Дело № 2-261/23
УИД 59RS0035-01-2022-003908-79
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Соликамск 06 марта 2023 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Крымских Т.В., при секретаре судебного заседания Петуховой А.С., с участием представителя заявителя Управление имущественных отношений администрации Соликамского городского округа Пермского края Климашевской И.М., действующей по письменной доверенности, заинтересованных лиц Ивашова Н.Б., Ивашова А.Н., Лабузнова М.И., Лабузновой А.И., Лабузнова И.И., Лабузнова А.И., Лабузновой В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления имущественных отношений администрации Соликамского городского округа Пермского края о признании недвижимой вещи бесхозяйной, признании права собственности Соликамского городского округа на бесхозяйное имущество,
установил:
Управление имущественных отношений администрации Соликамского городского округа Пермского края обратилось в суд с заявлением о признании недвижимого имущества бесхозяйным и о признании на основании статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации права муниципальной собственности муниципального образования Соликамский городской округ на бесхозяйное имущество.
Просит признать недвижимое имущество: жилое помещение, квартиру, с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу <...>, жилое помещение, квартиру, с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу <...>, жилое помещение, квартиру, с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу <...>, жилое помещение, квартиру, с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу <...> бесхозяйныйм, и признать право Собственности за Соликамским городским округом на данное бесхозяйное имущество.
В обоснование требований заявитель указал, что все четыре помещения по адресу: <...> распоряжением Управления от <дата> включены в реестр бесхозяйных вещей Соликамского городского округа. Управление об обратилось в Управление Росреестра с заявлением о принятии данного имущества на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества. В <дата> данных жилые помещения поставлены на учет в качестве бесхозяйного имущества. Дом находится на земельном участке, собственность на который не разграничена. Указанные объекты не изъяты и не ограничены в обороте. Имущество находится на учете в качестве бесхозяйного более чем один год. Управление имущественных отношений администрации Соликамского городского округа предпринимало меры по розыску собственника имущества: направлялись запросы в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края. Согласно данным органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, право собственности на объекты недвижимости не зарегистрировано за какими-либо правообладателями. В муниципальную собственность жилой дом не передан, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов. В соответствии с частью 2 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом. Таким уполномоченным органом, в силу пункта 12.5 Решения Соликамской городской Думы № от <дата>, является Управление имущественных отношений администрации Соликамского городского округа.
В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении заявления настаивает в полном объеме. Пояснила, что судьба дома не решена, собственник, указанный в техническом паспорте здания – АООТ «Соликамскхлебопродукт» ликвидирован. Собственника у жилого дома нет. Проживать в нем невозможно. Необходимо разрешить и восстановить жилищные права лиц, зарегистрированных в жилом помещении по месту жительства. с этой целью необходимо признать право собственности на данные жилые помещения за муниципальным образованием с той целью, чтобы впоследствии восстановить жилищные права нанимателей жилого помещения и членов их семьи.
Заинтересованные лица Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (Росимущество), администрация Соликамского городского округа своих представителей в суд не направили, явку не обеспечили. О рассмотрении дела извещались. Возражений на заявление не представили.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в порядке части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заинтересованные лица Ивашов Н.Б., Ивашов А.Н., Лабузнов М.И., Лабузнова А.И., Лабузнов А.И., Лабузнов И.И., Лабузнова В.Е. в судебном заседании доводы заявления поддержали.
Заинтересованное лицо Ивашов Н.Б. пояснил, что они все являются нанимателями жилых помещений, расположенных в доме по адресу: <...>, зарегистрированы в жилых помещениях, расположенных в доме. Проживать в нем невозможно, дом непригоден для проживания, они живут в иных жилых помещениях. Он ранее многократно обращался в администрацию города с заявлением о решении судьбы данного дома. Его супруга ФИО, которая значится зарегистрированной в жилом помещении, умерла несколько лет назад. Просит заявление Управления имущественных отношений администрации Соликамского городского округа Пермского края удовлетворить.
Заинтересованные лица Ивашов А.Н., Лабузнов М.И., Лабузнова А.И., Лабузнов А.И., Лабузнов И.И., Лабузнова В.Е. дали аналогичные пояснения.
Свидетель ФИО пояснил, что является супругом Лапаевой Е.Н., дочери Ивашова Н.Б., их дети (внуки Ивашова Н.Б.) зарегистрированы в спорном жилом помещении. Супруга знает о рассматриваемом судом заявлении, требования Управления имущественных отношений администрации Соликамского городского округа Пермского края поддерживает.
Изучив доводы искового заявления, заслушав представителя заявителя и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, представленные заявителем доказательства, изучив позицию заинтересованных лиц, возражений не представивших, проанализировав нормы материального права, суд приходит к следующему выводу.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в порядке особого производства.
В соответствии с положениями статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Осуществление гражданских прав, в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, определено следующим образом, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Основания возникновения гражданских прав и обязанностей регламентируются статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;.. вследствие иных действий граждан и юридических лиц;..
Согласно пункту 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем …признания права;.. иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно пункту 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. На основании пункта 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных названным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной (пункт 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Порядок приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи регулируется пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Такие вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с пунктом 1, пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Способ приобретения права муниципальной собственности, предусмотренный статьями 218, 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, невозможен тогда, когда имеются правопритязания на объект либо имущество находится в фактическом владении у иных лиц.
Абзац 2 пункта 3 приведенной выше статьи наделяет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, правом на обращение в суд с заявлением о возбуждении дела особого производства, а именно дела о признании бесхозяйной недвижимой вещи объектом муниципальной собственности.
Такое право дано ему при соблюдении ряда условий.
Во-первых, соответствующая недвижимость должна находиться на территории данного органа местного самоуправления.
Во-вторых, она должна стоять на учете того органа, который осуществляет государственную регистрацию недвижимости, причем на учете именно в качестве бесхозяйной вещи.
В-третьих, со времени постановки недвижимости на учет в качестве бесхозяйной должен истечь один год.
В соответствии со статьями 14, 16, 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по организации водоснабжения населения.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации обеспечения надежного энергоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения водоснабжения потребителей в случае неисполнения водоснабжающими организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы водоснабжения, в том числе, бесхозяйных систем, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на эти системы.
Из материалов дела следует, что на территории Соликамского городского округа находится жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, в котором имеются <данные изъяты> жилых помещения (квартиры).
Дом находится на земельном участке, собственность на который не разграничена.
В муниципальную собственность жилой дом не передан, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов.
Согласно данным органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, право собственности на указанные <данные изъяты> объекта недвижимости за какими-либо правообладателями не зарегистрировано.
Право собственности на указанные объекты недвижимого имущества подлежит государственной регистрации на основании статей 130,131 Гражданского кодекса РФ, положений Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Закон о регистрации недвижимости предусмотрел принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 года № 943 установлен Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки.
Распоряжением Управления имущественных отношений администрации от <дата> жилые помещения включены в Реестр бесхозяйных вещей Соликамского городского округа.
Помещения по адресу: <...> поставлены на учет в качестве бесхозяйного имущества в <дата>.
Указанные объекты недвижимости не изъяты из оборота и не ограничены в обороте, имущество находится на учете в качестве бесхозяйного более одного года.
Управление имущественных отношений администрации Соликамского городского округа предпринимало меры по розыску собственника имущества: направлялись запросы в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края.
В соответствии с частью 2 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматривается в суде по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом. Таким уполномоченным органом, в силу пункта 12.5 Решения Соликамской городской Думы № от <дата>, является управление имущественных отношений администрации Соликамского городского округа.
Судом установлено, что вышеуказанное недвижимое имущество в реестрах государственного, федерального имущества, муниципального имущества не значится. Регистрация жилых помещений не произведена, недвижимое имущество является бесхозяйным.
Спора о праве на данную сеть судом не установлено.
Заявитель обладает правом обращения в суд с требованием о признании недвижимых объектов бесхозяйными, поскольку в результате признания недвижимости бесхозяйной может возникнуть лишь право муниципальной собственности.
Удовлетворяя заявление истца о признании права собственности муниципального образования на все четыре выше указанных объекта недвижимости, суд исходит из того, что доводы заявителя подтверждаются исследованными материалами дела, не опровергнуты, данные объекты в установленном законом порядке поставлены на учет в качестве бесхозяйного имущества, с момента постановки на учет прошло более года.
При этом суд учитывает, что указанные жилые помещения, по-прежнему, числятся на учете как бесхозяйные объекты, правовой статус данных объектов недвижимости на момент рассмотрения дела в суде не изменился, на момент рассмотрения заявления записи в Государственном реестре не исключены, право собственности в отношении объектов недвижимости за кем-либо не зарегистрировано.
Доказательства, подтверждающие право собственности иных лиц на указанные объекты, в материалах дела отсутствуют. Физические и юридические лица прав на указанный объект недвижимого имущества не заявили.
Основанием для признания права муниципальной собственности на недвижимое бесхозяйное имущество, в силу части 2 статьи 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является то обстоятельство, что недвижимая вещь не имеет собственника или он неизвестен, со времени постановки недвижимого имущества на учет в установленном порядке прошел период более года.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что указанные выше жилые помещения не имеют собственника и являются бесхозяйными объектами недвижимого имущества, что не оспаривается.
С учетом того, что годичный срок со дня постановки объекта на учет в качестве бесхозяйного имущества истек, требование заявителя о признании права муниципальной собственности муниципального образования Соликамский городской округ на бесхозяйное имущество в виде данных жилых помещений соответствует положениям статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, является законным и обоснованным, подлежит удовлетворению. Требование о признании имущества бесхозяйным является излишне заявленным.
Оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований не усматривается.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
заявление Управления имущественных отношений администрации Соликамского городского округа Пермского края о признании недвижимой вещи бесхозяйной, признании права собственности Соликамского городского округа на бесхозяйное имущество удовлетворить.
Признать за Муниципальным образованием Соликамский городской округ право собственности на недвижимое имущество:
жилое помещение, квартиру, с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу <...>,
жилое помещение, квартиру, с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу <...>,
жилое помещение, квартиру, с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу <...>,
жилое помещение, квартиру, с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу <...>.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, 13.03.2023 года.
Судья Т.В. Крымских