Решение по делу № 33-6645/2019 от 20.02.2019

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33-6645/2019

Судья: Литвиненко Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Венедиктовой Е.А.

судей

Стешовиковой И.Г.

Барминой Е.А.

при секретаре

Чернышове М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании 19 марта 2019 года гражданское дело № 2-3650/2018 по апелляционной жалобе Закипной Т. Г. на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 31 октября 2018 года по иску Закипной Т. Г. к Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга о признании незаконным распоряжения от 22.03.2018 № 34-г, обязании возобновить выплату доплат к пенсии за стаж и классный чин.

Заслушав доклад судьи Стешовиковой И.Г., объяснения истца Закипной Т.Г., представителей истца – Закипного Д.Ю., Чернышева И.В., представителя ответчика – Матвеевой Е.Б., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

УСТАНОВИЛА:

Закипная Т.Г. обратилась в суд с иском к Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга о признании незаконным распоряжения от 12.03.2018 № 34-г, обязании возобновить выплату доплат к пенсии за стаж и классный чин.

Требования мотивированы тем, что приказами ответчика в 2009 году истцу установлены ежемесячные доплаты к страховой пенсии по старости за стаж и классный чин в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 30.06.2005 № 399-39 «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга». Распоряжением ответчика от 22.03.2018 выплата доплат прекращена, ответчиком не включен в стаж период деятельности в Исполнительном комитете Селемджинского районного Совета народных депутатов Амурской области с 01.11.1983 по 03.01.1989, что не соответствует пп. 6 п. 2 ст. 15 Закона Санкт-Петербурга от 30.06.2005 № 399-39, а также не учтен период работы в Комитете по культуре и искусству Хабаровского края с 1995 по 1997 годы, вследствие чего распоряжение о прекращении выплат является незаконным.

Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 31.10.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное при неверном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.

Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что приказами Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 31.08.2009 Закипной Т.Г., замещавшей должность государственной гражданской службы начальника отдела культуры и молодежной политики администрации Кронштадтского района Правительства Санкт-Петербурга, с 08.07.2009 установлены ежемесячные доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж и за классный чин в соответствии с пп. 2 п. 1 и п. 2 ст. 14 Закона Санкт-Петербурга от 30.06.2005 № 399-39 «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга».

Распоряжением ответчика от 22.08.2018 № 34-г с 01.04.2018 Закипной Т.Г. прекращены выплаты ежемесячных доплат за стаж и классный чин к страховой пенсии по старости в связи с утратой права на получение назначенных ежемесячных доплат.

Как следует из письма ответчика от 24.03.2018 стаж (общая продолжительность) гражданской службы, исчисленный в соответствии с пп. 2 ст. 15 Закона Санкт-Петербурга от 30.06.2005 № 399-39 составляет 9 лет 08 месяцев 06 дней (менее 10 лет), периоды работы с 01.11.1983 по 03.01.1989 в Исполнительном комитете Селемджинского районного Совета народных депутатов Амурской области не подлежат учету в стаж.

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона Санкт-Петербурга № 399-39 от 01.07.2005 года «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга», установил, что продолжительность замещения истцом должностей государственной гражданской службы составляет менее, требуемой для установления ежемесячной доплаты к пенсии, и пришел к выводу, что права на получение ежемесячной доплаты у истца не имеется, в связи с чем, ответчик имел право на принятие решения о прекращении выплаты ранее установленной доплаты.

    Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют представленным сторонами доказательствам, оценка которым дана судом в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

    Как правильно установил суд первой инстанции, правоотношения, связанные с государственной гражданской службой Санкт-Петербурга, в том числе, гарантии для лиц, замещавших должности гражданской службы, уволенных с гражданской службы, регулируются Законом Санкт-Петербурга № 399-39 от 01.07.2005 года «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга».

    В соответствии со ст. 14 Закона Санкт-Петербурга № 399-39 от 01.07.2005 года, лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, замещавшие должности гражданской службы, уволенные с гражданской службы (уволенные с государственной службы Санкт-Петербурга после вступления в силу Закона Санкт-Петербурга от 28 июня 1995 года № 91-9 «Об утверждении Реестра государственных должностей органов государственной власти Санкт-Петербурга»), достигшие возраста, определенного действующим законодательством для назначения страховой пенсии по старости, имеют право на получение ежемесячных доплат к страховой пенсии по старости (пенсии за выслугу лет), указанных в данной статье, в следующих случаях:

1) если они имеют стаж гражданской службы в государственных органах и органах государственной власти Санкт-Петербурга (органах государственной власти и управления Ленинграда), исчисленный в соответствии с пунктом 3 статьи 15 указанного Закона Санкт-Петербурга и составляющий не менее десяти лет, и были уволены с гражданской службы по одному из оснований, перечисленном в данном пункте;

2) если они имеют стаж гражданской службы, исчисленный в соответствии с пунктом 2 статьи 15 указанного Закона Санкт-Петербурга и составляющий не менее десяти лет, из которых не менее пяти лет составляет стаж, исчисленный в соответствии с пунктом 3 статьи 15 настоящего Закона Санкт-Петербурга, при этом последние двенадцать месяцев перед достижением возраста, определенного действующим законодательством для назначения страховой пенсии по старости, замещали должности гражданской службы в государственных органах и органах государственной власти Санкт-Петербурга и были уволены с указанных должностей гражданской службы по основаниям, перечисленным в подпункте 1 указанного пункта. В случае если указанный период замещения должностей гражданской службы перед достижением возраста, определенного действующим законодательством для назначения страховой пенсии по старости, отсутствует или составляет менее двенадцати месяцев, ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (пенсии за выслугу лет) назначается при наличии стажа гражданской службы, исчисленного в соответствии с пунктом 2 статьи 15 указанного Закона Санкт-Петербурга и составляющий не менее двадцати лет, из которых не менее пяти лет составляет стаж, исчисленный в соответствии с пунктом 3 статьи 15 указанного Закона Санкт-Петербурга.

    Таким образом, законодательством предусмотрено два варианта, при которых возможно установление ежемесячной доплаты к страховой пенсии:

    - стаж не менее 10 лет, рассчитанный по правилам п. 3 ст. 15 Закона Санкт-Петербурга № 399-39 от 01.07.2005 года,

    - стаж не менее 10 лет, рассчитанный по правилам п. 2 ст. 15 Закона Санкт-Петербурга № 399-39 от 01.07.2005 года, из которых стаж не менее 5 лет, рассчитанный по правилам п. 3 ст. 15 Закона Санкт-Петербурга № 399-39 от 01.07.2005 года (при замещении должности государственной гражданской службы не менее 12 месяцев перед наступлением возраста назначения пенсии) или стаж не менее 20 лет, рассчитанный по правилам п. 2 ст. 15 Закона Санкт-Петербурга № 399-39 от 01.07.2005 года, из которых стаж не менее 5 лет, рассчитанный по правилам п. 3 ст. 15 Закона Санкт-Петербурга № 399-39 от 01.07.2005 года (если не замещали должности государственной гражданской службы перед наступлением возраста назначения пенсии либо замещали менее 12 месяцев).

    Перечни периодов, подлежащие включению в стаж гражданской службы для получения ежемесячных доплат к страховой пенсии по старости, предусмотренные п. 2 ст. 15 и п. 3 ст. 15 Закона Санкт-Петербурга № 399-39 от 01.07.2005 года, являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат.

    Произведя подсчет стажа гражданской службы истца по правилам, предусмотренным п. 3 ст. 15 Закона Санкт-Петербурга № 399-39 от 01.07.2005 года, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что стаж гражданской службы истца составляет 9 лет 08 месяцев 6 дней, что менее 10 лет, требуемого для установления ежемесячно доплаты к пенсии.

    Поскольку обстоятельства отсутствия у истца необходимого стажа для получения ею ежемесячных доплат к пенсии по старости установлены Комитетом уже после назначения истцу указанных доплат, то суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение Комитета о прекращении выплат ежемесячных доплат к страховой пенсии по старости не нарушает норм действующего законодательства.

    Доводы апелляционной жалобы, что ежемесячные доплаты установлены истцу после окончания трудовой деятельности и изменение действующего законодательства не влияет на права истца, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.

    Согласно разъяснениям, содержащимся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации № 107-О-О от 15.01.2008 года, Федеральный закон от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в числе основных государственных гарантий для государственных гражданских служащих предусматривает государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11 части 1 статьи 52). Такой федеральный закон до настоящего времени не принят. Введенный в действие с 01.01.2002 года Федеральный закон от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регламентирует условия пенсионного обеспечения за выслугу лет только федеральных государственных служащих. Что касается государственных служащих субъектов Российской Федерации, то согласно пункту 4 статьи 7 данного Федерального закона условия предоставления им права на пенсию за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, порядок пенсионного обеспечения этой категории граждан, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим (ежемесячная доплата к трудовой пенсии, пенсия за выслугу лет и другие).

Рассматривая вопрос о правовой природе ежемесячной доплаты к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации и допустимости уменьшения субъектом Российской Федерации размера такого рода выплат, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается

Законодатель субъекта Российской Федерации, устанавливая - при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и членов их семей - порядок и условия предоставления за счет собственных бюджетных средств лицам, замещавшим государственные должности в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения в виде ежемесячной доплаты к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, вправе корректировать правила исчисления этой выплаты, исходя в том числе из своих финансовых возможностей, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями статей 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

При этом тот факт, что ранее истцу была назначена соответствующая ежемесячная доплата при отсутствии соответствующих оснований, не дает истцу право в дальнейшем на получении указанных доплат.

Обнаружение ошибки, выразившейся в назначении ежемесячных доплат к пенсии по старости без достаточных оснований, влечет за собой безусловное прекращение таких выплат.

Сам по себе такой способ исправления подобных ошибок, как прекращение выплаты ранее назначенной ежемесячной доплаты, не может рассматриваться как несовместимый с требованиями Конституции Российской Федерации, однако в системе действующего правового регулирования он является единственно возможным и применяется независимо от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе длительности периода получения доплаты, отсутствия виновных действий со стороны пенсионера, социальных последствий, наступающих для него в этом случае.

Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной при назначении ежемесячной доплаты к пенсии по старости, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств (Постановление Конституционного суда Российской Федерации № 1-П от 14.01.2016 года).

Доводы апелляционной жалобы, что ответчик необоснованно исключил из подсчета стажа период работы с 01.11.1983 по 03.01.1989 в Исполнительном комитете Селемджинского районного Совета народных депутатов Амурской области, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку должность, занимаемая истцом в период с 01.11.1983 по 03.01.1989 в Исполнительном комитете Селемджинского районного Совета народных депутатов Амурской области, относилась к должностям указанным в пп. «б» п. 17 Перечня, а не должностям, предусмотренным пунктами 1-13 Перечня и п. 6 п. 2 ст. 15 Закона Санкт-Петербурга от 30.06.2005 № 399-39, в вязи с чем данный период работы не подлежит включению в стаж для получения доплат.

Перечень должностей, периоды службы (работы), в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих (далее - Перечень), утвержден Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 № 1141 (ранее Указом Президента Российской Федерации 17.12.2002 № 1413).

Согласно пп. «б» п. 17 Перечня учету в стаж подлежат периоды замещения должностей руководителей, специалистов и служащих, выборные должности, замещаемые на постоянной основе, в органах государственной власти и управления, организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством СССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31 декабря 1991 г., в том числе: в Верховном Совете СССР и его Секретариате, Президиуме Верховного Совета СССР, Верховных Советах и президиумах Верховных Советов союзных и автономных республик и их аппаратах, краевых и областных Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся), Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) и их исполнительных комитетах.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 указанного Закона (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 30.05.2011 № 285-64, вступившей в действие 24.06.2011) в стаж (общую продолжительность) гражданской службы для получения ежемесячных доплат к страховой пенсии по старости подлежат включению в том числе периоды замещения должностей, предусмотренных пунктами 1-13 перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 года № 1141.

При указанных обстоятельствах, ответчиком обосновано, не засчитан указанный период в стаж, дающий право на назначение ежемесячных доплат, предусмотренных Законом Санкт-Петербурга № 399-39 от 01.07.2005 года.

Также в соответствии с действующим законодательством ответчиком правомерно исключен из стажа период работы истца с 10.01.1995 по 31.12.1997 в Комитете по культуре и искусству администрации Хабаровского края, поскольку вышеуказанным Перечнем, пунктами 4 и 7, предусмотрено включение в стаж только периодов замещения государственных должностей государственной службы субъектов Российской Федерации и должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, предусмотренных реестрами должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, утвержденными законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, постановлением главы администрации Хабаровского края от 02.12.1997 № 510 утвержден Реестр государственных должностей Хабаровского края, а замещение государственных должностей государственной службы Хабаровского края имело место только после 01.01.1998, то есть с момента введения указанных нормативных актов в действие.

Поскольку до 01.01.1998 истец работала в органе государственной власти, а не замещала государственную должность государственной службы Хабаровского края, учитывая, что законом № 399-39 не предусмотрено включение в стаж периодов работы в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, то спорный период законно и обоснованно исключен из стажа, дающего право на назначение соответствующих доплат, и в связи с чем, у ответчика возникло право на пересмотр ранее определенного истцу стажа.

Таким образом, доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, направлены на переоценку доказательств, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.

При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 31 октября 2018 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-6645/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Закипная Татьяна Григорьевна
Ответчики
Комитет по социальной политике
Другие
Чернышев Игорь Владимирович
Суд
Санкт-Петербургский городской суд
Судья
Стешовикова Ирина Геннадьевна
Дело на сайте суда
sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru
19.03.2019Судебное заседание
01.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.04.2019Передано в экспедицию
19.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее