Дело № 2-809/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 декабря 2024 года г. Комсомольск-на-Амуре
Комсомольский районный суд Хабаровского края
в составе: председательствующего судьи Пучкиной М.В.,
с участием представителя истца Караваева С.А.,
представителя ответчика Боровлевой В.П.,
представителей третьих лиц Глазко Н.В., Голубых Ю.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тершуковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского муниципального района Хабаровского края к администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края о понуждении к совершению действий,
у с т а н о в и л :
Истец обратился в суд с иском к ответчику о понуждении к совершению действий, указывая на то, что в связи с ненадлежащим содержанием ответчиком своего имущества – водопроводной сети в с. Хурба, истец не может исполнить возложенную на него законом обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории поселения и, как следствие, исполнить предписание отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Комсомольскому и Нанайскому муниципальным районам от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений, в соответствии с п. 2 которого необходимо создать условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного водоснабжения, расположенных с. Хурба (пожарные гидранты, расположенные по адресам: <адрес> (в районе автокооператива); открытая территория по <адрес>, на противоположной стороне улицы от <адрес>. В досудебном порядке ни собственник водопроводной сети, ни эксплуатирующая водопроводную сеть организация мер по устранению выявленных нарушений путем, предложенным сельским поселением, не принимают. Просит обязать администрацию Комсомольского муниципального района <адрес> обеспечить замену неисправных противопожарных гидрантов на водопроводной сети <адрес> в районе <адрес>ётная и обеспечить возможность подключения штатного оборудования пожарной машины к противопожарному гидранту на водопроводной сети, проходящей по территории Парка Славы по адресу <адрес> в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца Караваев С.А., действующий в силу прав по должности на основании Устава сельского поселения, исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, пояснив, что численность населения сельского поселения составляет 5577 человек, половина которых являются жителями военного городка, расположенного на территории сельского поселения, а жилой фонд, в котором они проживают, находится в ведении Министерства обороны РФ. Водопроводная сеть, расположенная на территории сельского поселения, находится в собственности ответчика, который бездействует в устранении выявленных нарушений пожарной безопасности, что делает невозможным исполнение поселением предписания пожарного надзора.
Представитель ответчика Боровлева В.П., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, пояснив, что в 2018 году из сельского поселения району была передана водопроводная сеть с. Хурба, в состав которой входит один гидрант. Поскольку замена неисправных гидрантов, в состав водовода по техническому паспорту не входящих, приведет к изменению технических характеристик водовода, исходя из степени изношенности сети, выводов эксплуатирующей организации о том, что указанное приведет к снижению напора подаваемой в квартиры населения воды, предложенный поселением способ выполнения им предписания контролирующего органа считает неприемлемым.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Голубых Ю.С. в судебном заседании требования сельского поселения полгал обоснованными, пояснил, что предписание было выдано именно сельскому поселению, поскольку обеспечение пожарной безопасности на территории поселения является полномочием поселения. В адрес района, как владельца водовода, предписаний не выдавалось.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Общества с ограниченной ответственностью «Шелеховский теплоэнергический комплекс» (далее ООО «ШелТЭК») Глазко Н.В. в судебном заседании полагала, что оснований для удовлетворения иска не имеется, пояснила, что большая степень изношенности переданной в аренду Обществу водопроводной сети, ее технические характеристики, не позволяют установить гидранты, поскольку это приведет к снижению качества оказываемой Обществом населению услуги по водоснабжению. Считает, что истец может и иным образом обеспечить пожарную безопасность территории сельского поселения.
Выслушав представителей истца, ответчика, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статей 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Частями 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктом 9 части 1, частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон «О пожарной безопасности») первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 10 Федерального закона «О пожарной безопасности» установлено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Технический регламент), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Статьей 62 Технического регламента предусмотрено, что здания и сооружения, а также территории организации и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1).
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары (часть 2).
Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров (часть 3).
В силу статьи 68 Технического регламента территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения (часть 1).
К наружному противопожарному водоснабжению относятся: централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; пожарные резервуары (часть 2).
Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения (часть 3).
Согласно пункту 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225 утвержден свод правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», которым установлены требования пожарной безопасности к наружному противопожарному водоснабжению населенных пунктов и производственных объектов, в том числе в части наличия в населенных пунктах предусмотренных в соответствии с Техническим регламентом источников наружного противопожарного водоснабжения, в части норм расхода воды на наружное пожаротушение, в части расстановки пожарных гидрантов, а также в части размещения пожарных резервуаров и искусственных водоемов.
В силу ч. 2 ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан, в частности, выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.
Положением о федеральном государственном пожарном надзоре (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 года № 290), устанавливающем порядок организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора (ст. 1), предусмотрено право соответствующих должностных лиц органов государственного пожарного надзора проводить контрольные (надзорные) мероприятия; принимать решения при проведении и по результатам контрольных (надзорных) мероприятий; рассматривать вопросы, связанные с исполнением решений при проведении и по результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий; выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (ст. ст. 4, 8, 10, 12).
В соответствии с п.8 ч.1 ст.5 Устава сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского муниципального района Хабаровского края обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения отнесено к вопросам местного значения сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского муниципального района Хабаровского края.
ДД.ММ.ГГГГ по итогам проверки, проведенном Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Комсомольскому и Нанайскому муниципальным районам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сельскому поселению выдано предписание об устранении нарушений п.75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, абз.1, 5 ст.21 Закона о пожарной безопасности, в том числе, в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенном пункте <адрес> (пожарные гидранты, расположенные по адресам: <адрес> (в районе автокооператива); обеспечить возможность забора воды на открытой территории по <адрес>, на противоположной стороне улицы от <адрес>.
Данными Росреестра, техническим паспортом сооружения, договором аренды муниципального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями в судебном заседании установлено, что, в том числе, объекты недвижимости – водовод, расположенный в <адрес>, протяженностью <данные изъяты> водопроводная сеть по <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м, водопроводная сеть по <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м, являющиеся собственностью Комсомольского муниципального района <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ переданы в аренду ООО «ШелТЭК» для оказания услуги водоснабжения в <адрес>.
В целях исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ сельское поселение ДД.ММ.ГГГГ обратилось к ООО «ШелТЭК» с просьбой о предоставлении расчета стоимости по замене неисправных пожарных гидрантов на поставляемые; выполнении мероприятий для ввода пожарного гидранта в эксплуатацию, а также проведении работ по установке на видных местах указателей пожарных гидрантов или нанесении на видные места информации о расположении пожарных гидрантов.
ДД.ММ.ГГГГ на указанные обращения сельского поселения ООО «ШелТЭК» дан ответ, об отказе их в принятии к рассмотрению по причине того, что система водоснабжения <адрес> не является объектом имущества администрации сельского поселения.
Обращения сельского поселения к муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ, направленные в целях исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией района оставлены без ответа.
Основанием для обращения истца в суд с настоящим иском к ответчику послужили выводы истца о невозможности исполнения публично-правовой обязанности сельского поселения по обеспечению на территории поселения первичных мер пожарной безопасности, и, как следствие, выводы истца о невозможности исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ без использования имущества ответчика, которое требует совершения ряда действий по приведению его в соответствие с требованиями законодательства о пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Поскольку понуждение ответчика за счет принадлежащего ему имущества к исполнению публично-правовой обязанности истца в отсутствие каких-либо правовых оснований (договор, нормативно-правовой акт и т.д.) не допустимо, исходя из наличия права сельского поселения на альтернативный выбор источников наружного противопожарного водоснабжения с учетом имеющихся на территории поселения источников наружного противопожарного водоснабжения с приведением их в соответствии с требованиями закона, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований администрации сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского муниципального района Хабаровского края к администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края о понуждении к совершению действий, не имеется.
Кроме того, лицо, полагающее свои права нарушенными, может избрать любой из приведенных в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способов защиты либо иной, предусмотренный законом способ, который бы обеспечил восстановление этих прав. Выбор способа защиты должен соответствовать характеру нарушенного права.
Согласно указанной норме защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения, принуждения к исполнению обязанности в натуре, возмещения убытков и иными способами, предусмотренными законом.
Требование о понуждении ответчика обеспечить замену неисправных противопожарных гидрантов и обеспечить возможность подключения штатного оборудования пожарной машины к противопожарному гидранту, по своей сути является требованием истца к ответчику о соблюдении законодательства о пожарной безопасности путем, указанным в представлении от ДД.ММ.ГГГГ, что не является способом восстановления нарушенного права истца.
В связи с чем, суд считает, что по настоящему делу выбранный истцом способ защиты не соответствует закону и характеру нарушенного права.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ,
р е ш и л :
В удовлетворении искового заявления администрации сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского муниципального района Хабаровского края к администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края о понуждении к совершению действий, отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме-28 декабря 2024 года.
Председательствующий М.В.Пучкина