Решение по делу № 2а-534/2020 от 21.10.2019

Дело № 2а-534/2020

91RS0024-01-2019-004560-89

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 января 2020 года                                                              г.Ялта

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего - судьи Алтунина А.В., при секретаре Русаковой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республики Крым к Фонду культурного развития «ЮБК» о ликвидации некоммерческой организации, заинтересованные лица: Межрайонная ИФНС России №9 по Республике Крым, Чегодаев Сергей Валерьевич,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республики Крым обратилось в суд с иском к Фонду культурного развития «ЮБК» со следующими требованиями: ликвидировать Фонд; культурного развития «ЮБК»; исключить Фонд культурного развития «ЮБК» из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование своих требований истец указал, что с 2017 года Фонд культурного развития «ЮБК» не представляет в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации сведения о своей деятельности в соответствии с требованиями статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Ответчик неоднократно предупреждался о необходимости соблюдения требований федерального законодательства, привлекался к административной ответственности, однако требуемых сведений так и не представил. Допущенные некоммерческой организацией неоднократные, грубые нарушения, по мнению истца, являются основанием для ее ликвидации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела, в том числе посредством размещения извещения на официальном сайте Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республики Крым, однако в суд не явились, явку своих представителей не обеспечили, о причинах неявки суду не сообщили. При таких обстоятельствах суд рассматривает дело в отсутствие сторон и заинтересованных лиц в соответствии со статьей 150 КАС РФ.

Оценив доводы истца, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

Согласно ч. 1 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением.

В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В силу п. 4.1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ) контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705.

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (пп. «а» п. 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (п. 3 и абзац 1 п. 5 Положения).

В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 61 ГК РФ.

Таким образом, Управление Министерства юстиции РФ по Республике Крым является государственным органом, которому федеральным законом предоставлено право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации.

Судом установлено, что Фонд культурного развития «ЮБК» зарегистрирован территориальным органом Министерства юстиции как некоммерческая организация 12.11.2015 года, и включен в Единый государственный реестр юридических лиц 01.12.2015 года, ОГРН 1159102130032.

Согласно пункту 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ, некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

В соответствии с пунктом 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации № 212 от 15.04.2006 года «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», некоммерческая организация представляет отчет о деятельности ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Судом установлено, что в нарушение вышеперечисленных норм законодательства Фонд культурного развития «ЮБК» не предоставил в Управление Министерства юстиции РФ по Республике Крым сведения, содержащие отчет о своей деятельности за 2017 год.

Данное обстоятельство подтверждается постановлением мирового судьи судебного участка №95 Ялтинского судебного района (городской округ Ялта) Республики Крым от 26.12.2018 года по делу №5-0917/95/2018, которым Фонд культурного развития «ЮБК» привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, за неисполнение предписания о представлении отчета за 2017 год.

25.04.2019 года Главным Управлением Министерства юстиции РФ по Республике Крым направлено в адрес Фонда культурного развития «ЮБК» предупреждение о необходимости предоставления отчета о своей деятельности за 2019 год в срок до 21.06.2019 года.

Указанное предупреждение не было вручено получателю в связи с истечением срока хранения.

До настоящего времени допущенные нарушения ответчиком не устранены. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

Пунктом 3 ст. 61 ГК РФ установлено, что юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В качестве оснований для ликвидации некоммерческой организации истец указал, что ответчиком допущены неоднократные, грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации, выразившиеся в том, что ответчик не исполняет возложенные на него обязанности по предоставлению отчетности более двух лет.

В тоже время, в пунктах 26 и 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» разъяснено, что в качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию.

Грубым также является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства.

К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.

В частности, грубым нарушением является несоответствие заявленной территориальной сфере деятельности объединения граждан; использование объединением граждан в своем наименовании наименований органов государственной власти, местного самоуправления; оказание объединением граждан услуг без получения соответствующей лицензии (статья 14 Закона об общественных объединениях, часть 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», статьи 9 и 19 Закона о свободе совести).

Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства.

Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения.

Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов.

Между тем из представленных истцом доказательств не усматривается, что после направления ответчику предупреждения от 25.04.2019 года об устранении нарушений закона в виде непредставления отчетности за 2019 год ответчиком было совершено аналогичное или иное нарушение действующего законодательства.

При этом до привлечения ответчика к административной ответственности постановлением мирового судьи от 26.12.2018 года ответчик к административной ответственности не привлекался.

Кроме того, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 г. N 14-П по делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 ГК Российской Федерации указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные им последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, что восстановление законности возможно только путем его ликвидации.

В рассматриваемом случае судом не установлено, что допущенные ответчиком нарушения носят существенный и неустранимый характер. Оснований для вывода о том, что защита прав и законных интересов других лиц возможна только лишь путем ликвидации организации, у суда не имеется.

Таким образом, поскольку истцом не представлено доказательств неоднократного нарушения ответчиком требований законодательства; допущенные ответчиком нарушения не являются исключительными и достаточными для ликвидации юридического лица, суд оставляет требования истца без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республики Крым – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья                                                А.В.Алтунин

В окончательной форме решение суда принято 03 февраля 2020 года.

2а-534/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым
Ответчики
Фонд культурного развития "ЮБК"
Другие
Межрайонная ИФНС России №9 по Республике Крым
Чегодаев Сергей Валерьевич
Суд
Ялтинский городской суд Республики Крым
Судья
Алтунин Александр Витальевич
Дело на сайте суда
yalta.krm.sudrf.ru
21.10.2019Регистрация административного искового заявления
21.10.2019Передача материалов судье
24.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
11.11.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.11.2019Рассмотрение дела начато с начала
11.12.2019Судебное заседание
27.01.2020Судебное заседание
03.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее