24RS0034-01-2022-000742-29
2.146
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 июля 2024г. г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Тихоновой Ю.Б.,
судей Медведева И.Г., Потехиной О.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зыковой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Медведева И.Г. гражданское дело по иску прокурора Манского района Красноярского края, поданному в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, Министерства лесного хозяйства Красноярского края, Федерального агентства лесного хозяйства к Сик Владимиру Петровичу, Наумкину Евгению Сергеевичу, Воробьеву Роману Владимировичу о признании межевания земельного участка недействительным, признании сделок недействительными, применении последствий недействительности сделок, о признании отсутствующим право собственности на земельный участок, об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке и о возникшем праве собственности на него, о взыскании ущерба, причиненного государственному лесному фонду Российской Федерации,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Воробьева Р.В. – Матвеева Ю.Н.
на решение Манского районного суда Красноярского края от 22 марта 2024 года, с учетом определения об исправлении описки от 12 апреля 2024 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Манского района Красноярского края, поданное в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, к Сик Владимиру Петровичу, имеющему паспорт гражданина РФ (серия №, выдан <дата> г., код подразделения 240-059), Наумкину Евгению Сергеевичу, имеющему паспорт гражданина РФ (серия №, выдан <дата>., код подразделения 382-036), Воробьеву Роману Владимировичу, имеющей паспорт гражданина РФ (серия №, выдан <дата> г., код подразделения 240-056) - удовлетворить в полном объеме.
Признать недействительным межевой план от 08 июля 2022 г., составленный кадастровым инженером ФИО39, в отношении земельного участка категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадью 507451 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Признать недействительным договор дарения от 20 июля 2022 г. земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадью 507451 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, заключенный между Сик Владимиром Петровичем и Воробьевым Романом Владимировичем.
Признать недействительным договор дарения от 22 сентября 2022 г. земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадью 507451 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> заключенный между Воробьевым Романом Владимировичем и Наумкиным Евгением Сергеевичем.
Признать отсутствующим право собственности Наумкина Евгения Сергеевича на земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадью 507451 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельного участка категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадью 507451 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> и о возникшем праве собственности Наумкина Евгения Сергеевича на этот объект недвижимости.
Взыскать с Воробьева Романа Владимировича в пользу муниципального образования «Манский район Красноярского края» ущерб в размере 8 199 873 руб. 00 коп., причиненный государственному лесному фонду Российской Федерации.
Взыскать доход местного бюджета муниципального образования Шалинский сельсовет Манского района Красноярского края: 1) в солидарном порядке с Сика Владимира Петровича, Наумкина Евгения Сергеевича, Воробьева Романа Владимировича неуплаченную государственную пошлину в размере 23114 руб. 59 коп.; 2) с Воробьева Романа Владимировича неуплаченную государственную пошлину в размере 49199 руб. 36 коп.».
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Манского района Красноярского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, обратился в суд с исковым заявлением (с учетом уточнений) к Сик В.П., Наумкину Е.С., Воробьеву Р.В. о признании межевания земельного участка недействительным, о признании сделок недействительными, о применении последствий недействительности сделок, о признании отсутствующим право собственности на земельный участок, об исключении из ЕГРН сведений о земельном участке и о возникшем праве собственности на него, о взыскании ущерба, причиненного государственному лесному фонду РФ.
Требования мотивированы тем, что в прокуратуру Манского района Красноярского края из КГБУ «Манское лесничество» поступила информация о том, что в квартале № <адрес> Шалинского сельского участкового лесничества Манского лесничества 26.09.2022 обнаружена незаконная рубка на территории государственного лесного фонда, после чего прокуратурой организована проверка, в ходе которой установлено следующее: 1) согласно свидетельству о государственной регистрации права от 19.09.2008 спорный лесной участок, а именно кварталы №№ <адрес>», находятся в собственности Российской Федерации на основании ст. 19 ЛК РФ; 2) по информации Министерства лесного хозяйства Красноярского края в границах земель лесного фонда (Манского лесничества, <адрес>», кварталы №№ 33, 34, часть выдела №№ 23, 24, 25, 26, 28, 29) частично расположен земельный участок с кадастровым номером № местоположение: <адрес> который с 26.09.2022 принадлежит на праве собственности Наумкину Е.С. по договору дарения земельного участка, заключенного с Воробьевым Р.В., который, в свою очередь, являлся собственником данного земельного участка с 22.07.2022 на основании договора дарения, заключенного с Сик В.П.; 3) земельный участок с кадастровым номером № был сформирован из 2 земельных долей, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, принадлежащих Сик В.П. на основании свидетельств о праве на наследство по закону, а ранее принадлежали наследодателю Сик П.Д. на основании постановления Администрации Манского района Красноярского края от 24.06.1994 №230; спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет по результатам проведения 02.07.2022 кадастровых работ, организованных Орешенко Д.А., действующим по доверенности от имени Сик В.П. и был отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения; 4) по сведениям Управления Росреестра по Красноярскому краю от 05 октября 2022 г. земельный участок с кадастровым номером №, согласно документам, подготовленным кадастровым инженером Неупокоевой Н.Ф., образовался в результате выдела в счет 2 земельных долей из земельного участка с кадастровым номером №, относящегося к категории земель - «земли сельскохозяйственного назначения», права на который возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий земель совхоза «Манский партизан»; в ГФДЗ хранятся: «Проект перераспределения земель ТОО «Манский партизан»», выполненный институтом ВостсибНИИгипрозем в 1993 г., согласно которому указанный земельный участок сформирован на землях общей долевой собственности в контуре № 178, угодье «пастбище залесенное»; проект перераспределения земель при реформировании ТОО «Манский партизан», выполненный институтом ВостсибНИИгипрозем в 1998 г., согласно которому контур №178 входит в состав лесного массива; 5) по информации Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края от 22.11.2022 № 04-27/6128 согласование проектов мелиорации земель осуществляется ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Красноярскому краю»; 6) при этом ранее в Россельхознадзор, Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края, ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Красноярскому краю» заявления относительно проведения образования спорного земельного участка с кадастровым номером № не поступали, равно как и не передавался в Администрацию Манского района Красноярского края проект освоения лесов на указанном земельном участке; 7) из объяснений Воробьева Р.В. следует, что он приобрел спорный земельный участок у ранее незнакомых ему граждан, после чего обратился к кадастровому инженеру, который провел кадастровые работы, межевание, определил границы участка на местности; соответствующие документы были направлены Воробьевым Р.В. в Росреестр, после чего за ним было зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером №; в сентябре 2022 г. этот участок Воробьев Р.В. передал по договору дарения Наумкину Е.С.; в июле 2022 г. с целью расчистки земельного участка от растущей древесно-кустарниковой растительности и деревьев Воробьев Р.В. заключил договор на разработку проектно-сметной документации для проведения культуротехнических мероприятий с ООО «Научно-технический центр - Красноярскспецпроект», сама документация согласована в Министерстве сельского хозяйства Красноярского края; Воробьев Р.В. также в июле 2022 г. заключил договор с ИП Вологдиным А. на расчистку земельного участка от древесно-кустарниковой растительности и деревьев, осуществлял заготовку деревьев; 8) из объяснений Наумкина Е.С. следует, что в сентябре 2022 г. Воробьев Р.В. по договору дарения передал ему спорный земельный участок, однако какие-либо иные документы на этот участок Наумкин Е.С. не оформлял, фактически деятельность на данном земельном участке осуществляет Воробьев Р.В. с его (Наумкина Е.С.) разрешения, на момент передачи Наумкину Е.С. данного участка на нем уже проводилась работа по его очистке от деревьев; 9) согласно информации КГБУ «Манское лесничество» от 25.11.2022 № 482, ущерб, причиненный незаконной рубкой лесных насаждений по месту нахождения земельного участка Воробьева Р.В. составляет 8199873 руб. и подлежит возмещению.
При таких обстоятельствах прокурор полагает, что нарушения, допущенные при формировании спорного земельного участка с кадастровым номером № из состава находящихся в государственной собственности земель лесного фонда, исключают возможность его дальнейшего существования, а потому межевание этого земельного участка и все заключенные с ним сделки подлежат признанию недействительными вследствие их ничтожности, с исключением из ЕГРН сведения об этом земельном участке и о возникшем праве собственности на него у Наумкина Е.С.; с учетом того, что спорный земельный участок выбыл из владения Российской Федерации помимо ее воли (соответствующее решение федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, в отношении данного объекта недвижимости не принималось), этот участок подлежит истребованию из чужого незаконного владения ответчиков; поскольку фактическое использование спорного участка и заготовлка на нем древесины осуществлялась Воробьевым Р.В., который в Управление Россельхознадзора по Красноярскому краю с заявлением об использовании данного земельного участка сельскохозяйственного назначения в целях использования расположенных на нем лесов не обращался, равно как и не составлял проекта освоения лесов, соответственно, проект освоения лесов в орган местного самоуправления для проведения муниципальной экспертизы Воробьевым Р.В. также не подавался, то спорный земельный участок, относящийся к землям лесного фонда, используется Воробьевым Р.В. для незаконной рубки лесных насаждений, чем нарушены права Российской Федерации, как собственника земель лесного фонда, лесных насаждений, а также неопределенного круга граждан государства на благоприятную окружающую среду, тем самым виновными действиями Воробьева Р.В. государственному лесному фонду причинен ущерб на сумму 8199873 руб.
Учитывая изложенное, прокурор просил: 1) признать недействительным в силу ничтожности договор дарения от 20.07.2022 земельного участка с кадастровым номером №, местоположение: <адрес> заключенный между Сик В.П. и Воробьевым Р.В.; 2) признать недействительным в силу ничтожности договор дарения от 22.09.2022 этого же участка, заключенный между Воробьевым Р.В. и Наумкиным Е.С.; 3) признать недействительным в силу ничтожности межевой план от 08.07.2022, составленный кадастровым инженером Неупокоевой Н.Ф. в отношении вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером №; 4) признать отсутствующим право собственности Наумкина Е.С. на земельный участок с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, с исключением сведений об этом земельном участке и о возникшем праве собственности на него из ЕГРН; 5) взыскать с Воробьева Р.В. в доход Российской Федерации ущерб в размере 8199873 руб., причиненный государственному лесному фонду.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Воробьева Р.В. – Матвеев Ю.Н. просит решение отменить, отказав в удовлетворении заявленных прокурором требований, указывая на то, что судом применен закон, не подлежащий применению, а именно - Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик от 17.05.1977, а также Лесной кодекс РФ от 1997 года. Между тем, учитывая действующее законодательство РФ, при формировании спорного земельного участка и согласовании его границ ответчиком были соблюдены все требования ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Спорный участок состоит на кадастровом учете с 16.04.2007, был сформирован путем выделения из состава другого земельного участка сельскохозяйственного назначения, который находился в общей долевой собственности, в том числе - у Сик В.П. Для правильного разрешения спора суду было необходимо истребовать проектную документацию (проект квартальной сети) с графическим описанием местоположения границ Шалинского участкового лесничества, а также решение органа государственной власти об установлении и изменении границ данного лесничества с графическим описанием местоположения указанных границ, включающее перечень координат характерных точек участкового лесничества. Кроме того, при проведении судебной землеустроительной экспертизы непосредственный осмотр местности не проводился. У Воробьева Р.В. не было оснований сомневаться в принадлежности приобретенного у Сик В.П. спорного земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения, а само по себе наличие на таком земельном участке лесонасаждений не является безусловным доказательством относимости участка к категории земель лесного фонда. Действовавшее на момент вырубки лесных насаждений законодательство РФ не предусматривало для собственников земельных участков сельскохозяйственного назначения оформлять документы, предусмотренные Лесным кодексом РФ, в частности - договоров купли-продажи лесных насаждений. Внесенные постановлением Правительства РФ от 08.06.2022 № 1043 изменения в Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения вступили в силу только с 01.01.2024 и на правоотношения сторон по данному делу не распространяются, поскольку до указанной даты вырубка лесных насаждений на сельхозземлях осуществлялась без отвода лесосек и составления технологических карт лесосечных работ. Возложение на Воробьева Р.В. обязанности по возмещению вреда в размере 8199873 рублей является незаконным, поскольку отсутствует его вина в причинении вреда. Кроме того, при вынесении решения необходимо было учитывать заключение эксперта о том, что выявленные наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда образовались по причине того, что Министерство лесного хозяйства не уточнило на местности и не сформировало границы «материнского» лесного участка №:2431.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Манского района просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Признав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав посредством использования видеоконференц-связи объяснения представителя ответчика Воробьева Р.В. – Матвеева Ю.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя процессуального истца – прокурора Красноярской краевой прокуратуры Смирнову Я.Е., полагавшей решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, установленных ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
ГПК РФ в ч. 1 ст. 45 установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Положениями пп. 1, 3 - 5 ст. 10 ГК РФ определено, что: 1) не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом); 2) в случае несоблюдения требований, предусмотренных п. 1 ст. 10 ГК РФ, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом; 3) в случае, если злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью, последствия, предусмотренные п. ст. 10 ГК РФ применяются, поскольку иные последствия таких действий не установлены этим Кодексом; 4) если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков; 5) добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли лесного фонда отнесены к федеральной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, поэтому лесной участок, о нарушении границ которого заявляет истец, принадлежит Российской Федерации в силу закона. Кроме того, в данном случае право собственности Российской Федерации на этот участок зарегистрировано в ЕГРН.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (в первоначальной редакции) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 данного Кодекса.
Исходя из правил названных статей местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91), при этом полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах (статья 83).
Статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Статьей 4.2 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда и участки лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Неразграниченная государственная собственность не является самостоятельной формой собственности, а подлежит разграничению на собственность конкретных публично-правовых образований (собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации, собственность муниципальных образований), при этом лесные участки считаются разграниченными в силу абзаца 6 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации и относятся к федеральной собственности.
В силу статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в ред. от 22.07.2008) государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
В соответствии с ч.3 ст. 23.1 ЛК РФ, порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами лесовосстановления и правилами ухода за лесами.
Согласно чч. 1, 4 - 5 ст. 30 ЛК РФ, граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд; граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений; древесина, заготовленная гражданами для собственных нужд, не может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами; порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов РФ, а порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, - федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся особо охраняемые природные территории.
Положениями ч. 1 ст. 70 ЛК РФ закреплено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения уполномоченных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 этого Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; 3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
Согласно ч. 1 ст. 72, ч. 1 ст. 75 ЛК РФ, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 данного Кодекса (ст. 72); по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Законом Красноярского края от 14 февраля 2007 г. № 21-5820 «О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений» утвержден Порядок заготовки гражданами древесины для собственных нужд, согласно которому граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений; предоставление лесных насаждений гражданам для собственных нужд производится организацией, осуществляющей управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - уполномоченная организация), по нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд; заготовка древесины для собственных нужд в пределах нормативов на один и тот же объект (здание, строение, сооружение) несколькими гражданами не допускается; после заключения договора купли-продажи лесных насаждений гражданин обязан принять лесные насаждения для заготовки древесины по акту от уполномоченной организации; порядок осуществления рубок для заготовки гражданами древесины для собственных нужд осуществляется в соответствии с правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, порядком проведения лесосечных работ.
01 декабря 2020 г. Минприроды России издан Приказ № 993, которым утверждены Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в ст. 23 ЛК РФ (далее - Правила заготовки древесины), и согласно п. 11 этого Приказа: 1) рубка лесных насаждений, трелевка (транспортировка), частичная переработка, хранение, вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации; 2) в случае заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или контракта, указанного в ч. 5 ст. 19 ЛК РФ, рубка лесных насаждений, трелевка (транспортировка), частичная переработка, хранение, вывоз осуществляются в течение срока, установленного договором или контрактом соответственно.
В соответствии ч.1 ст.166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно ч.1 ст. 167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В соответствии с ч.2 ст. 168 ГК РФ, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно ч.1 ст. 214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (ч.2).
В силу ч.1 ст. 264 ГК РФ, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (ч.2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно части 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли. Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.
Согласно статье 305 Гражданского кодекса российской Федерации права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Пунктом 32 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 с разъяснением, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика (абз. 1 пункт 36). Право собственности на движимое имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца (абз. 2 пункт 36). Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца (абз. 3 пункт 36).
В соответствии с пунктом 39 постановления № 10/22, по смыслу пункта 1 статьи 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли. Недействительность сделки, во исполнение которой передано имущество, не свидетельствует сама по себе о его выбытии из владения передавшего это имущество лица помимо его воли. Судам необходимо устанавливать, была ли воля собственника на передачу владения иному лицу.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом,по сведениям Единого государственного реестра недвижимости,собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 507451+/-6233 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес> является Наумкин Е.С. на основании договора дарения от 22.09.2022, заключенного с Воробьевым Р.В.
Право собственности Воробьева Р.В. в отношении спорного участка было зарегистрировано на основании договора дарения от 20.07.2022, заключенного с Сик В.П. в лице его представителя Орешенко Д.А., действующего на основании доверенности.
Указанный земельный участок с кадастровым номером № был образован 05.05.2022 путем выдела двух долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, почтовый адрес ориентира: <адрес> площадью 322112549 кв.м, принадлежащих Сик В.П. в порядке наследования после смерти Сик П.Д.
При этом земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на государственный кадастровый учет 16.04.2007; его правообладателями в настоящее время являются: <адрес> (17 долей по 1/428 доли в праве общей долевой собственности); ФИО40 (2/428 доли в праве общей долевой собственности); ФИО41 (по 1/428 доли в праве общей долевой собственности) (т. 1 л.д. 33 - 53, 174 - 195, т. 2 л.д. 101 - 121, 173 - 183, т. 3 л.д. 38 - 60, 73 - 95).
Сик В.П. до выделения ему земельного участка № в натуре из земельного участка с кадастровым номером № владел двумя земельными долями в указанном земельном участке на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 18 апреля 2017 г. после смерти его отца Сик П.Д., а последний являлся владельцем этих долей на основании постановления районной администрации от 24 июня 1994 г. № 230 и свидетельства на право собственности на землю серии 24 00 № 084135, выданного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Манского района Красноярского края 30 июля 1994 г., и свидетельства о праве на наследство по закону от 25 июня 1994 г. (т. 1 л.д. 35 - 62).
02 июля 2022 г. кадастровым инженером ООО «ГеоКад» Неупокоевой Н.Ф. по заказу Сик В.П. в лице Титова С.В. был подготовлен проект межевания земельного участка, который выделяется в счет земельной доли или земельных долей из земельного участка №, а также межевой план от 08 июля 2022 г., подготовленный в связи с образованием земельного участка путем выдела в счет 2х долей в праве общей долевой собственности из земельного участка №, из которых следует, что:
- земельный участок № образован путем выдела из общей долевой собственности земельного участка :22 (исходный земельный участок) категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства;
- местоположение исходного земельного участка :22 определено Проектом перераспределения земель совхоза «Манский партизан» Манского района Красноярского края 1993 г., разработанным Восточно-Сибирским научно-исследовательским и проектно-изыскательским Государственным институтом «ВостсибНИИгипрозем» в соответствии с законом Российской Федерации «О земельной реформе» и на основе «Рекомендации по проведению землеустроительных работ при реорганизации колхозов и совхозов», утвержденных Роскомземом 27 февраля 1992 г. за №3-14/468;
- проектом разработаны Предложения по разграничению и дальнейшему использованию земель, находящихся в постоянном пользовании хозяйства, в проекте установлены площади и местоположение земельных участков, подлежащих передаче гражданам в коллективную - долевую собственность бесплатно, в аренду с правом выкупа и аренду без права выкупа;
- земельный участок № был сформирован из земель, переданных в общую долевую собственность, в проекте перераспределения они обозначены как контур № 178 (пастбище залес.), контур № 170 (пастбища улучш.), контур № 176 (пастбища чистое), контур № 166 (пастбища чистое), контур № 167 (пастбища чистое), контур № 164 (пастбища чистое), контур № 162 (пастбища чистое), контур № 182 (пастбища чистое), и при его формировании не применялись требования Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17 февраля 2003 г., в связи с чем сведения о согласовании границ земельного участка № в рамках межевого плана от 08 июля 2022 г. отсутствуют.
С целью согласования местоположения, площади и перечня собственников выделяемого земельного участка была проведена публикация извещения о согласовании проекта межевания земельных участков, выделяемых в счет земельных долей из земельного участка № в официальном печатном издании «Наш красноярский край» от 01 июня 2022 г. № 38/1414 - объявление под № 298, в течении 30 дней (т. 1 л.д. 65 - 113, 202 - 222, т. 2 л.д. 6 - 28).
04 августа 2022 г. между Воробьевым Р.В. и Голобородько А.Е. заключен договор № 04.08.2022 г. на оказание услуг по геодезическому выносу на местности границ участка с кадастровым номером №1 (т. 1 л.д. 63 - 64).
14 ноября 2022 г. и 25 ноября 2022 г. от КГБУ «Манское лесничество» в прокуратуру передана информация о том, что в квартале № 34 в выделах №№ 23, 24, 25 МУП «Сибирь» Шалинского сельского участкового лесничества Манского лесничества 26 сентября 2022 г. была обнаружена незаконная рубка на территории государственного лесного фонда, работы по рубке и вывозке древесины продолжаются; данное сообщение о лесонарушении от 26 сентября 2022 г. № 1 передано в ОП № 1 МО МВД России «Уярский» с регистрацией в КУСП от 07 октября 2022 г. № 2600); проведенной проверкой установлено, что совершена порубка в количестве 495 деревьев в объеме 816,830 куб.м, из которых 386 деревьев породы «сосна» в объеме 679,100 куб.м, 86 деревьев породы «лиственница» в объеме 118,680 куб.м, 23 деревьев породы «береза» в объеме 19,050 куб.м (т. 1 л.д. 17 - 21).
По сведениям Министерства лесного хозяйства Красноярского края и КГБУ «Манское лесничество» от 25 января 2023 г. и от 07 февраля 2023 г., в квартале № 34 в выделах №№ 23, 24, 25 МУП «Сибирь» Шалинского сельского участкового лесничества Манского лесничества ранее и до выявления незаконной рубки 26 сентября 2022 г. незаконных и каких-либо других рубок не выявлялось; перечет и расчет ущерба производился по свежим пням и рядом лежащих у пня свежеспиленных деревьев по высоте 1,3 м. (т. 2 л.д. 58, 130).
Ущерб, причиненный государственному лесному фонду, составил 8199873 руб.
Из информации Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 01.02.2023, от 22.02.2023 следует, что на территории государственного лесного фонда КГБУ «Манское лесничество» Шалинское сельское участковое лесничество (МУП «Сибирь») в квартале №№ 34 выделах №№ 23, 24, 25 выявлена и зафиксирована одна незаконная рубка лесных насаждений (сообщение о лесонарушении от 26 сентября 2022 г. № 13).
При сопоставлении границ земельного участка № с границами Манского лесничества, утвержденными приказом Рослесхоза от 14 февраля 2019 г. № 235, установлено, что земельный участок 24:24:0201002:522 частично налагается на земли лесного фонда, а именно <адрес> участковое лесничество, <адрес>, части выделов №№ 23, 24, 25, 26, 28, 29, 3, площадь участка - 50,7451 га, площадь пересечения спорного земельного участка № с землями лесного фонда составляет более 70%.
Спорный лесной участок, с которым происходит частичное пересечение участка №, имеет следующие характеристики: кадастровый номер №; местоположение: <адрес> сельское участковое лесничество, в том числе СТОО «Красный Октябрь» в кварталах: №№ 6, 14, 16 - 20, 24 - 29, 39 - 44, 49 - 51, 56 - 66, 68; МУП «Сибирь» в кварталах: №№ 18, 23, 33 - 41, 51 (далее - Спорный земельный участок) (номер учетной записи в государственном лесном реестре №; право собственности № 24-24-11/002/2010-151 зарегистрировано в Росреестре 15 февраля 2010 г., ранее входил в состав лесного участка с зарегистрированным правом собственности Российской Федерации по № № от 12 января 2001 г.).
На территории Шалинского сельского участкового лесничества, МУП «Сибирь», Манского лесничества до 2023 года действовали материалы землеустройства 2000 года, выполненные ФГУП «Восточно-Сибирским государственным лесоустроительным предприятием», в настоящее время действуют материалы лесоустройства 2018 года, введенные в действие актом об изменении документированной информации государственного лесного реестра от 28 июля 2023 г. № 10.
В соответствии с введением в действие нового лесоустройства частичное пересечение земельного участка № с землями лесного фонда установлено в квартале № 33,34 части выделов №№ 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, в квартале № 50, часть выдела № 13 МУП «Сибирь» Шалинского сельского участкового лесничества Манского лесничества (т. 2 л.д. 129, 130, 146 - 150, т. 3 л.д. 216 - 220).
По сведениям администрации Манского района от 17 ноября 2022 г., проекты освоения лесов, находящихся на землях сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № от Воробьева Р.В. в Управление развития экономики и сельского хозяйства на рассмотрение либо согласование не поступали (т. 1 л.д. 117).
По информации Россельхознадзора от 20 ноября 2022 г. уведомления и заявления об использовании лесов на земельном участке № в соответствии с Положением об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2020 г. № 1509 от Воробьева Р.В. не поступали (т. 1 л.д. 118).
Из объяснений Сик В.П. от 18 ноября 2022 г., данных в рамках прокурорской проверки, следует, что при выделении в натуре его долей (паев) из земель совхоза «Манский Партизан» границы земельного участка № не определялись, межевание он не проводил, 01 июня 2022 г. выдал доверенность на имя неизвестного ему мужчины на продажу принадлежащих ему (Сик В.П.) паев и за это ему передали 100000 руб. (т. 1 л.д. 114).
Из объяснений Воробьева Р.В. от 06 декабря 2022 г. следует, что он приобрел земельные участки у ранее незнакомых ему граждан, далее обратился к кадастровому инженеру, который провел кадастровые работы, межевание, определил границы участков, после чего соответствующие документы были направлены в Росреестр с регистрацией права собственности, в том числе и на земельный участок 24:24:0201002:522; в сентябре 2022 г. земельный участок передал по договору дарения Наумкину Е.С.; до этого в июле 2022 г. с целью расчистки земельного участка от растущей древесно-кустарниковой растительности и деревьев Воробьев Р.В. заключил договор на разработку проектно-сметной документации для проведения культуртехнических мероприятий с ООО «Научно-технический центр - Красноярскспецпроект», которым была подготовлена проектная документация по выполнению мероприятий, в последующем согласованная в Министерстве сельского хозяйства Красноярского края. Воробьев Р.В. также в июле 2022 г. заключил договор с ИП Вологдиным А. на расчистку земельного участка от древесно-кустарниковой растительности и деревьев, осуществлял заготовку деревьев хвойных пород «сосна» и «лиственница»; земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства (т. 1 л.д. 119 - 120, 123 - 127).
Из объяснений Наумкина Е.С. от 06 декабря 2022 г. следует, что в сентябре 2022 г. Воробьев Р.В. оформил ему в собственность по договору дарения земельный участок с кадастровым номером №, какие-либо иные документы на участок он не оформлял; фактически деятельность на данном земельном участке осуществляет с его разрешения Воробьев Р.В.; на момент передачи Наумкину Е.С. данного участка там уже проводилась работа по его очистке; земельный участок № относится к землям сельскохозяйственного назначения (т. 1 л.д. 128).
По сведениям СО МО МВД России «Уярский» заготовку древесины в квартале № 34 в выделах №№ <адрес> участкового лесничества Манского лесничества, в границах земельного участка №, принадлежащего Наумкину Е.С., осуществляет Воробьев Р.В. (т. 1 л.д. 123 - 127, т. 2 л.д. 59, 60 - 64).
15 августа 2022 г. ФГБУ «Управление «Красноярскмелиоводхоз» издан приказ №43/22, на основании которого Воробьеву Р.В. согласована проектная документация: «Культуртехнические мероприятия по объекту Мелиорация земель сельскохозяйственного назначения в границах земельного участка № Манского района Красноярского края, площадью 507451 кв.м», из которой следует, что предполагаемым типом мелиорации земель является культуртехническая мелиорация, а именно: расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха, расчистка мелиорируемых земель от камней и иных предметов, рыхление, пескование, гнилование, землевание, плантаж и первичная обработка почвы, проведение иных культуртехнических работ; к основным культуртехническим работам относятся: освобождение земель от древесно-кустарниковой растительности древесины, уничтожение кочек, планировка и первичную обработка почв, рыхление почвенного грунта, включая разравнивание земельных куч и валов, засыпку ям и рвов; в рамках мелиорации земельного участка :522 Воробьеву Р.В. разрешена валка деревьев мягких пород диаметром до 16 см. (т. 2 л.д. 144 - 145, 189 - 232, 233 - 234).
Из уведомления Управления Росреестра по Красноярскому краю от 05 октября 2022 г. следует, что земельный участок 24:24:0201002:522 согласно документам, подготовленным кадастровым инженером Неупокоевой Н.Ф., образовался в результате выдела в счет земельной доли из земельного участка 24:24:0000000:22 (категория земель - «земли сельскохозяйственного назначения»), права на который возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий земель совхоза «Манский партизан»; в ГФДЗ переданы на хранение: проект перераспределения земель ТОО «Манский партизан», выполненный институтом ВостсибНИИгипрозем в 1993 г., согласно которому указанный земельный участок сформирован на землях общей долевой собственности в контуре № 178, угодье «пастбище залесенное»; проект перераспределения земель при реформировании ТОО «Манский партизан», выполненный институтом ВостсибНИИгипрозем в 1998 г., согласно которому контур № 178 входит в состав лесного массива (т. 1 л.д. 80 - 113).
ППК «Роскадастр» представлены данные о том, что сведения о границах земельного участка 24:24:0201002:522 внесены в ЕГРН на основании проекта межевания земельных участков, подготовленного кадастровым инженером Неупокоевой Н.Ф. от 02 июля 2022 г., который представлен для регистрации в органы Росреестра как межевой план, путем выдела в счет долей в праве общей долевой собственности из земель ТОО «Манский Партизан» Манского района Красноярского края, для сельскохозяйственного производства, в соответствии с которым земельный участок :522 имеет следующие координаты: №
30 октября 2023 г. в соответствии с определением суда первой инстанции по делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено ООО «КрасСибГео» (т. 4 л.д. 29 - 32).
Как следует из заключения судебной землеустроительной экспертизы № 02-24 от 05.02.2024, на основании выполненного сопоставления (реконструкции) подтверждается информация Министерства лесного хозяйства Красноярского края о наличии частичного наложения земельного участка № на земли лесного фонда в квартале №34 (выделы №№ 23, 24, 25), дополнительно выявлено наложение в квартале №34 (выделы №№26, 29) и в квартале № 33 (выделы №№ 12, 14, 25) <адрес> КГБУ «Манского лесничества» Манского лесничества; общая площадь существующего наложения составляет 321114,10 кв.м, или около 63%.
Выявленные в процессе судебной экспертизы вышеуказанные наложения земельного участка № на земли лесного фонда образовались по причине того, что Министерство лесного хозяйства Красноярского края в свое время не уточнило на местности и не сформировало границы «материнского» земельного участка с кадастровым номером № - лесной участок, общей площадью 97806 кв.м, лесничество «Манское»: <адрес> №№ 15 - 18, 21 - 34, 36 - 79, земли запаса ПСХ <адрес>, лесничество «Шалинское»: <адрес>№ 2 - 3, 8 - 15, 28 - 36, 45 - 56, 63 - 70, 81 - 89, 91, 96, 101 - 106, 111 - 115, <адрес>№ 3, 8, 15 - 18, 27, 37, 38, 41, 57 - 62, 71 - 82, 90, 97, 98, 125 - 128, 130 - 133, 180, <адрес>№ 1 - 14, 16 - 27, 28 - 69, <адрес> №№ 15 - 18, 23, 26 - 29, 31 - 99, Сельхозартель «Рассвет» кварталы №№ 1 - 14, 18 - 26, 28 - 30, 34, 35, 39, 40, № 1 - 11, 15, 16, 26, 27, 91, 99, 100, 107 - 110, 116 - 125, 129, 130, 134, <адрес> - 5, леса бывшего Госземзапаса, адрес объекта: <адрес>, (свидетельство о регистрации права от 19 сентября 2008 г. №24ЕЗ 971649); участок имеет статус «раннее учтенный»; границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства и не внесены в сведения ЕГРН Росреестра.
На основании картографического материала (Приложение № 10) выявлено, что на момент перераспределения сельскохозяйственных земель контур участка № 273 (спорный контур) из Проекта, выполненного институтом «ВостсибНИИгипрозем» в 1998 г. и по условным картографическим знакам и таблицей Приложения №№ 3, 2, стр. 35 Проекта «Ведомость контуров земельных угодий», переданных в общую долевую собственность ТОО «Манский партизан», почти на 100% повторяет контур земельного участка № является лесом.
Согласно приказу Федерального Агентства лесного хозяйства от 18 июля 2008 г. № 207 «Об определении количества лесничеств в Красноярском крае и установлении их границ» леса, ранее находившиеся в ведении сельскохозяйственных организаций, были переданы в ведение Агентства лесной отрасли Красноярского края и учтены в границах Шалинского сельского участкового лесничества, Манского лесничества.
15 июля 2022 г. в ЕГРН были внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером №, а основанием для таких действий послужил межевой план кадастрового инженера Неупокоевой Н.Ф. от 02 июля 2022 г., который был составлен на основании Проекта перераспределения земель совхоза «Манский партизан» Манского района Красноярского края от 1993 года.
Разрешая при таких обстоятельствах требования прокурора о признании межевого плана, составленного кадастровым инженером Неупокоевой Н.Ф. 08.07.2022, недействительным, суд учел, что указанный документ был составлен на основании Проекта перераспределения земель при реформировании ТОО «Манский партизан», выполненного институтом ВостсибНИИгипрозем в 1993 году, в котором содержались неактуальные данные относительно существующих на 2022 год границ земель государственного лесного фонда, а кадастровый инженер Неупокоева Н.Ф. при формировании границ спорного земельного участка не выполнила обязанность по согласованию местоположения границ этого участка с целью исключения «задвоения» (наложения) раннее учтенных участков лесного фонда с кадастровым номером № и земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № со смежными землевладельцами, в том числе - с уполномоченными государственными органами в сфере лесных отношений (Министерство лесного хозяйства Красноярского края, Федеральное агентство лесного хозяйства), как это предписано требованиями ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», пп. 11, 12, 14 Методических рекомендации, ст. 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17 мая 1977 г., ст. ст. 2, 10, 53 Основ лесного законодательства РФ, утвержденных Постановлением Верховного Совета 06 марта 1993 г., чч. 1 и 2 ст. 130 ЛК РФ от 29 января 1997 г.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о признании межевого плана от 08.07.2022, составленного кадастровым инженером Неупокоевой Н.Ф. в отношении земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 507451 кв.м., недействительным, поскольку проведенной по делу землеустроительной экспертизой и иными материалами дела подтвердился факт наложения этого земельного участка на земли государственного лесного фонда.
Разрешая исковые требования прокурора о признании договоров дарения от 20.07.2022, от 22.09.2022 спорного земельного участка недействительными, исходя из того, что представленными в дело доказательствами подтверждается частичное (63% или 321114,10 кв.м) наложение (пересечение границ) спорного земельного участка с кадастровым номером № на границы земельного участка, относящегося к землям лесного фонда (в квартале № 34, выделы №№ 23-25, 26,29 и в квартале № 33 – выделы № 12,14,25) МУП «Сибирь» Шалинского сельского участкового лесничества КГБУ «Манское лесничество», право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией; суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанный земельный участок не мог быть предоставлен в собственность граждан, поскольку является землями лесного фонда, принадлежащими Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь положениями пп. 1, 4 ст. 1, пп. 1, 3 - 5 ст. 10, п. 3 ст. 154, п. 2 ст. 168, п. 2 ст. 302 ГК РФ, ст. 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие ЛК РФ», в целях восстановления имущественных прав Российской Федерации на принадлежащий ей лесной участок №, суд пришел к выводу о необходимости признания недействительными в силу ничтожности договора дарения от 20 июля 2022 г., заключенного между Сик В.П. и Воробьевым Р.В.; договора дарения от 22 сентября 2022 г., заключенного между Воробьевым Р.В. и Наумкиным Е.С., и о применении последствий недействительности ничтожных сделок путем признания отсутствующим права собственности Наумкина Е.С. на земельный участок № и исключения сведений об этом земельном участке и о возникшем праве собственности на него у Наумкина Е.С. из ЕГРН.
При этом суд первой инстанции верно основывался, в том числе, на выводах судебной землеустроительной экспертизы № 02-24, выданном 05.02.2024 ООО «КрасСибГео», поскольку они согласуются с совокупностью иных исследованных по делу доказательств.
Удовлетворяя требования прокурора о взыскании с Воробьева Р.В. в пользу муниципального образования «Манский район Красноярского края» причиненного лесному фонду ущерба в размере 8199873 руб., суд обоснованно исходил из того, что Воробьевым Р.В. производилась незаконная вырубка деревьев на участке государственного лесного фонда, то есть на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, в отсутствие договора купли-продажи лесных насаждений, а кроме того в нарушение положений существующего проекта мелиорации спорного земельного участка от 15.08.2022, согласно которому Воробьеву Р.В. разрешалась рубка деревьев только мягких пород диаметром до 16 см., однако срубленные ответчиком деревья имели диаметр от 20 до 72 см общим объемом 679,100 куб.м.
Кроме того, учитывая, что с заявлением об использовании спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения в целях использования расположенных на нем лесов Воробьев Г.В. в Управление Россельхознадзора по Красноярскому краю не обращался, проект освоения лесов в орган местного самоуправления для проведения муниципальной экспертизы не подавал; а сведений об осуществлении рубки деревьев на территории земельного участка № иными лицами не представлено; основываясь на положениях ст. 100 ЛК РФ, суд пришел к обоснованному выводу о незаконности производимой Воробьевым Р.В. рубки лесных насаждений и взыскал в счет возмещения причиненного лесному фонду ущерба сумму 8199873 руб.
Доказательств иного размера ущерба, либо доказательств законности вырубки на спорном земельном участке стороной ответчика, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
Руководствуясь положениями ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.36 НК РФ, суд взыскал в доход местного бюджета в солидарном порядке с ответчиков Сик В.П., Наумкина Е.С., Воробьева Р.В. государственную пошлину в размере 300 руб. по требованию об оспаривании результатов межевания, 22814,59 руб. по требованию имущественного характера о признании отсутствующим права собственности на земельный участок с кадастровой стоимостью 2922917,76 руб. При этом учитывая, что причиненный государству материальный ущерб в сумме 8199873 руб. взыскан с ответчика Воробьева Р.В., суд взыскал с него государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 49199,36 руб.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах, оценка которых произведена по правилам ст. 67 ГПК РФ. Мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, а также оценка доказательств, подробно изложены в решении суда.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости истребования проектной документации (проекта квартальной сети) с графическим описанием местоположения границ Шалинского участкового лесничества, решение органа государственной власти об установлении и изменении границ данного лесничества с графическим описанием местоположения указанных границ, включающее перечень координат характерных точек участкового лесничества, судебной коллегией отклоняются.
Так, из материалов дела видно, что расположение спорных земельных участков (№ участка из земель лесного фонда кадастровый номер № с местоположением: <адрес> сельское участковое лесничество) с достаточной долей достоверности определялось по материалам землеустройства, выполненным ФГУП «Восточно-Сибирским государственным лесоустроительным предприятием» 2018 года, введенные в действие актом об изменении документированной информации государственного лесного реестра от 28 июля 2023 г. № 10.
Согласно указанному Акту изменения документированной информации государственного лесного реестра производились на основании таксационных описаний Манского и Шалинского участковых лесничеств, планшетов, схем планшетов, планов лесонасаждений, акта проверки полевых лесоустроительных работ, выполненного таксаторами филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект».
Кроме того, точное местонахождение спорных земельных участков определялось экспертами при проведении землеустроительной экспертизы с использованием совокупности имеющихся в деле материалов лесоустройства (кадастровый план территории, проект перераспределения земель при реформировании ТОО «Манский партизан», копии материалов лесоустройства от 2000 года, от 2018 года, растровое изображение Материалов лесного фонда, координатная сетка планшета и планшеты Материалов лесоустройства от 2018 года).
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что эксперт на момент составления заключения ООО «КрасСибГео» от 05.02.2024 обладал необходимыми для производства подобного рода экспертиз образованием, квалификацией, специальностью, стажем работы эксперта, специальными знаниями в соответствии с требованиями действующего законодательства, что подтверждается соответствующими документами. Экспертное заключение выполнено основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями, на научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности.
Имеющееся в материалах дела экспертное заключение № 02-24 ООО «КрасСибГео» является ясным, полным, обоснованным, мотивированным, выводы эксперта не содержат каких-либо противоречий или неоднозначных выводов, отвечают на поставленные судом вопросы, не вызывают сомнений в своей обоснованности, поскольку они содержит подробное описание проведенного исследования, анализ имеющихся данных, результаты исследования, ссылку на использованные правовые акты и литературу, конкретные ответы на поставленные вопросы, не допускает неоднозначного толкования и не вводят в заблуждение.
Указанное экспертное заключение также в полной мере соответствует требованиям ст. 25 Федерального закона от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Процессуальных нарушений при составлении экспертного заключения не установлено, оно отвечает всем требованиям, предъявляемым статьей 67 ГПК РФ к доказательствам, эксперты были предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, в связи с чем, оснований не доверять экспертному заключению с уточнениями у судебной коллегии не имеется.
При этом ответчиками в нарушение ст.56 ГПК РФ в дело не представлено каких-либо достоверных и достаточных доказательств, опровергающих выводы судебного эксперта ООО «КрасСибГео», не сообщено об обстоятельствах, способных повлиять на правильность и результат исследования, либо принятого судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии вины Воробьева Р.В. в причинении ущерба Российской Федерации, поскольку у него не имелось оснований полагать, что спорный земельный участок относится к лесному фонду, а наличие лесонасаждений на земельном участке не является безусловным критерием относимости участка к лесному фонду, не могут являться основанием для изменения или отмены решения суда.
По результатам судебной землеустроительной экспертизы ООО «КрасСибГео» установлено наложение площади спорного земельного участка с кадастровым номером №, на территории которого ответчик вел рубку лесных насаждений, на земельный участок государственного лесного фонда; в целом площадь такого пересечения (наложения) составила 321114,10 кв.м; именно в пределах выявленного наложения земельных участков (квартал № 34, выделы №№ 23-25) и была выявлена и зафиксирована незаконная рубка лесных насаждений ответчиком в количестве 495 деревьев и в объеме 816,830 куб.м; перечет и расчет ущерба производился по свежим пням и рядом лежащих у пня свежеспиленных деревьев по высоте 1,3 м; ущерб, причиненный государственному лесному фонду, составил 8199873 руб. в соответствии с представленным истцом расчетом, который судом проверен и признан достоверным.
Таким образом, учитывая изложенное, ответчик занимался незаконной рубкой на территории земель именно государственного лесного фонда, без оформления надлежащих разрешительных документов, чем причинил Российской Федерации ущерб на вышеуказанную сумму.
Более того, материалами дела установлено, что ответчик нарушил положения проекта мелиорации спорного земельного участка от 15.08.2022, производя рубку деревьев большего диаметра.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на Федеральный закон от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», о необоснованном применении судом законодательства, не подлежащего применению, а именно: Основ лесного законодательства СССР и союзных республик от 1977 года, Лесного кодекса РФ от 1997 года, не является основанием для изменения или отмены обжалуемого решения.
Действовавшими на момент осуществления хозяйственной деятельности совхоза «Манский партизан» и приватизации сельскохозяйственных угодий этого совхоза Основами лесного законодательства СССР и союзных республик, утвержденными Законом СССР от 17.06.1977 N 5906-IX "Об утверждении, статьями 2, 10, 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 06.03.1993 N 4616-1, ч. 1 и 2 ст.130 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года и статья 8 Лесного кодекса).
В ходе проведения землеустройства земельные участки под лесами, переданные колхозам, учитывались в земельно-учетных документах как лесные площади, отдельно от сельскохозяйственных угодий, а в ходе лесоустройства учитывались путем их поквартального деления, определения лесохозяйственных выделов и их таксирования. После реорганизации колхозов колхозные леса остались в государственной собственности.
Ссылка в апелляционной жалобе на постановление Правительства РФ от 08.06.2022 № 1043 «О внесении изменений в Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения», является несостоятельной, поскольку имеющимися в материалах дела доказательствами с достоверностью установлено, что вырубленные ответчиком лесонасаждения находились на земельном участке, относящемуся именно к лесному фонду, а не к землям сельскохозяйственного назначения.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены или не учтены судом первой инстанции при разрешении спора и опровергали бы выводы суда первой инстанции или влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. Нарушений норм процессуального и материального права судом также допущено не было. Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Манского районного суда Красноярского края от 22 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Воробьева Р.В. – Матвеева Ю.Н., без удовлетворения.
Председательствующий: Ю.Б. Тихонова
Судьи: И.Г. Медведев
О.Б. Потехина
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в полном объеме 10.07.2024