УИД 34RS0004-01-2020-001403-33 Административное дело 2а-296/2021
Судья Озаева О.В. Дело № 33а-4427/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Волгоград 12 мая 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.,
судей Гоношиловой О.А., Сергеева С.С.,
при ведении протокола помощником судьи Муравлевой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бочарниковой С. Г. к Департаменту по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда о признании решения незаконным и возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя административного истца Бочарниковой С.Г.- Шияновой О.С.
на решение Красноармейского районного суда г.Волгограда от 26 января 2021 года, которым в удовлетворении административногоискового заявления Бочарниковой С. Г. к департаменту по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда о признании решения незаконным и возложении обязанности отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Гоношиловой О.А., судебная коллегия
установила:
Бочарникова С.Г. обратилась в суд с административным иском к департаменту по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда о признании решения незаконным и возложении обязанности, в обоснование указав, что она является арендатором земельного участка с кадастровым номером № <...> расположенного по адресу: <адрес>, и собственником расположенных на нем жилого дома и гаражного бокса. По ее обращению администрацией Волгограда разъяснено о невозможности передачи земельного участка в собственность, поскольку по участку проходят границы красных линий. Впоследствии она обращалась с заявлением об изменении границ красных линий, но неоднократно ей было отказано по различным причинам. При этом полагает, что Департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда в своем письме от 16 мая 2019 года предлагает ей за счет своих денежных средств разработать проект межевания территории в границах квартала 08_12_008, так как в бюджете не предусмотрено финансирование обеспечения выполнения муниципального задания.
2 декабря 2019 года она вновь обратилась в Департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда по вопросу корректировки красной линии квартала 08_12_008 по границам земельного участка № <...>.
Полагает, что административный ответчик своим письмо от 30 декабря 2019 года № ар18125-19 снова предлагает ей разработку проекта межевания территории в границах квартала 08-12-008 за свои собственные денежные средства, поскольку муниципальным заданием на 2019 – 2020 года указанная разработка не предусматривается.
Считает, что именно в действиях администрации были допущены нарушения по установлению границ красных линий и в данном случае обязанность по исправлению лежит только на административном ответчике.
По этим основаниям просит признать незаконным решение департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 30.12.2019 года № ар18125-19 об отказе Бочарниковой С.Г. в уточнении красных линий в районе земельного участка по <адрес>; обязать департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда устранить допущенные нарушения закона посредством уточнения координатного описания местоположения красных линий с учетом установления границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Волгограда.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административного истца ставит вопрос об отмене решения суда и удовлетворении административного искового заявления. Ссылается на нарушение норм материального права.
Административный истец, представитель административного истца в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд апелляционной инстанции не уведомили.
Представитель административного ответчика Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, представитель заинтересованного лица администрации Волгограда в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов.
Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Бочарникова С.Г. на основании договора аренды земельного участка от 30 июля 2003 года, заключенного между ней и администрацией Красноармейского района Волгоград, является арендатором земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 930 кв.м.
В настоящее время административный истец является собственником жилого дома и гаражного бокса, расположенных на данном земельном участке.
С целью выкупа земельного участка административный истец обратилась в департамент муниципального имущества администрации Волгограда, но распоряжением от 19 марта 2019 года ей было отказано в предоставлении в собственность за плату земельного участка № 8-1213-65, кадастровым № 34:34:080101:29 по тем основаниям, что часть земельного участка и часть нежилого строения расположены в границах территории общего пользования, линейных объектов города Волгограда.
Впоследствии Бочарникова С.Г. неоднократно обращалась в департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда с заявлениями о корректировке красных линий квартала 08_12_08 по границам спорного земельного участка и объекта недвижимости, расположенных по адресу: <адрес>. Однако, ей было отказано в изменении границ красных линий.
В обжалуемом Бочарниковой С.Г. решении департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 30 декабря 2019 года ей также было отказано в изменении границ красной линии квартала 08_12_08, по тем основаниям, что корректировка красных линий возможна посредством разработки проекта межевания территории. Однако, разработка проекта межевания территории в границах квартала 08_12_08 муниципальным заданием на 2019-2020 г. не предусмотрена. При этом, Бочарниковой С.Г. было разъяснено, что подготовка документации по планировке территории может осуществляться физическими или юридическими лицами за счёт их средств.
Полагая, что со стороны администрации были допущены нарушения по установлению границ красных линий, Бочарникова С.Г. не согласилась с данным решением и просила признать его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии решения департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 30 декабря 2019 года действующему законодательству, полагая права и законные интересы административного истца не нарушенными.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее-ГрК РФ) генеральные планы городских округов являются документами территориального планирования.
Исходя из статьи 23 ГрК РФ генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства и границы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон.
В соответствии с частями 1,4 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории.
В силу статьи 41 ГрК РФ красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации.
Красные линии, формирующие границы кварталов, устанавливаются (изменяются )посредством разработки проекта планировки территории, а в отдельных случаях (в целях установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования) проектами межевания территории).
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц
Красные линии, формируют створ улицы и устанавливаются (корректируются) с учетом: ширины улиц и дорог, которые определяются расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов; состава размещаемых в пределах поперечного профиля улицы элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.); с учетом перспектив развития улично-дорожной сети, предусмотренной Генеральным планом Волгограда. Изменение ранее установленных красных линий, не должны приводить к изломанности створа улиц, при котором не обеспечивается безопасность движения транспорта и пешеходов, ухудшается видимость и затрудняется доступ к существующим объектам недвижимости, в том числе спецтехники (пожарных машин, машин скорой помощи, аварийной службы и транспорта МЧС).
При этом, разрабатываемая документация должна соответствовать требованиям части 10 статьи 45 ГрК РФ, а именно, документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственному регламенту, положению об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программам комплексного развития транспортной инфраструктуры, программам комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативам градостроительного проектирования, комплексным схемам организации дорожного движения, требованиям по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требованиям технических регламентов, сводам правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границам территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границам территорий выявленных объектов культурного наследия, границам зон с особыми условиями использования территорий.
По смыслу пунктов 4.1 - 4.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30 (далее - Инструкция), проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, на основании проектов планировки и застройки градостроительных объектов.
Корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения (пункт 4.6 Инструкции).
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 25 февраля 2016г. N 242-О, недопустимо произвольное установление уполномоченными органами красных линий.
Сводный план красных линий в Волгограде утвержден постановлением администрации Волгограда от 11 июня 2004г. N 777 «Об установлении красных линий в Волгограде».
Как следует из имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 21 декабря 2005 года, а объект недвижимости гараж - 6 февраля 2019 года.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что в период установления красных линий информация о границах данного земельного участка и объекта недвижимости отсутствовала и не могла быть учтена.
Частью 12 статьи 9 ГрК РФ определено, что утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Оспариваемые заявителем красные линии обозначают улицу местного значения, что само по себе не свидетельствует об изъятии территории. Красные линии, которые установлены постановлением администрации Волгограда от 11 июня 2004г. № 777 обозначают планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены автомобильные дороги, не могут как правильно указал суд в оспариваемом решении суда нарушать права и законные интересы истца и создавать препятствия в пользовании и распоряжении принадлежащим имуществом.
Кроме того, ГрК РФ не содержит положений, обязывающих органы власти определять границы красных линий исключительно в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территорий направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие (то есть изменение в будущем) территории.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно посчитал, что доводы административного истца о том, что земельный участок предоставленБочарниковой С.Г.до установления границ красных линий, не могут быть положены в основу решения об удовлетворении заявленных требований.
По смыслу положений ГрК РФ орган местного самоуправления самостоятельно оценивает целесообразность корректировки красных линий, исходя из принципов соблюдения баланса частных интересов и интересов населения муниципального образования. Положительное решение по заявлению собственника земельного участка не является публично-правовой обязанностью органа местного самоуправления при рассмотрении вышеуказанного вопроса.
Само по себе установление границ красных линий применительно к спорной территории не препятствует использованиюБочарниковой С.Г.принадлежащим ей участком, в том числе в части территории, в отношении которой градостроительный регламент не распространяется.
Судом первой инстанции правильно отмечено, что с учетом сложившейся градостроительной ситуации корректировка красной линии квартала 08_12_008 по границам находящихся во владенииБочарниковой С.Г.объектов недвижимости возможна посредством разработки проекта межевания территории при отсутствии необходимости формирования земельных участков под новое строительство.
При этом, из материалов дела следует, что Бочарникова С.Г.в установленном законом порядке за получением вышеуказанных муниципальных услуг в органы местного самоуправления не обращалась.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о законности и обоснованности решения департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 30 декабря 2019 года.
Отказывая в удовлетворении административного иска, районный суд правильно принял во внимание, что установленные красные линии не являются препятствием для пользования земельным участком. В данном случае административный истец не лишен возможности эксплуатировать свой дом по назначению.
Доводы административного истца, изложенные в апелляционной жалобе, являются аналогичными доводам, изложенным в административном исковом заявлении, и направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу заявленных требований, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Принятое по делу судебное решение является законным и обоснованным.
Безусловных оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноармейского районного суда г.Волгограда от 26 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Бочарниковой С.Г. - Шияновой О.С. - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи