Дело № 2-244/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 сентября 2019 года
с. Знаменское Омской области
Знаменский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Орёл А.А., при секретаре судебного заседания Новичковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Знаменского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к МБУ «Центр финансово – экономического обеспечения учреждений в сфере образования» Знаменского муниципального района Омской области о возложении обязанности подготовить паспорт на отходы
установил:
Прокурор Знаменского района Омской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МБУ «Центр финансово – экономического обеспечения учреждений в сфере образования» Знаменского муниципального района Омской области с иском о возложении обязанности разработать и направить паспорта на отходы, в обосновании которого указал, что прокуратурой Знаменского района проведена проверка соблюдения ответчиком законодательства об обращении с отходами производства, в ходе которой установлено, что в результате деятельности МБУ «Центр финансово – экономического обеспечения учреждений в сфере образования» Знаменского муниципального района Омской области образуются отходы от использования бумаг, ламп, уборки помещений, которые относятся к отходам I - IV класса опасности, вместе с тем у ответчика паспорта на указанные отходы отсутствуют, что влечет нарушение установленного законодательством об охране окружающей среды порядка обращения с отходами, нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду. На основании указанного просил, возложить на Муниципальное бюджетное учреждение «Центр финансово – экономического обеспечения учреждений в сфере образования» Знаменского муниципального района Омской области обязанность до 31.12.2019 разработать и направить в Омское обособленное подразделение Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу паспорта на отходы.
В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержал.
Представитель ответчика, МБУ «Центр финансово – экономического обеспечения учреждений в сфере образования» Знаменского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал, уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель третьего лица, Комитета по образованию администрации Знаменского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал, уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель Омского обособленного подразделения департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу в судебном заседании участия не принимал, уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов обязательности проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельное природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В силу ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ, к видам негативного воздействия на окружающую среду относится размещение отходов производства и потребления. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный № 89-ФЗ) паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Согласно ст. 4.1 Федерального закона № 89-ФЗ, отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс – высоко опасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной осуществляющим государственное регулирование в области окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов 1 - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Классификация видов отходов в зависимости от принадлежности к I, II, III, IV классу опасности содержится в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 года № 445.
В силу п. 3, п. 4 Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» (далее - Правила проведения паспортизации отходов), паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 года № 445, к отходам I класса опасности, помимо прочего, относятся лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код отхода 4 71 101 01 52 1), бой стеклянный ртутных ламп и термометров с остатками ртути (код отхода 4 71 311 11 49 1).
В судебном заседании установлено, что в результате деятельности ответчика образуются отходы от использования бумаг, ламп, уборки помещений, относящиеся к отходам I - IV класса опасности, вместе с тем в нарушение вышеуказанных норм у ответчика паспорта на данные отходы отсутствуют, что влечет за собой нарушение установленного законодательством об охране окружающей среды порядка обращения с отходами, нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду гарантированное Конституцией РФ.
При указанных обстоятельствах суд находит исковые требования прокурора, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 31.12.2019 ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 10.09.2019.