Решение по делу № 2-1458/2022 от 01.07.2022

                                                                                               Дело

УИД 91ОS0-76

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«23» ноября 2022 года                                                  <адрес>

Железнодорожный районный суд <адрес> Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи – Липовской И.В.,

при секретаре – ФИО5,

с участием представителя истца – ФИО6,

представителя ответчика – ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Некоммерческой организации «Крымский региональный фонд развития промышленности» к ФИО2, третьи лица Министерство промышленной политики Республики Крым, Служба финансового надзора Республики Крым, Наблюдательный совет Некоммерческой организации «Крымский региональный фонд развития промышленности» о признании неправомерными действий, признании приказов недействительными, взыскании суммы,

УСТАНОВИЛ:

НКО «Крымский региональный фонд развития промышленности» обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО2, третье лицо Министерство промышленной политики Республики Крым о признании неправомерными действий по изданию приказа к от ДД.ММ.ГГГГ «О премировании за 3 квартал 2019 года», приказа к от ДД.ММ.ГГГГ «О премировании за 4 квартал 2019 года» в части премирования ФИО2 на сумму руб.; признании недействительными приказов Некоммерческой организации «Крымский региональный фонд развития промышленности» к от ДД.ММ.ГГГГ «О премировании за 3 квартал 2019 года», к от ДД.ММ.ГГГГ «О премировании за 4 квартал 2019 года» в части премирования ФИО2; взыскании с ФИО2 суммы в размере руб.

Требования иска мотивированы тем, что НКО «Крымский региональный фонд развития промышленности» является унитарной некоммерческой организацией.

Учредителем фонда является <адрес>, функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство промышленной политики Республики Крым.

Единоличным исполнительным органом является директор.

Права и обязанности директора, а также основания для расторжения трудовых отношений с ним регламентируются уставом и трудовым договором, заключенным между директором и учредителем, в соответствии с трудовым законодательством РФ.

Директор осуществляет руководство текущей деятельностью Фонда и подотчетен Наблюдательному Совету. К компетенции директора относится решение вопросов деятельности фонда, не относящихся к компетенции Наблюдательного Совета.

На основании приказа Министерства промышленной политики Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, протокола Наблюдательного совета НКО «Крымский региональный фонд развития промышленности» от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с приказами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ «О вступлении в должность директора» ФИО2 осуществлял свою деятельность в должности руководителя Фонда.

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством промышленной политики Республики Крым и ФИО2 заключен трудовой договор , срок действия договора по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между НКО «Крымский региональный фонд развития промышленности» в лице Наблюдательного Совета и ФИО2 заключен трудовой договор , срок действия договора по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Представления Службы финансового надзора Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ выявлено, что директором ФИО2 без согласования с Наблюдательным Советом принято решение о своем премировании путем подписания приказов НКО «Крымский региональный фонд развития промышленности» к от ДД.ММ.ГГГГ «О премировании за 3 квартал 2019 года» и к от ДД.ММ.ГГГГ «О премировании за 4 квартал 2019 года» и выплачены суммы премии ФИО2 за счет средств субсидии, полученной из бюджета Республики Крым по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ в размере руб.

На основании письма Министерства промышленной политики Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ субсидия в размере была возвращена в Министерство.

Во исполнение требований Представления Службы финансового надзора Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ было направлено требование о возврате срок до ДД.ММ.ГГГГ денежных средств в сумме руб.

До настоящего момента денежные средства ФИО2 на счета НКО «Крымский региональный фонд развития промышленности» не переведены.

Истец считает, что действия ответчика по изданию оспариваемых приказов о премировании в размере руб. без получения согласия Наблюдательного совета являются прямым нарушением норм действующего законодательства.

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Служба финансового надзора Республики Крым.

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Наблюдательный совет Некоммерческой организации «Крымский региональный фонд развития промышленности».

Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме и настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Представитель третьего лица Министерства промышленной политики Республики Крым в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, причины не явки суду не известны.

Представитель третьего лица Службы финансового надзора Республики Крым в судебное заседание не явился, подали в адрес суда пояснения, в которых просили суд дело рассмотреть в отсутствие представителя, исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель третьего лица Наблюдательного совета Некоммерческой организации «Крымский региональный фонд развития промышленности» в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, причины не явки суду не известны.

Информация о дате и месте судебного разбирательства была своевременно размещена на официальном сайте Железнодорожного районного суда <адрес> Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.

Заслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела и представленные доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности, как в отдельности, так и их взаимной связи в совокупности, а установленные судом обстоятельства с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд приходит к следующему.

Судебным разбирательством установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством промышленной политики Республики Крым и ФИО2 заключен трудовой договор с директором некоммерческой организации.

Согласно пункту 1 трудового договора с директором некоммерческой организации от ДД.ММ.ГГГГ, настоящий трудовой договор регулирует трудовые отношения между министерством и руководителем, связанные с исполнением последним обязанностей директора Фонда.

В соответствии с пунктом 2.1 трудового договора с директором некоммерческой организации от ДД.ММ.ГГГГ, руководитель фонда является единоличным исполнительным органом фонда, действует на основе единоначалия, подотчетен Наблюдательному совету Фонда в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Крым и уставом Фонда.

Согласно пункту 7.2 трудового договора с директором некоммерческой организации от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия трудового договора по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ директором Некоммерческой организации «Крымский региональный фонд развития промышленности» ФИО2 издан приказ «О вступлении в должность директора», согласно которого ФИО2 вступил в должность директора Некоммерческой организации «Крымский региональный фонд развития промышленности» с ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом Некоммерческой организации «Крымский региональный фонд развития промышленности» от ДД.ММ.ГГГГ утверждено положение об оплате труда, премировании и материальном стимулировании работников.

Согласно пункта 1.2 Положения об оплате труда, премировании и материальном стимулировании работников, утвержденного приказом Некоммерческой организации «Крымский региональный фонд развития промышленности» от ДД.ММ.ГГГГ, настоящее положение распространяется на всех лиц, заключивших с фондом трудовые договоры и для которых работа в фонде является основным местом работы.

В соответствии с разделом 4 «Порядок и условия премирования» Положения об оплате труда, премировании и материальном стимулировании работников, утвержденного приказом Некоммерческой организации «Крымский региональный фонд развития промышленности» от ДД.ММ.ГГГГ, премии начисляются по итогам финансово-хозяйственной деятельности фонда штатным работникам. Премии устанавливаются приказом директора фонда после индивидуальной оценки вклада каждого работника за соответствующий период.

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством промышленной политики Республики Крым и ФИО2 заключено дополнительное соглашение к трудовому договору с директором некоммерческой организации от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору с директором некоммерческой организации от ДД.ММ.ГГГГ, трудовой договор дополнен пунктом 4.7, согласно которого: «оплата труда руководителя состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера» и пунктом 4.8, согласно которого: «выплаты компенсационного характера устанавливаются для руководителя в порядке и размерах, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым, коллективным договором и локальными нормативными актами фонда, содержащими нормы трудового права».

Протоколом наблюдательного совета Некоммерческой организации «Крымский региональный фонд развития промышленности» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден устав Некоммерческой организации «Крымский региональный фонд развития промышленности».

Согласно пункта 6.7 устава Некоммерческой организации «Крымский региональный фонд развития промышленности», утвержденного протоколом наблюдательного совета Некоммерческой организации «Крымский региональный фонд развития промышленности» от ДД.ММ.ГГГГ директор в рамках своей компетенции в соответствии с законодательством определяет размер, условия и порядок оплаты труда и премирования работников фонда в пределах финансового плана, утвержденного Наблюдательным советом.

Приказом директора Некоммерческой организации «Крымский региональный фонд развития промышленности» ФИО2 к от ДД.ММ.ГГГГ «О премировании за 3 квартал 2019 года», приказано начислить и выплатить премию за 3 квартал 2019 года, в составе заработной платы за вторую половину октября 2019 года ФИО2 – 40%.

Приказом директора Некоммерческой организации «Крымский региональный фонд развития промышленности» ФИО2 к от ДД.ММ.ГГГГ «О премировании за 4 квартал 2019 года», приказано начислить и выплатить премию за 4 квартал 2019 года, в составе заработной платы за первую половину декабря 2019 года ФИО2 – 64%.

ДД.ММ.ГГГГ Советом Министров Республики Крым Министерству промышленной политики Республики Крым дано согласие на заключение трудового договора с ФИО2 на должность директора Некоммерческой организации «Крымский региональный фонд развития промышленности».

ДД.ММ.ГГГГ Некоммерческой организации «Крымский региональный фонд развития промышленности», в лице председателя наблюдательного совета Некоммерческой организации «Крымский региональный фонд развития промышленности» ФИО8 и ФИО2 заключен трудовой договор .

ДД.ММ.ГГГГ директором Некоммерческой организации «Крымский региональный фонд развития промышленности» ФИО2 издан приказ «О вступлении в должность директора», согласно которого ФИО2 вступил в должность директора Некоммерческой организации «Крымский региональный фонд развития промышленности» с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа о прекращении трудового договора с работником к, прекращено действие трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ и ФИО2 уволен на основании пункта 3 части 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.

ДД.ММ.ГГГГ Службой финансового надзора Республики Крым по результатам проверки в отношении Некоммерческой организации «Крымский региональный фонд развития промышленности» вынесено представление .1-14/2377 о принятии мер по устранению причин и условий допущенных нарушений в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Так в ходе контрольных мероприятий Службой финансового надзора Республики Крым выявлены следующие нарушения: в нарушение п. 23 ст. 27 ФЗ «О некоммерческих организациях» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ, п. 9.4 Устава НО «КРФРП», утвержденного протоколом наблюдательного совета НО «КРФРП» от ДД.ММ.ГГГГ , директором НО «КРФРП» ФИО2 без согласования с наблюдательным советом принято решение о своем премировании путем подписания приказов НО «КРФРП» от ДД.ММ.ГГГГ к «О премировании за 3 квартал 2019 года», от ДД.ММ.ГГГГ к «О премировании за 4 квартал 2019 года», на основании которых начислено и выплачено за счет средств субсидии, полученной из бюджета Республики Крым по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ -ф/2019 премии за 3 и 4 квартал 2019 года директору НО «КРФРП» ФИО2 в октябре и декабре 2019 года в сумме руб.

ДД.ММ.ГГГГ Министерство промышленной политики Республики Крым направило в адрес Некоммерческой организации «Крымский региональный фонд развития промышленности» письмо о необходимости возврата субсидии на общую сумму руб.: по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ -ф/2019 в размере руб. и по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ -ф/2020 в размере руб.

ДД.ММ.ГГГГ сумма в размере руб. была переведена Некоммерческой организации «Крымский региональный фонд развития промышленности» на счет Министерства промышленной политики Республики Крым, что подтверждается платежным поручением .

ДД.ММ.ГГГГ Некоммерческой организации «Крымский региональный фонд развития промышленности» в адрес ФИО2 направлено требование о возврате денежных средств в размере руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований о признании приказов о премировании и действий по их вынесению недействительными и истец ссылается на то, что сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением установленных действующим законодательством требований может быть признана судом недействительной.

Из содержания положений статьи 153 ГК РФ следует, что сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Обязательным условием сделки как волевого правомерного юридического действия субъекта гражданских правоотношений является направленность воли лица при совершении сделки на достижение определенного правового результата (правовой цели), влекущего установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей на основе избранной сторонами договорной формы.

Как следует из разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 50 постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по смыслу статьи 153 ГК РФ при решении вопроса о правовой квалификации действий участника (участников) гражданского оборота в качестве сделки для целей применения правил о недействительности сделок следует учитывать, что сделкой является волеизъявление, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (например, гражданско-правовой договор, выдача доверенности, признание долга, заявление о зачете, односторонний отказ от исполнения обязательства, согласие физического или юридического лица на совершение сделки).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что приказы к от ДД.ММ.ГГГГ «О премировании за 3 квартал 2019 года» и к от ДД.ММ.ГГГГ «О премировании за 4 квартал 2019 года» не являются документами, направленными на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, поскольку по совей сути являются документами устанавливающими стимулирующие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, а следовательно действия по их вынесению не могут являться сделкой.

Часть 1 статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно части 1 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 ТК РФ ).

В силу ч. 4 ст. 137 ТК РФ, заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев: счетной ошибки; если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (ч. 3 ст. 155 ТК РФ ) или простое (ч. 3 ст. 157 ТК РФ ); если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.

Согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

В силу пункта 3 статьи 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения выплаченная гражданину заработная плата и приравненные к ней платежи при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Предусмотренные ст. 137 ТК РФ, ст. 1109 ГК РФ правовые нормы согласуются с положениями Конвенции международной организации труда от ДД.ММ.ГГГГ N 95 "Относительно защиты заработной платы" (ст. 8), ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, обязательных для применения в силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. 10 ТК РФ, и содержат исчерпывающий перечень случаев, когда допускается взыскание с работника излишне выплаченной ему заработной платы.

Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ, согласно которой, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Из содержания указанной нормы права следует, что взыскание убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, и ее применение возможно лишь при наличии совокупности условий ответственности, предусмотренных законом. Так, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения убытков, их размер, противоправность поведения причинителя ущерба и юридически значимую причинную связь между поведением указанного лица и наступившим вредом. Недоказанность хотя бы одного из элементов состава правонарушения является достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований о возмещении убытков.

Некоммерческая организация «Крымский региональный фонд развития промышленности» не представила суду доказательств противоправного характера действий ответчика, приведших истца к убыткам. Данных о том, что ответчик действовал с превышением предоставленных ему полномочий, в деле не имеется.

Устав Некоммерческой организации «Крымский региональный фонд развития промышленности», утвержденный протоколом наблюдательного совета Некоммерческой организации «Крымский региональный фонд развития промышленности» от ДД.ММ.ГГГГ, устанавливает полномочия отнесенные к исключительной компетенции Наблюдательного совета.

Однако, такое полномочие Наблюдательного совета, как согласование решения о премировании директора не относится к исключительной компетенции Наблюдательного совета в соответствии с Уставом Некоммерческой организации «Крымский региональный фонд развития промышленности», поскольку вообще не установлено уставом.

Ссылка истца и проверяющих органов на пункт 9.4 устава Некоммерческой организации «Крымский региональный фонд развития промышленности», утвержденного протоколом наблюдательного совета Некоммерческой организации «Крымский региональный фонд развития промышленности» от ДД.ММ.ГГГГ содержащий требования об одобрении сделки Наблюдательным советом не может быть принята во внимание, поскольку издание приказов о премировании, не является сделкой в понимании норм гражданского права, а следовательно не требует одобрения со стороны Наблюдательного совета.

В силу пункта 3 статьи 10 ГК РФ разумность и добросовестность участников гражданских правоотношений презюмируются, поэтому доказывать недобросовестность и неразумность действий единоличного исполнительного органа общества, повлекших за собой причинение убытков, должен истец, в то время как подобных доказательств истцом не представлено.

В ходе судебного заседания обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности действий ответчика при вынесении приказов о премировании, судом не установлено, доказательств обратного стороной истца не представлено.

Учитывая изложенное, суд считает заявленные исковые требования о признании неправомерными действий по изданию приказа к от ДД.ММ.ГГГГ «О премировании за 3 квартал 2019 года», приказа к от ДД.ММ.ГГГГ «О премировании за 4 квартал 2019 года» в части премирования ФИО2 на сумму руб.; признании недействительными приказов Некоммерческой организации «Крымский региональный фонд развития промышленности» к от ДД.ММ.ГГГГ «О премировании за 3 квартал 2019 года», к от ДД.ММ.ГГГГ «О премировании за 4 квартал 2019 года» в части премирования ФИО2 не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению.

Что касается исковых требования о взыскании с ответчика убытков в сумме руб., то указанные требования также не подлежат удовлетворению, поскольку являются производными от исковых требований, в удовлетворении которых судом отказано.

Согласно ч.2 ст.195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 320 – 321 ГПК Российской Федерации, судья, -

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Некоммерческой организации «Крымский региональный фонд развития промышленности» - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Крым через Железнодорожный районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                     И.В. Липовская

Решение суда изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                     И.В. Липовская

2-1458/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
НО "Крымский региональный фонд развития промышленности"
Ответчики
Воробьев Алексей Павлович
Другие
Веденмеер Мария Викторовна
Служба Финансового надзора Республики Крым
Наблюдательный совет некоммерческой организации "Крымский региональный фонд развития промышленности"
Министерство промышленной политики РК
Суд
Железнодорожный районный суд г. Симферополь
Судья
Липовская И.В.
Дело на сайте суда
zheleznodorozhniy.krm.sudrf.ru
01.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
01.07.2022Передача материалов судье
04.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.08.2022Судебное заседание
04.10.2022Судебное заседание
23.11.2022Судебное заседание
30.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее