Решение по делу № 33АП-5076/2019 от 12.11.2019

УИД 28RS0011-01-2019-000991-62

Дело № 33АП-5076/2019                                  Судья первой инстанции

Докладчик Бережнова Н.Д.                                Потапов А.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    04 декабря 2019 г.                                                         г. Благовещенск

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе

председательствующего Калиниченко Т.В.,

судей Бережновой Н.Д., Воробьевой В.С.,

при секретаре Ткаченко И.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мазановского района, действующего в интересах Юн-Сен-Цай Александра Леонидовича, к администрации Мазановского района Амурской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,

по апелляционной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения Амурской области на решение Мазановского районного суда Амурской области от 25 сентября 2019 г.

Заслушав доклад судьи Бережновой Н.Д., пояснения прокурора Артемьевой Е.Е., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Мазановского района, действующий в интересах Юн-Сен-Цай А.Л., обратился в суд с иском к администрации Мазановского района Амурской области, указав, что Юн-Сен-Цай А.Л., <дата> рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать - Ф.И.О.9 и отец - Ф.И.О.10 решением Мазановского районного суда Амурской области от 28 октября 1999 г. лишены родительских прав в отношении Юн-Сен-Цай А.Л. Постановлением администрации Мазановского района от 22 апреля 2009 г. № 150 Юн-Сен-Цай А.Л. был принят на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма вне очереди, по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилое помещение Юн-Сен-Цай А.Л. до настоящего времени не предоставлено.

Прокурор Мазановского района требовал обязать администрацию Мазановского района Амурской области предоставить Юн-Сен-Цай А.Л. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не ниже установленных норм (33 кв.м), на территории с. Бичура Мазановского района Амурской области.

В судебном заседании прокурор Мазановского района, Юн-Сен-Цай А.Л. на иске настаивали в полном объеме.

Юн-Сен-Цай А.Л. пояснял, что в 2010 г. был осужден к наказанию, связанному с лишением свободы. До осуждения постоянно проживал в с. Бичура. После освобождения из мест лишения свободы в 2019 г. не может проживать по прежнему адресу, так как жилое помещение не сохранилось. В связи с этим временно проживает в с. Сапроново.

Представитель ответчика администрации Мазановского района Амурской области иск не признал. Факт того, что Юн-Сен-Цай А.Л. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, не оспаривал. Пояснял, что главным распорядителем денежных средств, выделяемых для обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является министерство социальной защиты населения Амурской области. У администрации Мазановского района отсутствует свой жилой фонд для предоставления его данной категории лиц. Бюджет Мазановского района является дотационным, и за счет собственных средств, приобрести жилое помещение Юн-Сен-Цай А.Л. не представляется возможным.

Представитель третьего лица Управления образования администрации Мазановского района иск поддержал. Указывал, что Юн-Сен-Цай А.Л. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете нуждающегося в жилом помещении с 22.04.2009 г. Однако в связи с тем, что Юн-Сен-Цай А.Л. с 12.07.2010 г. по 11.04.2019 г. отбывал наказание в местах лишения свободы, возможность реализовать свое право на обеспечение жилым помещением до достижения возраста 23 лет у него отсутствовала. Документы, необходимые для предоставления Юн-Сен-Цай А.Л. жилого помещения, переданы в министерство социальной защиты населения Амурской области.

Представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения Амурской области в письменном отзыве считал иск не подлежащим удовлетворению. Указывал, что Юн-Сен-Цай А.Л. до достижения 23 лет не был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении, в связи с чем утратил право на предусмотренные законом гарантии по обеспечению жилыми помещениями, установленные для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ссылаясь на п. 21 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 08.04.2013 г. N 144, считал, что суд не вправе удовлетворять требования о предоставлении жилого помещения на территории с. Бичура, поскольку указанный Порядок предусматривает предоставление жилых помещений в границах соответствующего муниципального района и городского округа области, а не в конкретном населённом пункте.

Решением Мазановского районного суда Амурской области от 25 сентября 2019 г. иск удовлетворён. Постановлено возложить на администрацию Мазановского района Амурской области обязанность предоставить Юн-Сен-Цай А.Л. по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим условиям в с. Бичура Мазановского района Амурской области, общей площадью не менее 33,0 кв.м.

В апелляционной жалобе представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения Амурской области ставит вопрос об отмене постановленного по делу решения, принятии нового постановления об отказе в удовлетворении иска. Приводит доводы аналогичные доводам, изложенным в письменном отзыве на иск. Утверждает, что Юн-Сен-Цай А.Л. до достижения 23 лет не был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении, в связи с чем утратил право на предусмотренные гарантии по обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.

Считает, что условие о предоставлении жилого помещения на территории конкретного населенного пункта не предусмотрено действующим законодательством РФ и ограничивает возможности органа местного самоуправления по приобретению жилых помещений.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор считал оспариваемое решение законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены. На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

    Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия правовых оснований к отмене решения не усматривает.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Юн-Сен-Цай А.Л. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации Мазановского района от 22 апреля 2009 г. № 150 Юн-Сен-Цай А.Л. принят на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма вне очереди, по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени жилое помещение Юн-Сен-Цай А.Л. не предоставлено.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции дал правильное системное толкование нормам права, регулирующим вопросы обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пришел к верным выводам о том, что у ответчика имеется обязанность по предоставлению истцу жилого помещения.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ ( в действующей редакции) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с п. 8 ст. 8 указанного Федерального закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Отношения, связанные с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда, на территории Амурской области урегулированы Законом Амурской области от 11.04.2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Порядком предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 08 апреля 2013 г. № 144.

Рассматриваемой категории граждан в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 г. № 472-ОЗ однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.

Органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений (жилых домов, квартир) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления (п. 4 ч.1 ст. 5 Закона от 11.04.2005 г. № 472-ОЗ).

Решением Мазановского районного Совета народных депутатов от 29.06.2006 г. «об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории Мазановского района» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 33 кв.м. для одиноко проживающих граждан.

Доводы апелляционной жалобы Министерства социальной защиты населения Амурской области о том, что Юн-Сен-Цай А.Л. до достижения 23 лет не был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении, в связи с чем утратил право на предусмотренные гарантии по обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные, поскольку из материалов дела усматривается, что Юн-Сен-Цай А.Л. постановлением администрации Мазановского района от 22 апреля 2009 г. № 150 принят на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма вне очереди, по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанный факт ответчиком признан и не оспаривается. Оснований полагать, что Юн-Сен-Цай А.Л. утратил право на предусмотренные гарантии по обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется.

Доводы апелляционной жалобы Министерства социальной защиты населения Амурской области об отсутствии правовых оснований для предоставления жилого помещения на территории с. Бичура Мазановского района Амурской области судебная коллегия отклоняет в связи со следующим.

Статьей 27 Конституции РФ гарантировано право граждан на свободу передвижения, выбор места жительства.

Согласно ч.1 ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Пунктом 21 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 08 апреля 2013 г. № 144 предусмотрено, что органы местного самоуправления предоставляют детям-сиротам жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района и городского округа области.

В случае невозможности приобретения органом местного самоуправления жилых помещений в сельских населенных пунктах, расположенных в границах соответствующего муниципального района (городского округа), жилое помещение может быть приобретено в административном центре (городском округе) данного муниципального района.

В соответствии с разъяснениями, данными в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания). (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 20.12.2016).

Из приведенных выше положений следует, что лица, относящиеся к названной категории граждан, обеспечиваются жилым помещением по месту своего жительства в границах соответствующего муниципального района

Материалами дела подтверждается, что Юн-Сен-Цай А.Л. проживал в с. Бичура Мазановского района Амурской области в жилом помещении, закрепленном за ним постановлением главы администрации Дмитриевского сельсовета Мазановского района Амурской области № 15 от 11 ноября 1999 г.

Постановлением администрации Дмитриевского сельсовета Мазановского района Амурской области №29 от 15 июля 2019 г. постановление № 15 от 11 ноября 1999 г. «О закреплении жилплощади» отменено.

Согласно справке серии <номер> от 11 апреля 2019 г. Юн-Сен-Цай А.Л. с 12 июля 2010 г. по 11 апреля 2019 г. отбывал наказание в местах лишения свободы.

Из пояснений Юн-Сен-Цай А.Л. следует, что до осуждения он проживал в с. Бичура Мазановского района Амурской области, жилое помещение закрепленное за ним не сохранилось, в связи с чем в настоящее время он временно проживает в <адрес>. Регистрации по месту жительства не имеет.

На основании изложенного судебная коллегия считает обоснованными выводы суда о том, что жилое помещение Юн-Сен-Цай А.Л. должно быть предоставлено в с. Бичура Мазановского района Амурской области. Доводы истца о том, что данный населенный пункт является постоянным местом жительства Юн-Сен-Цай А.Л. материалами дела не опровергается. Село Бичура находится в границах соответствующего муниципального района.

С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

    Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

                                                    определила:

Решение Мазановского районного суда Амурской области от 25 сентября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства социальной защиты населения Амурской области - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные постановления по настоящему делу могут быть обжалованы в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, город Владивосток, улица Светланская, 54) через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

    Председательствующий

    Судьи

УИД 28RS0011-01-2019-000991-62

Дело № 33АП-5076/2019                                  Судья первой инстанции

Докладчик Бережнова Н.Д.                                Потапов А.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    04 декабря 2019 г.                                                         г. Благовещенск

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе

председательствующего Калиниченко Т.В.,

судей Бережновой Н.Д., Воробьевой В.С.,

при секретаре Ткаченко И.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мазановского района, действующего в интересах Юн-Сен-Цай Александра Леонидовича, к администрации Мазановского района Амурской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,

по апелляционной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения Амурской области на решение Мазановского районного суда Амурской области от 25 сентября 2019 г.

Заслушав доклад судьи Бережновой Н.Д., пояснения прокурора Артемьевой Е.Е., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Мазановского района, действующий в интересах Юн-Сен-Цай А.Л., обратился в суд с иском к администрации Мазановского района Амурской области, указав, что Юн-Сен-Цай А.Л., <дата> рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать - Ф.И.О.9 и отец - Ф.И.О.10 решением Мазановского районного суда Амурской области от 28 октября 1999 г. лишены родительских прав в отношении Юн-Сен-Цай А.Л. Постановлением администрации Мазановского района от 22 апреля 2009 г. № 150 Юн-Сен-Цай А.Л. был принят на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма вне очереди, по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилое помещение Юн-Сен-Цай А.Л. до настоящего времени не предоставлено.

Прокурор Мазановского района требовал обязать администрацию Мазановского района Амурской области предоставить Юн-Сен-Цай А.Л. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не ниже установленных норм (33 кв.м), на территории с. Бичура Мазановского района Амурской области.

В судебном заседании прокурор Мазановского района, Юн-Сен-Цай А.Л. на иске настаивали в полном объеме.

Юн-Сен-Цай А.Л. пояснял, что в 2010 г. был осужден к наказанию, связанному с лишением свободы. До осуждения постоянно проживал в с. Бичура. После освобождения из мест лишения свободы в 2019 г. не может проживать по прежнему адресу, так как жилое помещение не сохранилось. В связи с этим временно проживает в с. Сапроново.

Представитель ответчика администрации Мазановского района Амурской области иск не признал. Факт того, что Юн-Сен-Цай А.Л. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, не оспаривал. Пояснял, что главным распорядителем денежных средств, выделяемых для обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является министерство социальной защиты населения Амурской области. У администрации Мазановского района отсутствует свой жилой фонд для предоставления его данной категории лиц. Бюджет Мазановского района является дотационным, и за счет собственных средств, приобрести жилое помещение Юн-Сен-Цай А.Л. не представляется возможным.

Представитель третьего лица Управления образования администрации Мазановского района иск поддержал. Указывал, что Юн-Сен-Цай А.Л. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете нуждающегося в жилом помещении с 22.04.2009 г. Однако в связи с тем, что Юн-Сен-Цай А.Л. с 12.07.2010 г. по 11.04.2019 г. отбывал наказание в местах лишения свободы, возможность реализовать свое право на обеспечение жилым помещением до достижения возраста 23 лет у него отсутствовала. Документы, необходимые для предоставления Юн-Сен-Цай А.Л. жилого помещения, переданы в министерство социальной защиты населения Амурской области.

Представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения Амурской области в письменном отзыве считал иск не подлежащим удовлетворению. Указывал, что Юн-Сен-Цай А.Л. до достижения 23 лет не был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении, в связи с чем утратил право на предусмотренные законом гарантии по обеспечению жилыми помещениями, установленные для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ссылаясь на п. 21 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 08.04.2013 г. N 144, считал, что суд не вправе удовлетворять требования о предоставлении жилого помещения на территории с. Бичура, поскольку указанный Порядок предусматривает предоставление жилых помещений в границах соответствующего муниципального района и городского округа области, а не в конкретном населённом пункте.

Решением Мазановского районного суда Амурской области от 25 сентября 2019 г. иск удовлетворён. Постановлено возложить на администрацию Мазановского района Амурской области обязанность предоставить Юн-Сен-Цай А.Л. по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим условиям в с. Бичура Мазановского района Амурской области, общей площадью не менее 33,0 кв.м.

В апелляционной жалобе представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения Амурской области ставит вопрос об отмене постановленного по делу решения, принятии нового постановления об отказе в удовлетворении иска. Приводит доводы аналогичные доводам, изложенным в письменном отзыве на иск. Утверждает, что Юн-Сен-Цай А.Л. до достижения 23 лет не был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении, в связи с чем утратил право на предусмотренные гарантии по обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.

Считает, что условие о предоставлении жилого помещения на территории конкретного населенного пункта не предусмотрено действующим законодательством РФ и ограничивает возможности органа местного самоуправления по приобретению жилых помещений.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор считал оспариваемое решение законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены. На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

    Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия правовых оснований к отмене решения не усматривает.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Юн-Сен-Цай А.Л. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации Мазановского района от 22 апреля 2009 г. № 150 Юн-Сен-Цай А.Л. принят на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма вне очереди, по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени жилое помещение Юн-Сен-Цай А.Л. не предоставлено.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции дал правильное системное толкование нормам права, регулирующим вопросы обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пришел к верным выводам о том, что у ответчика имеется обязанность по предоставлению истцу жилого помещения.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ ( в действующей редакции) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с п. 8 ст. 8 указанного Федерального закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Отношения, связанные с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда, на территории Амурской области урегулированы Законом Амурской области от 11.04.2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Порядком предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 08 апреля 2013 г. № 144.

Рассматриваемой категории граждан в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 г. № 472-ОЗ однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.

Органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений (жилых домов, квартир) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления (п. 4 ч.1 ст. 5 Закона от 11.04.2005 г. № 472-ОЗ).

Решением Мазановского районного Совета народных депутатов от 29.06.2006 г. «об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории Мазановского района» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 33 кв.м. для одиноко проживающих граждан.

Доводы апелляционной жалобы Министерства социальной защиты населения Амурской области о том, что Юн-Сен-Цай А.Л. до достижения 23 лет не был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении, в связи с чем утратил право на предусмотренные гарантии по обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные, поскольку из материалов дела усматривается, что Юн-Сен-Цай А.Л. постановлением администрации Мазановского района от 22 апреля 2009 г. № 150 принят на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма вне очереди, по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанный факт ответчиком признан и не оспаривается. Оснований полагать, что Юн-Сен-Цай А.Л. утратил право на предусмотренные гарантии по обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется.

Доводы апелляционной жалобы Министерства социальной защиты населения Амурской области об отсутствии правовых оснований для предоставления жилого помещения на территории с. Бичура Мазановского района Амурской области судебная коллегия отклоняет в связи со следующим.

Статьей 27 Конституции РФ гарантировано право граждан на свободу передвижения, выбор места жительства.

Согласно ч.1 ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Пунктом 21 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 08 апреля 2013 г. № 144 предусмотрено, что органы местного самоуправления предоставляют детям-сиротам жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района и городского округа области.

В случае невозможности приобретения органом местного самоуправления жилых помещений в сельских населенных пунктах, расположенных в границах соответствующего муниципального района (городского округа), жилое помещение может быть приобретено в административном центре (городском округе) данного муниципального района.

В соответствии с разъяснениями, данными в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания). (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 20.12.2016).

Из приведенных выше положений следует, что лица, относящиеся к названной категории граждан, обеспечиваются жилым помещением по месту своего жительства в границах соответствующего муниципального района

Материалами дела подтверждается, что Юн-Сен-Цай А.Л. проживал в с. Бичура Мазановского района Амурской области в жилом помещении, закрепленном за ним постановлением главы администрации Дмитриевского сельсовета Мазановского района Амурской области № 15 от 11 ноября 1999 г.

Постановлением администрации Дмитриевского сельсовета Мазановского района Амурской области №29 от 15 июля 2019 г. постановление № 15 от 11 ноября 1999 г. «О закреплении жилплощади» отменено.

Согласно справке серии <номер> от 11 апреля 2019 г. Юн-Сен-Цай А.Л. с 12 июля 2010 г. по 11 апреля 2019 г. отбывал наказание в местах лишения свободы.

Из пояснений Юн-Сен-Цай А.Л. следует, что до осуждения он проживал в с. Бичура Мазановского района Амурской области, жилое помещение закрепленное за ним не сохранилось, в связи с чем в настоящее время он временно проживает в <адрес>. Регистрации по месту жительства не имеет.

На основании изложенного судебная коллегия считает обоснованными выводы суда о том, что жилое помещение Юн-Сен-Цай А.Л. должно быть предоставлено в с. Бичура Мазановского района Амурской области. Доводы истца о том, что данный населенный пункт является постоянным местом жительства Юн-Сен-Цай А.Л. материалами дела не опровергается. Село Бичура находится в границах соответствующего муниципального района.

С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

    Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

                                                    определила:

Решение Мазановского районного суда Амурской области от 25 сентября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства социальной защиты населения Амурской области - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные постановления по настоящему делу могут быть обжалованы в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, город Владивосток, улица Светланская, 54) через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

    Председательствующий

    Судьи

1версия для печати

33АП-5076/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Мазановского района
Юн-Сен-Цай Александр Леонидович
Ответчики
Администрация Мазановского района
Другие
министерство социальной защиты населения
Орган опеки и попечительства Управления образования администрации Мазановского района
Суд
Амурский областной суд
Судья
Бережнова Наталья Дмитриевна
Дело на странице суда
oblsud.amr.sudrf.ru
04.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее