Судебный акт #1 (Решения) по делу № 16-5057/2021 от 28.06.2021

                                                          №16-5057/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

          г. Краснодар                                   1 декабря 2021 года

     Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции           Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора Хеж А.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Кореновского районного суда Краснодарского края от 25 сентября 2020 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 24 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ»,

установил:

постановлением судьи Кореновского районного суда Краснодарского края от 25 сентября 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ» прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

    Решением судьи Краснодарского краевого суда от 24 марта 2021 года постановление судьи Кореновского районного суда Краснодарского края от 25 сентября 2020 года оставлено без изменения.

    В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, государственный инспектор Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО7, ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что судьями не исследованы и не дана надлежащая оценка всем доказательствам.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее-ВК РФ), водопользователь - физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.

Использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов, для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

Согласно части 1 статьи 9 ВК РФ, физические лица, юридические лица, приобретают право пользования поверхностными водными объектами, по основаниям и в порядке, которые, установлены главой 3 ВК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 11 ВК РФ право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным ВК РФ и другими федеральными законами.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 11 ВК РФ, на основании решений, о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается, в целях сброса сточных вод.

В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 39 ВК РФ, собственники водных объектов, водопользователи, при использовании водных объектов, обязаны выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.

Согласно частью 2 статьи 55 ВК РФ, при использовании водных объектов, физические лица, юридические лица, обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия, по охране водных объектов, в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, также правилами охраны поверхностных водных объектов, утвержденными правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденным Установлением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2016 года № 79, установлено, что мероприятия, по охране поверхностных водных объектов, осуществляются с соблюдением требований данного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, законодательства, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

Согласно пункту 5 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденным Становлением Правительства РФ от 05 февраля 2016 года №79, мероприятия, по охране Водного объекта, осуществляются Водопользователем, в соответствии с условиями договора водопользования, или решением о предоставлении водного объекта в пользование.

Как следует из материалов дела, на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 13 февраля 2018 года , МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ», как водопользователь, принимает в пользование водный объект - на 84,8 км. от устья (р. Левый Бейсужек) в границах Кореновский район с целью сброса сточных вод.

Южным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, был составлен протокол от 04 августа 2020 года , в отношении юридического лица - МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ».

В соответствии с поступившей из Министерства природных ресурсов Краснодарского края в адрес управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования информацией о водопользователях, представивших не в полном объеме сведения о выполнении условий водопользования за III квартал 2019 года, юридическим лицом - МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ», - не была представлена информация по исполнению пункта 15 решения о предоставлении водного объекта в пользование. Так, в Министерство природных ресурсов Краснодарского края не представлен ежеквартальный отчёт о выполнении условий пользования водным объектом, с приложением подтверждающих документов, включая результаты учета объема сброса сточных вод, их качества, а также качества поверхностных вод в местах сброса выше и ниже мест сброса.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, в отношении МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ».

Отменяя указанное постановление и прекращая производство по делу, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ.

Судьей районного суда установлено, что форма, предоставляемого в Министерство природных ресурсов Краснодарского края водопользователем отчёта является произвольной, в которой не отражается информация о выполнении каждого, из условий использования водного объекта, установленных пунктом 2.3 решения, с приложением, подтверждающих документов, об их выполнении.

При этом МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ» отчет о выполнении условий использования водного объекта за 3 квартал 2019 года (исх. от 01.10.2019 № 590) был представлен в Министерство природных ресурсов Краснодарского края. Не в полном объеме, в частности, представлены лишь сведения об объемах сброса сточных вод и цифровые показатели содержания загрязняющих веществ, в месте сброса, выше и ниже места сброса.

Информация о нарушении МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ», правил водопользования, направлена в Южное межрегиональное управление Росприроднадзора, являющееся уполномоченным органом, осуществляющим федеральный государственный экологический надзор в области использования и охраны водных объектов, для принятия мер в рамках своей компетенции.

Судья указал, что вопросы принятия уполномоченными органами, осуществляющими федеральный государственный экологический надзор, решений по делам об административных правонарушениях, а также проверки их законности к полномочиям Министерства природных ресурсов Краснодарского края не относятся.

С данными выводами согласился судья краевого суда.

Эти выводы основаны на неправильном толковании норм КоАП РФ.

Так, из материалов дела следует, что вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении и составлении протокола об административном правонарушении принято надлежащим должностным лицом Южного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, включенным в перечень таких лиц главой 23 КоАП РФ.

Министерство природных ресурсов Краснодарского края лишь направило в Южное Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования информацию о нарушении требований водоохранного законодательства и каких-либо решений не делу об административном правонарушении не принимало.

В соответствии с пунктом 3 частью 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В силу статьи 30.17 КоАП РФ ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу постановлений и решений по делу об административном правонарушении недопустимо.

Эта норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола №7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 г.), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

Вместе с тем Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает в пункте 2 статьи 4 Протокола №7 (в редакции Протокола №11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.

Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.

КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение. Таким случаем в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных названным кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года №1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты, что в полной мере согласуется с требованиями пункта 2 статьи 4 Протокола N 7 (в редакции Протокола №11) к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Таким образом, исходя из положений пункта 2 статьи 4 Протокола №7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (в редакции Протокола №11), пункта 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года №1788-О, отмена вступившего в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении и повторное рассмотрение дела возможны, но только в случае, если в ходе предыдущего разбирательства допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.

Поскольку нарушения, допущенные судьей районного суда и судьей краевого суда, имеют фундаментальный, принципиальный характер, постановление судьи Кореновского районного суда Краснодарского края от 25 сентября 2020 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 24 марта 2021 года, состоявшиеся по настоящему делу об административном правонарушении, подлежат отмене.

Между тем, по смыслу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, составляет 2 месяца.

В настоящее время указанный срок истек.

Исходя из положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, истечение срока давности является условием, исключающим дальнейшее рассмотрение дела по существу.

Таким образом, производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

При этом, как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 16 июня 2009 года №9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова», в силу презумпции невиновности лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

                                          постановил:

постановление судьи Кореновского районного суда Краснодарского края от 25 сентября 2020 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 24 марта 2021 года, отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

       Судья

16-5057/2021

Категория:
Административные
Статус:
оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
Ответчики
МУП КОРЕНОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ "ЖКХ"
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции (Краснодарский край)
Статьи

ст.8.14 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее