Дело № 2а-1218/20
Решение
Именем Российской Федерации
10 марта 2020 года
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Сергеевой Л.В. при секретаре Бузиной К.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Минусинского межрайонного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к Толкачеву Виталию Анатольевичу о прекращении действия права управления транспортными средствами,
установил:
Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту прав неопределенного круга лиц к Толкачеву Виталию Анатольевичу о прекращении действия права управления транспортными средствами.
Административные исковые требования мотивированы наличием у Толкачева В.А., имеющего водительское удостоверение категории <данные изъяты> №, выданное ДД.ММ.ГГГГ, заболевания, включенного в перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством <данные изъяты> что препятствует ему в реализации права управления транспортным средством и ставит под угрозу безопасность неопределенного круга лиц- участников дорожного движения.
Административный истец Минусинский межрайонный прокурор, административный ответчик Толкачев В.А., заинтересованные лица КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер № 1», ОГИБДД МО МВД России «Минусинский», УМВД России по Сергиево-Посадскому району в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).
Согласно абзацам четвертому, пятому пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Как следует из положений подраздела 3 раздела I Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", право на управление транспортным средством, являющееся предметом спора по рассматриваемому делу, не отнесено к числу имущественных (гражданских) прав. Такое право не обладает оборотоспособностью, и совершение гражданско-правовых сделок в отношении его невозможно.
Регулируемые Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Принятие и исполнение решения о прекращении действия права на управление транспортным средством предполагают реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к водителю транспортного средства в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Обращаясь в суд с требованием о прекращении права управления транспортным средством, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении физического лица. В свою очередь, при рассмотрении и разрешении таких требований прокурора суд осуществляет судебный контроль за соблюдением прав гражданина, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Как следует из частей 1, 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также правовой позиции, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ", обязательный судебный контроль за законностью и обоснованностью реализации указанных полномочий осуществляется судами в порядке административного судопроизводства.
Таким образом, настоящий административный иск подлежит рассмотрению в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ.
Пункт 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со статьей 23.1 Федерального закона N 196-ФЗ от 10.12.1995 "О безопасности дорожного движения", медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности безопасного управления транспортным средством определенных категории, назначения и конструктивных характеристик. Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 года N 377 утвержден Перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, связанной с источником повышенной опасности, согласно которому, противопоказанием к управлению транспортными средствами является наркотическая и алкогольная зависимость.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 года № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ ( код заболеваний F10 - F16, F18, F19) отнесены к медицинским противопоказаниям к управлению транспортным средством.
Согласно частям 1, 2 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года "О безопасности дорожного движения", медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе, в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 28 вышеуказанного Федерального закона, основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами, является, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Судом установлено, что Толкачев В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на учете <данные изъяты> (л.д.6). Из заключения судебно-психиатрической комиссии экспертом от ДД.ММ.ГГГГ Толкачев В.А. нуждается в лечении, наблюдении и социальной реабилитации <данные изъяты>
Толкачев В.А. имеет водительское удостоверение категории «<данные изъяты> №, выданное ДД.ММ.ГГГГ отделом государственной инспекции безопасности дорожного движения межмуниципального отдела МВД России «Минусинский», со сроком действия ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.10).
Оценивая представленные в доказательства, суд приходит к выводу, что управление транспортным средством лицом, страдающим алкоголизмом, создает повышенную опасность для неопределенного круга лиц, участников дорожного движения, в связи чем требования административного истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное заявление Минусинского межрайонного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к Толкачеву Виталию Анатольевичу о прекращении действия права управления транспортными средствами удовлетворить.
Прекратить действие права на управление транспортным средством Толкачева Виталия Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Аннулировать водительское удостоверение категории <данные изъяты> №, выданное ДД.ММ.ГГГГ отделом государственной инспекции безопасности дорожного движения межмуниципального отдела МВД России «Минусинский» Толкачеву В.А.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Сергиево-Посадский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 11.03.2020 года.
Судья <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>