Решение по делу № 33-4204/2024 от 01.04.2024

Судья Салмина Е.С. Дело № 33-4204/2024 (№ 2-92/2024)

25RS00015-01-2023-002048-19

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    

02 мая 2024 года                      город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Кирьяновой О.В.,

судей: Иващенко В.А., Лысенко Е.А.,

при секретаре Брыжеватой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Находкинской транспортной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Акватехнологии» о понуждении к совершению действий по получению положительного заключения государственной экологической экспертизы,

по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Акватехнологии»

на решение Дальнегорского районного суда Приморского края от 29 января 2024 года, которым требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Иващенко В.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Находкинский транспортный прокурор обратился в суд с названным исковым заявлением, в обоснование требований указав, что ООО «Акватехнологии» на территории морского порта Находка осуществляет использование 1 гидротехнического сооружения - причал № 1. Основная цель эксплуатации портового гидротехнического сооружения в морском порту - вспомогательная деятельность, связанная с водным транспортом. При этом за период 01.01.2022 - 06.06.2023 к портовым гидротехническим сооружениям осуществлен подход судов в общем количестве 149 единиц. Количество перегруженного груза за период 01.01.2022 - 06.06.2023 составило 4 120 тонн. Используемый ООО «Акватехнологии» причал и инфраструктура расположены в порту Находка и представляют собой производственный комплекс, предназначенный для погрузочно-разгрузочной деятельности на внутренний водный транспорт в морском порту. Вопреки требованиям норм закона, ООО «Акватехнологии» осуществляет хозяйственную деятельность во внутренних морских водах по перевалке грузов в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Неисполнение ООО «Акватехнологии» требований природоохранного законодательства влечет нарушение закрепленных в Конституции Российской Федерации прав жителей Приморского края на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности. Просил обязать ООО «Акватехнологии» в срок, не превышающий 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, получить положительное заключение государственной экологической экспертизы на документацию, обосновывающую хозяйственную деятельность во внутренних морских водах Российской Федерации с использованием причала № 1 в морском порту Находка.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования по доводам, изложенным в иске, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, согласно которым исковые требования не признал, указав, что ответчик не осуществляет хозяйственной деятельности по перевалке грузов с использованием причала во внутренних морских водах. ООО «Акватехнологии» осуществляет рыболовство с доставкой и выгрузкой уловов на территорию рыбозавода «Каменский», принадлежащий обществу на праве собственности. На территории рыбозавода имеется причал № 1 (по формальным признакам отнесенный к ГТС), используемый для выгрузки собственных рыболовных судов (выгрузка происходит ежедневно). Выводы истца об однородности правового статуса акватории морского порта и внутренних морских вод основаны на неверном толковании закона. При таких обстоятельствах, законных оснований возлагать на ответчика обязанность проведения ГЭЭ и получения положительного заключения ГЭЭ в связи с осуществлением погрузо-разгрузочной деятельности не имеется.

Решением Дальнегорского районного суда Приморского края от 29 января 2024 года исковые требования Находкинского транспортного прокурора удовлетворены. Возложена обязанность на ООО «Акватехнологии» в срок, не превышающий 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, получить положительное заключение государственной экологической экспертизы на документацию, обосновывающую хозяйственную деятельность во внутренних морских водах Российской Федерации с использованием причала № 1, в морском порту Находка. Взыскана с ООО «Акватехнологии» в бюджет Дальнегорского городского округа государственная пошлина в размере 6 000 руб.

С указанным решением суда не согласился ответчик, представителем подана апелляционная жалоба и дополнения, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, как необоснованного и незаконного. В обосновании доводов жалобы указал, что причал № 1, хотя и включен в перечень морских терминалов порта Находка, но располагается не в море, а в реке Опричнинке, что исключает возможность провести ограничительную линию через точки причала, удаленные в сторону моря, поскольку в силу особенности его расположения таковых точек не имеется. Применительно к устью р. Опричнинки, данная береговая линия совпадает с исходной линией территориального моря Российской Федерации. Исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря, определяются в соответствии со ст. 4 Федерального закона № 155-ФЗ. Следовательно, в спорной части акватории в принципе отсутствуют внутренние морские воды, поскольку по одну сторону береговой линии расположена исходная линия территориального моря, а по другую устье реки. Поскольку законодатель наделяет статусом внутренних морских вод не все воды портов по умолчанию, а с конкретными ограничениями (находящимися в море частями гидротехнических сооружений), суд первой инстанции неверно применил нормы материального права. Также, поскольку хозяйственная деятельность ответчика уже реализуется с соблюдением требований Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», возложение на ответчика обязанности по получению положительного заключения ГЭЭ будет являться избыточной мерой административного давления, влекущей необоснованную финансовую нагрузку на ответчика. С учетом того, что причал № 1 используется ответчиком исключительно в целях рыболовства, которое не является объектом государственной экологической экспертизы, документация обосновывающая деятельность по использованию причала № 1 не подлежит ГЭЭ. Решением суда на общество возложены обязанности, лишенные действительной цели – предотвращение негативного влияния на окружающую среду, что является избыточным бременем при действующем регулировании.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения, указав, что исходя из норм действующего законодательства устье реки Опричнинка при впадении в Японское море относится к внутренним морским водам Российской Федерации. Соответственно, нахождение данного участка, на котором ООО «Акватехнологии» осуществляет хозяйственную деятельность, в границах устья реки Опричнинка не исключает его нахождения во внутренних морских водах, в которых хозяйственная деятельность ответчика является объектом обязательной государственной экологической экспертизы. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.12.2002 № 1800-р утвержден Перечень внутренних водных путей Российской Федерации, в котором отсутствует устье реки Опричнинка, как и сама река, что свидетельствует о том, что ООО «Акватехнологии» осуществляет свою деятельность во внутренних морских водах Российской Федерации. После вступления в законную силу Федеральных законов №№ 174-ФЗ, 155-ФЗ ООО «Акатехнологии» обязано было получить положительное заключение государственной экологической экспертизы на документацию, обосновывающую хозяйственную деятельность во внутренних морских водах Российской Федерации.

Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, учитывая их надлежащее извещение, судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений не допущено судом первой инстанции.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «Акватехнологии» на территории морского порта Находка осуществляет использование 1-го гидротехнического сооружения - причал № 1. Основная цель эксплуатации портового гидротехнического сооружения в морском порту - вспомогательная деятельность, связанная с водным транспортом. При этом за период 01.01.2022 - 06.06.2023 к портовым гидротехническим сооружениям осуществлен подход судов в общем количестве 149 единиц. Количество перегруженного груза за период 01.01.2022 - 06.06.2023 составило 4 120 тонн.

Распоряжением Росморречфлота от 27.03.2023 № БТ-75-р «О внесении изменений в сведения о морском порте Находка в Реестре морских портов Российской Федерации» ООО «Акватехнологии» включено в реестр операторов морских терминалов в морском порту Находка.

В соответствии с ответом ДМУ Росприроднадзор от 07.06.2023 ООО «Акватехнологии» осуществляет хозяйственную деятельность во внутренних морских водах по перевалке грузов в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы.

С целью устранения выявленных нарушений закона Находкинским транспортным прокурором 08.06.2023 вынесено представление генеральному директору ООО «Акватехнологии», по результатам рассмотрения которого ответчиком не приняты реальные меры к устранению допущенных нарушений

Поскольку хозяйственная деятельность осуществляется ответчиком с нарушением законодательства об охране окружающей среды, прокурор обратился в суд с указанными исковыми требованиями.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 3, 33, 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 1, 2, 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», ст.ст. 1, 32.1, 34 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», установив, что ООО «Акватехнологии» осуществляет хозяйственную деятельность во внутренних морских водах по перевалке грузов в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы, следовательно, без соблюдения требований законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, что влечет нарушение закрепленных в Конституции Российской Федерации прав жителей Приморского края на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, пришел к выводу о том, что исковые требования Находкинского транспортного прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на установленных фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Довод апелляционной жалобы о том, что причал № 1 располагается в реке Опричнинке, в связи с чем оснований для проведения экологической экспертизы не имеется, судебная коллегия находит необоснованным в силу следующего.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» к внутренним морским водам относятся воды: портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в «Извещениях мореплавателям».

В соответствии п. 5 Обязательных постановлений в морском порту Находка, утвержденных Приказом Минтранса России от 23.06.2011 № 169 «Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Находка» акватория морского порта Находка включает в себя бухты Находка, Новицкого, Андреева, Гайдамак, Моряк-Рыболов, Назимова, Подъяпольского, Пяти Охотников, Соколовская, Преображения, Южно-Морская, а также устье реки Опричнинка.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.12.2002 № 1800-р утвержден Перечень внутренних водных путей Российской Федерации, в котором отсутствует устье реки Опричнинка, как и сама река.

Таким образом, исходя из норм действующего законодательства, устье реки Опричнинка при впадении в Японское море относится к внутренним морским водам Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, нахождение данного участка, на котором ООО «Акватехнологии» осуществляет хозяйственную деятельность, в границах устья реки Опричнинка не исключает его нахождение во внутренних морских водах, в которых хозяйственная деятельность ответчика является объектом обязательной государственной экологической экспертизы.

Также, судебная коллегия полагает необоснованным довод жалобы об отсутствии обязанности по проведению экологической экспертизы в связи с тем, что в момент строительства объекта законодательством Российской Федерации не устанавливалось требование о необходимости получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, по следующим основаниям.

Федеральный закон № 174-ФЗ от 23.11.1995 «Об экологической экспертизе» регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Статьей 3 Федерального закона № 174-ФЗ от 23.11.1995 «Об экологической экспертизе» установлены принципы экологической экспертизы, к которым в числе прочих относятся: презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы.

В соответствии с п. 7 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ от 23.11.1995 «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются: объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Пунктом 1 ст. 34 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» установлено, что государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря; организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе.

Государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря (п. 2 ст. 34 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»).

Пунктом 3 ст. 34 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»предусмотрено, что объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море.

Таким образом, хозяйственная и иная деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море может осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, объектом которой являются документы и (или) документация, обосновывающие планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Целью данной экспертизы является выявление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности установленным экологическим требованиям.

Реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы является нарушением природоохранного законодательства Российской Федерации.

Следовательно, после вступления в силу вышеуказанных законов ООО «Акватехнологии» обязано было получить положительное заключение государственной экологической экспертизы на документацию, обосновывающую хозяйственную деятельность во внутренних морских водах Российской Федерации.

Довод ответчика о необоснованной и избыточной финансовой нагрузке при получении положительного заключения государственной экологической экспертизы судебной коллегией отклоняется как несостоятельный.

Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.09.2010 № 1421-О-О одной из основных задач государства является разрешение экологических и экономических конфликтов и обеспечение баланса публичных и частных интересов с тем, чтобы в условиях экономического развития деятельность хозяйствующих субъектов имела экологически совместимый характер. Публичные интересы в рассматриваемой сфере исходят, прежде всего из приоритета вопросов охраны окружающей среды, потому недопустимо при осуществлении хозяйственной деятельности руководствоваться только интересами экономического развития в ущерб природе.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его изменения либо отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Дальнегорского районного суда Приморского края от 29 января 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Акватехнологии» – без удовлетворения.

Председательствующий                

Судьи:

Мотивированное определение коллегии изготовлено 13.05.2024

33-4204/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Находкинская транспортная прокуратура
Прокурор г. Дальнегорска
Ответчики
ООО "Акватехнологии"
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Иващенко Виолетта Анатольевна
Дело на сайте суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
02.04.2024Передача дела судье
02.05.2024Судебное заседание
27.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2024Передано в экспедицию
02.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее