№2а-2761/2021
УИД: 56RS0018-01-2021-002546-81
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 13 мая 2021 года
Ленинский районный суд г.Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Месяца О.К.,
при секретаре Карамакановой Е.Ю.,
с участием: представителя административного истца – ООО «Домоуправление - 3 на Декабристов» - Гомозовой О.С., представителя административного ответчика – Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области – Лемешкиной С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Домоуправление – 3 на Декабристов» к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области о признании незаконным предписания №... от 07 сентября 2020 года,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Домоуправление – 3 на Декабристов» обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области о признании незаконным предписания №... от 07 сентября 2020 года, указав, что 07 сентября 2020 года административным ответчиком проведена внеплановая проверка соблюдения ООО «Домоуправление – 3 на Декабристов» лицензионных требований. По результатам проверки в адрес административного истца вынесено предписание ..., согласно которому обществу предписано в срок до 15 октября 2010 года устранить выявленные нарушения путём выполнения работ по организации (оборудованию) мест накопления твёрдых коммунальных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении общества.
Полагая, что указанное предписание является незаконным и неисполнимым, поскольку необходимые места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) уже созданы органом местного самоуправления на земельных участках, являющихся собственностью муниципального образования, возможности обустроить такие же площадки с соблюдением всех необходимых санитарных норм и правил в границах земельных участков, включенных в состав общего имущества многоквартирных домов, не представляется возможным, и, ссылаясь на некорректное ведение реестра мест накопления ТКО, отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников многоквартирных домов, административный истец просил суд признать предписание Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области №... от 07 сентября 2020 года незаконным.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 18 декабря 2020 года настоящее дело передано в Оренбургский областной суд для решения вопроса об определении подсудности, поскольку спор не носит экономического характера, подсуден суду общей юрисдикции.
Определением Оренбургского областного суда от 15 февраля 2021 года административное дело передано на рассмотрение в Ленинский районный суд г. Оренбурга.
Определением суда от 16 апреля 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечён главный специалист отдела контроля качества коммунальных услуг и расчетов государственной жилищной инспекции по Оренбургской области Вяткина Е.А.
В судебное заседание заинтересованные лица - администрация Гайского городского округа, главный специалист отдела контроля качества коммунальных услуг и расчетов государственной жилищной инспекции по Оренбургской области Вяткина Е.А. не явились, извещались судом в соответствии с требованиями гл. 9 Кодекса административного судопроизводства РФ. В заявлении, приобщенном к материалам дела, представитель администрации Гайского городского округа просил о рассмотрении дела в его отсутствии.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявивших лиц, в порядке ст.ст. 150, 226 Кодекса административного судопроизводства РФ.
В судебном заседании представитель административного истца – Гомозова О.С., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные административные исковые требования по доводам, изложенным в иске и дополнении к иску, просила об его удовлетворении.
Представитель административного ответчика Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области Лемешкина С.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, ссылалась на законность вынесенного предписания.
Заслушав доводы административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, утвержденным Указом Губернатора Оренбургской области от 15 февраля 2010 года № 25-ук, в число основных задач Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области включено лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами (п. 8), а к основным функциям инспекции отнесено осуществление лицензионного контроля (пп. «а» п. 9).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ООО «Домоуправление-3 на Декабристов» на основании лицензии ... от 28 апреля 2015 года, выданной Государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области и договоров управления осуществляет деятельность по управлению 21 многоквартирным домом, расположенным по адресам:
- Оренбургская область, г. Гай, ул. Декабристов, д.11;
- Оренбургская область, г. Гай, ул. Декабристов, д.11а;
- Оренбургская область, г. Гай, ул. Декабристов, д.13;
- Оренбургская область, г. Гай, ул. Ленина, д. 47;
- Оренбургская область, г. Гай, ул. Орская, д.126;
- Оренбургская область, г. Гай, ул. Орская, д.126а;
- Оренбургская область, г. Гай, ул. Орская, д.160;
- Оренбургская область, г. Гай, ул. Орская, д.134а;
- Оренбургская область, г. Гай, пер. Парковый, д.1;
- Оренбургская область, г. Гай, пер. Парковый, д.5;
- Оренбургская область, г. Гай, пр. Победы, д.5;
- Оренбургская область, г. Гай, пр. Победы, д.7;
- Оренбургская область, г. Гай, пр. Победы, д.9;
- Оренбургская область, г. Гай, пр. Победы, д.10;
- Оренбургская область, г. Гай, пр. Победы, д.11;
- Оренбургская область, г. Гай, пр. Победы, д.12;
- Оренбургская область, г. Гай, пр. Победы, д.13;
- Оренбургская область, г. Гай, пр. Победы, д.16;
- Оренбургская область, г. Гай, пр. Победы, д.16а;
- Оренбургская область, г. Гай, пр. Победы, д.18;
- Оренбургская область, г. Гай, пр. Победы, д.19а.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 29 сентября 2020 года № ... директором ООО «Домоуправление – 3 на Декабристов» является ...
В период с 31 августа 2020 года по 07 сентября 2020 года Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «Домоуправление – 3 на Декабристов», в ходе которой установлено нарушение лицензиатом требований, предусмотренных пп. «б» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года № 1110, ст. ст. 161, 162 Жилищного кодекса РФ, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491, п. 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года №290, п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно – коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года №170.
Предписанием Государственной жилищной инспекции №ПР-1103 от 07 сентября 2020 года директору ООО «Домоуправление – 3 на Декабристов» ... в целях устранения выявленных нарушений лицензионных требований, установленных пп. «б» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года №1110, предписано в срок до 15 октября 2020 года:
1. Обеспечить соблюдение лицензионных требований при содержании общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в управлении (согласно сведениям, содержащимся в реестре лицензий по состоянию на 03 сентября 2020 года), путем выполнения работ по организации (оборудованию) мест (площадок) накопления ТКО, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении Общества;
2. Представить в инспекцию документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, в том числе сведения о: включении в реестр мест (площадок) накопления ТКО площадок, в том числе специальных площадок для складирования крупных габаритных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении Общества, владении на законных основаниях местами (площадками) накопления ТКО, установленных в соответствии с требованиями пункта 26 (1) Минимального перечня №290, пп. «д (2)» п. 11 Правил №491.
Несогласие с указанным предписанием Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области явилось основанием для обращения ООО «Домоуправление – 3 на Декабристов» в суд с административным иском.
Установленный ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ процессуальный срок обращения с настоящим административным исковым заявлением истцом не пропущен.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области №... от 07 сентября 2020 года соответствует требованиям закона и не нарушает прав административного истца по следующим основаниям.
Положениями ст. 42 Конституции РФ, Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Аналогичная норма закреплена в ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В силу п. 2 ст. 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
В части 1.1 указанной статьи предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1.2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).
В силу ч. 2 ст.161 Жилищного кодекса РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании ч. 2.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу п. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Из пп. "ж" п. 2 Правил № 491 следует, что в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии с пп. «д (2)» п. 11 Правил № 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 3 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 года №416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из Минимального перечня.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержден постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 года №290.
В пункте 26(1) Минимального перечня (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года №232) установлено, что работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов предполагают организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок; организацию сбора отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.
В силу п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года №170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Организация и содержание контейнерных площадок для мусора являются составной частью работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Оборудование площадки для контейнеров и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности жителей многоквартирного дома, является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома. По смыслу приведенных норм в случае, если собственники определили способ управления многоквартирным домом, то указанная деятельность осуществляется управляющей организацией.
Согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со ст. 13.4 указанного Закона накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года №1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов (п 3 Постановления Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра»).
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (п. 4 Постановления Правительства РФ от 31 августа 2018 года №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра»).
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (п. 11 Постановления Правительства РФ от 31 августа 2018 года №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра»).
Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п.п. 13, 13.1 Правил №1156, региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз; орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра».
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в письме от 03 апреля 2019 года №... указано, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, а если такой объект входит в общедомовое имущество, указанная обязанность лежит на собственниках помещений многоквартирных домов или лицах, осуществляющих управление многоквартирными домами.
Системный анализ приведенных нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что создание и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления в тех случаях, когда такие места накопления не входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, именно на управляющую организацию возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, для многоквартирных домов, находящихся в их управлении.
В обоснование иска административные истцы приводят доводы о том, что потребители, проживающие в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «Домоуправление – 3 на Декабристов», фактически обеспечены органами местного самоуправления оборудованными площадками для размещения ТКО; согласно границ земельных участков, сформированных для размещения многоквартирных домов, находящихся в управлении общества и включенных в состав общего имущества, на данных земельных участках невозможно организовать (создать) места накопления ТКО с соблюдением санитарно – эпидемиологических норм и правил.
Указанные доводы судом отклоняются, поскольку исполнение органом местного самоуправления обязанности по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, не освобождает управляющую организацию от обязанности по созданию таких мест с целью исполнения лицензионных требований при управлении многоквартирными домами. Доказательства того, что работы по созданию мест (площадок) накопления ТКО велись управляющей организацией ООО «Домоуправление – 3 на Декабристов», соответствующие заключения о невозможности создания таких мест в соответствии с санитарно – эпидемиологическими требованиями ввиду особенностей размера и конфигурации земельных участков, на которых размещены 21 многоквартирный дом, административным истцом в материалы дела не представлены.
При этом суд учитывает, что оспариваемым предписанием на ООО «Домоуправление – 3 на Декабристов» не возложена обязанность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов с нарушением санитарно – эпидемиологических требований; исполнение предписания предполагает обязанность общества создать названные места накопления твердых коммунальных отходов (в том числе специальные площадки для складирования крупных габаритных отходов) с соблюдением санитарно – эпидемиологических и иных обязательных требований.
Вопреки доводам административного истца, в соответствии с вышеприведенными требованиями закона обязанность лицензиата организовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (в том числе специальные площадки для складирования крупных габаритных отходов) для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении управляющей организации, не ставится в зависимость от факта включения таких мест в состав общего имущества на момент заключения договора управления. Действующее правовое регулирование предполагает включение мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома по мере их создания на соответствующем земельном участке.
Согласно требованиям п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
В предписании уполномоченное должностное лицо проверяющего органа должно указать, в том числе, положения действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих обязательные требования, нарушение которых было выявлено по результатам проверки; требования, предписываемые к выполнению в целях устранения нарушения обязательных требований и порядок, а также срок их исполнения.
Предписание должно содержать только законные требования, возлагающие на юридическое лицо обязанность по устранению нарушений лишь тех норм и правил, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть исполнимы.
Анализируя представленное в материалы дела оспариваемое предписание №... от 07 сентября 2020 года, учитывая, что оно вынесено по результатам проведенной внеплановой документарной проверки на основании акта проверки от 07 сентября 2020 года №... содержит сведения о содержании выявленных нарушений, указание на положения действующих нормативных правовых актов РФ, предусматривающих обязательные требования и мероприятия, подлежащие исполнению, что позволяет совершить определенные действия в целях устранения выявленных нарушений, суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание не содержит неясностей, препятствующих его исполнению.
Доводы заявителя об отсутствии соответствующего решения общего собрания собственников многоквартирных домов об изменении договора управления указанными многоквартирными домами, не свидетельствуют о незаконности вынесенного предписания и не освобождают управляющую организацию от обязанности по осуществлению действий, направленных на организацию и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «Домоуправление – 3 на Декабристов», поскольку содержание общего имущества обеспечивается именно управляющей организацией, согласно пп. «д (2)» п. 11 правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ – 3 ░░ ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ №... ░░ 07 ░░░░░░░░ 2020 ░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 27 ░░░ 2021 ░░░░.