Решение по делу № 8а-9617/2021 [88а-11070/2021] от 11.05.2021

№ 88а-11070/2021

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                       КАССАЦИОННОЕ     ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург                                                                       30 июня 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Кулешовой Е.А.,

судей Жидковой О.В., Терентьевой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области, Администрации города Пскова на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 04 марта 2021 года по административному делу № 2а-2888/2020 по административному исковому заявлению Тимофеев Е.А. и Тимофеев К.А., действующих в своих интересах и интересах <данные изъяты> детей к Комитету по управлению государственным имуществом Псковской области о признании приказа от 29 июня 2020 г. об отказе в предварительном согласовании земельного участка незаконным и обязании повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А., выслушав представителя Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области Изюмову – Нестерову Д.А., поддержавшую доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Тимофеева Е.А. и Тимофеев К.А., действующие в своих интересах и интересах <данные изъяты> <данные изъяты> обратились в суд с административным иском к Комитету по управлению государственным имуществом Псковской области (далее КУГИ Псковской области) о признании приказа об отказе в предварительном согласовании земельного участка незаконным и обязании повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В обоснование иска указали, что 05 июня 2020 г. Тимофеева Е.А., имеющая право как многодетная семья на получение бесплатно в собственность земельного участка, направила в КУГИ Псковской области заявление и документы о предварительном согласовании земельного участка, расположенного в квартале 160106 по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. Письмом от 16 июня 2020 г. административный ответчик уведомил истца о направлении запроса в Администрацию г. Пскова для получения информации по указанному земельному участку. Приказом КУГИ Псковской области от 29 июня 2020 г. в предварительном согласовании предоставления земельного участкам истцам отказано по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Псков» (далее ПЗЗ МО «Город Псков») расположен вне границ территориальных зон, на территории, предназначенной для эксплуатации и обслуживания транспортной инфраструктуры города, а согласно Генеральному плану муниципального образования «Город Псков» находится в границах функциональной зоны «ЖЗ» «Зона смешанной застройки (1-4 этажа) с возможностью организации приусадебного участка».

Истцы полагают, что административный ответчик знал, что 30 июня 2020 г. будет рассматриваться вопрос о внесении изменений в ПЗЗ МО «Город Псков» по данному кадастровому кварталу, но преднамеренно направил информацию, препятствующую удовлетворению их заявления.

В связи с этим, просят признать приказ КУГИ Псковской области от 29 июня 2020 г. № 2689 об отказе в предварительном согласовании земельного участка незаконным и обязать повторно рассмотреть заявление Тимофеевой Е.А.

Решением Псковского городского суда Псковской области от 03 декабря 2020 г. в удовлетворении административного иска Тимофеевой Е.А. и Тимофеева К.А., действующих в своих интересах и интересах <данные изъяты> детей, отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 04 марта 2021 года решение Псковского городского суда Псковской области от 03 декабря 2020 г. отменено, принято по делу новое решение, которым признан незаконным приказ Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области от 29 июня 2020 г. № 2689 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в городе Пскове» и нарушающим права Тимофеев Е.А. и Тимофеев К.А. и их <данные изъяты> <данные изъяты>. Суд обязал Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области повторно рассмотреть заявление Тимофеев Е.А. о предварительном согласовании предоставления однократно земельного участка, расположенного по адресу: г. Псков, ул. Скворцова, д. 341, для индивидуального жилищного строительства.

В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 11 июня 2021 года Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области просит об отмене апелляционного определения, полагая, что оно постановлено с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указали, что Администрацией г. Пскова информации о готовящемся решении в отношении испрашиваемого земельного участка предоставлено не было. Принимая решение об отказе, Комитет учитывал информацию, имеющуюся на дату рассмотрения заявления.

Администрация г. Пскова в кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 11 мая 2021 года просит апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 04 марта 2021 года отменить, ссылаясь на то, что оно постановлено с неправильным применением норм материального права. Указали, что в ответ на запрос Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области, содержал сведения относительно функциональных и территориальных зон в границах которых расположен земельный участок на момент рассмотрения запроса. Поскольку установленная территориальная зона не соответствовала функциональной, дополнительно было указано, что в 2020 году планируются работы по приведению Правил в соответствии с Генеральным планом. Судами не учтено, что земельный участок расположен в границах территории в отношении которой утверждены документы по планировке территории.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких нарушений судом апелляционной инстанции допущено не было.

Судами установлено, что Тимофеева Е.А. и Тимофеев К.А. имеют троих <данные изъяты> <данные изъяты> и в соответствии с положениями Закона Псковской области от 11 мая 2017 г. № 1774-оз «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность бесплатно на территории Псковской области» имеют право на получение в собственность бесплатно земельного участка на территории г. Пскова.

05 июня 2020 г. Тимофеева Е.А. обратилась с заявлением в КУГИ Псковской области с просьбой предварительно согласовать предоставление однократно бесплатно в общую долевую собственность земельного участка, площадью 977 кв.м., расположенного в кадастровом квартале 160106, по адресу <адрес>. К заявлению приложила необходимые документы.

16 июня 2020 г. КУГИ Псковской области направил запрос в органы местного самоуправления для предоставления необходимой информации по испрашиваемому земельному участку.

26 июня 2020 г. Администрация г. Пскова в ответ на обращение КУГИ Псковской области сообщила, что согласно ПЗЗ МО «Город Псков» испрашиваемый земельный участок расположен вне границ территориальных зон, на территории, предназначенной для эксплуатации и обслуживания транспортной инфраструктуры города. Согласно Генеральному плану МО «Город Псков» земельный участок расположен в границах функциональной зоны ЖЗ «Смешанной застройки (1-4 этажа) с возможность организации приусадебного участка». Проведение работ по приведению ПЗЗ в соответствие с Генеральным планом планируется в 2020 г.

Приказом КУГИ Псковской области от 29 июня 2020 г. № 2689 Тимофеевой Е.А. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15, пункта 16 статьи 11.10, пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ.

В письме от 29 июня 2020 г. № 1/4п-8428 КУГИ Псковской области сослался на пункт 6 статьи 11.9 ЗК РФ, как на основание вынесенного решения, который предусматривает, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Указал, что в связи с противоречием между ПЗЗ и Генеральным планом не представляется возможным принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

При этом, из материалов дела следует, что решение о внесении в ППЗ МО «Город Псков» изменений в части территории «вне границ территориальных зон» на ЖЗ с целью их приведения в соответствие с Генеральным планом МО «Город Псков» было принято Комиссией по землепользованию и застройке при Администрации г. Пскова 24 декабря 2019 г.

17 марта 2020 г. по данному вопросу состоялись публичные слушания, 20 марта 2020 г. результаты публичных слушаний официально опубликованы в газете «Псковская правда»

Подготовленный Администрацией г. Пскова проект решения о внесении изменений в ПЗЗ МО «Город Псков» поступил в Псковскую городскую Думу 25 мая 2020 г.

Постановлением Главы г. Пскова от 25 мая 2020 г. № 138 определено созвать 30 июня 2020 г. очередную 39-ю сессию Псковской городской Думы и включить в повестку дня вопрос о внесении изменений в ПЗЗ МО «Город Псков».

30 июня 2020 г. указанный вопрос рассмотрен Псковской городской Думой с принятием решения № 1234 «О внесении изменений в ПЗЗ МО «Город Псков».

Данное решение официально опубликовано в газете «Псковские новости» и вступило в законную силу 03 июля 2020 г.

Отменяя решение суда первой инстанции, и удовлетворяя требования административного истца, суд апелляционной инстанции, исходил из того, что заявление Тимофеевой Е.А. рассмотрено с нарушением действующего законодательства, в основу оспариваемого решения положен формальный, не содержащий необходимой информации ответ Администрации г. Пскова, что повлекло принятие преждевременного, неправомерного решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, которое нарушает права и законные интересы административных истцов и их <данные изъяты> детей.

Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.

Порядок предоставления в собственность земельного участка предусматривает принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (пункт 3 части 1 статьи 39.14 ЗК РФ).

В силу пункта 4 статьи 39.15 ЗК РФ рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления.

В силу пункта 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Исходя из данных правовых норм, уполномоченный орган обязан в рамках рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка проверить наличие или отсутствие снований для его удовлетворения, а после проверки принять решение.

В соответствии с положениями Закона Псковской области от 26 декабря 2014 г. № 1469-оз «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Псковской области и органами государственной власти Псковской области» полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе, являющемся административным центром Псковской области, обладают Администрация области и (или) уполномоченного ею органа исполнительной власти области в области имущественных отношений.

В силу положений Постановления Администрации Псковской области от 08 октября 2015 г. № 450 «Об утверждении Положения о порядке осуществления полномочий по распоряжению земельными участками, государственная    собственность на которые не разграничена, расположенными в городском округе, являющемся административным центром Псковской области, и на приграничных территориях и использования земельных ресурсов» полномочиями по принятию решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка обладает Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям, решения оформляются в виде приказов.

С учетом этого, уполномоченным органом проведения проверки по заявлениям граждан о предварительном согласовании предоставления земельного участка в границах г. Пскова является КУГИ Псковской области.

Основным    принципом предоставления государственных и муниципальных    услуг являются правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими данные услуги (статья 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Во исполнение данного Федерального закона и иных нормативных актов, регулирующих порядок предоставления государственной услуги, приказом Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям от 11 мая 2016 г. № 1231 утвержден Административный регламент предоставления Комитетом по управлению государственным имуществом Псковской области государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена».

Пунктом 6 Административного регламента предусмотрено, что основными требованиями к порядку информирования о предоставлении государственной услуги являются: достоверность предоставляемой информации; четкость в изложении информации; полнота информирования.

На день принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, Администрацией г. Пскова, проект решения о внесении изменений в ПЗЗ МО «Город Псков» уже был направлен в Псковскую городскую Думу, в повестку дня на 30 июня 2020 г. Псковской городской Думы включен вопрос о рассмотрении на 39 сессии внесение изменений в ПЗЗ МО «Город Псков» и в этот же день принято решение о внесении изменений.

При таких обстоятельствах, является правильным вывод суда апелляционной инстанции о том, что изложенная в письме Администрации г. Пскова от 26 июня 2020 г. информация о планируемом устранении противоречий между ПЗЗ и Генеральным планом в 2020 г. является не полной, не конкретной и не соответствующей фактическим обстоятельствам дела. На основании формального ответа Администрации г. Пскова Тимофеевой Е.А. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании п.6 ст. 11.9 ЗК РФ, указывающую, что образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

С учетом установленных обстоятельств дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции об удовлетворении административного иска, являются правильными, основанными на нормах действующего законодательства, и обстоятельствах административного дела.

Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.

Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 04 марта 2021 года по административному делу № 2а-2888/2020 - оставить без изменения, кассационные жалобы Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области, Администрации города Пскова - без удовлетворения.

Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 04 марта 2021 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 июля 2021 года.

Председательствующий

Судьи

8а-9617/2021 [88а-11070/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Тимофеев Кирилл Александрович в своих интересах и интересах н/л Тимофеева Марка Кирилловича, Тимофеева матвея Кирилловича, Тимофеевой Мии Кирилловны
Тимофеева Екатерина Анатольевна в своих интересах и интересах н/л Тимофеева Марка Кирилловича, Тимофеева матвея Кирилловича, Тимофеевой Мии Кирилловны
Информация скрыта
Ответчики
Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области
Другие
Леготкина Людмила Ивановна
Администрация г. Пскова
Никандров Юрий Леонидович
Кутузова Ольга Сергеевна
Суд
Третий кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Терентьева Наталья Анатольевна
Дело на сайте суда
3kas.sudrf.ru
30.06.2021Судебное заседание
30.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее