Дело № 2а-1254/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Красноярск 18 июля 2018 года
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Бойко И.А.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г.Красноярска
Поташниковой Ю.Ф.,
при секретаре Толстихиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к Артемову А.В. о прекращении права управления транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Красноярска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Артемову А.В., в котором просит прекратить действие права Артемова А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ года Артемову А.В. выдано водительское удостоверение № на право управления транспортными средствами категории «В». С ДД.ММ.ГГГГ года Артемов А.В. состоит на учете в КГБУЗ "Красноярский краевой наркологический диспансер № 1" с диагнозом: <данные изъяты>, который согласно Перечню медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377, относится к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с эксплуатацией источника повышенной опасности. Наличие указанного заболевания у Артемова А.В. является препятствием для управления транспортными средствами, следовательно, имеются основания для прекращения действия права Артемова А.В. на управление транспортными средствами.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Красноярска Поташникова Ю.Ф. заявленные требования поддержала полностью, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.
Административный ответчик Артемов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель заинтересованного лица МУ МВД России «Красноярское» Костюченко М.В., (доверенность от 09 января 2018 года) в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, представила отзыв на административное исковое заявление, ходатайствовала рассмотреть дело в ее отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Выслушав помощника прокурора, исследовав, проверив и оценив материалы административного дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 8 "Конвенции о дорожном движении" (заключенной в г. Вене 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
В силу ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечением безопасности дорожного движения признается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения является проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
На основании ст. 23 указанного закона, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе, и в проведении обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью такого освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний при ограничении водительской деятельности.
Медицинские противопоказания, медицинские показания и медицинские ограничения к управлению транспортными средствами предусмотрены в статье 23.1 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Согласно пунктам 1, 4 приведенной статьи закона медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством; перечни медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 № 1604 "О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством" утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством. В пункте 7 раздела II указано противопоказание - психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (F10 - F16, F18, F19). Наличие таких расстройств препятствует управлению транспортными средствами до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. № 377, противопоказанием для водителей авто-, мототранспортных средств, в том числе категории «B» является наличие заболевания «наркомания». Допуск к вождению в этом случае возможен только при стойкой ремиссии после специального лечения.
В силу ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик, является основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Таким образом, исходя из вышеизложенных норм закона, ограничение конституционных прав граждан в сфере дорожного движения, в том числе права на управление транспортным средством, предусмотрено федеральным законом.
При этом отсутствие медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами является обязательным условием для реализации этого права, так как иное свидетельствует об опасности для других участников дорожного движения, что в полной мере согласуется с конституционными требованиями (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Артемову А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ года выдано водительское удостоверение № на право управления транспортными средствами категории «В», сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно сведениям КГБУЗ «Красноярский краевой наркологический диспансер № 1» Артемов А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ года состоит под диспансерным наблюдением с диагнозом <данные изъяты>. Неоднократно проходил лечение в стационаре круглосуточного пребывания.
С целью полного и всестороннего рассмотрения дела по существу, по ходатайству прокурора, судом была назначена судебно-наркологическая экспертиза. Однако, как следует из материалов дела, административный ответчик уклонился от прохождения экспертизы, в установленный срок в экспертное учреждение не явился, в связи с чем, материалы дела были возвращены в суд без проведения экспертизы.
В силу положений части 5 статьи 77 КАС РФ, в случае уклонения стороны от участия в экспертизе, непредставления экспертам необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам административного дела без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для данной стороны экспертиза имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Поскольку алкогольная зависимость влияет на способность человека руководить своими действиями, может привести к расстройствам поведения и послужить причиной совершения дорожно - транспортных происшествий с тяжкими последствиями, то наличие у ответчика водительского удостоверения создает угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, нарушает их права на безопасность дорожного движения.
При таком положении, учитывая, что Артемов А.В. страдает <данные изъяты>, стойкой ремиссии не установлено, состоит на диспансерном учете в КГБУЗ "Красноярский краевой наркологический диспансер № 1" с диагнозом <данные изъяты> кроме того, принимая во внимание, что Артемов А.В. от прохождения судебно-наркологической экспертизы уклонился, суд приходит к выводу, что наличие у Артемова А.В. заболевания <данные изъяты> препятствует ответчику в реализации права управлять транспортными средствами категории «В», тем самым заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку судом установлены обстоятельства, препятствующие административному ответчику по медицинским показаниям управлять транспортными средствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ суд считает необходимым взыскать с административного ответчика государственную пошлину, от уплаты которой административный истец освобожден, в размере 300 рублей 00 копеек (при подаче искового заявления неимущественного характера).
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Ленинского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к Артемову А.В. о прекращении права управления транспортными средствами, удовлетворить.
Прекратить действие права на управление транспортными средствами Артемова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании водительского удостоверения №, на право управления транспортными средствами категории «В» сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, возложив обязанность на Артемова А.В. сдать водительское удостоверение № в МРЭО ГИБДД МУ МВД России «Красноярское».
Взыскать с Артемова А.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: И.А. Бойко