к делу № 12-160/2019
РЕШЕНИЕ
08 августа 2019 года ст. Северская
Судья Северского районного суда Краснодарского края Андреева Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ТСЖ «Тополь» в лице председателя правления Баранника В.А. на постановление Государственной жилищной инспекции Краснодарского края по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ,
установил:
Постановлением заместителя руководителя государственной жилищной инспекции Краснодарского края № от ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Тополь» привлечено к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
ТСЖ «Тополь» в лице председателя правления Баранника В.А. обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит постановление заместителя руководителя государственной жилищной инспекции Краснодарского края № от ДД.ММ.ГГГГ отменить. В обоснование доводов жалобы указано, что Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края ненадлежащим образом проведена процедура уведомления о составлении протокола об административном правонарушении, соответственно отсутствовала возможность ознакомиться с ним. Кроме того, дело об административном правонарушении было рассмотрено в отсутствие представителя лица, привлекаемого к административной ответственности.
В судебное заседание представитель лица, привлекаемого к административной ответственности ТСЖ «Тополь» не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещался надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Представитель Государственной жилищной инспекции Краснодарского края в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела уведомлялся надлежащим образом, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, суд считает жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно осуществляться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяют дело в полном объёме.
На основании ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом нарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, являются права потребителей – граждан собственников помещений в многоквартирном доме на оказание качественных услуг по управлению многоквартирным домом.
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом): путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации;
В п. 3.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 года № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении лиц к административной ответственности, установленной статьей 7.22 КоАП РФ, суды должны исходить из того, что субъектом данного административного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, несет его собственник.
В случае если собственники помещений в многоквартирном доме, исходя из пункта 2 части 2 статьи 161 ЖК РФ, приняли решение об управлении жилым домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, субъектами ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.22 КоАП РФ, будут являться соответственно товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы как лица, на которые возложены функции по управлению этим домом.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками Государственной жилищной инспекции Краснодарского края ДД.ММ.ГГГГ с участием бухгалтера ТСЖ «Тополь» ФИО2 была проведена внеплановая выездная проверка ТСЖ «Тополь», расположенного по адресу: <адрес> составлен акт проверки юридического лица №.
По результатам проведения проверки выявлены следующие нарушения: отсутствуют акты периодической проверки работы и технического обслуживания дымовых и вентиляционных каналов в отношении многоквартирного жилого дома в соответствии с требованиями п.п. «в» п. 12 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 года № 410, что является нарушением п.п. «д» п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, п. 15 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 года № 290, п. 5.5.6, 5.5.12 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170.Выявленные нарушения явились основанием для составления инспекцией в отношении ТСЖ «Тополь» протокола об административном правонарушении от 04.03.2019 года № 916, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ на основании акта проверки в адрес ТСЖ «Тополь» вынесено предписание об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Во исполнение указанного предписания, ТСЖ «Тополь» представлены договор № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ТСЖ «Тополь» и ООО «Краснодарское предприятие «Пожзащита» на выполнение работ по проведению осмотров вентиляционных каналов после отопительного сезона (апрель) и перед отопительным сезоном (август-сентябрь) и спецификацию на выполнение услуг по договору от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с уставом ТСЖ «Тополь», утвержденного протоколом общего собрания собственников помещений № от ДД.ММ.ГГГГ, товарищество является некоммерческой организацией, создаваемой и действующей в соответствии ГК РФ и ЖК РФ, а в части жилищных правоотношений – законодательными актами субъектов РФ и уставом товарищества.
Согласно п. 12.1 Устава, органами управления товарищества являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.
В соответствии с п. 14.4 Устава, в компетенцию правления входит, в том числе представительство товарищества во взаимоотношениях с третьими лицами.
Пунктом 15.2 Устава предусмотрено, что от имени товарищества действует председатель правления, подписывает документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством и уставом не подлежат обязательному одобрению правлением или общим собранием членов товарищества.
Протоколом № внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, председателем ТСЖ «Тополь» избран Баранник В.А.
На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ председатель правления ТСЖ «Тополь» приступил к исполнению своих обязанностей с ДД.ММ.ГГГГ.
Должностной инструкцией председателя правления ТСЖ «Тополь» подтверждается, что председатель правления ТСЖ обязан представлять интересы ТСЖ и правление ТСЖ в государственных и коммерческих предприятиях, организациях и учреждениях, а также перед физическими лицами в суде и арбитраже.
Пунктами 3.1.7 и 3.1.8 должностной инструкции предусмотрено, что председатель правления ТСЖ обязан следить за исправностью оборудования и механизмов и своевременно принимать меры к их ремонту, проводить работу по упорядочению документации, ее совершенствованию и качеству.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ зачислена на должность старшего бухгалтера ТСЖ «Тополь».
Пунктом 4.1.1 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены обязанности старшего бухгалтера ТСЖ «Тополь», которые связаны с выполнением работой по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций товарищества.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса. Протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 данной статьи, в нем делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 КоАП РФ).
Из содержания протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ, от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что представитель ТСЖ «Тополь» - председатель правления Баранник В.А. при составлении этого протокола участия не принимал. Старший бухгалтер ТСЖ «Тополь» не является представителем юридического лица, полномочиями представлять интересы ТСЖ не наделен.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Поскольку в ходе внеплановой выездной проверки в отношении ТСЖ «Тополь» отсутствовал представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, то должностным лицом Государственной жилищной инспекции Краснодарского края меры по привлечению ТСЖ «Тополь» к административной ответственности были приняты с нарушением процедуры, предусмотренной законом, что влечет признание незаконным составление протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и порочность его как доказательства в соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ. В связи с чем, протокол об административном правонарушении с прилагаемыми к нему материалами, фиксирующий выявленное административное правонарушение, не может быть признан допустимым доказательством по делу об административном правонарушении в отношении ТСЖ «Тополь».
Иные материалы дела в отсутствие протокола об административном правонарушении не могут образовать совокупность доказательств, достаточную для вывода о виновности ТСЖ «Тополь» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Поскольку при оформлении материала об административном правонарушении в отношении ТСЖ «Тополь» были допущены существенные процессуальные нарушения требований КоАП РФ, которые повлекли нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, постановление Государственной жилищной инспекции Краснодарского края № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
Жалобу ТСЖ «Тополь» в лице председателя правления Баранника В.А. на постановление Государственной жилищной инспекции Краснодарского края по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ТСЖ «Тополь», привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ – удовлетворить.
Постановление Государственной жилищной инспекции Краснодарского края по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ, в отношении ТСЖ «Тополь» прекратить в связи в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.А. Андреева