РІ отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Рассматривая вопрос о соблюдении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, судом установлены следующие обстоятельства.
Оспариваемый приказ РїСЂРёРЅСЏС‚ РІ соответствии СЃ Положением Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ определения перечня объектов недвижимого имущества, РІ отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденным приказом Р”РРћ РљРљ РѕС‚ 26 мая 2016 РіРѕРґР° в„– 752, Рё РџРѕСЂСЏРґРєРѕРј определения РІРёРґР° фактического использования зданий (строений, сооружений) Рё помещений РІ целях определения налоговой базы, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, Рё РѕР± определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных РІ подпунктах 1 Рё 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РІ отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – РџРѕСЂСЏРґРѕРє), утвержденным приказом Р”РРћ РљРљ РѕС‚ 22 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2016 РіРѕРґР° в„– 2444.
Приказ Р”РРћ РљРљ РѕС‚ 26 мая 2016 РіРѕРґР° в„– 752 утратил силу РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ принятием приказа Р”РРћ РљРљ РѕС‚ 22 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2016 РіРѕРґР° в„– 2444.
Проект Перечня был опубликован РЅР° официальном сайте Р”РРћ РљРљ Рё рекомендован административному ответчику комиссией РїРѕ рассмотрению РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ определения перечня нежилых объектов недвижимого имущества, РІ отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, Рё определения РІРёРґР° фактического использования зданий (строений, сооружений) Рё помещений (далее – РљРѕРјРёСЃСЃРёСЏ) РІ С…РѕРґРµ заседания РљРѕРјРёСЃСЃРёРё 23 августа 2016 РіРѕРґР°, РЅР° котором присутствовало 6 РёР· 9 ее членов, то есть РїСЂРё наличии РєРІРѕСЂСѓРјР°. РџСЂРё этом РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ учла сведения, содержащиеся РІ РїРёСЃСЊРјРµ филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии» РїРѕ Краснодарскому краю РѕС‚ 22 августа 2016 РіРѕРґР° в„– 12314/01-6 Рё приложении в„– 1 Рє нему, что подтверждается выпиской РёР· протокола заседания РљРѕРјРёСЃСЃРёРё РѕС‚ 23 августа 2016 РіРѕРґР° в„– 1.
Таким образом, СЃСѓРґРѕРј РЅРµ установлено обстоятельств, свидетельствующих Рѕ нарушении РїРѕСЂСЏРґРєР° принятия оспариваемого приказа Р”РРћ РљРљ РѕС‚ 23 декабря 2016 РіРѕРґР° в„– 2745.
Рассматривая вопрос соблюдения порядка публикации оспариваемого нормативного правового акта, что не оспаривается административным истцом, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 3 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РЅРµ позднее 1-РіРѕ числа очередного налогового периода РїРѕ налогу: размещает перечень РЅР° своем официальном сайте или РЅР° официальном сайте субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет».
Р’ соответствии СЃ подпунктом «в» пункта 1 части 2 статьи Закон РљРљ в„– 3388-РљР—, уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края РІ сфере имущественных Рё земельных отношений размещает перечень РЅР° своем официальном сайте или РЅР° официальном сайте администрации Краснодарского края РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет».
Приказом Р”РРћ РљРљ РѕС‚ 7 июля 2011 РіРѕРґР° в„– 1041 «Об официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края РІ сети Рнтернет» утверждены Положение РѕР± официальном сайте Р”РРћ РљРљ; Регламент информационного наполнения официального сайта Р”РРћ РљРљ; Перечень информации Рѕ деятельности Р”РРћ РљРљ, размещаемой РЅР° официальном сайте Р”РРћ РљРљ. Согласно данному приказу Рё приложениям Рє РЅРёРј, официальный сайт Р”РРћ РљРљ РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет» расположен РїРѕ адресу http://diok.ru.
Согласно представленным административным ответчиком документам, оспариваемый приказ опубликован РЅР° вышеуказанном официальном сайте Р”РРћ РљРљ, который служит официальным источником публикаций нормативных правовых актов Р”РРћ РљРљ РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет».
С учетом вышеизложенного, суд считает, что порядок публикации оспариваемого нормативного правового акта не нарушен.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу, что оспариваемый приказ Р”РРћ РљРљ является нормативным правовым актом, изданными уполномоченным органом государственной власти, принятый СЃ соблюдением РїРѕСЂСЏРґРєР° принятия таких актов Рё опубликованный РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушении его прав, суд установил следующие обстоятельства.
Согласно пунктам 1-2 части 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что объект недвижимости может быть отнесен к объектам недвижимости в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации при условии его соответствия любому из приведенных в части 4 указанной статьи критериев: вид разрешенного использования земельного участка; разрешенное использование или наименование помещений здания (строения, сооружения); фактическое использование здания (строения, сооружения).
Как следует из материалов дела, принадлежащий ООО «Метрополис» на праве собственности объект капитального строительства с кадастровым номером <...> по адресу: <...> о необоснованности включения которого в Перечень указывает административный истец, расположен на арендуемом земельном участке с кадастровым номером <...> по адресу: <...> Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, договору аренды, дополнительному соглашению, публичной кадастровой карте, земельный участок с кадастровым номером <...> расположенный по адресу: <...> площадью 5121 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей.
Поскольку соответствующие сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...> на котором расположен спорный объект недвижимости с кадастровым номером <...> содержались в Едином государственном реестре недвижимости, включение в Перечень данного объекта противоречит закону и нарушает права административного истца, как плательщика налога на имущество, поскольку соответствующий порядок определения налоговой базы на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов, установлен Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно представленному СЃСѓРґСѓ представителем Р”РРћ РљРљ акту обследования СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ объекта недвижимого имущества РІ целях определения РІРёРґР° фактического использования РѕС‚ 01.02.2018 Рі.:
- «объект с кадастровым номером <...> здание, площадью 277,8 кв.м, административное здание ООО «Метрополис», входит в состав производственного комплекса, объект расположен в глубине огороженной территории, подходы (подъезды) к объекту с улицы отсутствуют, доступ к объекту ограничен (закрытая территория, пропускная система), объект входит в состав и расположен на территории производственного предприятия ООО «Метрополис».
Данный акт обследования является относимым и допустимым доказательством по делу, участвующими в деле лицами не оспаривается.
На момент включения спорного объекта недвижимости в Перечень, его обследование в целях определения вида фактического использования не проводилось.
Согласно данным ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Метрополис» является производство сухарей, печенья и прочих хлебобулочных изделий…
Объект недвижимости с кадастровым номером <...> не может быть отнесен к объектам недвижимости в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку он не соответствует ни одному из критериев, приведенных в части 4 указанной статьи.
Таким образом, объект капитального строительства с кадастровым номером <...> необоснованно включен в утвержденный оспариваемым нормативным правовым актом Перечень для исчисления налога на имущество на 2017 год.
С учетом изложенного суд считает, что административное исковое заявление ООО «Метрополис» подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
удовлетворить административное исковое заявление ООО «Метрополис» о признании не действующим со дня принятия пункта <...> приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года № 2745 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год».
Обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края опубликовать настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты департамента имущественных отношений Краснодарского края, а также разместить данную информацию на сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края.
Обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края сообщить суду и ООО «Метрополис» в срок 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу об его исполнении либо об уважительных причинах невозможности его исполнить в указанный срок.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 19.02.2018 года.
Председательствующий: