Решение по делу № 5-336/2017 от 30.05.2017

         № 5-336/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

с. Выльгорт 8 августа 2017 года

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Глобу Т.И.,

С участием секретаря Старцевой Н.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «СевЛесПил», юридический адрес – Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Лесная, д. 2/4, ИНН 112101862, КПП 112250001, ОГРН 1021101120413;

установил:

Заместителем главного государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Сыктывдинского района Голомидовой Е.В. 30.05.2017 в отношении ООО «СевЛесПил» составлен протокол № 13-СЫК-ЭК об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с несоблюдением требований природоохранного законодательства.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Голомидова Е.В. пояснила, что акт осмотра проводился совместно с начальником Управления государственного геологического надзора Минпром Республики Коми Лебедь А.М. Совместно было принято решение, поскольку было установлено правонарушение ООО «СевЛесПил», не проводить административное расследование, не выносить мотивированное представление о проведении внеплановой проверки, чтобы не нарушать и не ущемлять права. Проводился визуальный осмотр. В карьере были размещены опилки, кородревесные отходы. Все договоры аренды законны, данный факт не оспаривается. Договор аренды закончился 23.05.2017. ООО «СевЛесПилом» проведена геологическая рекультивация, проведена посадка саженцев и комиссией АМО МР «Сыктывдинский» была проведена промежуточная приемка биологической рекультивации, Голомидова Е.В. также участвовала в приемке. Было вынесено замечание, что Сыктывдинский районный комитет по охране окружающей среды принять карьер не может. По договору аренды контроль за лесным участком производит Сыктывкарское лесничество. Комиссия АМО МР «Сыктывдинский» не являются собственниками участка. Сыктывкарское лесничество будет принимать участок в состав лесного фонда. Отсыпка начала производится в 2012 году и производилась до 2014 года. На основании обращения депутата Совета МО МР «Сыктывдинский» Потолицына Е.В. выявили опилки в плане рейдового осмотра 16.05.2017. Правонарушение является длящимся с момента выявления. Просила привлечь ООО «СевЛесПил» к административной ответственности. По вопросу рекультивации карьеров с использования отходов явно усматривается двойственность положений. Комитет никогда не проводил контроль за проектами освоения лесов.

Представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ООО «СевЛесПил» Кирин А.В. в судебном заседании пояснил, что с выявленным в ходе проверки нарушением не согласен. Лесной участок был предоставлен в аренду в 2012 году, для проведения работ по рекультивации отработанного карьера. Исполняя требования лесного законодательства, общество по договору аренды должно было составить проект освоения лесов, в котором изложены мероприятия, подлежащие выполнению на данном участке леса. Проект работ по рекультивации с использованием опилок в Комитет лесов был предоставлен, прошел государственную экспертизу с положительным заключением. Приказом Комитета лесов заключение экспертизы было утверждено и проект стал обязательным для исполнения. В соответствии с проектом провели все работы по рекультивации, использовались опилки в качестве создания условий на карьере для последующей высадки саженцев. На данном участке предполагается выращивание леса. Ни каких отклонений от проектов, нарушений контролирующими органами установлены не были, техническая часть работ по рекультивации была завершена в 2014 году. После 2014 года опилки на карьер не завозились. На проект освоения лесов от 2016 года имеется заключение. Данные проекты, приказ и заключения обязательны как для исполнения обществом, так и для органов власти, выдавших и утвердивших данные заключения. В таком случае привлечение к административной ответственности по данным фактам незаконно, вина общества отсутствует. Деяние соответствует решению органов государственной власти, оно не обладает характером противоправности. Так как нам органы власти утвердили проект освоения лесов, который предусматривает работы по рекультивации с использованием опилок, это означает и отсутствие вины в действиях общества. В настоящее время высаживаются саженцы, будет расти лес. Договор должен быть продлен, при этом, проект освоения лесов не должен проходить экологическую экспертизу. Считает, что срок привлечения к административной ответственности истек 01.11.2013, а доказательства в ходе рейдового мероприятия получены с нарушением закона.

Аналогичные доводы приводятся в письменном отзыве генерального директора ООО «СевЛесПил» от 23.06.2017.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

Согласно протоколу № 13-СЫК-ЭК об административном правонарушении от 30.05.2017 при проведении проверки на основании сообщения депутата Совета МО МР «Сыктывдинский» по факту размещения отходов производства (лесопиления) в отработанных карьерах, расположенных вдоль автодороги Койты-Мандач установлено, что на момент проведения планового рейдового осмотра 16.05.2017 в отработанном карьере, на 18-м км автодороги Койты - Мандач в кв. 14 (выдел 35) и кв. 38 (выдел 2) Сыктывкарского участкового лесничества ГУ РК «Сыктывкарское лесничество» ООО «СевЛесПил» размещены отходы лесопиления (опилки и отходы коры).

Факт размещения отходов производства и потребления - опилок и измельченной коры в ложе отработанного карьера площадью 3,2 га, расположенного на 18-м км автодороги Койты - Мандач, в квартале 14 (выдел 35) и квартале 38 (выдел 2) Сыктывкарского участкового лесничества ГУ РК «Сыктывкарское лесничество», на объекте, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов на объекте, является нарушением ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, ст. 12 Федерального Закона «Об отходах производства потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Выявленные нарушения подтверждаются следующими представленными доказательствами: актом № 12 осмотра, обследования территории от 16.05.2017, фототаблицей, картой-схемой целевого назначения лесного участка.

В силу ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела.

В соответствии со ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами установлена административная ответственность, влекущая для на юридических лиц наложение штрафа в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

В силу ч.2 ст. 11 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ на юридические лица возложена обязанность при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Согласно п. 5 ст. 12 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Согласно п. 6, 7 ст. 12 ФЗ-89 объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 № 445, опилки натуральной чистой древесины являются отходом 5 класса опасности (код ФККО 30523001435), отходы коры являются отходом 4 класса опасности (код ФККО 30510001214).

Данные нормы в совокупности свидетельствуют о необходимости соблюдения требований юридическими лицами в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.

Судом установлено, что лесной участок с номером в государственном реестре 441-2012-10, расположенный в отработанном карьере и находящийся в ГУ «Сыктывкарское лесничество», Сыктывкарское участковое лесничество, квартал 14 (выдел 5) и квартал 38 (выдел 2) общей площадью 3,2 га был предоставлен Комитетом лесов Республики Коми в аренду ООО «СевЛесПил» согласно договору аренды от 05.10.2012 . Тогда же был разработан проект освоения лесов, получено заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов. В дальнейшем срок действия договора аренды ежегодно продлялся, также продлялись сроки действия заключений государственной экспертизы.

В соответствии с приказом Минприроды Республики Коми № 651 от 20.05.2016 ООО «СевЛесПил» предоставлен в аренду лесной участок с номером в государственном реестре 441-2012-10 сроком с 24.05.2016 до 23.05.2017 с разрешенным видом использования: выполнение работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождения полезных ископаемых (согласно приложению).Местоположение земель лесного фонда: ГУ «Сыктывкарское лесничество», Сыктывкарское участковое лесничество, квартала № 14, 38. Цель предоставления земель лесного фонда - «работы по технической и биологической рекультивации». Площадь предоставляемых земель - 3,2 га. Согласно приказу, при заключении договора был расторгнут договор аренды лесного участка с ООО «СевЛесПил» от 05.10.2012.

ООО «СевЛесПил» разработан Проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду ООО «СевЛесПил» по договору аренды от 24.05.2016 Вид использования лесов: выполнение работ по геологическом) изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых. Цель использования: техническая и биологическая рекультивация.

В соответствии с пунктом 23 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», в подразделе «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых» должны содержатся следующие сведения: о рекультивации нарушенных при выполнении указанных работ земель. К сведениям прикладывается проект рекультивации земель, разработанный в соответствии с лицензией на пользование недрами. В проекте освоения лесов ООО «СевЛесПил» отсутствует, как приложение, «Проект рекультивации земель».

Разделом 7.3 Проекта освоения лесов «Рекультивация нарушенных земель» предусмотрено проведение технической рекультивации, которая включает в себя следующие мероприятия:

грубая планировка поверхности выработанного пространства;

закладка полости карьера слоем коры и опилок вперемешку с грунтом; выполаживание откосов карьера под углом 18 градусов;

- чистовая планировка поверхности выработанного пространства;    >

освобождение рекультивируемой поверхности от крупногабаритных обломков пород, инженерно-бытовых сооружений и отходов (строительный мусор) с последующим их захоронением или организованным складированием;

покрытие поверхности потенциально плодородным слоем почвы мощностью до 0,40 м.

Биологическая рекультивация предполагает проведение комплекса работ по восстановлению лесорастительности.

Проект разработан на период действия договора аренды до 23.05.2017.

Приказом Минприроды Республики Коми № 1160 от 21.07.2016 утверждено заключение № 259-ЛЗ государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, переданного в аренду ООО «СевЛесПил» «Для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых».

Таким образом, судом установлено, что ООО «СевЛесПил» при производстве работ в ложе отработанного карьера площадью 3,2 га, расположенного на 18-м км автодороги Койты - Мандач, в квартале 14 (выдел 35) и квартале 38 (выдел 2) Сыктывкарского участкового лесничества действовало в соответствии проектом освоения лесов, при положительном заключении государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, переданного в аренду ООО «СевЛесПил», утвержденного приказом Минприроды Республики Коми № 1160 от 21.07.2016.

При этом работы проведены в нарушение ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, ст. 12 Федерального Закона «Об отходах производства потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, а именно ООО «СевЛесПил» произведен завоз и размещение отходов производства и потребления - опилок и измельченной коры в ложе отработанного карьера площадью 3,2 га, расположенного на 18-м км автодороги Койты - Мандач, в квартале 14 (выдел 35) и квартале 38 (выдел 2) Сыктывкарского участкового лесничества, на объекте, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов.

Оценивая обстоятельства дела в совокупности с исследованными доказательствами, судья приходит к выводу, что ООО «СевЛесПил» допущены нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, а именно п. 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, п.п. 6, 7 ст. 12 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, ответственность за которые предусмотрена ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Доводы представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о том, что выявленное нарушение допущено в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу с положительным заключением, и утвержденным приказом Комитета лесов, в результате чего проект стал обязательным для исполнения, не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения на основании следующего.

Общие для Российской Федерации требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, и являющиеся обязательными для использования всеми юридическими, должностными и физическими лицами, в том числе иностранными юридическими и физическими лицами, определены Приказом Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы». В соответствии с п. 4 указанного приказа рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.

Пунктом 1.8 ГОСТ 17.5.3.04-83 «Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель» также закрепляет, что рекультивация нарушение земель должна осуществляться в два последовательных этапа: технический и биологический, в соответствии с требованиями «ГОСТ 17.5.1.01-83 (СТ СЭВ 3848-82). Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения». Положениями стандарта определено, что технический этап рекультивации состоит из нескольких этапов», в том числе, к техническому этапу относятся: планировка, формирование откосов, снятие, транспортирование и нанесение почв и плодородных пород на рекультивируемые земли.

В силу положений ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» указанные государственные стандарты обязательных к применению. Положения указанных государственных стандартов устанавливают, что рекультивация нарушенных земель, как на техническом, так и на биологическом этапе возможна только с использованием почв и пород, в том числе вскрышных пород. Использование отходов, в том числе опилок и измельченной коры - для целей рекультивации нарушенных земель законом не установлено.

Оценив все обстоятельства по делу и доводы защитника в совокупности, судья приходит к выводу, что действия ООО «СевЛесПил» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушения. При этом каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно наличия события административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушения, и виновности ООО «СевЛесПил» в совершении указанного правонарушения, судья не усматривает.

Кроме того, не установлено судом и оснований к прекращению производства по делу в отношении ООО «СевЛесПил» предусмотренных ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.2, 4.3, КоАП РФ не установлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5. КоАП РФ, не истек, поскольку рассматриваемое правонарушение является длящимся и исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения, то есть с 16.05.2017.

Из положений ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 000 руб.

В соответствии с ч. 3.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

При определении размера и вида наказания суд учитывает характер и объем, допущенных ООО «СевЛесПил» нарушений требований экологических и санитарно-эпидемиологических требований, принимает во внимание обстоятельства, при которых совершено административное правонарушение, и считает необходимым назначить в отношении юридического лица административное наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией статьи 8.2 КоАП РФ в размере 50 000 руб., поскольку, по убеждению суда, указанный вид и размер наказания будет способствовать достижению целей административного наказания, установленных ст. 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст. 3.5, 4.1, 29.9, 29.10, 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

постановил:

Признать Общество с ограниченной ответственностью «СевЛесПил» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.

Реквизиты для оплаты административного штрафа:

Получатель - УФК по Республике Коми (Минпром Республики Коми)

ИНН 1101482754

КПП 110101001

Счет получателя 40101810000000010004

Отделение – НБ Республика Коми г. Сыктывкар,

БИК 048702001

Код доходов 85011625050010000140

ОКТМО 87628405

Разъяснить лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, что неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом РФ об административных правонарушениях, влечет в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Т.И. Глобу

5-336/2017

Категория:
Административные
Другие
ООО СевЛесПил
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Глобу Татьяна Ивановна
Статьи

8.2

Дело на странице суда
skdsud.komi.sudrf.ru
30.05.2017Передача дела судье
31.05.2017Подготовка дела к рассмотрению
23.06.2017Рассмотрение дела по существу
29.06.2017Рассмотрение дела по существу
30.06.2017Продление срока рассмотрения
08.08.2017Рассмотрение дела по существу
09.08.2017Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее